Цель данной работы - оценить возможность обучения ученика третьего класса выразительному чтению.
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno_li_nauchit_vyrazitelnomu_chteniyu.doc | 70.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коми национальная гимназия»
Можно ли научить выразительному чтению?
(научно-исследовательская работа)
Исполнитель: Комаров Николай
ученик МОУ КНГ
3б класса
Руководитель: Шаньгина Т.Ф.
учитель начальных классов
Сыктывкар
2018
Оглавление
I.Введение………………………………………………………………………....3
II. Методика обучения детей выразительному чтению в начальной школе…..4
III. Этапы проведения исследования………………………..…………………...7
3.1 Выбор объекта изучения………………………………………………7
3.2 Подбор литературного материала…………………………………….7
3.3 Изучение знаков препинания в тексте ……………………………….7
3.4 Выбор персонажей, от имени которых может читаться текст……....8
3.5 Просмотр видео материалов .………………………………………….8
3.6 Совмещение образа с текстом стихотворения………………………..9
3.7 Совместные репетиции. Оттачивание выразительного чтения……10
IV. Подведение итогов………………………………………………..…………11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Приложение……………………………………………………………………....13
I.ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства я отличался от сверстников умением выразительно читать литературные произведения. Еще в детском саду я участвовал в конкурсах чтецов и побеждал в состязаниях. Дело в том, что со мной занималась мама, которая обладала достаточным опытом в подобных мероприятиях. Наши занятия проходили очень интересно. Мы пробовали различные образы, анализировали тексты, меняли интонации со смешных на жуткие и пробовали различные смены настроений. Полученный опыт мне очень пригодился в начальной школе. Мне с легкостью удавалось выразительное чтение отрывков и стихотворений. Я быстро понимал мысли автора, когда прочитывал школьные произведения. Этот опыт повлиял не только на мои успехи в учебе и в школьных конкурсах чтецов, но и на развитие моей разговорной речи. Я заметил, что в моем классе у многих одноклассников не получается выразительное чтение. Тогда я предположил, что возможно у этих ребят не хватает опыта, чтобы показать эмоциональную окраску произведения. Я решил попробовать передать накопленные знания одному из одноклассников и посмотреть, можно ли обучить выразительному чтению ученика третьего класса.
Тема исследования:
Можно ли научить третьеклассника выразительному чтению?
Цель:
Оценить возможность обучения ученика третьего класса выразительному чтению.
Задачи:
1.Изучить материалы по Методике обучения детей выразительному чтению в начальной школе. Сравнить теорию с полученным ранее опытом.
2.Провести обучение ученика третьего класса выразительному чтению на примере одного стихотворения.
3.Подвести итоги по проведенному исследованию.
II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выразительное чтение - это способность средствами художественной выразительности речи отразить свое отношение к тому, о чем читаешь, оценить содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
1. Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.
2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать ошибки.
4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и нашим к нему отношением.
5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.
Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют следующие: умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его героев, автора; умение представлять в своем воображении картины, события, лица на основе так называемых «словесных картин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное отношение; умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и читателя.
Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Поскольку умение осознавать задачу чтения для учащихся начальной школы сложно, процесс овладения им в начальных классах не завершается.
Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха.
III. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Выбор объекта изучения. Поучаствовать в своем исследовании я предложил однокласснице Диане Гильманшиной, которая не обладает достаточным опытом, но при этом не боится сцены и готова работать над собой.
3.2 Подбор литературного материала. Я выбирал стихотворения по следующим критериям:
- подходящие для совместного прочтения мальчиком и девочкой;
- включающие в себя скрытый или явный диалог, чтобы более ярко выразить артистические способности;
- имеющие глубокий смысл и интересный сюжет;
- подходящие для учеников третьих классов.
В результате просмотра поэтического материала были выбраны следующие стихотворения:
- «Пойду схожу за счастьем на базар…» (автор: Ирина Самарина);
- «Взрослые! Если грустите…» (автор: Светлана Карпова, 13 лет);
- «Обнимайте детей сейчас…» (автор: Сергей Ефимов).
Подобранные произведения были предложены для выбора Диане, потому что обучающемуся обязательно должен нравиться стих, над которым он будет работать. После прочтения возможных вариантов, она выбрала стихотворение Светланы Карповой «Взрослые! Если грустите…» (Приложение 1).
3.3 Изучение знаков препинания в тексте и выразительное чтение с листа. Для начала ученику были разъяснены длительности пауз и интонационная окраска в соответствии со следующими принципами:
точка – длительная пауза;
запятая – короткая пауза;
двоеточие – короткая пауза;
многоточие – задумчивость, протяжность;
восклицательный знак – громко, ярко;
вопросительный знак – вопросительная интонация.
Чтение с листа с учетом пунктуации удавалось не сразу, но после пятого прочтения Диана справилась с поставленной задачей.
3.4 Выбор персонажей, от имени которых может читаться текст.
Ученица закрывала глаза и слушала произведение вслух, а потом отвечала на вопрос: «Какой образ у нее возник в воображении?». Подходящими героями она назвала фею, врача и ребенка. Это правильный ответ, потому что на эти образы в стихотворении указывают следующие фразы:
- врач: в аптеке спросите, пару цветных витаминок, капелек с сахаром;
- фея: волшебное царство, птицей будто бы станете вы, чудо-лекарство;
- ребенок: хочется петь и играть, радость веселых проказ, больше детей не ругать, чудесных затей.
Диана попробовала прочитать текст с учетом каждого персонажа, используя наиболее вероятные эмоции. Для дальнейшей работы остановились на образе врачей.
3.5 Просмотр видео материалов для более подробного изучения персонажа.
В качестве наглядного пособия был подобран сериал «Склифосовский», мультфильм «Айболит» и передачи с Еленой Малышевой.
В процессе работы мы обратили внимание на следующие моменты в поведении врачей:
- часто держат руки в карманах;
- жесты не широкие;
- эмоции сдержаны;
- речь четкая, вдумчивая, размеренная с длительными паузами.
- осанка прямая.
Данный этап работы помог глубже понять выбранный персонаж. В процессе работы я постарался научить Диану анализировать видео материалы, подмечать особенности личности внутри профессии.
3.6 Совмещение образа с текстом стихотворения. Определение логических пауз и акцентов. Заучивание текста наизусть.
Чтобы более наглядно показать результат работы, я решил сделать совместное прочтение стихотворения с чередованием четверостиший. В этом случае можно лучше увидеть степень проделанной работы с человеком, который не обладал достаточным опытом.
В процессе прочтения строк мы вставляли жесты и логические паузы, характерные докторам. Темп стихотворения сделали спокойным с небольшими эмоциональными подъемами. Логические акценты оставили в предложениях с восклицательными и вопросительными знаками. Если начало стихотворения выглядит как диалог со зрителем (обращение врачей к пациентам), то в конце произведения удалось перейти к диалогу докторов друг с другом. Я заметил, что работа в дуэте может помочь найти интересные прочтения стихотворений, которые невозможно реализовать в сольном исполнении.
Почти в каждом лирическом произведении главный смысл кроется в последнем четверостишии, поэтому оно представляет особый интерес. Чтобы передать суть текста зрителю приходится анализировать все стихотворение целиком. Проанализировав материал и поняв, что нет ничего лучше смеха и улыбок детей для возращения взрослых в детство (по мнению автора), мы решили выделить именно эти строки.
После того, как выразительное прочтение стихотворения было доработано, оставалось только выучить его полностью.
Следует заметить, что переучить интонацию очень тяжело, поэтому следует, сначала произвести анализ произведения, определиться с логическими паузами и акцентами, а уже потом переходить к заучиванию материала.
3.7 Совместные репетиции. Оттачивание выразительного чтения.
На заключительном этапе мы отрабатывали в отдельности каждое четверостишие до получения оптимального результата.
Очень многое зависит от того, как преподнести материал, поэтому я решил дополнить наше выступление музыкальной аранжировкой из шоу «Уральские пельмени» под названием «Доктор Соколов…».
В довершение работы мы подбирали костюмы и продумывали детали.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
I заключение. Мной была изучена Методика обучения выразительному чтению для начальных классов. Изучив материалы Калашниковой С.Г., Коренюк Л.Ю., Майман Р.Р. и Шигиной С.Ю., я нашел для себя интересные приемы и упражнения для обучения выразительному чтению. При этом я заметил, что мой опыт отличается от опубликованного ранее. Я считаю, что при обучении выразительности следует дополнительно обращать внимание на следующие факторы:
1) Выбор образа может сделать стихотворение более ярким. Любой стих можно прочитать с различной окраской.
2) Главное – не читать стих, а рассказывать, как будто эти слова написаны чтецом.
3) Следует изучать эмоции и жесты того персонажа, который выбран для прочтения, используя видеоматериалы. Также для совершенствования можно просмотреть множество полезных роликов с прочтением стихов актерами и победителями конкурсов.
4) Произношение и все движения должны быть логичными и естественными. Излишняя или однообразная жестикуляция только портит впечатление.
II заключение. Проведено пошаговое обучение ученицы третьего класса выразительному чтению на примере одного поэтического произведения. В результате работы достигнута выразительность образа и яркость интонации.
III заключение. После проведенных исследований я ответил на свой вопрос – ученика третьего класса можно научить выразительному чтению.
Список использованной литературы
1. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
2. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2007. – 140 с.
3. Майман Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению. М.: Дело, 2005. – 135 с.
4. Шигина С.Ю. Говорим и читаем выразительно. Владикавказ 2002. – 112 с.
5. Карпова С. Взрослые! Если грустите. Режим доступа: https://happy-school.ru/publ/vzroslye_esli_grustite/11-1-0-12732.
6. Дипломная работа: Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения. Режим доступа: https://www.ronl.ru/diplomnyye-raboty/pedagogika/173205/.
7. Курьянова И.А. Методические приемы обучения выразительному чтению младших школьников Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-priiemy-obuchieniia-vyrazitiel-nomu-chtieniiu-mladshikh-shkol-nikov.html.
8. Крякина С.Г. Работа над выразительным чтением в начальной школе. Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2016/01/03/rabota-nad-vyrazitelnym-chteniem-v-nachalnoy-shkole.
9. Методика работы над выразительным чтением. Режим доступа: http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/metodika-raboty-nad-vyrazitelnym-chteniem.
10. Обучение выразительному чтению младших школьников. Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00008793_0.html.
11. О формировании умения выразительного чтения младших школьников (на примере поэзии А.Барто и А.Усачева). Режим доступа: https://nauchforum.ru/studconf/science/i/28964.
Приложение 1
Взрослые! Если грустите,
Кошки скребут на душе –
Детство в аптеке спросите:
В капельках или в драже.
Пару цветных витаминок,
Капелек с сахаром пятъ –
И босиком без ботинок
Прямо по лужам гулять.
В ваших глазах отразится
Небо такой синевы...
Солнцем, травинкой и птицей
Будто бы станете вы.
Снова деревья большие,
Хочется петь и играть!
...Может, вы даже решите
Больше детей не ругать?
Детства волшебное царство –
Радость весёлых проказ...
Жаль, что про чудо-лекарство
Мамы не знают пока.
Но не беда! Слава Богу,
Вместо чудесных затей
Взрослым придут на подмогу
Смех и улыбки детей!
(Светлана Карпова, 13 лет)
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Композитор Алексей Рыбников
Муравьиная кухня
Пока бьют часы
Кактусы из сада камней