Работа была представлен на школьном этапе конкурса исследовательских работ "Шаг в будущее", где заняла перворе место и была рекомендрвана в районом конкурсе
Вложение | Размер |
---|---|
makar.docx | 26.02 КБ |
Российская научно-социальная программа
для молодёжи школьников «Шаг в будущее»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
Автор:
Манохин Макар Романович
11 класс
НРМОБУ «САЛЫМСКАЯ СОШ №1»
Тюменская область
Нефтеюганский район
с.п. Салым
Руководитель:
Комур Лариса Евгеньевна
Учитель русского языка
НРМОБУ «САЛЫМСКАЯ СОШ №1»
2019
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ . Манохин Макар Тюменская область, Нефтеюганский район, п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ №1», 11 класс. 2019
Руководитель: Комур Лариса Евгеньевна, учитель русского языка НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Аннотация
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися нашей школы, с точки зрения значения и происхождения; определены мотивы употребления жаргонизмов, наиболее часто встречающиеся из них, положительные и отрицательные стороны употребления жаргонизмов в речи школьников. Работа представляет собой прикладное исследование.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………....3
План исследования………………………………………………………..5
Научная статья
1. История возникновения жаргона……………………………….………6
2.Виды жаргона……………………………………………………………...7
3.Что оказывает влияние на развитие молодёжного жаргона……………9
4.Молодёжный жаргон и его функции…………………………………….11
5.Заключение………………………………………………………………...15
Библиография……………………………………………………………...16
Приложение………………………………………………………………..17
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ. . Манохин Макар Тюменская область, Нефтеюганский район, п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ №1 11 класс 2019
Руководитель: Комур Лариса Евгеньевна, учитель русского языка НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
План исследования
Наблюдение за речью учащихся нашей школы с целью составления словаря жаргонных слов и их анализа с точки зрения значения и этимологии.
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ. . Манохин Макар Тюменская область, Нефтеюганский район, п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ №1», 11 класс. 2019
Руководитель: Комур Лариса Евгеньевна, учитель русского языка НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Научная статья
«Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью», - писал Александр Куприн.
Сегодня, в начале XXI века, остро встаёт вопрос о культуре речи. Это не случайно. Русский язык претерпел множество не самых лучших изменений. Огромный поток заимствований и жаргонизмов вызывает беспокойство не только языковедов. Многие люди ориентируются на такой язык и считают его эталоном хорошей русской речи, и особенно это заметно в молодёжной среде.
Объективная реальность сегодня - и жаргон школьников. И хотя некоторые учёные считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», существует опасность изменить ими настоящий литературный язык. Думаю, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, так как это всё равно не приведёт к желаемому результату. Нужно искать какие-то другие подходы к решению этой проблемы. Наше молодое поколение хочет быть успешным. Но мало кто задумывается над тем, что это напрямую связано с культурой нашей речи. Считаю, что школьники должны внимательно, вдумчиво относиться к своей речи, стараться овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, меньше использовать жаргон. Хочется помочь им научиться уважать родную речь и, следовательно, самих себя.
Я поставил перед собой цель: изучить и критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи своих одноклассников и учеников нашей школы.
Наметил следующие задачи:
Объект исследования: речь школьников.
Предмет исследования: жаргонизмы.
Основные методы исследования:
Изучив специальную литературу, узнал, что жаргон – своеобразный социальный диалект, свойственный определённым группам людей. Составной частью жаргонов являются жаргонизмы – обиходно-бытовая лексика и фразеология, характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Выяснил, что многие школьники считают их необходимыми словами. Неужели без них действительно нельзя обойтись? В своей работе хочу рассказать об этом.
1.История возникновения жаргона
Жаргон – речь какой-нибудь социальной группы, объединённой общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования.
Это слово возникло во французском языке в XII веке и первоначально означало «чириканье». Затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный язык».
В России жаргоны также существовали издавна. Они возникли ещё в феодальной Руси на основе русского языка в особых исторических и социальных условиях. На них говорили люди, принадлежавшие к какой-либо социальной группе и ставившие своей целью скрыть что-либо от окружающих, например, профессиональные секреты. К ним можно отнести лошадиных барышников, портных, шаповалов, жестянщиков, условные языки которых сохранялись и в конце XIX века, и даже в начале XX века. Ярким примером этому явлению будет жаргон офеней – мелких торговцев, который состоял из исковерканных до неузнаваемости форм и слов литературного русского языка. Таким способом офени обменивались информацией, не предназначенной для чужих ушей. Другая причина появления жаргона – скрыть, замаскировать преступный характер своих замыслов и действий (такова речь преступников).
От обычной речи всех говорящих по-русски жаргон отличается, главным образом, своим словарным составом – лексикой.
Сфер употребления жаргонов много. И каждая сфера употребления своеобразна, в каждой есть свои жаргонизмы, не употребляемые в других.
Основной принцип различения жаргонов – это профессиональная деятельность людей. В этой сфере употребляются профессионализмы как разновидность жаргона. Свой жаргон у студентов, у врачей, у учителей, у милиционеров, у военных и у многих других групп людей, объединённых по профессиональному признаку. Употребляя жаргонизмы, свойственные их профессии, представители данных социальных групп не ставят своей целью зашифровать свою информацию, а стремятся облегчить взаимопонимание и ускорить обмен информацией.
Вот некоторые примеры профессиональных жаргонизмов:
· окно – на языке учителя это означает промежуток в расписании;
· пара – на языке студента это сдвоенное занятие;
· белка – на языке врачей это болезнь под названием «белая горячка»;
· жмурик – на языке милиционеров это труп человека (кстати, это понятие они позаимствовали в криминальном мире);
· дух – на языке военных это солдат-новобранец.
Употребляется жаргон не только среди людей определённой профессии. Распространяется он и среди определённых слоёв населения.
Особенный жаргон в криминальном мире. В нём жаргонные слова употребляются как раз для того, чтобы обособиться от других социальных групп, сделать свой язык как можно более непонятным для окружающих.
Не менее интересен в этом плане и молодёжный жаргон, который стремится к тому же, но не с целью скрыть какие-то противоправные деяния, а с целью обрести свободу выражения.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными сферами употребления жаргонизмов являются профессиональные объединения и социальные группы общества.
2.Виды жаргона
Школьный жаргон
В школе часто используются слова и выражения, которые ясны товарищам, но не всегда понятны окружающим. Они и составляют школьный жаргон. Как никогда актуальна проблема школьного жаргона. Носителями его являются исключительно школьники.
1.Жаргон школьников и сфера школы:
- учитель-предметник – физичка (учитель физики), истеричка (учитель истории), химоза (учитель химии), биологичка (учитель биологии), англичанка (учитель английского языка).
- названия учебных предметов – физра - физкультура, литра - литература, матка - математика, инглиш- английский язык.
-другие школьные названия – шпора (шпаргалка), зубрила, камчатка, чукотка(задние парты), домашка (домашняя работа), контроша (контрольная работа); школьные помещения (столовка – столовая).
Данная группа очень обширна, но некоторые ее значения (прозвища учителей), например, учителей разных предметов носят ярко-выраженный индивидуальный характер и реализуются в речи учеников лишь той школы, где были выработаны.
2.Жаргон школьников и сфера досуга :
К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как дискач, поп, рок, попса, кореша, тусовка, замочить, махаться. Для слов этой группы характерно преобладание значений, заимствованных из других жаргонов, например, музыкального.
3.Жаргон школьников и сфера быта.
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
-называющие части тела: виза – лицо; грабли, клешни – руки; котелок, тыква, чайник – голова ; лыжи, лапти, тормоза – ноги.
- называющие одежду, обувь : джины-джинсы; косуха, шкура – куртка ; прикид - модная одежда .
- называющие различную бытовую технику : компик – компьютер, Клава – клавиатура, скинуть, перекинуть – скопировать на дискету; маус, мышара – мышь.
4.Сфера оценки в жаргоне школьника.
Слова сферы оценки можно разделить на две группы:
-взаимодействие школьников друг с другом: лохидзе – лицо кавказской национальности, он же черный, черномазый, чувак, браток, братиша, чувачок, Кент, мелочь (ученики младших классов). Эти обращения употребляются наиболее часто.
-лексика оценки: шик, блеск, отпадно, круто, супер, клево, потрясно, зашибись- положительная оценка; фигово, лево, муть, мура, облом, фигня, пипец – отрицательная оценка.
Студенческий жаргон
Студенты - это люди, которые еще тесно связаны с бывшей школой, со школьными привычками, с домом, поэтому жаргонные слова встречаются в их языке:
Абитура - абитуриенты
Бомба, шпора, крокодил, гармошка – названия шпаргалок
Курсач – курсовая работа
Хвост – предмет, в связи с которым есть проблемы
Общага – общежитие
Объява - объявление
Жаргон абонентов сотовой связи
Появление и распространение сотовых телефонов также не могло не отразиться на языке. Когда сотовые телефоны получили широкое распространение, соответствующие термины и жаргонизмы были перенесены из сферы вычислительной техники в сферу сотовой связи:
- клава – клавиатура
- глюк – сбой, неполадка в работе программы
- ася, Аська – ICQ, свободно распространяемая программа интерактивных конференций (быстрого обмена сообщениями, чатами) через Интернет.
В дальнейшем наиболее частые жаргонные слова, называющие объекты, явления и действия, которые относятся к сфере сотовой связи, вероятно, найдут свое отражение в словарях и окончательно закрепятся в языке, как это произошло после того, как в нашу жизнь прочно вошло телевидение.
3.Что оказывает влияние на развитие жаргона?
1.Развитие компьютерных технологий
Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. (клава, инет, комп, мышь и т.д.)
2. Современная музыкальная культура
Одно из увлечений молодёжи – музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка – смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов. (попса, сбацать, свежак, плэйлист и т.д.). Часто молодые люди придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям:
Аси-Баси, Дженифер Попез, Патриция Квас, Паша Макаров, Мармеладзе, Бари Карабасов, Андрей Бубен, Болванушки International, Филя.
3.Иностранные языки
Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие молодёжные жаргонизмы – это слова, которые заимствованы с английского языка. Фифти-фифти (fifty-fifty) – 50 на 50, респект - уважение, чейндж – обмен, лузер – неудачник, дринк - напиток, пипл – люди, ноу проблемз (No problems) - Без проблем
4.Уголовная лексика
Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, классе (фраер - авторитет, мусор - полицейский), действий (замочить, грохнуть - убить, стучать – докладывать, пробить по братве), мест (ментовка, ментура – полицейский участок).
Хочется отметить следующее. Знанием уголовной лексики молодые люди часто пытаются подчеркнуть свою «взрослость» и «крутизну»
5.Компьютерные игры, видео, мультфильмы
Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны (прошел третий уровень, гильда - объединение игроков, нуб - начинающий игрок, чар - персонаж, моб – монстр, итем – вещь, вендор – торговец, манчить – повышать уровень, реснуть – оживить, кикнуть-убить.
Компьютерный молодежный язык очень широко распространён в последнее время.
Превед, медвед! – традиционное приветствие
Красавчег – положительная оценка кого-либо
Зайчег – положительная оценка кого-либо
Ацтой – отстой
Ужс - ужас
4.Молодёжный жаргон и его функции
Молодёжный жаргон – это особый язык молодых людей, с помощью которого они общаются.
Мы провели анкетирование среди учащихся 7, 8 и 9 классов (см. приложение таблицы № 1, 2) и выяснили, что употребляется молодёжный жаргон как в неформальной обстановке: в клубе, на дискотеке, на улице, в компании друзей, среди молодёжи, так и в официальной, например, в школе. Причём 28% школьников считают, что пользоваться молодёжным сленгом можно везде (см. приложение).
Из 90 человека опрошенных только семь (7,8%) не употребляет в своей речи жаргонизмы, объясняя это тем, что хочет быть культурным человеком. Остальные 92,2% находят причины для употребления молодёжного жаргона, включая успешных учеников. (см приложение № 1)
Семиклассники основными причинами (см. приложение № 2) употребления жаргона называют следующие:
· все так говорят – 46%
· так проще и удобнее – 44%
· так интереснее – 5%
· нравится – 5%
Восьмиклассники (см. приложение № 3):
· все так говорят – 23%
· так проще и удобнее – 38%
· в зависимости от круга общения–14 %
· модно – 25%
У девятиклассников более широкий спектр причин (см. приложение № 4):
· привычка – 51%
· такая компания – 13%
· такое время – 6%
· модно – 6%
· нравится – 6%
· без них трудно – 6%
· вынуждает круг общения – 6%
· это слова-паразиты – 6%
Из этого перечня причин можно сделать следующие выводы: 13-14-летние подростки воспринимают молодёжный жаргон как нечто само собой разумеющееся и позитивное, подростки 15-16 лет оценивают это явление не столь однозначно и не столь позитивно: только 6% подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным и приносящим радость. Другие – 51% - пользуются им по инерции (привыкли – и не хочется ничего менять), а третьи – 43% - вынуждены так говорить, потому что этого требует время, молодёжная компания, потому что жаргонизмы – это слова-паразиты.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится
подросток, тем меньше у него желание употреблять жаргоны. Ведь старшеклассники не только называют причины, по которым они употребляют жаргонизмы, но и вместе с тем объясняют, почему они не могут не употреблять их.
Молодёжный жаргон так же, как литературный или разговорный языки, используется для передачи информации. В его лексике широко используются глаголы, имеющие значение понимания, усвоения информации:
· «вкурил» - понял;
· «всосал» - понял;
· «допёр» - понял;
· «допетрил» - сообразил;
глаголы, несущие в себе значение общения:
· «базарить» - разговаривать;
· «балаболить» - разговаривать;
· «морить» - смешить;
· «трындеть» - разговаривать.
Среди наречий можно выделить всего одну группу по значению: это наречия образа действия:
· «без поняток» (непонятно)
· «до лампочки», «по барабану», «фиолетово» (всё равно),
· «классно», «круто», «супер», «суперски» (замечательно, потрясающе),
· «стопудово» (точно).
Все они не просто обозначают признак какого-то действия, но и несут определённую эмоциональную нагрузку. Положительную оценку несут в себе наречия: «классно», «круто», «супер», «суперски», «прикольно»;
отрицательную – «слабо», «фиолетово», «по барабану», «до лампочки»; нейтральную – «стопудово», «без поняток».
Среди слов состояния мы также выделим одну смысловую группу: слова, обозначающие одновременно и физическое, и душевное состояние человека: «колбасит», «плющит», «таращит», «колошматит» – состояние, при котором человек испытывает недомогание.
Наибольший интерес представляют собой устойчивые выражения, использующиеся в молодёжном жаргоне. Их довольно много. И оценки, которые они несут в себе, более разнообразны.
Примеры грубой фамильярности и лихости:
· «крути педали, пока не дали» – иди отсюда;
· «кишка тонка» – не способен на что-либо;
· «ежу понятно» – всем понятно, кроме тебя;
· «рот закрой – диафрагму простудишь» – замолчи;
· «сквозняк нарисуй» - уйди;
· «пролетели, как фанера над Парижем» – проиграли;
· «уши греть» – подслушивать;
· «пургу гонишь» – обманываешь.
Примеры выражений, несущих, кроме отрицательной оценки, дополнительное значение запрета, ограничения: «закрыли тему» – не будем больше говорить об этом; «поздняк метаться» – поздно что-то делать; «поезд ушёл» – того, что случилось, уже не изменишь и не надо менять.
Небольшая группа устойчивых выражений содержит в себе критическую оценку определённой ситуации (поступка): «щас, лыжи смажу» – в ситуации, когда отказываешься выполнять просьбу (приказ); «началось в деревне утро» – о ситуации, которая неоправданно начинается сначала.
Популярность именно этих языковых средств, на мой взгляд, объясняется тем, что с их помощью можно эмоционально, кратко и точно обрисовать не только состояние человека, но и целую ситуацию. А такое многообразие выражений можно объяснить желанием подростков разнообразить свой язык, сделать его более выразительным и, наконец, проявить свою индивидуальность. Напомним, что при опросе подростков 90% д объяснили причину употребления ими молодёжного жаргона тем, что все так говорят и что так проще и удобнее общаться.
Почему тинэйджеры куда проще находят общий язык со своими сверстниками, нежели чем взрослые? Потому, что говорят на своём языке, языке, понятном только им и, как следствие, объединяющим их. К тому же молодёжный жаргон, как и литературный язык, имеет свои фразы-клише, устанавливающие контакт.
Сравните:
Итак, мы установили функции молодёжного жаргона, объяснив тем самым и причины его употребления.
5.Заключение
Главной целью моей работы стало изучение особенностей молодёжного общения. Основной задачей - выяснение того, что такое молодёжный жаргон и каковы его функции.
Я выяснил, что молодёжный жаргон – это особый язык молодого поколения. Мною был составлен краткий словарь молодёжного сленга.
Также я выявил сферы употребления молодёжного жаргона. Установил причины его употребления, выявил функции молодёжного языка. Все слова и выражения, используемые носителями молодёжного жаргона, имеют определённую окраску, то есть передают определённые чувства говорящих, которая весьма важна для молодых.
Каков же прогноз на будущее для молодёжного жаргона? Опрос, проведённый мною, позволил сделать следующие выводы: 13-14-летние подростки активно употребляют молодёжный жаргон, подростки 15-16 лет также являются его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным. Большая их часть пользуется им по привычке. А ещё часть подростков вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять молодёжный сленг.
Библиография
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
7 – 8 класс
Таблица №1
Опрошено 67 чел
Вопросы | Девушки 13-14 лет | Девушки 13 лет | Юноши 13-14 лет | Юноши 14 лет | Юноши 15 лет | Итого |
Количе-ство | 26 | 1 | 37 | 1 | 2 | 67 |
Используе-те ли вы молодёж-ный жаргон? | да | нет | да | нет | да | 65 (да) 2 (нет) |
Почему? | 1) легче понять друг друга; 2) все так говорят; 3) проще общаться со сверстниками; 5) так интереснее 6) нравится | 1) все так говорят; 2) так интереснее; 3) влияет круг общения | 1) так удобнее 2) нравится 3) так быстрее объяснить 4) все так говорят
| 1) все так говорят; 2) так проще общаться со сверстниками; 3) так удобнее; 4) так интереснее; 5) нравится
|
Где уместен молодёж-ный жаргон? | 1) с друзьями; 2) на перемене в школе; 3)на улице; 1) на дискотеке | 1) везде; 2) на дискотеке. 3) в компании друзей 2) среди молодёжи |
| 1) в компании друзей 2) на лавочках 3) на дискотеке
| 1) в неформаль-ной обстановке 2) среди молодёжи 3) везде | |
Таблица № 2
9 класс
Опрошено 23 человек
| Девушки | Девушки | Юноши | Юноши | Итог |
количество | 8 | 4 | 10 | 1 | 23 |
Используете ли вы молодёжный жаргон? | Да | нет | да | нет | Да – 18 Нет - 5 |
Почему? | 1)вращаюсь в молодёж-ной среде (нахожусь в такой компа-нии); 2) привычка
3)модно 4) они для меня слова-паразиты 5) время обязывает
| Нет: для меня важно быть культурной | 1) привычка 2)Вынужден 3)нравится 4) без них невозможно выразить своё мнение 5) такое время | Нет ответа | 1)привыч-ка 2) компа-ния 3)такое время 4)мода 5)нравит-ся 6)без них не выра-зить своё мнение 7)вынуж-ден 8)они слова-паразиты
|
Где? | 1) на дискотеке 2) везде 3) с друзь-ями 4) в такой компании 5) с моло-дыми | Среди молодё-жи | 1) На улице или в компании-ях 2) везде 3) между собой 4) на дискотеке | 1) между собой | 1) на дискотеке 2) между собой 3) везде 4) в такой компании |
Приложение №5
Толковый словарик молодёжного жаргона
Существительные
Баклан – глупец; человек, вызывающий отрицательные эмоции, раздражение
Блатной – человек, который любит себя показать
Кошёлка – немолодая женщина
Перец – человек, у которого всё отлично
Предки – родители
Расклад – ситуация, дело
Родоки – родители
Чел - человек
Чувак – хороший человек
Шнурки – родители
Глаголы
Базарить – разговаривать
Балаболить – разговаривать
Вкурить – понять
Всосать - понять
Втереть – ударить
Выпендриваться – показать себя
Допереть - понять
Допетрить - сообразить
Забить – забыть
Завернуться – замолчать
Залететь – попасть в плохую ситуацию
Запалить – увидеть кого-нибудь
Засечь – увидеть кого-нибудь
Звякнуть - позвонить
Зырить - смотреть
Зыркать - смотреть
Клубиться – быть в клубе
Колошматить – трясти
Крутоваться – себя показать
Метнуться – сходить туда и обратно
Морить - смещить
Намылиться – собраться
Нарисоваться – появиться
Обломаться – обмануться
Омозговать – обдумать
Опускать - унижать
Палить - смотреть
Потянуть – смочь что-либо
Попереть – пойти
Припереться – прийти
Проехать - забыть
Проканать – получиться
Рассосаться – разойтись
Растащиться - размечтаться
Стучать – предать кого-то
Трындеть - разговаривать
Усечь – понять
Уяснить – понять
Ушуршать – уйти
Шуровать - идти
Приложение №6
Слова состояния
Колбасит, плющит, таращит, колошматит – все четыре слова выражают одно и то же значение «физическое или душевное недомогание»
Наречия
Без поняток – непонятно
До лампочки – всё равно
Классно – замечательно (потрясающе, фантастично)
Круто – замечательно (потрясающе, фантастично)
Не резон - невыгодно
От балды – наугад, просто так
По барабану – всё равно
Прикольно – смешно
Слабо – трудно, невозможно
Супер (суперски) - замечательно (потрясающе, фантастично)
Стопудово – точно
Фиолетово – всё равно
Учимся ткать миленький коврик
Три орешка для Золушки
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Музыка космоса