Уроженец Мордовии Сергей Юношев помогал Королеву покорять Вселенную
Вложение | Размер |
---|---|
essetumaeva_n_.docx | 17.9 КБ |
Фамилия, имя, отчество
Тумаева Нина Евгеньевна
Образовательное учреждение
МБОУ "Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа"
Факультет, курс, группа (Школа, класс)
МБОУ "Большеигнатовская СОШ" 9 класс
Номинация эссе
ъ
"...Верю в будущем ,с космосом слиты,
Всю Галактику сможем пройти
Кто-то встретит свою Аэлиту
Кто-то звездных субстанций дожди..."
Ровно 55 лет назад состоялся первый в истории полет человека в космос. Этим человеком был советский гражданин, сын планеты Земля 27-летний летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Это событие открыло эру полетов человека в космос и навсегда вписало выдающееся достижение советской космонавтики в летопись освоения пятого океана. В изготовлении и разработке космического корабля участвовала вся наша страна. Конструкторские бюро, заводы, академические, научные и учебные институты. Не остался в стороне от этого великого дела и наш, Большеигнатовский район. Свою лепту в создании космической техники внес наш земляк, выпускник Большеигнатовской школы, Сергей Иванович Юношев.
Сергей Иванович Юношев родился 31 июля 1936 года в Атяшеве. Уроженец Мордовии Сергей Юношев помогал Королеву покорять Вселенную. Отец космонавтики лично принимал пятикурсника на работу в свое конструкторское бюро. Сергей начал грезить о небе после общения с учеником отца Григорием Пьянзиным, поступившим в авиационный институт. Приезжая на каникулы в село, он много рассказывал мальчику об устройстве самолетов и ракет. Юношев с 4-го класса начал увлекаться авиамоделизмом, а в 9-м уже выполнил норматив мастера спорта и был зачислен в Саранское летно-техническое училище. Но проучился там недолго, потому что сам захотел строить настоящие самолеты.
По примеру старшего товарища поступил на вечернее отделение Казанского авиационного института и одновременно устроился работать на авиационный завод. Через год молодой человек подорвал здоровье во время испытания двигателей. Очень непросто было совмещать тяжелую работу и старательную учебу. Большие звуковые нагрузки привели к расстройству нервной системы. На втором курсе Юношеву пришлось взять академический отпуск и вернуться в Игнатово. Более полугода он проработал учителем труда в родной школе, а затем, немного окрепнув, вернулся в институт. Поступил Сергей на самолетостроительное отделение, но с третьего курса отделение перепрофилировали по специальности ракетостроение. Одновременно с учебой С. И. Юношев активно участвовал в комсомольской жизни института. Был неосвобожденным секретарем комитета комсомола института.
По инициативе комсомольцев института был создан первый в стране комсомольский завод, на котором работали только студенты. Директором завода был назначен С. И. Юношев. Это была большая школа. Азам финансовой, технической работы, налаживанию связей с родственными предприятиями он учился именно здесь. Работая руководителем, Сергей Иванович не оставлял учебу, а наоборот, стремился к наилучшим результатам. Он хотел настоящего дела. Вот именно тогда, С. И. Юношева находят создатели группы С.П. Королева. В то время ею создавался очень большой самолет «Антей» для транспортировки космической техники. На последнем курсе талантливого студента заметили и пригласили в конструкторское бюро Сергея Королева. «Тогда очень острой была проблема доставки ракет авиационным транспортом, — вспоминает Сергей Юношев. Конструкторскому бюро Олега Антонова поручили создать для этих целей тяжелогрузный самолет „Антей“. Я участвовал в работе, наша группа быстро ее выполнила».
После успешного завершения первого задания Юношеву посчастливилось познакомиться с Королевым. «У Главного была манера лично принимать на работу молодых специалистов, — рассказывает Сергей Иванович. — Собеседование продолжалось минуты две, за которые Королев старался раскусить нового человека. Он был необычайно талантливым специалистом. Имел свойство, которому мы все удивлялись: в самые трудные минуты, когда уже не оставалось сил на ликвидацию какого-либо сбоя, всегда находился рядом и помогал. Мы даже не понимали, когда Королев спит — он трудился круглосуточно. Не терпел халатного отношения к работе и очень уважал специалистов, преданных делу». В отличие от многих кандидатов, Сергей пожелал трудиться на производстве, а не в кабинете. Знаменитый тезка напутствовал его одним словом: «Давай!».
От мастера производственного цеха Юношев дорос до должности заместителя главного инженера по новой технике. «Личной жизни у нас не было, день и ночь крутились на работе, — вспоминает конструктор. — Приходилось и по командировкам ездить, и участвовать в подготовке старта ракет. Если в воскресенье удавалось отдохнуть — это было счастье». Затем молодого конструктора пригласили работать в Министерство общего машиностроения. В 1988 году он стал начальником Главного управления по разработке и производству космического приборостроения и специальной медицинской техники. В его подчинении находились около 80 предприятий, в том числе Саранский завод медоборудования. Каждую неделю приходилось ездить в Кремль и отчитываться перед председателем Совета министров Николаем Рыжковым, в оборонном отделе ЦК или президиуме Верховного совета. «Приходилось крутиться. В советские годы был жесткий контроль, постоянно давили сроки и ответственность», — говорит наш собеседник. Наш герой принимал участие в разработках космических кораблей: "Восход", "Восток","Союз", "Мир", участвовал в проведении полетов космонавтов. Напряжение было очень высокое. И в эти моменты ,что бы как -то продержаться ,вспоминал Малую Родину- Большое Игнатово, родную школу. Это успокаивало, давало силы.
Юношев много общался с космонавтами. «В 1965 году начал читать им курс по малогабаритным датчиковым системам, — рассказывает он. — Техника постоянно совершенствовалась, поэтому космонавтов приходилось переучивать. В конце обучения принимал зачет. Хорошие отношения сложились с интеллигентным и начитанным Германом Титовым. Самыми жизнерадостными из первой группы были, пожалуй, Юрий Гагарин и Павел Попович. К сожалению, все они уже ушли в мир иной…»
Сейчас Сергей Иванович Юношев проживает в Москве, но не забывает о своей малой Родине. Награжден четырьмя орденами, Госпремией за создание многоразового космического средства «Буран-Энергия» и медалями Королева, Гагарина, Циолковского за разработку баллистической ракеты СС-19. Имеет двоих детей и четырех внуков. Увлекается столярно-строительными работами и классической музыкой. Заслуженный деятель аэрокосмической науки и техники РФ.И сегодня находиться в строю: избран Председателем Центрального Совета Ветеранов космонавтики и ракетной техники.31 июля 2016 года Сергею Ивановичу исполниться 80 лет.
Мы очень гордимся нашим выпускником, для нас это "Человек-легенда". Он поддерживает контакты с нашей школой, о которой вспоминает с благодарностью. Сергей Иванович часто бывает гостем нашей школы, поздравляет коллектив школы с памятными датами. В канун 55-летия полета первого человека в космос Сергей Иванович адресует свое письмо ко всем жителям района, молодому поколению.
"От всей души поздравляю свою родную школу с 55- годовщиной полета в космос. И очень надеюсь, что будущие выпускники нашей школы примут участие в работах по созданию космической техники ,повышения обороноспособности нашей страны. В грядущем -перед человечеством стоят грандиозные задачи по освоению космического пространства. Нас ждут ближайшие планеты. И я думаю, что и наши воспитанники школы примут участие в этих грандиозных работах".
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Как нарисовать ветку ели?
Три орешка для Золушки
Лупленый бочок