Во время реализации этого проекта автор проекта познакомился с историей театра кукол, написал литературную основу - «Сказка про соседей-друзей», смастерил три перчаточные куклы, сделал декорации, отрепетировал театральную постановку, показал спектакль ровесникам.
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_kukol_1_-_pered.docx | 62.13 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» Г. ДОЛИНСК
694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Хабаровская, д.13, тел. 2-71-98
Класс: 4 Б
Направление: мир моих увлечений
Создаем театр своими руками
информационно-творческая работа
Руководитель:
Дёмина Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
Автор:
Жевора Алиса
Март 2018г.
Введение…………………………………………………………………. | 2 |
Глава I. История и развитие театра…………………………………. | 4 |
| 4 |
| 5 |
1.3. Виды театральных кукол ...………………………........................ 1.4. С. В. Образцов «Кукольный папа России» …………………… | 6 8 |
Глава II. Создание театра своими руками …………………………. | 10 |
2.1. Посещение Сахалинского театра кукол…………………………… | 10 |
2.2. Интервью с актёром Сахалинского театра кукол А. Маковецким 2.3. Что знают ученики начальной школы о театре (анкетирование учеников) ……………………………………………………………….. | 10 12 |
2.4. Сочинение литературной основы спектакля……………………… 2.5. Изготовление перчаточных кукол ……………………………….. | 13 15 |
2.6. Создание театрализованной постановки………………………... Заключение………………………………………………………….… | 15 18 |
Список используемой литературы………………………………… | 19 |
Приложение…………………………………………………………… | 20 |
| |
Введение
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические и творческие способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев.
Идея создания театра своими руками пришла ко мне на занятиях по внеурочной деятельности «Риторика», где мы часто разыгрывали сценки и разные игровые ситуации, также с классом мы неоднократно посещали спектакли сахалинских театров, но особенно нас впечатлил Сахалинский театр кукол. Когда я смотрела спектакль, я даже не задумывалась, что куклами кто-то управляет. Для меня это были живые герои, самостоятельные персонажи. Я стала собирать информацию про театр и тут родилась идея самой его создать. Позже нам посчастливилось попасть на самый первый, так называемый «прогон» спектакля, в зале витала атмосфера праздника и чего-то нового. Оказывается, это так ответственно быть первым зрителем. А после премьеры художественный руководитель Антонина Добролюбова провела нам экскурсию по всему театру, мы увидели огромные шкафы, где хранят этих сказочных героев и узнали много тайн. Сразу захотелось выяснить: насколько интересен моим одноклассникам мир театра и спектакль, созданный своими руками.
Проблема нынешнего времени в том, что дети 21 века увлечены компьютерными технологиями и современными гаджетами, все чаще это заменяет им ролевые игры и реальное общение друг с другом.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что театр дает воспитательные уроки, обучая правилам дружбы, любви, трудолюбия, а отрицательные черты людей такие, как лень, зазнайство, злодейство – высмеиваются, вырабатывая отрицательное отношение к таким свойствам характера, театральная игра дарит реальное общение сверстников, а значит необходимо разбудить интерес сверстников к театральной игре.
Целью работы было создать и показать театральную постановку с помощью перчаточных кукол.
Задачи проекта:
- Узнать историю театра кукол;
- Познакомиться с основными видами театра;
- Провести анкетирование среди учащихся 4 и 3 классов;
- Выяснить какие бывают виды кукол и выбрать для создания наиболее подходящую;
- Научиться мастерить куклу своими руками;
- Создать литературную основу спектакля;
- Показать театральную постановку;
План работы:
Практическая значимость в том, что материал и опыт данной работы может использоваться на занятиях внеурочной деятельности курса «Риторика», внеклассных мероприятиях, на уроках литературного чтения.
Новизна работы заключается в создании перчаточных кукол, литературной основы спектакля кукол и реализации театральной постановки.
Глава I. История и развитие театра
Слово «театр» происходит от греческого слова (место для зрелищ, где корень - теа - означает смотреть. Истоки кукольного театра уходят очень глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах. Почти каждое первобытное племя обладало своим тотемом, то есть, священным животным, которому они поклонялись и которого они восхваляли. По верованию человека тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили пожертвования, иногда даже человеческие жизни. В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема.
На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества. Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации и воплощать в игре придуманные забавные истории.
Появление первых театральных кукол обязано древнегреческим традициям устраивать домашние спектакли. Члены семьи шили кукол, наряды для них, создавали декорации, а затем организовывали представления. Знатные состоятельные люди могли позволить себе мастерить кукол из настоящего серебра или даже золота. В этот же период стали появляться первые куклы, которые могли двигаться при помощи приводных ремней и пара. Немного позже куклы были помещены в специальный ящик с предусмотренными отверстиями, из которых они торчали во время представлений. В период Средневековья подобные представления устраивались непосредственно на ярмарках и площадях. Популярность такого вида театрального искусства повлекла за собой появление не только кукол-артистов, но и артистов-кукольников. Для проведения своих представлений в их распоряжении был лишь обрез ткани, натянутый на веревке. Кукольники в своих спектаклях рассказывали о любви и ненависти, о добре и зле.
В середине девятнадцатого столетия для подобных представлений стали отводить отдельные помещения. Новые усовершенствованные куклы умели шутить, плакать и выражать публике свои чувства. Они восхваляли добро и высмеивали человеческие недостатки.
Таким образом, история кукольного театра зародилась в первобытные времена, наибольшее распространение нашло в средневековье, а в девятнадцатом веке появились первые театры кукол.
1.2. Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
Исходя из вышеперечисленных видов театра делаем вывод, что нам подходит создание первого вида театра кукол с использованием ширмы.
1.3.Виды театральных кукол.
На сегодняшний день существует большое разнообразие кукол, используемых в театре кукол. Вот самые распространённые из них:
Марионетка — разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал — глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста».
Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу. Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). В головку куклы также вставляют патронку.
Кукла Петрушка. Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода. Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей - «петрушек» и птиц.
Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы. У тростевой куклы руки длинные, движения — более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести — конечно, это пальцы артиста помогают кукле. Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее.
Пальчиковые куклы. Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза.
Куклы тени. Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока — Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.
Куклы – великаны.
Кукла надевается на человека. При изготовлении кукол-великанов применяют различные тканевые и поролоновые материалы, обеспечивая устойчивый каркас куклы. Куклы-автоматы – это механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Подобные автоматы первоначально использовались в культовых целях, когда на глазах изумленных зрителей происходило чудо оживления статуи божества. Позже куклы-автоматы получили широкое распространение на ярмарочных аттракционах и в аристократических светских салонах. (Приложение 1).
Делаем вывод, что разнообразие кукол, используемых в спектаклях, расширяют возможности воздействия на зрителя и достижения целей спектакля.
1.4. С. В. Образцов - « Кукольный папа России»
Жил на свете весёлый, остроумный человек, который беззаветно любил искусство. Сначала он учился на живописном и графическом факультетах Вхутемаса (Высших художественно – технических мастерских) – учебном заведении, которое существовало в Москве в 1920-1926 годах. Затем стал артистом Музыкальной студии МХАТа. Он не играл серьёзные роли, а только такие, над которыми можно было посмеяться.
Всё время этот человек был в творческом поиске. Сердце подсказывало ему: настоящее призвание его не обычная сцена. А … В 1920 году он взял да и стал выступать в концертах с театральными куклами. Звали этого человека Сергей Владимирович Образцов (1929 – 1992). А в 1931 году Сергей Образцов создает свой Театр кукол, такого театра еще не было, он создал истинно уникальный театр. С этого времени Образцов почти 70 лет являлся его бессменным руководителем.
В фойе театра – небывалый музей. За стёклами витрин – кукольная история: десятки, сотни кукол, игравших в спектаклях образцовского детища. Сами же спектакли радостные, остроумные шедевры.
За свою долгую жизнь Образцов сделал очень много для разработки теории и методики театра кукол. Определяя жанровые особенности такого театра, Сергей Владимирович много придумал в изобретении системы «работы» кукол. (Приложение 2).
Проанализировав литературу по истории создания и развития театра кукол мы пришли к выводу, что разнообразие видов кукол дает нам возможность выбрать одну наиболее приемлемую для реализации и создания театра кукол своими руками.
Глава II. Создание театра своими руками
2.1. Посещение Сахалинского театра кукол.
Наше знакомство с театром началась давно. Начиная с первого класса, мы классом посещали все выездные спектакли Сахалинского театра кукол и посетили спектакли Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова, такие как: «У ковчега в восемь», «Морозко», «Как-то раз под Новый год», «Мы летели на диване…", «Волшебное кольцо» и «Песнь ЫХ- мифа. Одиночество богов". (Приложение 3).
Я вместе с героями спектакля радовалась и сопереживала. Как же на самом деле актёрам так ловко и мастерски удаётся этими куклами играть, управлять? Всё время расспрашивала об этом родителей. И тогда они, заметив мой неподдельный интерес к кукольному театру, купили мне маленькую ширму и набор перчаточных кукол из сказки «По щучьему веленью, по моему хотенью». Мы с подружкой разучили эту сказку и показали её родным. Для первого раза у нас получилось неплохо. Взрослые хлопали и нас хвалили.
Только, когда я сама управляла этими сказочными героями, я поняла, что эти куклы почти живые. Когда я одеваю перчаточную куклу на руку, она оживает. Я могу делать с ней разные действия, играть, разговаривать. А, когда я смотрю ей в глаза, я чувствую её настроение, весёлая она или грустная... И тогда для меня эти куклы стали лучшими друзьями. Мой восторг от увиденного не проходил. Я всё время представляла в голове этих сказочных персонажей, перчаточных кукол…
2.2. Интервью с актёром Сахалинского театра кукол А. Маковецким.
Для того чтобы процесс создания театральной постановки стал понятен, необходимо погрузиться в него, приблизиться насколько это возможно к его сердцу. А сердце театра это его актеры, а театра кукол актеры-кукольники. И такая возможность у нас появилась – это встреча с актёром Сахалинского театра кукол - Александром Маковецким. Он артист (кукловод), ведущий мастер сцены. Окончил Сахалинский театральный колледж СахГУ. В труппе театра с 1996 года, задействован в двадцати пяти спектаклях.
И вот, что мы узнали:
- Александр Александрович, помните ли вы, когда вы впервые встретились с театром? Как это было?
- Когда я был школьником, у товарища мама была режиссёром театра и однажды мы пришли на представление. Это был мой первый поход в театр, и я сразу влюбился в него.
- Почему вы решили посвятить себя именно театру кукол?
- Это очень интересно. Через куклу мы передаём свои эмоции, энергетику, настроение.
- Куклы предназначены только для одного спектакля или ими играют в нескольких представлениях?
- Нет. Куклы для каждого спектакля отдельно готовятся.
- Где хранятся куклы?
- Куклы хранятся, а точнее живут, в отдельных больших шкафах, на которых написано название спектакля. Раньше мы их хранили в больших ящиках в чехлах.
- Кто создаёт образ куклы?
- Образ куклы создаёт режиссёр с художником. Художник рисует, а затем лепит таких кукол, которые бы соответствовали идейному содержанию пьесы, подчеркивали, раскрывали характер того или иного героя…
- Как долго идёт подготовка к одному спектаклю?
- По-разному … бывает 2 недели, бывает и месяц. Ну в основном где – то 15 дней.
- Как вы считаете, у ваших кукол есть душа?
- Обязательно! У каждой куклы есть душа. Я однажды остался вечером один в театре и, когда проходил мимо шкафов с куклами, мне казалось, что куклы там оживают, что у них там своя жизнь…
Мы встретились с Александром Маковецким после спектакля «Песнь ЫХ- мифа. Одиночество богов", поставленный режиссером-постановщиком Эрдэни Жалцановым — заслуженным деятелем искусства Республики Бурятия, лауреата Золотой маски 2010 г. В основе инсценировки эпическая поэма основоположника нивхской литературы, старейшины племени Кетнивгун Владимира Санги о Человеке Ых‐мифа.
Актер только успел снять костюм и видно было, как он сильно выложился, сколько сил ушло у него на работу, хотя актер был на втором плане, его практически было не видно на сцене. Как он энергетически выплеснул себя на сцене. Теперь мы понимаем, как тяжел актёрский труд, как трудно актеру театра кукол оставаться в тени и вместе с тем давать возможность своей кукле прожить на сцене целый спектакль.
Удивило также желание А. Маковецкого после очень глубокого спектакля рассказывать о любимой работе, он делал это с таким воодушевлением, что сразу видно, что для актера это дело жизни. Особенно было интересно слушать рассказ актера об экспедиции на север Сахалина, где они прожили некоторое время с аборигенами Сахалина нивхами. Наверно, поэтому они так искусно передали первородный мир нивхов. Спектакль философской направленности, а значит, непростой в восприятии. Этот спектакль необходимо посетить подросткам. Я, думаю, после него есть о чем задуматься. Актер провёл нас по театру. Показал, где хранятся куклы для театрализованных постановок. Это огромные шкафы, на каждом написано название спектакля.
Таким образом, встреча с актером А. Маковецким подтвердило наше желание попробовать себя в роли начинающего актера, работающего с перчаточными куклами. (Приложение 4).
2.3. Анкетирование учеников.
В ходе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся 3 классов и 4 класса Б с целью выяснения количества детей, интересующихся театральным искусством, а именно кукольным и желанием детей самим участвовать в театральной постановки. (Приложение)
Анализ опроса показал, что 47% опрошенных, посещали театр хотя бы один раз, а чуть более половины не были ни разу в театре.
На вопрос о посещении кукольного театра выяснилось, что в нем были 23%, а остальные 77% ни разу.
При выяснении количества посещении выяснилось, что большая часть делали это более двух раз, но есть небольшая группа учащихся, проявляющих интерес к театру и посещающих их регулярно.
На следующий вопрос «Понравились ли вам спектакли?» уверенно ответили «Да» 97%, лишь 3% опрошенных ответили отрицательно.
На пятый вопрос: «Какие эмоции вы испытали после театра?» мы получили следующие ответы респондентов: радость – 56 учеников, переживали за героев – 3 ученика, а 2 ученика даже усталость.
На заключительный вопрос «Хотели бы вы сами сыграть в спектакле?» изъявили желание 91%, а это подавляющее большинство опрошенных, что говорит о большом интересе к созданию и участию в театральных постановках и запроса на дальнейшую творческую деятельность. (Приложение 5).
Таким образом, мы пришли к выводу, что учащиеся 4Б и 3 классов не все имели возможность посетить театр или театр кукол, а, значит, они не имеют возможности приобщиться к такому виду искусства как театр, поэтому было бы своевременно показать им собственный способ создания театра своими руками.
2.4. Сочинение литературной основы спектакля
Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания мы неоднократно получали на уроках литературного чтения и русского языка. Есть у нас коллективная работа «Сборник сказок» и «Детский журнал о животных». Я люблю сказки, и не только слушать, но и сочинять. Это приносит мне радость и удовольствие.
Сочинить сказку можно про человека, животное, растение или любой предмет: игрушку, чайник, ложку, лампочку, стол, планшет. Про все, что попадется на глаза или придет на ум. При желании, вы можете оживить, что угодно, даже явления природы. Но люди или животные чаще всего выступают главными действующими лицами сказочных историй.
Моими главными героями станут животные: поросёнок, зайчишка и лисичка. Почти все сказки начинаются со вступления: со слов «Жили-были», чтобы представить героя, о котором будет идти речь. Также часто используют выражения «В тридевятом царстве…» или же «Однажды…» Здесь все зависит от ваших предпочтений. Например, моя сказка начнётся так: «жили-были три соседа поросёнок Хрю-Хрю, зайчишка Пушок и Лисичка Анна».
Далее должно идти описание персонажей. Если вы хотите, чтобы персонажи были положительные, опишите их с хорошей стороны (добрые, дружелюбные, справедливые), но можно начать сказку иначе. С того, что ваши герои были ленивые, непослушные (вот например у меня два героя Хрю-Хрю и зайчишка Пушок - добрые, трудолюбивые, дружелюбные, а лисичка Елизавета - ленивая и нечестная). Тогда, впоследствии, мне нужно будет выстроить сказку так, чтобы в конце, мой отрицательный персонаж исправился и стал хорошим.
Далее должно произойти основное событие, чтобы положительные и отрицательные герои встретились). Например, у меня положительные герои Хрю- Хрю и зайчишка Пушок пошли на рыбалку и позвали с собой лисичку Елизавету, а т.к. Елизавета была ленивой, она с ними не пошла. Впоследствии лисичка совершила плохой поступок, она украла у соседей ведро с рыбкой. Вернувшись с рыбалки соседи, ничего не подозревая, угостили лисичку Елизавету уловом, ей было неловко, но она приняла гостинец. Затем мои положительные герои решили построить вместе дом, чтобы жить дружно и счастливо! И снова предложили соседке Елизавете поучаствовать в совместном деле, но она вновь отказалась, так как лежать на печи и считать мух - это было её любимое занятие! Елизавета совершила не хороший поступок, не пошла с соседями на рыбалку, но украла у них рыбу, не захотела с ними строить дом, но уж очень хотелось вместе с Хрю-Хрю и зайчишкой Пушком жить дружно и весело в тепле и достатке. И сказка всегда учит нас чему - то хорошему (Сказка ложь - да в ней намёк, добрым молодцам урок.)
В конце сказки отрицательный персонаж должен совершить, поступок, благодаря которому он преобразится и станет положительным героем. Например, моя лисичка Елизавета наблюдала, как её соседи построили новый дом, как им весело и тепло вместе и решилась попросить прощения у них за свои поступки и попросилась жить вместе с ними. Конечно, её соседи: Хрю-Хрю и Пушок простили и с радостью приняли Елизавету. Вместе веселее, решили они. И в дальнейшем Елизавета всегда всё делала дружно со своими друзьями – соседями. И стали они жить – поживать, да добра наживать!
И Елизавета поняла главное, что труд – кормит, а лень портит!
Оказалось, сказку сочинять очень интересно, но сложно . Я с удовольствием придумывала свой сюжет, воплотила в реальность свои фантазии.
2.5. Изготовление перчаточной куклы.
Цельнокроеную перчаточную куклу можно смастерить достаточно быстро. Моя кукла будет изготовлена всего из пары деталей: передняя и задняя части, которые нужно будет сшить вместе и затем вывернуть на лицевую сторону. (Приложение)
Готовлю лист бумаги формата А4, кладу на него свою руку, последний два пальца поджимаю, а первые три развожу в разные стороны. Обвожу карандашом. Затем рисую сверху над средним пальцем голову моей игрушки и по обведённой руке создаю примерный эскиз куклы, обвожу шею, руки. После этого, вырезаю из бумаги заготовку, кладу её на ткань, обвожу карандашом, прибавляю по 2 см с каждой стороны, чтобы была возможность сшить стороны. Вырезаю заготовку из ткани и сшиваю по краям. Выворачиваю игрушку на лицевую сторону, разглаживаю её утюгом. Чтобы придать большего объема голове будущей куклы, я её наполнила синтепоном. Заготовка готова. Теперь осталось приклеить глазки, носик и создать ротик. Когда мы приклеили глазки, у куклы будто появилась душа, характер. Красными нитками вышили ротик и куклы появилось настроение. (Приложение 7).
Всё, куклы готовы, можно и сочинять сценарий сказки.
2.6. Создание театрализованной постановки и выступление перед одноклассниками.
Я решила подготовить дома театрализованное представление и показать его перед одноклассниками, чтобы показать им, что мир театра, кукол – это очень увлекательно и интересно!
В кукольном театре жесты для куклы больше, чем слова. Душа куклы в руках кукловода. Надо постоянно смотреть на свою куклу, пока она в действии. Как только вы отведете от нее взгляд, кукла тут же перестанет вас слушаться. Она либо станет неподвижной (замрет), либо ее жесты не будут соответствовать произносимым словам. Об этом надо всегда помнить.
Мои куклы ожили в моих руках, теперь необходимо научить их двигаться, ходить, говорить, словом, исполнять свои роли. Так мы говорим зрителям, а про себя понимаем, что мы — кукловоды должны уметь правильно держать куклу, научиться водить ее, т.е. правильно выполнять, исполнять свою роль кукловода, и овладеть этим искусством помогут репетиции. Кроме того репетиции нужны и для того, чтобы удостовериться, насколько правильно сделана кукла, удобна ли она для вождения. По ходу репетиции можно выявить все технические недостатки куклы и учесть на будущее, либо сразу исправить их, если это возможно. С каждой репетицией мастер-кукольник совершенствует технические качества куклы, а артист-кукловод развивает на сцене заложенные в ней способности. Так кукла проходит испытания:
- край ширмы, как правило, поднят выше роста человека, и зрители смотрят спектакль как бы снизу. И чтобы кукла была хорошо видна зрителям, нужно держать куклу чуть наклонно к зрителям, не запрокидывая ее назад.
- если кукла по ходу действия отходит на задний план, ее следует приподнять повыше, иначе она скроется от зрителей за край ширмы и будет не видна.
- действия кукловодов (в данном случае - мои) совершаются для зрителей, поэтому необходимо следить, чтобы кукла была обращена к ним лицом или в пол-оборота к другой кукле. Если кукловод видит лицо своей куклы, значит, зрители видят ее спину.
- на сцене кукла не должна проваливаться или подскакивать, если этого не требует действие. Ее необходимо держать ровно, передвигать так, будто она идет по ровному полу. Чтобы добиться этого эффекта, нужно специально потренироваться.
Я, например, много репетиций провела перед зеркалом, тогда я видела результат своих действий. Эти репетиции помогли мне «отточить» некоторые действия и жесты.
Большинство кукол не обладает мимикой, поэтому в диалоге наиболее подвижной должна быть «говорящая» кукла. Даже когда идет монолог, кукла должна быть подвижной, способной свои слова усиливать жестами. Слова, произносимые неподвижной куклой, зрители слабо воспринимаю
Повторим, слова можно усиливать жестами. Вот несколько примеров:
• если кукла отрицательно качает головой или согласно кивает, без слов понятно, что она изображает свое нежелание или согласие;
• если кукла прислонила ладошки рупором ко рту, нам уже понятно, что она будет кого-то звать издалека;
• если она манит рукой, это значит, что она просит своего собеседника подойти поближе;
• если кукла трет глазки и зевает, она хочет спать; но если она трет глазки, низко наклонив голову, и всхлипывает,— она плачет;
• если кукла хлопает в ладоши, да еще подпрыгивает, она проявляет бурную радость;
• если же кукла неожиданно вздрогнула, то она изображает удивление, за которым последует либо испуг, либо радость. Таких примеров бесконечное множество. А дальше, в творческом поиске, были найдены другие интересные жесты, позы и движения.
Постановка отрепетирована и показана перед учащимися начальной школы. (Приложение).
Я немного волновалась, не всегда успевала менять куклу одну на другую. Было немного сложно и были выявлены некоторые трудности в работе над постановкой (о них позже в заключении), но видя радостные взгляды ребят, их смех и неподдельный интерес к моему маленькому спектаклю, моё волнение пропало, ко мне пришло ещё большее вдохновение.
Я создала театрализованную постановку и показала её перед учащимися начальных классов, школьники с интересом и любопытством наблюдали за моей постановкой. Было видно, что им очень понравилось! (Приложение 8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что увлечениями современных детей является телевизор с мультфильмами, компьютер с социальными сетями, телефон. Причем эти увлечения прививаются ребятам с малых лет. Как результат, повышенная любовь детей к электронным устройствам, а значит, ограничение общения и неумение найти общий язык со сверстниками и интересные творческие увлечения и. Альтернативой компьютерным играм может стать вовлечение детей к театральной игре, как один из самых доступных видов искусства для детей, для формированием эстетического вкуса, нравственного воспитания, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Во время реализации этого проекта мы мы узнали историю театра кукол, виды театров, познакомились с разнообразием кукол, используемых в театральных постановках, посетили Сахалинский театр кукол и взяли интервью у актера, поняли насколько сложен физически и эмоционально труд актера написали литературную основу - «Сказка про соседей-друзей», смастерили три перчаточные куклы, сделали декорации, отрепетировали театральную постановку, показали спектакль одноклассникам, чем вызвали большую заинтересованность и желание приобщиться к театральному творчеству.
Задуманный нами проект завершен и мы пришли к следующим выводам: учащиеся начальных классов проявили интерес и желание участвовать в театральных постановках в нашей школе.
Перспектива работы: при работе над проектом мы поняли насколько трудно создать театральную постановку с помощью одного актера, испытываешь трудности при работе с куклами и это ограничивает возможности при написании сказки, так играть актер может только двумя куклами, поэтому мы хотели бы в дальнейшем расширить труппу актеров, необходимо получить консультации у художника по костюмам для создания более ярких образов, продолжить работу через занятия внеурочной деятельности в пятом классе с привлечением сверстников.
Используемая литература.
1. Puppet.Журнал «Театр чудес» https://puppet.ru/zhurnal_teatr_chudes
2. Я познаю мир : Театр : Детская энциклопедия. И.А. Андрианова-Голицина
3. Голдовский Борис Павлович «Театр кукол». Детская энциклопедия .
4. Кукольный волшебник — Сергей Владимирович Образцов. — М.: Время, 2002, с. 295.
5.Образцов, С. В. Моя Кунсткамера / С. В. Образцов. - М., 1990. – В Центральной библиотеке им.Пушкина, библиотеках №№ 1, 16, 22, 29.
6. http://www.letopis.info/themes/theatre/iz_istorii_kukolnogo_teatra.html
8.https://studfiles.net/preview/2061531/page:4/https://www.liveinternet.ru/users/3944166/post37761224
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_кукол
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Сказка об осеннем ветре
Будьте как солнце!
Петушок из русских сказок
Калитка в сад
А теперь — мультфильм