Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. В этом списке великих имен Есенина занимает одно из первых мест. «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии ,для выражения неисчерпаемой «печали полей»,любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». М.Горький
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_derevev_v_poezii_s.a.esenina.doc | 101.5 КБ |
titulnyy_list_s._esenin.doc | 448.5 КБ |
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………………2
2. Народные источники поэзии С.Есенина…………………………………………………3
3. Психологический параллелизм…………………………………………………………...3
4. Деревья в поэтическом мире С.Есенина…………………………………………………4
5. Растительный мир С.Есенина…………………………………………………………….8
6. Образы деревьев в поэзии С.Есенина……………………………………………………10
7. Заключение…………………………………………………………………………………11
8. Литература………………………………………………………………………………….12
9. Приложение………………………………………………………………………………...13
Введение
«…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии ,для выражения неисчерпаемой «печали полей»,любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
М.Горький
Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. В этом списке великих имен Есенина занимает одно из первых мест.
В этом имени – слово « еснь».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси, сень березы
И синь рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
« Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
Фамилия Есенин – русская, коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Осень, Ясень, связанные с плодородием, дарами земли, с осенними праздниками.
В современной поэзии существует удивительная легенда о Есенине, как явлении природы. Многоголосая и разветвляющаяся, она словно пытается убедить нас в том, сто русская природа в дополнении к своим рощам закатам, озерам и пашням приобрела теперь и Есенина – свою певчую душу.
Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон
Уже в начале творчества Есенин заявил о своей связи с русской природой. Причем самым главным звеном в этой цепи считается дерево.
Слово дерево образовалось от древнейшего славянского корня дер-, т.е. « сила», «мощь», «выносливость».
От этого «вечного» фольклорного древа, имя которого жизнь, и берут начала есенинские «древесные» образы.
В растительном мире С. Есенина представлено двадцать пород деревьев (черемуха, береза, клен, ольха, липа, и др.) Все они неповторимы, все живут и органически вплетаются в поэтическую ткань стихов.
В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами и фольклорно – обрядовыми традициями
«Русь моя, деревянная Русь!» - обращался Есенин к родной стране.
Какие деревья считаются наиболее поэтическими в России?
На первом месте береза, на втором сосна, потом идут дуб, рябина, тополь, клен, липа.
Часто встречаются образы цветущих и плодоносящих деревьев и кустарников: сирень, черемуха, виноград, яблоня, вишня.
2. Народные источники поэтики Есенина
Свое детство и юность Есенин провел в родном рязанском селе Константинове, в Спас – Клепиках, где он окончил « второклассную» учительскую школу. С ранних лет он воочию видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда.
Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, шумят тростники, « со звоном» плачут глухари. У его героинь «красной рюшкою по белу сарафан на подоле» , а герой – в белой свитке и алом кушаке. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое – брызжет и переливается в стихах поэта.
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где – то мышь скребется в затворенной клети…
Определяющей чертой в поэзии Есенина является полная слитность с народной жизнью. Перед Есениным никогда не вставала проблема поиска пути к народу, не было необходимости специально изучать его, постигать «душу народа». И дело здесь не в происхождении поэта, не в обстоятельствах его жизни, не в природном знакомстве с реальными условиями, тяготами и лишениями крестьянской жизнью обогатила Есенина ее органическим, некнижным знанием.
Родная земля дала ему большее - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей. Она жила в нем, была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества. Он говорил и пел теми словами, которые поет народ. И его собственные стихи стали этой песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа.
Только одно из ранних стихотворений назвал Есенин « Подражанье песне» ( « Ты поила коня из горстей в поводу…»), одно из последних – «Песня» (« Есть одна хорошая песня у соловушки…») да еще «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе». И дело не в том, что во многих его стихах слышна мелодика народной песни, частушки. Он брал саму поэтику народного песенного творчества, ту первозданную красоту народного взгляда на жизнь, который с такой полнотой выразился в песне.
3. Психологический параллелизм
« Все мы яблони вишни голубого сада», - говорит Есенин о людях, поэтому так естественно звучат в его стихах слова о том , что « любимая отцветает черемухой», что у его подруги «глаз осенняя усталость». Но особенно сильно этот поэтический прием звучит там, где поэт говорит о себе «Ах, увял головы моей куст», «головы моей желтый лист» -
пишет он об утраченной молодости. « Был я весь, как запущенный сад», - сожалеет он о прошлом. Варьируя этот прием, он все более углубляет его, создает ряд образов, внутренне связанных между собой:
Я хотел бы стоять как дерево,
При дороге на одной ноге.
Как дерево роняет тихо листья,
Так роняю грустные слова
.
4. Деревья в поэтическом мире
Изображение собственных переживаний через картины родной природы, естественно, привело поэта к тому, что мы называем очеловечиванием природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической способности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы (вьюга злится, ветер гуляет, солнце улыбается и т.п.) , то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приёма
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком
Спит черемуха в белой накидке
Где на поляне клен танцует пьяный.
Природа у поэта способна поступать как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится:
Там теперь такая же осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
Через все творчество поэта проходит образ русской березки.
Березка считается символом России. У древних славян слово «Бер» означало «светлый», «ясный», «блестящий». Наверное, так назвали берёзку за цвет ее коры. Береза – девичья чистота. Есенин же углубляет этот принцип. У него береза – « девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке; наделяет ее конкретными человеческими приметами
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О. тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы - ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум…
Поэтическая миниатюра «Береза» говорит сама за себя.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежной каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Каждое явление в этом стихотворении наделено собственным голосом. Береза вовсе не принакрыта снегом, она сама принакрылась снегом, как женщина, которая накинула на себя что-то вроде шали или платка с блестящей бахромой – снегом. А вокруг ни звука, ни движения, полный покой, лишь « горят» снежинки в золотом огне.
«Береза» - изумительные по красоте строки, в которых выразились самые искренние чувства. Береза – спящая красавица в окружении «сонной тишины», покоя и безмолвия. Белый, золотой, серебряный – такова цветовая палитра стихотворения. Игра цвета определяет движение лирической мысли.
В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
В этой березе, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, с которой он впервые выступил в печати, и многие другие обращения к этому образу.
« Странной березового ситца» называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны, и героиня.
Стихотворение «Черемуха» выпето на едином дыхании.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
Есенин оживляет природу, рисует портрет, словно с живого человека. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: «черемуха душистая», «зелень пряная».
Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба. Крепость ствола, могучая крона, выделяет дуб среди других деревьев, делая, как бы царем древесного царства.
В стихотворении «Октоих» упоминается Маврикийский дуб. Есенин впоследствии объяснил значение этого образа «… то символическое древо, которое означает «семью»
Под Маврикийским дубом
Сидит мой рыжий дед…
Введение Маврикийского дуба в это стихотворение на случайно, так как в нем говорится о Родине:
О Родина, счастливый
И несходный час!
о родных –
«мой рыжий дед.»
Этот дуб как бы обобщает всё то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья – это самое главное, сто может быть у человека.
Образ «семьи» здесь дан в более широком смысле: это и « отчий край», и «родные могилы», и «отчий дои», то есть все, что связывает человека с этой землей.
В стихотворении «Богатырский посвист» он показывает мощь и силу России, ее народа.
Задрожали дубы столетние,
На дубах от свиста листья валятся.
Это произведение можно поставит в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы.
Есенин создает образ рябины, которую он отпевает своим «псалмом».
Оттого – то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью рябина.
(«Сорокоуст»)
«Рябины – судьбина русская»
Буйство красок, веселье. Это самое яркое из деревьев, пылающее всеми оттенками багряного цвета. Вместе с тем в рябине угадывается та горечь и грусть, которая вообще неотделимы от русской природы.
Образ клена наиболее сформирован в поэзии С Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа».
Нагляднее всего запечатлен образ клена как деревенского парня, гуляки, ухажера в стихотворении.
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой»
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
Как будто бы на корточки погреться,
Присел наш клен перед костром зари.
В этих образах клена выделяются два элемента: «голова» и «ноги».
Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.
Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.
В стихотворении «Пороша» главная героиня – сосна выступает как «старушка»:
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась как старушка,
Оперлася на клюку…
Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…
С другим, сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении «Колдунья». Но этот лес уже не светлый, радостный, а наоборот грозный, мрачный, суровый.
Ветер – певун с завываньем кликуш
Мчится в лесную дремучую глушь.
Роща грозится еловыми пиками…
Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши.
Темная ночь молчаливо пугается,
Шалями тучек луна закрывается.
Ветер – певун с завываньем кликуш…
Растительный мир С. Есенина
Дуб - долголетие
Видят немцы — задрожали дубы столетние Сосна - прямота
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнуласъ, как старушка,
Оперлася на клюку... Осина - горе
Мир осинам, что раскинув ветви
Загляделись в розовую водь. Калина - девушка
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет. Рябина - печальная женщина
О красном вечере задумалась дорога.
Кусты рябин туманней глубины. Яблоня - молодка
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу - яблоню ветром стряхать... Ива - обиженная судьбою девушка
По луже, на переметке,
Резеды и ризы кашки
И вызванивают четки
Ивы- кроткие монашки. Черемуха - невеста
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь стезя. Береза - девичья чистота
Зеленая прическа
Девическая грудь
О, тонкая береза,
Что загляделась в пруд?
Верба - весна
В зеленой церкви за горой, Где вербы четки уронили, Я понимаю просфорой Младой весны младые были.
Вишня - родная земля
В руках краюха хлеба, Уста- вишневый сок.
Клен - молодость
Дрогнули листочки, закачались клены С золотистых веток полетела пыль...
Липа - женственность
Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет.
Тополь - одиночество
Без шапки с лыковой котомкой Стирая пот свой, как елей Бреду дубравною сторонкой Под тихий шелест тополей.
Сирень
На душе холодное кипенье И сирени шелест голубой
Образы деревьев в поэзии С. Есенина
Люблю, когда на деревах Огонь зеленый шевелится С. Есенин
«Кусты рябин туманней глубины»
• «горит костер рябины красной»
• Рябиновые кисти
Рябина - печальная женщина, символ ее безрадостной жизни
«Черемуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила»
• «сыплет черемуха снегом»
• «черемуховый дым»
• «нежный шелест черемух»
• «черемуховая вьюга»
• «спит черемуха в белой накидке»
Черемуха- невеста
«Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь»
• «Здравствуй, мать, голубая осина»
Осина- горе.
«Все мы - яблони и вишни голубого сада»
• «седина, словно яблочный цвет»
• «яблоне тоже больно терять своих листьев медь»
• «весенняя вьюга яблочного цвета»
Яблоня — душа; молодка
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый»
• «клены морщатся ушами длинных веток»
• «облезлый клен своей верхушкой черной гнусавит хрипло»
• «бедный клен, твоя одежда в рваном виде»
Клен — двойник лирического героя, далее не двойник, а
близнец. Тайным родством Есенин связал златоглавого юношу с самым золотым и кудрявым деревом русской
осени - кленом.
5. Заключение
Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С.Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ дерева в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив «древесного романа» восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп «человек - растение».
Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа - это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.
Говоришь, учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта.
Литература
«Русская литература» т.9 ч. 2, М. Аванта, 2001
Выполнила:
Елисеева Екатерина
ученица 4 класса Д
Проверила:
Казанцева
Галина Дмитриевна
Абакан 2016
Самодельный телефон
Волшебная фортепианная музыка
Попробуем на вкус солёность моря?
«Течет река Волга»
Стеклянный Человечек