Для конкурса творческих работ ученица выбрала тему детства в русской литературе. Она рассмотрела её на следующих произведениях: Л.Н. Толстой "Детство", М. Горький "Детство", В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой", В.Г. Распутин "Уроки французского". Презентация снабжена текстом, поэтому может использоваться в качестве учебного материала.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Тема детства в русской литературе" | 2.25 МБ |
Слайд 1
Презентация на конкурс творческих работ «Сквозные темы русской литературы» обучающейся 9 класса МОУ Синичинская СОШ Снигирь Анастасии. Тема детства в русской литературе.Слайд 2
Детство – неотъемлемая тема творчества практически каждого писателя, поэта, художника. Она, как никакая другая, имеет тесную связь с реальной жизнью и находит отклик в каждом человеке. Образ ребёнка был интересен всегда. Он встречается в наскальных рисунках первых людей, в фольклоре, литературных и музыкальных произведениях.
Слайд 3
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Вернутся ли, когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни.» Л.Н.Толстой.
Слайд 4
Творчество Л.Н.Толстого является бесценным для развития детской темы. Автобиографическая повесть «Детство» – первая в истории русской литературы произведение, героем – рассказчиком которого стал ребёнок с его особым миром и моралью.
Слайд 5
Зерно добра, любви и правды в душе главного героя посажено его матерью вместе с няней Натальей Савишной . Наличие положительных душевных качеств у Николеньки, его благородные мысли и чувства – полностью их заслуга.
Слайд 6
Хотя герой испытывает немало горя, разочарования в окружающих и родных людях, даже в самом себе, но всё равно считает своё детство счастливым. В этом раскрывается философская сторона повести: для автора истинным счастьем является умение преодолевать жизненные препятствия с открытым сердцем, в котором таится не корысть или ненависть, а добро и искренность. В этом, по мнению Толстого, и заключается мудрость ребёнка.
Слайд 7
А вот детство, которое в своей повести изобразил М.Горький, трудно назвать счастливым периодом жизни. Главный герой – Алёша Пешков пытается понять, откуда берётся зло в этом мире, всеми силами тянется к свету и добру, отстаивая собственные принципы и мораль.
Слайд 8
Горький показывает мрачное и страшное в противопоставлении со светлым и радостным: на смену тяжёлому впечатлению от картины трагической смерти отца приходит ощущение счастья от близости с бабушкой; сцена нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы дедушки с Алёшей; злым развлечениям дядьёв противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.
Слайд 9
Огромное влияние оказали на Алёшу «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире, они вселяли «надежду на возрождение: к жизни светлой, человеческой».
Слайд 10
Итак, герой повести Толстого счастлив: его любят домочадцы, никто не торопит его взрослеть. Герой же Горького раньше срока выходит «в люди», так и не отведав радостей детства, его беззаботности и непринуждённости. Такое взросление было у большинства детей двадцатого века.
Слайд 11
Основная тема рассказов В.П. А стафьева – становление личности. Будущий писатель рано лишился родителей, жил с бабушкой и дедушкой. Став взрослым, он напишет воспоминания -«покаяния» о деревенском, босоногом детстве, о семье.
Слайд 12
Обман, жульничество…Воспоминания о них светлыми не назовёшь. Однако рассказ «Конь с розовой гривой» оставляет радостный свет в душе читателей. Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растёт и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушает голос совести.
Слайд 13
Писатель убеждён, что добро более действенно по сравнению с другими средствами воспитания . «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.» Этот пряник стал для мальчика символом вселенской любви и всепрощения родного любящего человека.
Слайд 14
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.» В.Г.Распутин
Слайд 15
Рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского» был опубликован в тысяча девятьсот семьдесят третьем году. Сам писатель выделял его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня.»
Слайд 16
Герой – рассказчик поражает своей целеустремлённостью, честностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди.
Слайд 17
Лидия Михайловна рассмотрела в своём ученике замечательные способности к обучению, увидела его тяжёлые условия жизни и постаралась любыми способами помочь мальчику. Учительница наделена необыкновенной любовью и добротой, за что и пострадала, лишившись работы, но её ученик пронёс эти «уроки» через всю жизнь.
Слайд 18
Все эти произведения объединяют: Автобиографичность Герой – рассказчик Внимание к внутреннему миру ребёнка (психологизм) Влияние взрослых, семьи на формирование ребёнка Основа взрослой жизни героев – детские впечатления
Слайд 19
Ребёнок – это уникальный мир, который нужно всеми силами оберегать, чтобы у нас было счастливое будущее. Ведь, как сказал английский писатель и художник Джон Рёскин , «как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства» !
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Мастер-класс "Корзиночка"
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Несчастный Андрей
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Плавает ли канцелярская скрепка?