Данная исследовательская работа по литературе «Феномен Льва Николаевича Толстого» посвящена изучению биографии Л. Н. Толстого.
В процессе исследовательской работы была изучена биография Л. Н. Толстого и раскрыты особенности личности писателя.
Практическая значимость исследования.
Возможность использовать данный проект на уроках литературы и
при подготовке сценария внеклассного мероприятия по творчеству Л.Н. Толстого.
Данный проект имеет значение для духовного становления и формирования характера человека.
Цель проекта. Раскрыть особенности личности писателя. Ответить на вопрос «В чём состоит феномен Льва Толстого?»
Задачи проекта. Изучить биографию и творчество Л.Н. Толстого.
Объект исследования. Биография и творчество Л.Н. Толстого.
Предмет исследования. Личность писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект на тему «Феномен Льва Николаевича Толстого» | 49.61 КБ |
Автор
Ильин Н.Д.
Горланов А.С.
1 курс, группа 10-т
Специальность
«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
ГАПОУСО «Саратовский политехнический колледж»
Научный руководитель
Кремнева Л.Н., преподаватель
русского языка и литературы, первой категории
Исследовательский проект
на тему
«Феномен Льва Николаевича Толстого»
Данная исследовательская работа по литературе «Феномен Льва Николаевича Толстого» посвящена изучению биографии Л. Н. Толстого.
В процессе исследовательской работы была изучена биография Л. Н. Толстого и раскрыты особенности личности писателя.
Практическая значимость исследования.
Возможность использовать данный проект на уроках литературы и
при подготовке сценария внеклассного мероприятия по творчеству Л.Н. Толстого.
Данный проект имеет значение для духовного становления и формирования характера человека.
Цель проекта. Раскрыть особенности личности писателя. Ответить на вопрос «В чём состоит феномен Льва Толстого?»
Задачи проекта. Изучить биографию и творчество Л.Н. Толстого.
Объект исследования. Биография и творчество Л.Н. Толстого.
Предмет исследования. Личность писателя.
Гипотеза: Л.Н. Толстой феноменальная личность, человек, которому удалось постичь смысл жизни.
Этапы реализации.
Изучение литературы по теме исследования.
Сбор нужного материала по данной теме, его прочтение и тщательное изучение.
Вывод из полученных данных.
Методы исследования.
Теоретические – изучение литературы по теме исследования.
Практические – анализ изученного материала.
Содержание:
1.Введение.
1.1. Биография. Детство и образование.
1.2. Расцвет творчества.
1.3. Смерть Л.Н.Толстого.
2. Л.Н. Толстой-педагог.
2.1. Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне.
2.2. Педагогическая деятельность, система Л.Н. Толстого.
2.3. Вклад Л.Н Толстого в педагогику.
3. Л.Н. Толстой-семьянин.
4. Л.Н. Толстой-писатель.
4.1.«Война и Мир» и «Анна Каренина».
5.Дневники Л.Н. Толстого.
6. Философия Л.Н. Толстого.
7.Самообразование Л.Н. Толстого.
8.Феномен Льва Николаевича Толстого.
9. Литература.
1.Введение.
Лев Николаевич Толстой один из наиболее известных русских писателей и мыслителей.Участник обороныСевастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Впоследствии отказался от дальнейшей номинации. Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом. Лев Толстой был самым издаваемым в СССР писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 3199 изданий составил 436,261 млн. экземпляров. Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп», «Плоды просвещения» и «Власть тьмы», автобиографическое религиозно-философское произведение «Исповедь».
1.1 Биография. Детство.
9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Мать писателя умерла в 1830 году через полгода после рождения дочери, когда Льву не было ещё 2 лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, так как старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Вскоре внезапно умер отец, Николай Ильич, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. И. Остен-Сакен, назначенной опекуншей детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла Остен-Сакен, дети переселились в Казань, к новому опекуну — сестре отца П. И. Юшковой.
Образование.
В 1843 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников, привезла их в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку». По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по некоторым предметам продолжились. Переходные майские экзамены 1846 года были сданы удовлетворительно (получил одну пятёрку, три четвёрки и четыре тройки; средний вывод получился три), и Лев Николаевич был переведён на второй курс. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет С. А. Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».
1.2 Расцвет творчества.
В течение первых 12 лет после женитьбы он создал «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 году и законченные в 1861—1862 годах «Казаки», первое из произведений, в которых наиболее реализовался талант зрелого Толстого. Главный интерес творчества для Толстого проявился «в „истории“ характеров, в их непрерывном и сложном движении, развитии». Его целью было показать способность личности к нравственному росту, совершенствованию, противостоянию среде в опоре на силу собственной души.
1.3Смерть Л.Н.Толстого.
В 1910 году Толстой ушёл из Ясной поляны, однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо, простуда обернулась воспалением лёгких, и сопровождающие вынуждены были в тот же день прервать поездку и вынести больного Льва Николаевича из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом. Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область). Льва Николаевича пытались спасти шестеро врачей, но на их предложения помочь он лишь ответил: «Бог всё устроит». Когда же его спросили, чего ему самому хочется, он сказал: «Мне хочется, чтобы мне никто не надоедал». Последними осмысленными его словами, которые он произнёс за несколько часов до своей смерти старшему сыну, которые тому от волнения не удалось разобрать, но которые слышал врач Маковицкий, были: «Серёжа… истину… я люблю много, я люблю всех…»
7 (20) ноября 1910 года, после тяжёлой и мучительной болезни, на 83-м году жизни, Лев Николаевич Толстой умер в доме начальника станции Ивана Озолина.
2. Л.Н. Толстой- педагог.
2.1. Школа Л.Н. Толстого в Ясной поляне.
Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.
По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе. Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» — произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, — он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.
К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».
Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».
2.2Педагогическая деятельность, система Л.Н Толстого.
По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения. Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.
Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.
Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы, от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».
Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем «Книги для чтения».
Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».
Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.
2.3. Вклад Л.Н Толстого в педагогику.
В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.
Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.
Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.
Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это — увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании. Заслуга Толстого, как педагога велика, ему удалось в крепостной стране открыть 21 школу для крепостных детей.
3.Л.Н.Толстой - семьянин.Лев Николаевич глава большого семейства, отец 13 детей, при всей своей занятости он находил время для каждого своего ребёнка, знал их проблемы и характер. Семейная жизнь Льва Николаевича очень загадочна. Вот, что пишет Софья Берс, теперь уже графиня Толстая, на пятнадцатый день после свадьбы: «Стала я сегодня вдруг чувствовать, что он и я делаемся как-то больше и больше сами по себе».«Я бы дорого дала, чтоб влезть в его душу», - вырывается у 20-летней графини Толстой. Софья Берс во всем поддерживала и помогала своему мужу.«Никто его не знает и не понимает; самую суть его характера и ума знаю лучше других я. Лев Николаевич человек огромного ума и таланта, человек с воображением и чувствительностью, чуткостью необычайной».
4. Л.Н.Толстой- писатель.В течение первых 12 лет после женитьбы он создал «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 году и законченные в 1861—1862 годах «Казаки», первое из произведений, в которых наиболее реализовался талант зрелого Толстого.Главный интерес творчества для Толстого проявился «в „истории“ характеров, в их непрерывном и сложном движении, развитии». Его целью было показать способность личности к нравственному росту, совершенствованию, противостоянию среде в опоре на силу собственной души.
4.1«Война и мир».Выходу «Войны и мира» предшествовала работа над романом «Декабристы» (1860—1861), к которому автор неоднократно возвращался, но который остался незаконченным. А на долю «Войны и мира» выпал небывалый успех. Отрывок из романа под названием «1805 год» появился в «Русском вестнике» 1865 года; в 1868 году вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две. Первые четыре тома «Войны и мира» быстро разошлись, и понадобилось второе издание, которое и было выпущено в октябре 1868 года. Пятый и шестой тома романа вышли в одном издании, отпечатанном уже увеличенным тиражом.
«Война и мир» стала уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Это произведение вобрало в себя всю глубину и сокровенность психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески. Писатель, по словам В. Я. Лакшина, обратился «к особому состоянию народного сознания в героическую пору 1812 года, когда люди из разных слоев населения объединились в сопротивлении иноземному нашествию», что, в свою очередь, «создало почву для эпопеи».
Национальные русские черты автор показал в «скрытой теплоте патриотизма», в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве простых солдат. Он изобразил войну России с наполеоновскими войсками как всенародную войну. Эпический стиль произведения передаётся через полноту и пластичность изображения, разветвлённость и перекрещение судеб, несравненные картины русской природы.
В романе Толстого широко представлены самые разные слои общества, от императоров и королей до солдат, все возрасты и все темпераменты на пространстве царствования Александра I.
Толстой был доволен собственным произведением, однако уже в январе 1871 года он отправил А. А. Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану». Однако едва ли Толстой перечёркивал важность своих предшествующих творений. На вопрос Токутоми Рока[en] в 1906 году, какое своё произведение Толстой любит больше всего, писатель ответил: Роман «Война и мир».
«Анна Каренина».
Не менее драматичным и серьёзным произведением явился роман о трагической любви «Анна Каренина» (1873—1876 годы). В отличие от предыдущей работы, в нём нет места бесконечно счастливому упоению блаженством бытия. В почти автобиографическом романе Левина и Кити ещё присутствуют радостные переживания, но в изображении семейной жизни Долли уже больше горечи, а в несчастном завершении любви Анны Карениной и Вронского столько тревоги душевной жизни, что этот роман является по существу переходом к третьему периоду литературной деятельности Толстого, драматическому.
В нём меньше простоты и ясности душевных движений, свойственных героям «Войны и мира», больше обострённой чуткости, внутренней насторожённости и тревоги. Характеры главных героев более сложны и утончённы. Автор стремился показать тончайшие нюансы любви, разочарования, ревности, отчаяния, духовного просветления.Проблематика данного произведения непосредственно подводила Толстого к идейному перелому конца 1870-х годов.Новое миросозерцание Толстого наиболее полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879—1880, опубликована в 1884) и «В чём моя вера?» (1882—1884). Теме христианского начала любви, лишённой всякого своекорыстия и возвышающейся над любовью чувственной в борьбе с плотью, Толстой посвятил повесть «Крейцерова соната» (1887—1889, опубликована в 1891) и «Дьявол» (1889—1890, опубликована в 1911). В 1890-е годы, пытаясь теоретически обосновать свои взгляды на искусство, он пишет трактат «Что такое искусство?» (1897—1898). Но главной художественной работой тех лет стал его роман «Воскресение» (1889—1899), сюжет которого был основан на подлинном судебном деле. Резкая критика церковных обрядов в данном произведении стала одной из причин отлучения Толстого Святейшим синодом от православной церкви в 1901 году. Наивысшими достижениями начала 1900-х годов стала повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп». В «Хаджи-Мурате» в равной мере обличён деспотизм Шамиля и Николая I. В повести Толстой прославил мужество борьбы, силу сопротивления и любви к жизни. Пьеса «Живой труп» стала свидетельством новых художественных исканий Толстого, объективно близких чеховской драме.
5. Дневники Л.Н. Толстого.
Лев Толстой — безусловный классик. Начиная с 19 лет, Толстой начал вести свой дневник, в котором писатель описывал как повседневную жизнь, так и необычные умозаключения, которые приходили к нему во время его размышлений. Вот несколько цитат из дневника великого писателя о его жизни.«Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».«Ищи случаев сделать добро. Старайся сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой». «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».«Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».Эти и ещё множества мудрых и до сих пор актуальных высказываний были описаны в дневниках Толстого. Помимо полезных умозаключений, также в дневнике были описаны некоторые дни жизни писателя, в которых он описывал, как занимался саморазвитием и развитием своей воли, как телесной, так и духовной.
6. Философия Л.Н. Толстого.
В основе философии Толстого лежит христианское учение. Но понимание Толстым этого учения было особенным. Он рассматривал Христа, как учителя нравственности, но не более того.Толстой поддерживал идею стремления к нравственному совершенству. Попутно он приводил некоторые заповеди, взятые им в качестве основополагающих:
Но больше времени Толстой уделял поиску смысла жизни, ведь он просто не хотел верить в то, что жизнь бессмысленна. Толстой назвал смыслом жизни самосовершенствование и избавления человека от его негативных качеств.Хотя даже у него были свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.
7. Самообразование.
Ежегодно Л. Н. Толстой ставил цели, изучить определённые науки. Таким образом, Толстой стал одним из самых образованных людей своего времени. Он знал несколько языков, создал множество правил для развития воли телесной и духовной, изучил такие науки, как сельское хозяйство, живопись, архитектура, музыка, математика, физика, химия. Но даже на этом не останавливался великий писатель. Он единственный граф, который в то время сам работал в поле вместе со своими крестьянами. Лев Николаевич и дня не мог прожить в безделье.Вот примеры записей дневника:
1847 год, 17 апреля. Теперь я спрашиваю. Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение двух лет? 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.
1909 год, 5 июля. Самый трудный, критический возраст — это когда человек перестает телесно расти, сильнеть… я думаю, около 35 лет. Развитие, рост тела кончается, и должно начинаться развитие, рост духовный. Большей частью люди не понимают этого и продолжают заботу о росте телесном, и ложное взятое направление бывает губительно.
8.Феномен Льва Толстого.
В чём же заключается феномен Льва Толстого?Толстой – человек, который достаточно сильно отличается от других людей. Он полностью сформировался как личность. Лев Николаевич знал, что хочет сделать и добивался этого. Толстой понял, что является для него смыслом жизни и прямо шёл к своей цели развития тела и духа. Прежде всего, нужно сказать о Л. Толстом, что он - гениальный художник и гениальная личность. Та нравственная высота, которую достиг Толстой - человек, результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей таких, как честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость - на эти недостатки указывает сам Толстой. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.Лев Николаевич один из немногих, кто мог осознавать, бороться и побеждать свои пороки.Смысл жизни Толстой видит в служении людям и в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Вот с какой целью человек приходит в этот мир, чтобы стать лучше."Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".Л. Толстой.
Литература.
1. Дневник Л. Н. Толстого, т. I (1895--1899), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.
2. Дневник молодости Л. Н. Толстого, т. I (1847--1852), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.
3. Гусев Н. Н., Жизнь Л. Н. Толстого. Молодой Толстой (1828--1862), изд. Толстовского музея, М., 1998.
4. Гусев Н. Н., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, изд. «Academia», М. -- Л., 2005.
5. Леонтьев К. Н., О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. (Критич. этюд), М., 2004.
6. Эйхенбаум Б., Молодой Толстой, изд. З. И. Гржебина, П. -- Берлин, 2002.
7. Гудзий Н. К., Как работал Л. Толстой, изд. «Советский писатель», М., 2003.
8. Сборники статей и материалов о Толстом: Международный толстовский альманах, состав. П. Сергеенко, изд. «Книга», М. 2004.
9. Драганов П. Д., Граф Л. Н. Толстой как писатель всемирный и распространение его произведений в России и за границей. 2006.
10. Тексты романов: «Война и мир», «Анна Каренина».
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Какая бывает зима
Северное сияние
Мальчик и колокольчики ландышей