Выбранная тема актуальна, так как современный человек и сегодня продолжает верить в приметы, несмотря на все новейшие достижения науки и техники. Приметы (конечно, не все) сбываются.
Народная примета- это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой, образной форме. Народные приметы- удивительное и уникальное звено русской национальной культуры. И она, конечно, не могла не найти отражения в произведениях русской литературы. Художественная литература хранит народные приметы.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.06 КБ |
IV Всероссийский (X Республиканский)
Открытый творческий конкурс
«ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Направление: Доклад
Доклад на тему:
«Народные приметы и поверья в поэтическом мире
А.С. Пушкина»
Ерхова Ксения Юрьевна, ученица 10 класса
МБОУ «Князевская СОШ»
Тукаевского района РТ
Научный руководитель:
Дубей Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
2019г.
Введение
Поистине классика неисчерпаема. В этом убеждаешься каждый раз, когда читаешь классическую литературу. Она учит, воспитывает, даёт поводы для размышления. Именно строки из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» навели меня на мысль пронаблюдать народные приметы в поэтическом мире А.С.Пушкина:
Её тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь
Предчувствия теснили грудь.
Тема «Народные приметы и поверья в поэтическом мире А.С.Пушкина» привлекла внимание потому, что приметы всегда были составной частью духовной жизни и быта русского народа.
К сожалению, народные приметы ещё мало исследованы. Их никто серьёзно не изучает, они живут как бы сами по себе и сегодня удивляют нас глубиной мысли.
Я считаю, что выбранная тема актуальна, так как современный человек и сегодня продолжает верить в приметы, несмотря на все новейшие достижения науки и техники. Приметы (конечно, не все) сбываются.
Народная примета- это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой, образной форме. Народные приметы- удивительное и уникальное звено русской национальной культуры. И она, конечно, не могла не найти отражения в произведениях русской литературы. Художественная литература хранит народные приметы. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», справедливо названным «Энциклопедией русской жизни», есть строки:
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненно знак ей был,
Что едут гости…
Народные приметы встречаются и в произведениях других русских писателей, мы же отражение примет и поверий рассмотрим на примере творчества А.С.Пушкина.
Цель доклада:
Выявить роль примет и поверий в поэтическом мире А.С.Пушкина.
Основная часть
Обращение А.С.Пушкина к народным приметам и поверьям, в которых запечатлена национальная картина мира, многочисленны и разнообразны. Его героев волнуют таинственные сны, они прибегают к различного рода гаданиям, верят предсказаниям и предвестиям. Если случаи «открытого» фольклоризма (описание обрядов, фольклорные эпиграфы, явные цитаты) с достаточной полнотой учтены и рассмотрены пушкинистами, то фольклоризм скрытый, глубинный, когда народные представления проникают в «нейтральные», казалось бы, картины и эпизоды, растворяясь в авторской речи и в результате становясь существенным элементом поэтики, зачастую незамеченным. Между тем именно таким путём народные поверья нередко входят в пушкинскую поэзию. Чаще всего это происходит с приметами и прдсказаниями, связанными с календарём природы, с народным месяцесловом.
Обратимся к картинам зимы в стихах поэта: давно уже замечено, что в зимнем пейзаже Пушкин видел нечто специфически русское, и чувство природы тесно сливалось для него в данном случае с чувством родины. Время действия в «Бесах» - студёная зимняя ночь, а место – опять-таки зимняя дорога. Сама композиция этого стихотворения передаёт непрерывное движение по кругу. Такое построение имеет и свою особую причину: известно, что по кругу движется нечистая сила, вовлекая в это вращение путников.
В начале стихотворения бесов поминает только ямщик: «В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам». Постепенно это видение передаётся лирическому герою: «Вижу: духи собралися средь белеющих равнин», -чтобы полностью овладеть им в конце стихотворения: «Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине, визгом жалобным и воем, надрывая сердце мне…»
Автор проникается народными представлениями о зыбкости границ между реальным и мифологическим; в вышине мчатся и тучи, и бесы, которые столь же безобразны, сколь и безобразны. Народная мифология, при всей её кажущейся простоте, философична и неоднозначна; пытаясь проникнуть в тайны мироздания, она даёт своё объяснение природы добра и зла на земле. В сфере лирического сюжета «Бесов» оказывается сам процесс приобщения к народному мировосприятию, чтобы в конечном счёте автор мог выразить своё мироощущение, высказать свои заботы и тревоги, которые он испытывает на своём жизненном пути. Не случайно ведь и мрачные «Бесы» (своеобразная «Зимняя ночь»), и светлое «Зимнее утро» завершаются личными местоимениями: мне, для меня. А в результате создаётся обобщение такой силы, такого прозрения, что оно отзовётся в литературе и полвека, и полтора века спустя – от Достоевского до Высоцкого.
Всякий раз сближения пушкинского образа с миром народных представлений об окружающей природе обусловлены художественно. Такие сближения нередки в пушкинской лирике; в романе в стихах «Евгений Онегин» ими насыщены картины, посвящённые Татьяне, и они, как правило, отсутствуют в сценах, связанных с Евгением.
В «петербургском» варианте между природой и человеком нет единства и взаимопонимания, дом и природа существуют порознь. Напротив, «Зимнее утро», как заметил один из первых пушкинистов П.В. Анненков, всё проникнуто «поэзией домашнего очага и северной природы». Народные приметы объединяют оба эти начала. Растворяясь в поэтике, они проникают в пейзаж и интерьер. Зима сначала увидена (как и в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» -царевной, и в «Евгении Онегине» -Татьяной) через оконное стекло: «…погляди в окно: под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…» Представив эту картину, Пушкин не сразу находит продолжение. В черновике следуют варианты: «Сияет озарённый светом наш дом». Это вид снаружи. «Сияет озарённый блеском наш дом» - тоже не подходит. «Наш дом блестит янтарным блеском»… Отблеск огня обрёл цвет, но он увиден всё ещё со стороны, извне. И наконец: «Вся комната янтарным блеском озарена». Свет увиден глазами тех, кто находится в жилище. И тут же возникает желание «в санки кобылку бурую запречь», чтобы навестить «поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня,» - очевидно, в уверенности, что день предстоит морозный. Действительно, существует примета: белый огонь в печи – на оттепель, красный или жёлтый («янтарный») – к стуже. К тому же такое обозначение цвета (не просто жёлтый – янтарный) в контексте пушкинского творчества связано с теплом домашнего очага: «Цветообозначение у янтаря в пушкинском творчестве всегда связано с бытом человека, с его домом, с прозой жизни: янтарное у поэта – виноград, блеск огня в камине, чай, мёд и масло.
Следующая деталь интерьера – «весёлым треском трещит затопленная печь» - также перекликается с народной приметой, зафиксированной и в словаре В.И. Даля: «Дрова горят с треском - к морозу». Разумеется, эти точные детали входят в стихотворение не как предсказания погоды, они характеризуют душевное состояние лирического героя, являя наглядный пример того, как у Пушкина «приметы согласны с чувствами души». («Приметы», 1829). Заметим также, что разговор о погоде Пушкин обычно начинает, взглянув на небо, на солнце: «Мороз и солнце; день чудесный!..» «Гонимы вешними лучами…»; «Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна…»
На картинах природы в романе «Евгений Онегин» следует остановиться подробнее. И тогда обнаружится, что это не просто ряд пейзажей, а особая линия в развитии романного сюжета. В романе время расчислено по календарю. Взять хотя бы одну строфу седьмой главы – первую:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Во всей строфе явное стремление передать течение событий, отметить их начало и завершение. Первое четверостишие, как всегда в онегинской строфе, - толчок, начало темы. Описанное здесь, если судить по народному календарю, приходится на 17/29 марта, это «Алексей Тёплый, Алексей Водотёк- Алексей – с гор вода (потоки)», о котором замечают: «Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив)». Следующие пять стихов – ещё один шаг календаря, в них – следствие первого четверостишия и переход к заключительным картинам, в соответствии с присловьем: «Апрель начинается при снеге, а заканчивается при зелени».
Сообщая о работе над «Евгением Онегиным», Пушкин подчёркивал, что пишет не обычный роман, а роман в стихах. Движением времени, согласуясь и с народным календарём, здесь определяется движение стиха. Вначале, в рукописи, итоговое двустишие звучало иначе: «Стада шумят, и соловей поёт в безмолвии ночей», однако поэт изменил последний стих строфы. Подчёркивая его итоговый характер: «уж пел». Поворот в природе – поворот в повествовании (кстати, исходное значение слова строфа – «поворот»).
Вообще, описывая птиц, Пушкин – видимо, непроизвольно –отмечает в их поведении моменты, которые предвещают хорошую погоду. Примеры из романа «Евгений Онегин»: «Сороки под стреху лезут – к вьюге», -свидетельствует Даль. Татьяна же ранним утром третьего января увидела в окно «сорок весёлых во дворе». Татьяну, въезжающую в Москву, встречают «стаи галок на крестах». Это тоже добрая примета: «Галки собираются стаями- будет ясная погода». Обращает на себя внимание ещё одна особенность пейзажа в «Евгении онегине»: это почти всегда звуковой пейзаж. Стада- шумят, гуси-кричат, жуки- жужжат. На этом фоне и тишина- красноречива:
Был вечер. Небо меркло.Воды
Струились тихо. Жук жужжал…
И на этот раз за пушкинским стихом незримо стоят «простонародные приметы»: «Жуки летают с жужжанием- к ясной, тихой и тёплой погоде».
Особенно показательно в этом отношении поведение волка- ведь, по присловью, «не первую волку зиму зимовать». По народной примете если волк в холода вышел из лесу, то это не к добру. («Волк под селением- к голоду, недороду»); указана и причина такого перемещения: «Голод и волка из лесу гонит».
У Пушкина в романе:
Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк…
У Даля находим присловие: «Волк голодай, лиса лакомка». Из всех возможных эпитетов (в пушкинских сказках волк обычно бурый) предпочтение отдано этому-голодный (эпитет, по правописанию пушкинской поры, в равной мере может быть отнесён и к волчихе, и к волку).
Из домашних животных более других зависит от движения времён года гусь, связанный с переменчивой водной стихией и потому особенно чуткий к изменениям погоды. Отсюда зимние приметы: «Гусь лапу поднимает- к стуже», «Гусь стоит на одной ноге- к морозу». У Пушкина:
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд…
Гусь тяжёлый- уже это знак прихода зимы: к морозной поре гусь нагуливает максимальный вес. По тому, как ступает гусь на ранний речной лёд, в народе предсказывают погоду: если на Матрёнин день «Гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде», о есть зима установится не скоро. Речь, конечно, идёт о гусе домашнем: Матрёнин день приходится на 9/21 ноября, а дикие гуси улетают значительно раньше.
В четвёртой главе «Евгения Онегина» описание осени, а с ним и пятнадцатая строфа- завершается стихами:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Здесь всё, от хронологии до эпитета, проникнуто народным видением, основанным на вековом опыте. В черновике у поэта было: «Зима стояла у двора», однако неконкретной перспективе поэт предпочёл точное обозначение времени: октябрь (назван предстоящий месяц- ноябрь); во всяком случае, исследователям творчества Пушкина октябрьская датировка этой картины представляется самоочевидной. Между тем дикие гуси улетают ещё в сентябре, на Никиту Гусятника, или Никиту Гусепролёт- 15/27 сентября. Так, И.П.Сахаров свидетельствует: «15 сентября. Поселяне сей день называют: гусепролёт, гусары, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на тёплые моря. По крику гусей и полёту они заключают о наступлении скорых холодов». Следовательно, в год приезда Онегина в деревню гуси с отлётом запаздывают на целый месяц. Не ошибся ли Пушкин? Нет, не ошибся. Согласно народным приметам, по отклонению срока отлёта гусей можно судить о времени наступления зимы.
В процессе работы над рукописью детали подыскивались тщательно и целенаправленно. Слегка варьировалось обозначение даты (было - «второго в ночь», стало- на «третье»), но сохранилось в «ночь», в полном соответствии с приметой: «Дневной снег не лежит, а первый надёжный выпадает ночью». Дополнительный смысл открывается и в другой поправке.
В рукописи было: «Гусей осенних караван…», стало- «крикливых»; гуси не только увидены, но и услышены. По уже приводившемуся описанию И.П. Сахарова о наступлении скорых холодов узнают «по крику» отлетающих гусей, здесь- отлетающих с запозданием, что предвещает позднее наступление зимы.
Народные приметы в поэтическом мире А.С.Пушкина, выходя за рамки отдельных описаний, подчёркивают не только цельность авторского взгляда на окружающий мир, но и внутреннее художественное единство произведения. Вряд ли такая мотивировка одного пейзажа другим была преднамеренной, скорее это следствие органического единства того образа мыслей и чувствований, которое существует между народом и его поэтом. Наличие народных примет и поверий в произведениях А.С. Пушкина свидетельствует о том. Что поэт хорошо знал русский фольклор и благодарно использовал его в своём творчестве.
Заключение
1. В произведениях А.С. Пушкина приметы имеют определённое художественное значение (дают характеристику героям, являются способом развития сюжетной линии, становятся средством пейзажа, придают событиям особый колорит).
2.Отличительной чертой народной приметы является её краткость, в приметах нет ни одного лишнего слова, она не объясняет какое-либо явление, а лишь констатирует факт. Но в тоже время примета очень содержательна.
3.Народная примета живёт и пользуется популярностью в 21 веке по следующим причинам:
Во-первых, она сконцентрировала в себе наблюдения, которые русский народ собирал и проверял в продолжение столетий. Поэтому приметы очень часто несут точную информацию.
Во-вторых, примета ценна как очень красивый, поэтичный микрожанр фольклора, она привлекает своей образностью и выразительностью.
Библиографический список источников:
1.Медриш Д. «Народные приметы и поверья в поэтическом мире А.С. Пушкина.
2.Даль В. И. «Словарь живого великорусского языка» в 4 т.М.,1989 г.
3.Анненков П.В. «Материалы для биографии А.С.Пушкина». М.,1984г.
4.Казарин В.П., Киселёв А.В. «Культура камня в эстетике и мировоззрении А.С.Пушкина». Комментированный словарь-справочник. Симферополь,1992г.
5.Сахаров И.П. «Сказания русского народа».
6.Пушкин А.С., роман «Евгений Онегин».
7.Пушкин А.С., стихотворения: «Бесы», «Зимнее утро».
Философские стихи Кристины Россетти
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Повезло! Стихи о счастливой семье
Заколдованная буква
Пятёрки