Кинематограф по историческому возрасту гораздо моложе русской литературы, однако во многом именно благодаря великому немому немалая часть художественных произведений стала известна широкой аудитории. А это значит, что многие граждане нашей страны смогли приобщиться к прекрасному искусству высокого слова.
Вложение | Размер |
---|---|
ridel_sochinenie.docx | 17.27 КБ |
Я хочу рассказать вам о фильме.
Риделя Александра, 7б класс, школа № 12
Кинематограф по историческому возрасту гораздо моложе русской литературы, однако во многом именно благодаря великому немому немалая часть художественных произведений стала известна широкой аудитории. А это значит, что многие граждане нашей страны смогли приобщиться к прекрасному искусству высокого слова.
Богатство русской литературы стало благодатной почвой для создания кинолент. Отечественный кинематограф, особенно советского периода, выпустил много интересных, сильных и разножанровых картин, в основе которых лежат ставшие золотым фондом нашей литературы романы, рассказы, повести, пьесы, сказки знаменитых писателей. Наверное, не ошибусь, если скажу, что пальма первенства по числу экранизаций русских классиков принадлежит гениальнейшему Александру Сергеевичу Пушкину. Только на основе его произведений отечественные режиссеры поставили свыше 20 картин, среди них: «Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Метель», «Руслан и Людмила». «Война и мир», «Анна Каренина» Льва Толстого, «Шинель», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Тарас Бульба», «Мертвые души» Николая Гоголя, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Алые паруса» Александра Грина, «Братья Карамазовы», «Идиот» Федора Достоевского - список фильмов по мотивам произведений классиков можно еще долго продолжать.
Особняком в русской литературе стоят произведения о войне. Какими бы печальными не были причины их появления, на мой взгляд, именно они являются одним из мощнейших стержней всей нашей прозы, так как несут в себе не просто истинно патриотический дух, но побуждают людей к созиданию, милосердию, состраданию, проявлению гуманистических качеств и воплощению пацифистских идей.
В нашей семье сложилась традиция: перед 9 Мая или после этой даты мы с родными смотрим фильмы, связанные с Великой Отечественной войной. В прошлом году я вместе с сестрой и мамой посмотрел картину «Помни имя свое». Мама рассказывала, что в детстве эта лента ее очень впечатлила и растрогала. Мы с сестрой тоже не смогли сдержать эмоций и слез.
В мае 2016 мы посмотрели новую экранизацию известной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» режиссера Рената Давлетьярова. Первый фильм вышел в свет в 1972 году, мама видела его, и он для нее, как и для тысяч других наших сограждан, тоже стал культовым.
Фильм произвел на меня сильное впечатление. После просмотра и грусть, и радость слились воедино. Печально было видеть, как пять молодых девушек погибли в отчаянной, но самоотверженной борьбе с фашистами. Казалось бы, им еще жить да жить, любить, воспитывать детей, учиться, работать на благо Родины… Но война перекроила судьбы. Кто бы знал, что удаленный от линии фронта спокойный карельский разъезд, куда прибудут девушки, окажется их последним пристанищем? Природа, такая живописная, умиротворенная и даже отчасти успокаивающая, не предвещала трагедии. Но тишина была обманчива. Зори горели, а жизни русских солдаток уже догорали… Операторская работа тут, по-моему, требует похвал, потому что пейзажи умело передают атмосферу происходящего.
Какой глупой, нелепой оказалась смерть Лизы Бричкиной, утонувшей в болоте. Мне кажется, актриса Софья Лебедева неплохо сыграла свою роль. Так и хотелось протянуть в экран руку и помочь бедняжке выбраться из топи. Впрочем, на мой неискушенный взгляд, все актрисы достойно исполнили роли, раскрыв характеры героинь и передав драматизм повествования-сюжета.
Из всех героинь, наверное, самой яркой мне показалась Женя Комелькова. Она красивая, веселая, неунывающая, смелая и решительная. А еще мне очень приятно сознавать, что храбрая солдатка – однофамилица моей мамы (в девичестве тоже Комелькова). Она рассказывала, что с самого детства верила, будто героиня повести приходится нам родственницей, и оттого еще больше восхищалась ею. Кто знает, может быть, и вправду так оно было, ведь на фронте воевал мой дед Иван Комельков, и вполне вероятно, что кто-то из его родных тоже мог защищать Родину от врага, к сожалению, нам о том неизвестно.
Очень красноречивым и символичным мне показался эпизод, когда Федот Васков наставил автомат на прятавшихся в укрытии немцев. Дождь, который потоками лил с неба в момент, когда командир пленил фашистов, стал своеобразным олицетворением той невыразимой боли, которую мужчина испытывал из-за потери юных бойцов. Эта умелая находка режиссера – через «плачущую» природу показать душевную горечь человека – заслуживает аплодисментов.
Выше всяких похвал игра актера Петра Федорова почти в конце ленты, когда старшина встречает новобранцев. Он окидывает девушек взглядом и представляет на их месте тех пять зенитчиц, его девчат, которых недавно потерял. Тихая скупая слеза сильного мужчины, героя войны (орден Красной Звезды тому доказательство) – самый волнительный и душераздирающий эпизод. Здесь именно фильм помог «оживить» и усилить эмоции, которые есть в тексте повести.
Конечно, с шедеврами русской литературы лучше знакомиться в оригинале, тем не менее экранизации дают возможность приобщиться к великому и вечному большему числу людей, а также они даруют зрителю по сути новые произведения, рожденные на стыке двух видов искусства. Для современного молодого поколения, которое, и это уже не секрет, редко берет в руки книгу, просмотр фильма – простой и доступный способ приобщиться к творчеству русских писателей. Может быть, кинолента подстегнет кого-то прочитать художественный экземпляр, что само по себе уже достижение. Наверняка, это случалось бы чаще, если бы российские режиссеры почаще брали за основу сценария произведения наших прославленных авторов. Но приходится с грустью признавать, что современный кинематограф не балует тем зрителя. «А зори здесь тихие» в этом отношении, пожалуй, исключение. Несомненно, в Год отечественного кино хотелось бы побольше фильмов на основе великих русских произведений литературы.
Учимся ткать миленький коврик
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Рисуем "Осенний дождь"
Золотая хохлома
У меня в портфеле