Данный проект разработан обучающимися 3 «В» класса средней общеобразовательной школы №1 г. Советский, под руководством Белобородовой Светланы Новомировны, учителя начальных классов.
Актуальность: современному школьнику на уроках литературного чтения необходимо учиться, не просто читать, а понимать, осмысливать, делать выводы и извлекать информацию из текста. А если прочитать вдумчиво, то можно выстроить целую цепочку суждений между текстом, собой и окружающим миром.
Многие из нас, не правильно поступают по отношению к окружающим.
Если вдумчиво прочитать и проанализировать произведения Натальи Абрамцевой, то можно извлечь уроки об умении жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве, милосердии, задуматься о себе и о том, как мы относимся к окружающим.
Цель: создать свод правил «Преодолей себя», на основе анализа сказок Н.К. Абрамцевой, написать свои сказки, для того чтобы заставить сверстников задуматься над своими поступками и отношению к окружающим.
Задачи: 1. проанализировать произведение Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста..»;
2.прочитать произведения Натальи Абрамцевой, и на основе их, создать правила;
3. сочинить свои сказки.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.37 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»
628242, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – ЮГРА,
Советский район, г. Советский, ул. Гастелло, д. 24
тел. +7 (34675) 3-71-40, e-mail: sovsc1_87@mail.ru
Муниципальный конкурс проектных работ по русскому языку, математике и литературному чтению
«Ступеньки знаний»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Сказка, которая заставила задуматься…
(творческий проект)
Выполнили:
обучающиеся 3 «В» класса
«Средней общеобразовательной школы № 1 г. Советский»
Руководитель:
учитель начальных классов
«Средней общеобразовательной школы № 1 г. Советский»
Белобородова Светлана Новомировна
г. Советский
2018
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Сказка, которая заставила задуматься…
Аннотация
Данный проект разработан обучающимися 3 «В» класса средней общеобразовательной школы №1 г. Советский, под руководством Белобородовой Светланы Новомировны, учителя начальных классов.
Актуальность: современному школьнику на уроках литературного чтения необходимо учиться, не просто читать, а понимать, осмысливать, делать выводы и извлекать информацию из текста. А если прочитать вдумчиво, то можно выстроить целую цепочку суждений между текстом, собой и окружающим миром.
Многие из нас, не правильно поступают по отношению к окружающим.
Если вдумчиво прочитать и проанализировать произведения Натальи Абрамцевой, то можно извлечь уроки об умении жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве, милосердии, задуматься о себе и о том, как мы относимся к окружающим.
Цель: создать свод правил «Преодолей себя», на основе анализа сказок Н.К. Абрамцевой, написать свои сказки, для того чтобы заставить сверстников задуматься над своими поступками и отношению к окружающим.
Задачи: 1. проанализировать произведение Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста..»;
2.прочитать произведения Натальи Абрамцевой, и на основе их, создать правила;
3. сочинить свои сказки.
Методы – поиск и отбор информации в литературе и ресурсах Интернет.
Этапы работы: 1. Анализ произведения «Тише, пожалуйста..»
2. Сочинение собственных сказок.
3. Чтение произведений Н.Абрамцевой и их анализ.
4.Создание правил «Преодолей себя» .
5. Выпуск сборника.
6. Защита проекта
Сроки выполнения: январь - февраль.
Продукт проекта: сборник «Сказки, которые заставили нас задуматься»
Практическая значимость: Осмыслив сказки, мы задумались над своим поведением, отношением к окружающим, вывели правила поведения на тему «Преодолей себя!», и стараемся следовать им. Подражая стилю писателя, сочинили свои сказки.
Оглавление
Стр.
2.1.Анализ произведения Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста..»……… 5
2.2.Наши сказки………………………………………………………………..5
2.3 Чтение произведений Н. Абрамцевой…………………………………...5
2.4.Эти сказки заставили задуматься…………………………………………6
3. Заключение…………………………………………………………………….…6
4. Литература………………………………………………………………………..7
Приложение
Мы все читателями, но далеко не каждый может выделить суть прочитанного, высказать свою точку зрения о произведении, извлечь уроки для себя, а так же придумать свои рассказы и сказки, используя средства художественной выразительности. Всё это необходимо современному школьнику.
На уроке литературного чтения мы работали над произведением Натальи Абрамцевой «Тише, пожалуйста...». Мы размышляли, анализировали, в результате деятельности создали проект «Сказка, которая заставила задуматься…». Мы выбрали эту тему потому, что произведения Натальи Корнельевны учат жизни и умению жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве и милосердии, чего так не хватает в современном мире. Они заставляют задуматься о том, как мы живём, какие поступки совершаем, как относимся к окружающим.
Цель проекта: создать свод правил «Преодолей себя», на основе анализа сказок Н.К. Абрамцевой, написать свои сказки, для того чтобы заставить сверстников задуматься над своими поступками и отношению к окружающим.
Проектным продуктом стал сборник «Сказки, которые заставили нас задуматься». В него мы поместили отзывы о прочитанных нами сказок с рисунками, на основе которых мы сделали выводы, которые вошли в свод правил «Преодолей себя», а также сказки, написанные нами. Этот продукт, по-нашему мнению, заставит задуматься наших сверстников о том, какие поступки мы совершаем и как относимся к окружающим.
Для достижения цели мы прочитали и проанализировали сказку Н.К. Абрамцевой «Тише, пожалуйста…», узнали о непростой, трагической, но насыщенной жизни писателя-сказочницы 20 века. Нам захотелось прочитать другие сказки, на основе которых мы создали свод правил «Преодолей себя», написали свои сказки. Информацию о Наталье Абрамцевой мы искали в Интернете, много узнали от учителя. В нашей городской библиотеке нам предложили две книги «Чудеса, да и не только» и «Что такое зима», пришлось обратиться к ресурсам Интернет для чтения.
В названии своего проекта, как и в названии многих сказок Н.К.Абрамцевой, мы поставили многоточие, чтобы ещё раз дать возможность подумать и поразмышлять над волшебным повествованием прочитанного и высказать своё мнение.
В работе над проектом нам пришлось анализировать произведения, давать оценку героям, находить главную мысль и оформлять всё это на листах. Мы искали информацию и тексты сказок на сайтах, анализировали и систематизировали собранный материал, решали, что конкретно взять для создания сборника. Редактировать, сканировать рисунки, выпускать сборник нам помогал наш учитель.
Данный проект нас сдружил, заставил задуматься, как важно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми и внимательными к тем, кто нас окружает. Мы часто поступаем плохо, исправить себя, возможно, поможет некоторым наш свод правил «Преодолей себя». Мы часто применяем его в нашей школьной жизни, если кто-то вдруг «выйдет из себя» мы напоминаем, что стало с чистой светлой речкой из сказки «Тише, пожалуйста…» Продукт нашего проекта можно использовать на уроках литературного чтения, классных часах и предметных неделях.
2.Основная часть
Свою работу мы начали с прочтения сказки Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста…». Проанализировав поступки речки, мы сравнили их с поступками людей, которые происходят в повседневной жизни. Мы дали ей совет: не надо сердиться по пустякам, нельзя идти на поводу своего плохого настроения. Это правило, мы часто используем, когда с кем- то из одноклассников случается подобное. После прочтения мы писали свои похожие истории. Свои сказки мы представили одноклассникам. Мы задумались, как автору удалось простым сюжетом заставить нас - читателей размышлять, как важно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми и внимательными к тем, кто нас окружает. Нам захотелось прочитать другие её произведения. Герои её сказок – это обычные вещи. Они оживают, их разговоры как бы ненароком учат нас простым вещам – быть чуткими и добрыми к окружающему миру. Из каждой сказки мы сделали вывод, который помог нам составить свод правил «Преодолей себя». Так же нам захотелось узнать о писательнице, у которой столь необычные сказки.
С произведением «Тише, пожалуйста…» Н. Абрамцевой мы встретились в разделе «Хорошо того учить, кто хочет всё знать» при выполнении проверочной работы. Произведение было без названия. Мы придумывали ему название. Названия были: «Как светлая речная вода превратилась в вязкую, грязную трясину», «Обиженная речка», «Как речка вышла из себя», «Из чистой речки в мутное болото» и другие. Мы были удивлены настоящим названием. Это последняя фраза из сказки. В данном произведении автором используется олицетворение, о речке и болоте говорится, как о живом существе. Мы восстанавливали последовательность событий, делили и озаглавливали текст на части. Давали речке советы: не надо сердиться по пустякам, нельзя идти на поводу своего плохого настроения. Мы пришли к выводу, что злоба на окружающих вредит, прежде всего, самому вышедшему из себя и делает его намного хуже, чем был. Эта сказка заставила задуматься о собственных поступках, небрежных словах, которые приносят огорчения окружающим людям.
После работы над произведением мы самостоятельно придумывали похожие истории. Оказалось это делом нелёгким. Героями наших сказок стали облако, яблоня, дуб, солнышко, плодовый куст. Сказки наши были небольшими, но все объединены мыслью о том, что злоба на окружающих вредит и делает хуже, прежде всего себе. Трудность при составлении сказок была в том, что мы привыкли к счастливому концу, а в данном случае нужно придумать такой сюжет, который приводит к разрушению героя из-за негодования на других. Свои сказки мы поместили в главу «Наши сказки» сборника.
2.3.Чтение произведений Н. Абрамцевой
Работа над сказкой «Тише, пожалуйста..» поставила для нас вопрос, как автору удалось простым сюжетом заставить нас - читателей задуматься, как важно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми и внимательными к тем, кто нас окружает. Ответ на вопрос мы стали искать в других произведениях Натальи Абрамцевой. В ходе работы мы столкнулись с проблемой нехватки книг в нашей городской библиотеке. Только трое из нас могли воспользоваться библиотечным фондом, остальным пришлось воспользоваться сайтами. Оказалось, что героями её сказок служат обычные вещи, цветы, животные, явления природы. Люди, звери, растения и предметы образуют в сказках один живой мир, в нем дружат сад и дом, щенок и тапочка, бабочка и кошка, а их разговоры учат нас быть чуткими и добрыми к окружающему миру. Часто встречающийся сюжет в сказках – встреча героев, после которой в их жизни что-то меняется к лучшему. Нередко сказки заканчиваются многоточием – даётся возможность подумать, поразмышлять над прочитанным, а иногда и самому придумать конец сказки. Из каждой сказки мы сделали вывод, который помог нам составить свод правил «Преодолей себя». Отзывы и рисунки к произведениям Н. Абрамцевой вошли отдельной главой нашего сборника, которая называется « Путешествие по сказкам Натальи Абрамцевой».
В названии нашего проекта «Сказка, которая заставила задуматься..» стоит многоточие. Закончив работу над проектом, мы захотели вернуться к названию проекта. Кроме сказки, прочитанной на уроке, каждый из нас ещё читал сказки Н.Абрамцевой и делал выводы. В нашем сборнике появилась ещё глава. Каждый из нас продолжил фразу: Эти сказки заставила меня задуматься…..
Хочется верить, что после этого проекта каждый станет хоть чуточку добрее и задумается о своих поступках.
3.Заключение
Закончив работу над проектом, мы можем сказать, что почти всё, что задумано, удалось. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены. Мы создали свод правил «Преодолей себя», на основе анализа сказок Н.К. Абрамцевой, написали свои сказки, многих заставили задуматься над своими поступками и отношению к окружающим. Возможно не всё, что задумано, получилось. Например, не все читали произведения и «пропустили через душу» прочитанное, стали добрее, задумались над своими поступками. Но большая часть детей, заинтересовалась чтением произведений Натальи Абрамцевой, извлекла из них жизненные уроки. Можно сказать, что проект выполнен не напрасно. В дальнейшем мы хотим продолжить работу над темой, разработав мероприятие «Доброта спасёт мир» по произведениям Натальи Абрамцевой.
Литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамцева,_Наталья_Корнельевна
2. Блог Натальи Абрамцевой http://www.strumishka.ru
3. Официальный сайт Натальи Абрамцевой http://strumishka.narod.ru.
4. Сказки Абрамцевой
teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/abramtseva/abramtseva.htm
5. Сказки для добрых сердец - Абрамцева Н.К.- Азбука веры
https://azbyka.ru/fiction/skazki-dlya-dobryx-serdec/
Зимний дуб
Растрёпанный воробей
Ёжикина Радость
«Течет река Волга»
Финист - Ясный сокол