Исследовательская работа ученика 10 класса Джалаева Эльвега, представленная на районный конкурс "Моя малая родина" ( 2 место)
Вложение | Размер |
---|---|
nazvaniya_zhivotnyh_v_kalmytskih_poslovitsah.docx | 36.61 КБ |
Введение
На фоне огромного интереса народов Российской Федерации к своему духовному наследию исследования в области фольклора приобретают особую значимость. Фольклор - научный термин английского происхождения. Впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе фольклор означает «народная мудрость», «народное знание». Под фольклором следует понимать устное поэтическое творчество широких народных масс. Пословицы являются одним из важнейших жанров фольклора. Это краткие изречения применительно к различным сторонам жизни, вошедшие в оборот разговорной речи. Калмыки, проживая на протяжении 400 лет в иноязычном окружении, сохранили самобытность, красочность и образность своего языка. И пословицы - яркое тому подтверждение. В фольклоре каждого народа пословицы и поговорки занимают особое место. Художественное совершенство калмыцких пословиц - образность, глубина содержания, яркость, богатство языка - обеспечило им вечную жизнь в народе. В этих маленьких шедеврах народного творчества в краткой, предельно сжатой, поэтической форме обобщен опыт народа, запечатлены особенности его национального характера. Рожденные в разные исторические эпохи, пословицы и поговорки отражают черты быта своего времени, косвенно рассказывают о давних событиях.
Актуальность данной работы - проявление интереса к национально- традиционным формам народного искусства, обусловливает задачи углубленного исследования фольклора, в том числе калмыцкие пословицы, так как они представляют собой ценнейший материал, нуждающийся в изучении.
Цель работы: 1. Исследовать жанр калмыцкого устного народного творчества- пословицы, а именно роль названий животных в калмыцких пословицах; показать огромную роль пословиц в жизни калмыцкого народа.
3
Названия животных в калмыцких пословицах.
Благодаря названиям животных можно понять, какова их роль в калмыцкой культуре. Ведь именно скотоводство является одним из главных занятий калмыцкого народа. Также можно отметить, что благодаря параллели, которую проводят в сравнении человеческих качеств, можно точно уловить смысл, который хотели донести до народа. Именно поэтому наименования животных широко используются как в калмыцком фольклоре, так и в устном народном творчестве других народов. Я рассмотрю один из основных фрагментов: фауну.
Рассматривая калмыцкие пословицы, можно заметить в них признаки культуры и быта. В пословицах с названиями животных широко используются определенные слова и фразы, придающие калмыцким пословицам особый национально - культурный колорит:
1.Эр залуһин чееҗд
Эмәлтә хазарта мөрн багтна.
В душе настоящего мужчины
Умещается конь с седлом и уздой.
2. Эр күмн нег үгтә,
Эр мөрн нег ташурта.
Настоящему мужчине достаточно одного слова,
Хорошему коню достаточно одной плети.
3. Эмин мууһар гер баргддг,
Эмәлин мууһар дәәр һардг.
Из- за плохой женщины дом разоряется,
Из- за плохого седла появляется ссадина на спине коня.
В этих пословицах хорошо прослеживаются основные предметы, которые часто использовали кочевники. Благодаря калмыцким пословицам можно глубже понять дух калмыцкого народа и познакомиться с некоторыми обычаями.
Существуют четыре главных вида скота в калмыцком животноводстве. Это овцы, лошади, коровы и верблюды. На них основывалась жизнь кочевников. Благодаря животным они обеспечивали себя одеждой, домом, едой и предметами быта. С самых древних времен, когда калмыки жили в кибитках, животные были основой их деятельности. Поэтому в калмыцких пословицах так ярко отражается их роль.
Основным животным в калмыцком скотоводстве считается лошадь. Она помогала кочевникам быстро перемещаться по бескрайней степи, передавать
4
различные письма и кочевать с одного места на другое. Именно лошадь является главным объектом, используемым в калмыцком фольклоре, в частности, в пословицах. Можно написать больше о роли лошади в жизни кочевника.
1.Күн болх баһасн,
Күлг болх унһнасн.
Станет ли человеком, видно с детства,
Станет ли хорошим конем , видно по жеребенку.
2.Күн нутгтан көгшрнә,
Аҗрһ иҗлдән көгшрнә.
Человек стареет среди своих,
Жеребец стареет в табуне.
3.Күүнә мөр унсн күн
Өвкәҗ хатрдг.
Человек , оседлавший чужого коня,
Едет рысью, приподнявшись на стременах.
В этой пословице говорится о том, что наездник, который впервые сел на коня, приподнимается на стременах. Делается это из- за того, что он не знает, какой ход у коня, мягко или быстро он скачет, все это ему неизвестно. Потому что всаднику необходимо почувствовать шаг скакуна, чтобы лучше овладеть им.
Второе животное, которое внесло огромный вклад в калмыцкое животноводство - это корова. Также есть много пословиц, которые посвящены этому животному.
1.Үсн уга үкр мөөрәч,
Үрн уга гергн ууляч.
Корова, не дающая молока, любит мычать
Женщина, не имеющая детей, любит плакать.
2.Үсн уга үкр мөөрмтхә,
Үүл уга бер дуулмтха.
Корова, не дающая молока, любит мычать,
Невестка, не способная к рукоделью, любит петь.
Здесь образы коровы и женщины используются как существа, которые страдают из - за определенного недуга. А во второй говорится о том, что корова и невестка стараются компенсировать свои недостатки другими занятиями.
5
Третьим животным из основной группы является баран. Благодаря этому животному кочевники могли обеспечивать себя мясными продуктами, одеждой, предметами быта и войлочными изделиями.
Этому животному также посвящено множество пословиц.
1.Хөн сүүлиннь төлә,
Күн үрнәннь төлә.
Овца рождена ради курдюка,
Человек ради детей.
2.Худын үг дегәтә,
Хуцин өвр мошкрата.
Слова свата язвительны и колки,
А рога барана витые, крученые.
В этой пословице говорится о том, что эти вещи повседневны и ничего удивительного в этом нет.
Четвертым из этой группы является верблюд. Также как и другие животные, он приносил много пользы благодаря своей выдержке и выносливости.
1.Темән үкхлә, темнд күрдг уга.
Когда погибает верблюд, он не стоит цены большой толстой иглы.
В данной пословице говорится о том, что несмотря на огромную пользу верблюда, когда он погибнет, все станет бесполезным.Потому что верблюд приносит помощь именно своей работой.
2.Темән гихлә, яман гидг.
Ему говорят про верблюда, а он про козу.
То есть в значении, я говорю одно, а он отвечает мне другое. Этой пословице есть аналогия из русского фольклора: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему».
Помимо этих животных в калмыцких пословицах присутствовали названия и других. Все это делалось для сравнения людей с определенными животными, для сопоставления человеческих качеств с установившимися образами животного мира. Например, свинья ассоциируется с разрушением
( Һазр эвддг- һаха. - Свинья всегда роет землю). Монголы даже сапоги носили с загнутым вверх носком, чтобы не ранить землю. Змея в пословицах часто символизирует скрытый характер чего- либо. (Моһан эрәнь - һаза. – У змеи только узор снаружи).
1.Күмн күмн гихлә,
Күрң эрәтә моһа болх.
Если слишком много внимания обращать на человека, он может стать коричнево- пестрой змеей ( к нему с добром, а он со злом).
6
2.Күүнә күүкнә күзүн бат,
Көгшн царин арсн бат.
У чужой дочери шея крепка,
У старого вола шкура крепка.
Значение этой пословицы: «В чужой тарелке еда лучше».
3.Күн медсән умшдг,
Така үзсән чоңкдг.
Человек читает то, что знает,
Курица клюет то, что видит.
4.Эр күмн чонас бишинь ундг,
Чолунас бишинь иддг.
Мужчина не ездит лишь на волке,
А ест все, кроме камня.
Здесь говорится о силе калмыцкого мужчины, который в силе оседлать любое животное. А во второй части этой пословицы говорится об аппетите мужчины, ведь залог силы- это еда. С помощью гиперболы увеличивается значение, которое хотели передать через эту пословицу.
5.Сүргәсн зулсн бух кецү,
Керүлд дурта эм кецү.
Страшен бык, убежавший от стада,
Ужасна женщина- любительница ссор.
Пословица используется в значении, что разъяренный бык равносилен женщине, которая разносит скандалы, разрушая все вокруг. Бык ломает окрестности, а женщина, которая разносит скандалы, разрушает отношения.
Благодаря своему исследованию, я узнал больше о фольклоре, калмыцких пословицах, об их роли в нашей жизни. С помощью использования названий животных в калмыцком фольклоре можно смело утверждать об их огромной роли в жизни калмыцкого народа. Я описал различные пословицы, которые отображают характеры, деятельность и быт. Через пословицы каждый человек может ознакомиться с особым национальным колоритом, укладом жизни, обычаями, традициями. Благодаря пословицам можно более точно и более эмоционально выразить свои мысли. Поэтому они могут использоваться как непосредственные аргументы в различных работах, сочинениях и т. д.
7
Заключение
« Стремительно летит время. Уходят годы. Исчезают, как миражи. Дети и внуки сменяют дедов и отцов. Многое из культурно - художественного наследия незаслуженно забывается и несправедливо утрачивает свое глубокое значение в жизни калмыцкого народа. …Без песен, поэзии, творчества не может быть полной радости в жизни, нет движения вперед». С такими словами обращался к читателям в своей книге «Золотой родник» народный поэт Калмыцкой АССР Константин Эрендженов. И это действительно так. Я считаю, что фольклор каждого народа уникален, и мы должны его сохранять и беречь. Ведь фольклор - это своеобразная история нации, некое окошко в культуру и традиции. С уверенностью могу сказать, что пословицы еще долгие годы будут неиссякаемым источником опыта, мудрости и творчества для писателей, создающих свои произведения и для простого народа, живущего по советам, присутствующим в пословицах. Можно добавить, что и из произведений современных писателей какие – то фразы могут стать пословицами и поговорками. А значит, что и в будущем мы будем наслаждаться интересными и умными высказываниями и прошлое будет жить еще очень долго.
8
Список литературы
1. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1985.
2. Очиров У. Толковый словарь калмыцких пословиц и поговорок. Элиста,2011.
3.Кикеева Б., Гедеева Д. Краткий русско- калмыцкий словарь. Элиста, 2013.
4.Тодаева Б. Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и Ойратов Китая. Элиста, 2007.
5.Леджинова В. Роль названий животных в калмыцких пословицах. Сборник статей по материалам ХХVIII Международной студенческой научно-практической конференции.
6.Оконов Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. Москва, 1975.
7.Муниев Б. Калмыцко- русский словарь. Москва, 1977.
9
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… 3
Названия животных в калмыцких пословицах ……………………...... 4 – 7
Заключение……………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………9
Огонь фламенко
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Именинный пирог
Есть в осени первоначальной...
Снежная сказка