Живет в городе Иркутске красивая женщина Анохина Елена Сергеевна. А вот чем она покорила сердца и души ребятишек, родителей, бабушек, дедушек, об этом пойдет речь в нашем проекте.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект -Слово о земляке, писателе. | 20.72 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 46
Всероссийский конкурс проектов- исследований и творческих работ «Слово о земляке: биографии, творчество писателей - сибиряков глазами школьников».
Слово о земляке, поэтессе,
члене Союза писателей России,
Анохиной Елене Сергеевне.
Выполнили:
Гамзюкова Александра, Пантелеева Виктория, Сурабко Маргарита, Кондакова Александра, Юрьева Олеся, Пигалева Виктория, Клеменкова Анастасия, -5 класс;
Москвина Снежана, Василькова Зухра – 4 класс;
Голышева Ксения, Каушева Дарья -3 класс;
Ляхевич Ангелина, Ефремов Рустам -2 класс;
Паутов Глеб – 1 класс.
Руководители:
Храпкина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы;
Суворова Альбина Викторовна, учитель изобразительного искусства;
Голотенко Наталья Алексеевна, учитель географии, биологии.
Иркутск
2019
Мы, учащиеся 46 школы, увидели ролик в интернете: презентация книги « Бегут за нами облака». Мы узнали в авторе книги свою старую знакомую Е.С. Анохину.
Елена Сергеевна Анохина – наш давний друг.
Впервые с ней мы познакомились в начальной школе на уроках чтения. Елена Сергеевна читала нам детские стихи про зверей и детей. Это были ее стихи. В героях стихов мы, порой, узнавали себя и удивлялись: «Как это она про нас все знает?»
Писательница познакомила нас со своими книгами, которые вышли в Иркутске и Волгограде:
Книга «Семь футов под килькой», Волгоград, 2012 год. Книга «Вязаная сказка», Иркутск 2014 год. Читая стихи, Елена Сергеевна на экране показывала картинки к ним.
Мы повзрослели, но не перестали любить детские стихи. И, когда узнали, что Елена Анохина стала членом Союза писателей России, были горды своей землячкой. Нам захотелось подробнее изучить ее биографию и творчество. Мы пригласили поэтессу на классный час. При встрече узнали, что ее стихи напечатаны в коллективных сборниках «Родник», «К тебе, единственной», «Другие имена» «Нужна летающая рыба», в сборнике детских песен «В нашем доме тепло»; в журналах: «Отчий край», «Кукумбер», «ПростоКваша», «Школьный вестник», «Мурзилка», «Роман-журнал», которые выходят в разных городах нашей страны и даже в Белоруссии. А сколько ее стихов в Иркутском журнале «Сибирячок»! Еще альманахи. «Первоцвет», «Енисейка», «Иркутское Время», «Каждый стих – дитя любви» и другие. За это время и книги новые появились:
Книга «Кто-то пролил молоко… очень много!», Иркутск, 2016
Книга «Бегут за нами облака», Иркутск, 2018год
Мы предложили ей побывать в 1 классе, потом во 2, в 3.
Ангелина, Вика и Настя, старшеклассницы, читали маленьким стихи, а они их иллюстрировали. Мы вспомнили детство и тоже стали рисовать. Изобразили город к стихотворению об Иркутске. Это стихотворение было сложено Еленой Сергеевной для сына Никиты, который в 2008 году пошел в 1 класс. Каждое утро, встречая по пути товарищей, он с удовольствием шагал в школу по улице родного города самостоятельно, без мамы! Он уже большой. Он ученик! И солнышко светит. И на душе светло!
Солнышко в небе и светлые лица двух шагающих школьников изобразил первоклассник Глеб Паутов, очень точно ухватив в стихотворении настроение новоиспеченных учеников.
«Над Иркутском утречком солнышко встает,
Оживают улочки, и душа поет!
По родным по улочкам с товарищем вдвоем
Каждым утром будничным в школу мы идем».
Мы с удовольствием потрудились над пейзажами к стихотворению «Времена года». Вспомнили 1 сентября. Гордые, как те первоклассники, повзрослевшие перешли мы нынче из начальной школы в среднюю.
«Сентябрь, октябрь и ноябрь.
Ты к осени готов хотя бы?
Ты классом на год старше стал.
Готовь тетрадки и пенал».
И вот уже Новый год. У Анохиной есть стихотворения «Новый год» и «Дед Мороз пришел». Детские! Но в Новогодний праздник все - все, даже совсем взрослые, наши мамы и папы, становятся детьми. Резвятся нарядные возле елки, потом выходят на улицу запускать питарды. Катаются с горки в своих маскарадных костюмах. Шумно и весело! И это веселье описано в стихах.
Мы всем классом иллюстрации к этим стихам рисовали. Зайцев, тигров, медведей…
«Вот у елки стало жарко веселиться и плясать.
Дед Мороз раздал подарки. Можно выйти погулять.
Тигры, зайцы и медведи в ряд у горочки стоят.
На санях ворона едет, саночки вот-вот взлетят!»
А малыши клеили аппликации лисят, лягушат, утят к стихам «Десяток лисяток, ушат лягушат». В этом своем произведении «Десяток лисяток, ушат лягушат» поэтесса устроила такой переполох с обменом детей на животных и на игрушки! Всем было интересно - и большим, и маленьким! Мы заразились творчеством и вспомнили про наших старых матрешек, которых когда-то смастерили из банок и бутылочек. Подновили их и, посадив в кедровую бочку, как говорится в стихотворении, «отправили в детский сад».
«… С игрушечной фабрики мне на замену
Прислали большущий бочонок девчонок…,
Пузатых, без ножек в бочонке из кедра матрешек».
Стихотворение «Стриж и еж» иллюстрировали второклассники.
Колкий еж просил стрижа остричь иголки, чтобы его можно было погладить, а стриж не согласился, предостерегая ежика от опасных лисы и волка
«Шкурка серая нежна,
Среди зелени видна
Сразу станет всем врагам-
И лисицам, и волкам.
А пока с тобой иголки,
Лисы не страшны и волки».
Кто-то рисовал кошек, птиц, кто-то солнечных зайчиков, нашептывая слова иллюстрируемых произведений. Рисунки очень хорошо помогают разобраться в тексте и запомнить его. Каждый свою иллюстрацию показывает классу и описывает то, что он изобразил. Таким образом, еще раз анализирует прочитанное. Мы все полюбили произведения нашей землячки, которая и живет с нами по соседству. От души желаем ей процветать и радовать детей и взрослых новыми произведениями.
Вот так мы, ученики 7б и 5б МБОУ г. Иркутска СОШ № 46 помогли Елене Сергеевне Анохиной обрести новых читателей в лице наших младших школьников. Сами узнали о нашем знаменитом земляке. А поэтесса, отвечая на наши вопросы, вспоминала свое детство. В непринужденной беседе рассказала, как она на свет появилась, как росла, как стихи рождались - являлись на свет.
-Елена Сергеевна! Вы пишете детские стихи, описываете разные ситуации, как будто вы школьница. А как прошло ваше детство? В какой семье вы росли? Как и когда начали писать?
-Я родилась в сказке, которая начиналась с «жили-были». Бабушка и дедушка, папа и мама сказки читали мне круглосуточно. А, когда так, то получается, что в сказке живёшь. Мама моя работала в геологоразведке, а папа лётчиком был. В реальности жить приходилось там, где папе работа велела: сначала в Казахстане, потом в Туркмении. А родилась я у папы на родине, в городе Бугуруслане на радость бабушке и деду. Читать научилась рано, в три года с небольшим. Читала постоянно. Бабушке, дедушке, папе, маме, их друзьям. В детском садике - ребятишкам, которые сидели вокруг на стульчиках. Сейчас понимаю: хорошо читала, раз дети не разбегались! Так я и запомнила своё детство: много людей, много друзей, много переездов и перелётов. Уфа… Москва… Ленинград… Родители выписывали огромное количество газет и журналов. Мама и папа были внештатными журналистами. Статьи писали разные. А я ходила по дому и пела. Очень любила петь. Однажды родители меня спросили: «Откуда слова берешь для своих песенок? Очень даже складно придумываешь».
А потом я научилась записывать. И родители, увидев складные строчки, сказали, что это стихи. Мама отправила стихотворения в местную газету и в «Пионерскую правду». Ну, тогда я уже совсем взрослая была – целых 10 лет! В «Пионерке» напечатали про «Ромашку». …..
-Как складывалась ваша жизнь после этой публикации в «Пионерской правде»? Это же вся страна читала!
- Сколько писем мне приходило в город Ташауз! Писали отовсюду! Сначала, конечно, переписывалась. Но, как у всех: спорт, кружки, улица, …Переписка прервалась. Учеба на 1 месте. Я решила стать великим врачом, а для начала выучиться на медсестру. Показалось, что так будет эффективнее. Закончила 9 классов с отличием. Медучилище с отличием. Но великим врачом не стала. Поступила в Самарский институт связи. Училась в техническом, но… продолжала писать. Сопромат был страшнее всех драконов из моих сказок. Стихи – моя стезя!... И тут появился рыцарь на белом коне и увёз меня в Сибирь, далеко-далеко, в Иркутск – середину Земли. В Иркутске рыцарь и глава семейства устроился на работу Родину защищать, в ОМОН. Появился Лёшка на свет. Старшенький. Взрослели мы весело и умно: чтобы не отставать от жизни, я училась в Педагогическом университете. Лёшка со мной поступал. Ему шесть месяцев было. На пятом курсе гляжу – Лёшка заскучал: мама все время учебой занята. Никитку - ему в друзья! Волей – неволей, к своему любимому творчеству, к детским стихам, вернулась. Для детей про детей писала. Алеша и Никита - мои первые слушатели, критики и исполнители. Мама собрала все мои стихотворения в подборку. Подборка вышла в 2002 году в Волгограде в поэтическом сборнике.
-Что же, все-таки, помогло вам осуществить главную мечту и стать поэтом?
-Мама настаивала, чтобы я творчество не бросала. Я принимала участие в разных литературных конкурсах. Всегда. Потому что интересно – это раз. Мозг работать начинает – это два! Можно даже победить – это три! Победила в одном из конкурсов, пришла на вручение приза и познакомилась с Татьяной Суровцевой, замечательным душевным человеком - Иркутским поэтом. Она вела литературную секцию при Доме Литератора. Суровцева посмотрела стихотворения: «А для детей-то как интересно пишешь». Ну, было бы сказано. Меня хвалить надо. Я тогда ещё больше могу. Так в спорте, так в жизни, так в прозе и в стихах…
-А как Ваша семья, дети? Чем они занимались? Чем сейчас занимаются?
-А дети тем временем в школе учатся, ходят в разные кружки, в Дом Творчества. Разговорились с Ириной Бутовой, мамой Лешиной одноклассницы, оказалось: кружки одни и те же посещаем, передачи одинаковые смотрим, журналы и газеты те же читаем! Завязалась дружба. Играли в телевикторины, побеждали, звонили друг другу. А в школе шло всё своим чередом, так, как положено. Алексей оказывал Юле Бутовой знаки внимания, Юля, как водится, сдачи ему давала. Невелик был конфликт: мы, родители, посмеялись, чаю вместе попили. А события легли в основу сюжета одного моего стихотворения «Страшная месть!»
«От досады в горле бульки,
Как в глаза смотреть друзьям?
Мне при всех сегодня Юлька
Надавала по шеям»
Никитка тоже в школу пошел, ставшую родной - 46-ую. Он мальчик очень активный. Принимал посильное участие в творческой жизни школы. Иллюстрировал, как мог, мои стихотворения, что нашло отражение в школьной летописи. Обязательно надо сказать, что по сей день моя семья не только вдохновляет меня: они мои первые критики. Прошло время, Алексей из восьмого класса 46 школы ушёл в лицей ИГУ, чтобы оттуда поступать в ВУЗ. Поступил. Уехал. Но я традиционно, прочитав написанный стих дома Никите и папе, отправляю интернетом Алексею в Питер на обсуждение. Мне очень важно мнение моих мужчин! Без них не было бы моих стихотворений вообще. И вот этой творческой биографии не было бы без Серёжи, Лёши и Никиты, без моих мамы и папы, бабушки и дедушки и, конечно, без их окружения.
-Вы с теплотой говорите о нашей школе. Нам очень приятно. Расскажите, пожалуйста, еще что – нибудь.
-Как много связано с 46 школой! Никита тоже ушел в лицей ИГУ, учится в 11 классе. Как только представляется возможность, идёт в гости в родную школу или передает привет всем учителям поименно. У него о школе самые светлые воспоминания: учение с увлечением, классные праздники, участие в трудовом десанте, когда он вместе с папой с перфоратором и саморезами идет повесить экран, да и вообще подправить что где надо. А визит папыв, стройного, подтянутого военного, в школу 23 февраля в форме! Его рассказ о Родине, о патриотизме, защите Отечества, об уважении старших! Гордость сына необъятна за Родину и за ПАПУ! И меня приглашают на встречи в школы. Я побывала в школе № 46, 18, 77, в школе музыкантских воспитанников, Доме детства, на встрече читателей Ангарской библиотеки, в Усолье Сибирском, в Шелехове… «Спасибо» ребятам, которые интересуются моей деятельностью .Спасибо за то, что доверяют мне свое творчество. Даша Перфильева, одноклассница Никиты, публикуется в молодёжном сборнике «Каждый стих – дитя любви». Мы очень хорошо и плодотворно сотрудничаем с ней.
- Что нового произошло в вашей творческой жизни за последние годы? -Вспомнить только: сначала мы читатели журнала «Сибирячок», и вот я участник конкурса «Золотой листопад» им. Ю.Черных. Вот я уже в составе редколлегии любимого журнала. 2014 год. Принята в Союз писателей России. Теперь я имею возможность встречаться с ребятами всей Иркутской области.
Публикуюсь в журналах:
Статьи (о творчестве Анохиной):
«То сердце, что сумело полюбить» // «Бугурусланская правда» 7 августа 1993 года
«Сибирячок» (100 выпусков 1991-2001) 2001г; «Сибирячок», №2, 2013г, Иркутск; Материалы фома «Новый век детского журнала», Иркутск, 2013; Литературная гостиная «Сибирские огоньки», МБУК Гуманитарный центр – библиотека имени семьи Полевых, http://hcenter-irk.info/foto/literaturnaya-gostinaya-sibirskie-ogonki
Батутис, А. Дневник недели / А.Батутис //Губерния. – 2014. - 8 июля. № 26– С.2.
Костырко, С. Иркутское время-2012/С. Костырко //Новый мир. – 2012. - №11. – С.222.
Михайлова, О. Подарок для сибирячка/О.Михайлова // Губерния. – 2014. - 30 декабря. №51 – С.8.
«Все мы живем в волшебной сказке»: Е.С.Анохина/ сост., набор О.В.Запольская, - Иркутск, 2016, гуманитарный центр-библиотека семьи Полевых
«Как иркутские поэты в Чуну приезжали»/Любовь Волкова//Чунский вестник №20 (3398) 24 мая 2018 г.
«А дело-то было, ребята, вот так» (статья о творчестве и поэтическая подборка) /Любовь Волкова //Чунский вестник №21 (3401) 31 мая 2018
Кривоносенко, Т.
Чудесная встреча в детской библиотеке/Т.Кривоносенко//"Земля Тулунская" № 50 от 17 декабря 2015 г.
Без творчества жить невозможно / Т.Шаренкова // «Приангарье», № 49 (841), 28 ноября 2017
-О Вашем творчестве много статей написано, хороших отзывов. И мы оценили Ваш талант. А Вы что можете нам сказать, пожелать?
- Прежде всего хочу сказать учителям, что я Вас всех люблю, люблю за Вашу искренность, за преданность любимому делу, за любовь к детям. В знак признания посвящаю Вам строчки стихотворения:
Учитель не знает про слово усталость,
Учитель не хочет его признавать.
Так много тетрадок проверить осталось,
Так много еще сочинений читать.
Все лучше и грамотней пишут ребята,
Все меньше ошибок, и строчки ровней.
Учитель доволен, на сердце отрадно
За этих взрослеющих умных людей.
За многие годы немало оценок
Учителю ставить придется себе.
Сплошные уроки и нет переменок
В простой человеческой славной судьбе.
А своим читателям хороших творческих успехов в учебе, спорте.
-Что Вас радует? Что беспокоит? Каковы ваши дальнейшие планы?
-Какое счастье: мы растём! Благодаря дружбе, любви, реальности и сказкам, благодаря семье, учителям - наставникам, мы растём! Цели, задачи, их решение – не пустые слова. Алексей сдаёт экзамены в Госуниверситете Петербурга, Никита готовится сдавать ЕГЭ в лицее, я готовлюсь к госэкзаменам в Литературном институте. Буду частым гостем в любимой 46 школе, здесь я беру книги в библиотеке, сейчас в должниках хожу. Иногда посещаю классы. Так что, ждите! Буду творить и делиться своими мыслями с читателями.
-Мы обязательно будем ждать Вас, Елена Сергеевна, с новыми книгами, новыми стихами. Нам всем понравились Ваши произведения. А наши маленькие школьники просто в восторге: мало, они увидели живого поэта, так еще выступили художниками – иллюстраторами стихов, которые наша землячка написала и по всему свету разослала! Мы горды тем, что наша прекрасная, богатая и щедрая Байкальская земля полна талантливых людей. Мы желаем вам, Елена Сергеевна, расти в своем творчестве и прославлять Родину. Пусть наш Байкальский регион полнится талантами и процветает!
Злая мать и добрая тётя
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Ах эта снежная зима
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного