Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли читателям — миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же это все же нужно, стоит сказать следующее: «Обращайтесь к его книгам».
Вложение | Размер |
---|---|
dzhamilya.doc | 40.5 КБ |
dzhamilya.doc | 40.5 КБ |
Воронежский государственный университет
Филологический факультет
Конкурс сочинений на тему:
«Песня о любви, о земле, о жизни…» - повесть
Чингиза Айтматова «Джамиля»
Выполнила: ученица8 класса
МКОУ Алешковская сош
Терновского района,
Воронежской области
Воробьёва Варвара Алексеевна.
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
МКОУ Алешковская сош
Фролова Римма Михайловна.
Адрес образовательного учреждения:
397131, Воронежская обл.,
Терновский район, с. Алешки,
ул. Подгорная, д. 1
Телефон: 8-952-101-06-43;
E – mail: rosa 31@inbox.ru
Воронеж – 2018 год
Любимый писатель… В какой момент мы понимаем, что книги именно этого автора заставляют нас волноваться, сопереживать героям, иногда даже плакать? Наверное, тогда и наступает озарение, что это твой писатель, книги которого ты захочешь перечитывать ещё и ещё. Для меня таким автором стал человек, написавший удивительно трогательную и необыкновенно печальную повесть «Джамиля», Чингиз Торекулович Айтматов. Когда я её прочитала, то была покорена силой чувств двух людей, бросивших вызов вековым устоям.
Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли читателям — миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же это все же нужно, стоит сказать следующее: «Обращайтесь к его книгам».
Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий. Творчество Чингиза Айтматова убедительное тому свидетельство.
Появление в 1958 году в журнале «Новый мир» повести «Джамиля, небольшой по объёму, но значительной по содержанию, яркой по образному мышлению и мастерству написания, было сигналом о том, что из киргизских степей пришёл в литературу человек удивительного самобытного таланта.
Антон Павлович Чехов писал о таких: «Что талантливо, то ново». Эти слова полностью можно отнести к повестям Ч.Айтматова «Джамиля», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары!», «Тополек в красной косынке» и другим произведениям Айтматова. Только исключительно одарённая натура может сочетать в себе истинно фольклорное начало и новаторское восприятие современной жизни. Уже повесть «Джамиля», спетая писателем свободно, на одном широком дыхании, стала явлением новаторским, бросавшим вызов косности и обывательщине.
Первоначальное название книги - «Мелодия», так как главный герой повести, Данияр, признаётся в любви Джамиле при помощи песни без слов. Именно в этой песне рассказчик и девушка видят прекрасную душу влюблённого мужчины, и в ней раскрывается его большой талант. Песня Данияра заставила молодую женщину по – новому взглянуть на него, она заметила, что он такой же одинокий и неприкаянный, как и она сама. Вместе с жалостью в ней рождается и любовь, готовность разделить жизнь с человеком, какой бы она ни была.
В повести о любви остро ощущается и тема войны, ведь муж Джамили на фронте, Данияр вернулся калекой, а женщины вынуждены выполнять всю мужскую колхозную работу. Нелегко приходится и подросткам; Сеит, как может, помогает семье, его даже в шутку именуют «защитником и кормильцем». Именно война разрушает вековечные традиции аула, и молодая невестка работает в паре с холостяком Данияром. Целью писателя было показать, что, как бы ни менялись жизненный уклад и привычки, какой бы разрушительной ни была война, она не может уничтожить самого человека. Именно тогда, как бы вопреки обстоятельствам, и расцветает человеческая душа, рождается сильное и светлое чувство.
В Джамиле воплощён образ женщины, никем до Чингиза Айтматова так не раскрытый в прозе восточной литературы. Она - живой человек, рождённый самой землёй Киргизии. До появления Данияра Джамиля жила как ручеёк, скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили, Садыку, в силу вековых традиций «большого и малого дворов», и в голову не приходит, что в весеннюю пору солнце может разбудить этот невидимый взору ручеек. И он может заклокотать, забурлить, закипеть и ринуться на поиски выхода и, не найдя его, не остановится ни перед чем, устремится вперед к вольной и счастливой жизни. Можно ли осуждать её за это? Наверное, счастье и любовь не заслуживают осуждения в наше время, но это случилось во время войны, в Киргизии, где сильны были устои и традиции, соблюдавшиеся веками. В каждой семье важны были не чувства, а лишь видимое благополучие и стремление соблюсти традиционный уклад жизни.
В повести «Джамиля» по-новому, тонко и с большим внутренним тактом, Чингиз Айтматов решает проблему столкновения нового со старым, патриархального и социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта сложная, и когда её старались решить прямолинейно, то герои получались схематичными, отсутствовала психологическая убедительность. Чингиз Айтматов счастливо избежал этого недостатка. Сеит, от имени которого ведется повествование, с почтением относится к своей матери — опоре семьи. Когда все мужчины «большого и малого дворов» уходят на фронт, мать требует от оставшихся терпения вместе с народом. Она в своём понимании вещей опирается на большой жизненный опыт и эпические традиции. В её адрес автор не бросает ни единого упрека. А патриархальные устои, косность, обывательщина, покрытая плесенью благополучия, подтекстно высвечиваются автором, и, в конечном счете, читателю становится ясно, что всё это давит на личность, лишает ее красоты, свободы и силы. Любовь Данияра и Джамили не только обнажила нравственные и социальные корни этой обывательщины, но и показала пути победы над нею.
Любовь в повести выигрывает битву в борьбе с косностью. Как в этом произведении, так и в последующих, Айтматов утверждает свободу личности и могущество любви, потому что без них нет полноценной жизни. Сила воздействия настоящего искусства на душу человека ярко раскрыта в судьбе юного Сеита. Обыкновенный аильский подросток, отличающийся от своих сверстников, может быть, чуть большей наблюдательностью и душевной тонкостью, под влиянием песен Данияра вдруг начинает прозревать. Любовь Данияра и Джамили окрыляет Сеита. После их ухода он все ещё остается в аиле Куркуреу, но это уже не прежний подросток. Джамиля и Данияр стали для него нравственным воплощением поэзии и любви, свет их настоящего чувства повёл его в дорогу, он решительно заявил матери: «Я поеду учиться... Скажи отцу. Я хочу быть художником». Такова преобразующая сила любви и искусства. Это утверждает и отстаивает писатель Айтматов в своей повести «Джамиля».
«Джамиля» — книга сразу о двух чувствах – о романтической и чистой любви Данияра и Джамили, и о первой, незабываемой и трепетной привязанности мальчика-рассказчика Сеита к этой же девушке. Все герои книги – простые люди из народа, тесно связанные с землёй, уважающие предков и выполняющие долг перед Родиной.
В произведении можно обнаружить множество романтичных и точных описаний природы Киргизии, ощутить терпкий запах полыни, других степных растений. Но в характеристике главных героев Айтматов – реалист отходит от фольклорных традиций: положительный герой Данияр - далеко не богатырь и красавец: «неказист с виду, молчалив и угрюм». Да и Джамиля не имеет ничего общего с восточной пери : «В характере у неё проявлялись какие-то мужские черты». Это обычные, живущие интенсивной душевной жизнью молодые люди, далёкие от совершенства, но очень «человечные» и живые. Возможно, они не вызывают желания им подражать, но, безусловно, заставляют нас задуматься о сложной и прекрасной жизни, если она наполнена любовью и искренностью.
Свою работу хочу закончить словами великого русского поэта В. А. Жуковского, которые можно отнести и к личности Ч. Т. Айтматова:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.
Воронежский государственный университет
Филологический факультет
Конкурс сочинений на тему:
«Песня о любви, о земле, о жизни…» - повесть
Чингиза Айтматова «Джамиля»
Выполнила: ученица8 класса
МКОУ Алешковская сош
Терновского района,
Воронежской области
Воробьёва Варвара Алексеевна.
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
МКОУ Алешковская сош
Фролова Римма Михайловна.
Адрес образовательного учреждения:
397131, Воронежская обл.,
Терновский район, с. Алешки,
ул. Подгорная, д. 1
Телефон: 8-952-101-06-43;
E – mail: rosa 31@inbox.ru
Воронеж – 2018 год
Любимый писатель… В какой момент мы понимаем, что книги именно этого автора заставляют нас волноваться, сопереживать героям, иногда даже плакать? Наверное, тогда и наступает озарение, что это твой писатель, книги которого ты захочешь перечитывать ещё и ещё. Для меня таким автором стал человек, написавший удивительно трогательную и необыкновенно печальную повесть «Джамиля», Чингиз Торекулович Айтматов. Когда я её прочитала, то была покорена силой чувств двух людей, бросивших вызов вековым устоям.
Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли читателям — миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же это все же нужно, стоит сказать следующее: «Обращайтесь к его книгам».
Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий. Творчество Чингиза Айтматова убедительное тому свидетельство.
Появление в 1958 году в журнале «Новый мир» повести «Джамиля, небольшой по объёму, но значительной по содержанию, яркой по образному мышлению и мастерству написания, было сигналом о том, что из киргизских степей пришёл в литературу человек удивительного самобытного таланта.
Антон Павлович Чехов писал о таких: «Что талантливо, то ново». Эти слова полностью можно отнести к повестям Ч.Айтматова «Джамиля», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары!», «Тополек в красной косынке» и другим произведениям Айтматова. Только исключительно одарённая натура может сочетать в себе истинно фольклорное начало и новаторское восприятие современной жизни. Уже повесть «Джамиля», спетая писателем свободно, на одном широком дыхании, стала явлением новаторским, бросавшим вызов косности и обывательщине.
Первоначальное название книги - «Мелодия», так как главный герой повести, Данияр, признаётся в любви Джамиле при помощи песни без слов. Именно в этой песне рассказчик и девушка видят прекрасную душу влюблённого мужчины, и в ней раскрывается его большой талант. Песня Данияра заставила молодую женщину по – новому взглянуть на него, она заметила, что он такой же одинокий и неприкаянный, как и она сама. Вместе с жалостью в ней рождается и любовь, готовность разделить жизнь с человеком, какой бы она ни была.
В повести о любви остро ощущается и тема войны, ведь муж Джамили на фронте, Данияр вернулся калекой, а женщины вынуждены выполнять всю мужскую колхозную работу. Нелегко приходится и подросткам; Сеит, как может, помогает семье, его даже в шутку именуют «защитником и кормильцем». Именно война разрушает вековечные традиции аула, и молодая невестка работает в паре с холостяком Данияром. Целью писателя было показать, что, как бы ни менялись жизненный уклад и привычки, какой бы разрушительной ни была война, она не может уничтожить самого человека. Именно тогда, как бы вопреки обстоятельствам, и расцветает человеческая душа, рождается сильное и светлое чувство.
В Джамиле воплощён образ женщины, никем до Чингиза Айтматова так не раскрытый в прозе восточной литературы. Она - живой человек, рождённый самой землёй Киргизии. До появления Данияра Джамиля жила как ручеёк, скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили, Садыку, в силу вековых традиций «большого и малого дворов», и в голову не приходит, что в весеннюю пору солнце может разбудить этот невидимый взору ручеек. И он может заклокотать, забурлить, закипеть и ринуться на поиски выхода и, не найдя его, не остановится ни перед чем, устремится вперед к вольной и счастливой жизни. Можно ли осуждать её за это? Наверное, счастье и любовь не заслуживают осуждения в наше время, но это случилось во время войны, в Киргизии, где сильны были устои и традиции, соблюдавшиеся веками. В каждой семье важны были не чувства, а лишь видимое благополучие и стремление соблюсти традиционный уклад жизни.
В повести «Джамиля» по-новому, тонко и с большим внутренним тактом, Чингиз Айтматов решает проблему столкновения нового со старым, патриархального и социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта сложная, и когда её старались решить прямолинейно, то герои получались схематичными, отсутствовала психологическая убедительность. Чингиз Айтматов счастливо избежал этого недостатка. Сеит, от имени которого ведется повествование, с почтением относится к своей матери — опоре семьи. Когда все мужчины «большого и малого дворов» уходят на фронт, мать требует от оставшихся терпения вместе с народом. Она в своём понимании вещей опирается на большой жизненный опыт и эпические традиции. В её адрес автор не бросает ни единого упрека. А патриархальные устои, косность, обывательщина, покрытая плесенью благополучия, подтекстно высвечиваются автором, и, в конечном счете, читателю становится ясно, что всё это давит на личность, лишает ее красоты, свободы и силы. Любовь Данияра и Джамили не только обнажила нравственные и социальные корни этой обывательщины, но и показала пути победы над нею.
Любовь в повести выигрывает битву в борьбе с косностью. Как в этом произведении, так и в последующих, Айтматов утверждает свободу личности и могущество любви, потому что без них нет полноценной жизни. Сила воздействия настоящего искусства на душу человека ярко раскрыта в судьбе юного Сеита. Обыкновенный аильский подросток, отличающийся от своих сверстников, может быть, чуть большей наблюдательностью и душевной тонкостью, под влиянием песен Данияра вдруг начинает прозревать. Любовь Данияра и Джамили окрыляет Сеита. После их ухода он все ещё остается в аиле Куркуреу, но это уже не прежний подросток. Джамиля и Данияр стали для него нравственным воплощением поэзии и любви, свет их настоящего чувства повёл его в дорогу, он решительно заявил матери: «Я поеду учиться... Скажи отцу. Я хочу быть художником». Такова преобразующая сила любви и искусства. Это утверждает и отстаивает писатель Айтматов в своей повести «Джамиля».
«Джамиля» — книга сразу о двух чувствах – о романтической и чистой любви Данияра и Джамили, и о первой, незабываемой и трепетной привязанности мальчика-рассказчика Сеита к этой же девушке. Все герои книги – простые люди из народа, тесно связанные с землёй, уважающие предков и выполняющие долг перед Родиной.
В произведении можно обнаружить множество романтичных и точных описаний природы Киргизии, ощутить терпкий запах полыни, других степных растений. Но в характеристике главных героев Айтматов – реалист отходит от фольклорных традиций: положительный герой Данияр - далеко не богатырь и красавец: «неказист с виду, молчалив и угрюм». Да и Джамиля не имеет ничего общего с восточной пери : «В характере у неё проявлялись какие-то мужские черты». Это обычные, живущие интенсивной душевной жизнью молодые люди, далёкие от совершенства, но очень «человечные» и живые. Возможно, они не вызывают желания им подражать, но, безусловно, заставляют нас задуматься о сложной и прекрасной жизни, если она наполнена любовью и искренностью.
Свою работу хочу закончить словами великого русского поэта В. А. Жуковского, которые можно отнести и к личности Ч. Т. Айтматова:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Тупое - острое
Рисуем акварельное мороженое
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Весёлая кукушка