Сочинение написано в жанре письма, обращённого к поэту, и содержит анализ жизни и творчества И. Бродского. Присутствует личностная оценка поэзии И. Бродского. Работа написана в рамках конкурса, посвящённого писателям - лауреатам Нобелевской премии.
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение "Письмо к Иосифу Бродскому" | 23.8 КБ |
МОУ Синичинская средняя общеобразовательная школа
Творческая работа
на муниципальный конкурс по литературе
« Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии»
Номинация: «Ясность мысли и страстность поэзии» (И. Бродский)
Тема: «Письмо к Иосифу Бродскому»
учащейся 10 класса
Спайковой Марии Сергеевны
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Спайкова Ирина Натановна
2016 год
Я ищу. Я делаю из себя человека.
Иосиф Бродский.
Дорогой Иосиф Александрович!
Я начала увлекаться Вашим творчеством не так давно, но когда я прочитала Ваши стихи, они полностью захватили меня. Первое стихотворение, которое я прочла, называется «Пилигримы». Оно очаровало меня. В нём присутствует какой-то романтический дух одиночества.
Мимо ристалищ, капищ,
Мимо храмов и баров,
Мимо шикарных кладбищ,
Мимо больших базаров,
Мира и горя мимо,
Мимо Мекки и Рима,
Синим солнцем палимы,
Идут по земле пилигримы.
( И. Бродский. «Пилигримы»).
Такие стихи часто позволяют задуматься о чём-то высоком и непостижимом: о жизни и смерти, о мыслях людей. Как правило, смысл таких произведений открывается не сразу. Сначала ты читаешь первый раз и обращаешь внимание на красоту описания, слова, которые «врезаются в сердце». Второй раз при чтении уже проникаешься самим «сказочным» духом умиротворения, и хочется «поселиться» в этих стихах, потому что ты чувствуешь, насколько они близки тебе. Но смысл открывается лишь тогда, когда это стихотворение «западёт в душу» и «засядет в голове», и хочется читать его снова и снова. Такими и являются для меня они - Ваши стихи.
Если же говорить об истории Вашей жизни… Что ж? Я думаю, судьба одного из величайших поэтов достойна уважения и сострадания, поскольку умы всех времен когда-то были не поняты, или не имели поддержки, или вовсе жили тяжелой жизнью. Да-да, именно великие умы, ведь таковым я и считаю Вас - Иосифа Бродского, думаю, многие согласятся с моей точкой зрения.
Но всё-таки поговорим непосредственно о Вашем детстве, потому что всё начинается с детской поры, когда человек окрылён мечтами, и всё кажется таким простым, но Ваша юность - это смена множества школ, раннее взросление, тяжёлая работа на заводе и холодный блокадный Ленинград. Казалось бы, ничто из этого не может принести радости. Но у Вас было то, что помогло Вам «взлететь» – это мечта. Мечта о счастливой жизни и о том, чтобы нести правду людям.
Насколько мне известно, интерес к поэзии «вспыхнул» у Вас во время экспедиции, и там же Вы впервые познакомились с творчеством Е. А. Баратын- ского. Я нашла Ваши воспоминания об этом, и они показались мне довольно интересными и «живыми».
«Году в пятьдесят девятом я прилетел в Якутск и прокантовался там две недели, потому что не было погоды. Там же, в Якутске, я помню, гуляя по этому страшному городу, зашёл в книжный магазин и в нём я надыбал Баратынского - издание «Библиотека поэзии». Читать мне было нечего, и когда я нашёл эту книжку и прочёл её, тут-то я всё понял: чем надо заниматься. По крайней мере, я очень завёлся, так что Евгений Абрамыч как бы во всём виноват»
(И. Бродский. Из интервью Е. Рейну, 1988).
Ну а что же было дальше? Дальше - активное участие в литературных кружках и ранняя поэзия. Многие критики оценивают произведения молодых поэтов как нечто кургузое и непрофессиональное. Но Ваши стихи уже тогда поражали тем, что обладали свойственной притягательностью. Одно из первых и самых известных стихотворений, сочинённых Вами, называется «Холмы».
Холмы – это наша юность,
Гоним её, не узнав.
Холмы – это сотни улиц.
Холмы – то сонм канав.
Холмы- то боль и гордость.
Холмы – это край земли.
Чем выше на них восходишь,
Тем больше их видишь вдали.
(И.Бродский «Холмы»).
В этом стихотворении Вами используется приём повторения. Именно он впоследствии станет ведущим среди всей «гаммы» образных средств, которые Вы будете применять в своём творчестве. Все Ваши произведения наполнены огромным количеством литературных тропов, которые передают скрытый смысл. Порой это удивительно, как, по сути, не связанными между собой словами можно передать всю полноту бытия. Язык Ваших произведений загадочен, он завораживает любого читателя. Слова сливаются в непрерывную мелодию, а концовка раскрывает идею стихотворения. Я узнала, что Вы были новатором в поэзии ХХ века, новаторство заключалось в том, что Вы изобрели новую «породу» рифмы, а так же создали оригинальный ритм в своих стихах. Именно благодаря этому Ваши произведения по сей день считают шедеврами современной литературы, и именно поэтому Вы были удостоены заслуженной награды - Нобелевской премии.
В 1987 году самый молодой лауреат выступил с Нобелевской лекцией на вручении самой престижной премии, которая была присуждена ему «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Этим человеком были Вы, Иосиф Александрович. Вот малая часть того, что Вы сказали с трибуны:
«…Писатель не может говорить за писателя, особенно – поэт за поэта; что, окажись на этой трибуне Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уинстон Оден, они невольно бы говорили сами за себя, и, возможно, тоже испытывали бы неловкость.
Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. <…> В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой – но всегда меньшей, чем любая из них, в отдельности…
Если искусство чему-то и учит…то именно частности человеческого существования. …Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность».
(И. Бродский. Из Нобелевской лекции,1987)
Я считаю, что Вы достойны этой награды. Ваши стихи сыграли существенную роль в поэзии «нового» века, хоть Вы и никогда бы не признали, насколько прекрасны Ваши произведения; знайте, что они несут вдохновение многим людям по всему миру. В Ваших стихотворениях прослеживаются темы, которые близки людям: одиночество, забвение, смерть. Как бы страшно не звучали эти слова, но их отголоски присутствуют в жизни каждого из нас. И ко всему прочему Вы описываете всё это настолько великолепно, что все темы Вашей лирики кажутся не жуткими и ужасающими, а напротив, романтичными и успокаивающими.
На «облик» Вашей поэзии, разумеется, повлияли ранние годы жизни. Но существенную роль сыграл один момент, произошедший в 1964 году. Суд и ссылка. Я думаю, эти два слова значат для Вас многое.
Мы знаем, что в 60-х – 70-х годах проходила очередная волна эмиграции. В этот промежуток времени за пределы Родины высылали писателей, поэтов, за то, что они были неугодны власти, критиковали правительственный аппарат или просто писали для социалистического человека «вредную» литературу. Но Вы, Иосиф Александрович, не только слышали и знали об этом, но и перенесли на себе всю несправедливость и комичность этих обвинений. Есть много записей с этого судебного процесса, вот одна из них:
Судья: Чем вы занимаетесь?
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю...
Судья: Никаких “я полагаю”. Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! (Мне). Сейчас же прекратите записывать! А то — выведу из зала. (Бродскому): У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
Судья: Отвечайте точно!
Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю...
Судья: Нас не интересует “я полагаю”. Отвечайте, почему вы не работали?
Бродский: Я работал. Я писал стихи. <…>
Судья: А вообще, какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить Вуз, где готовят... где учат...
Бродский: Я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это... (растерянно)... от Бога...
(Из записей первого суда над И.Бродским, 1964)
Я считаю, многие, кто знал Вас, уважали Вашу творческую жизнь, да и Вы сами понимали, что этот суд и последующая за ним ссылка – всё это - лишь глупый фарс, без каких-либо стоящих обвинений. Ваши стихотворения гласили правду, которую высшие чины не могли допустить, ведь она вела к инакомыслию среди народа.
«…Не диво, что в награду мне за такие речи своих ног никто не кладёт на плечи…»
(И.Бродский «Я всегда твердил, что судьба-игра»)
Мой любимый сборник - «Конец прекрасной эпохи», он был выпущен в 1967 году, объединив все тематики и проблемы нашего мира. Они интересуют и меня.
Зоркость этих времён - это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить - динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зелёного лавра.
(И.Бродский «Конец прекрасной эпохи»)
Я знаю почти все стихотворения из этого сборника наизусть, но, разумеется, есть и любимые произведения, такие как «Одиночество», «Освоение космоса», «Письма римскому другу», «Я входил вместо зверя в клетку», и, конечно, знаменитое «Не выходи из комнаты».
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
(И. Бродский « Не выходи из комнаты».)
Вы, наверняка, были бы удивлены, но сейчас, когда я пишу Вам, многие подростки и взрослые люди «болеют» Вашими стихами. Большому количеству людей по всему миру известно имя Иосифа Бродского как особенного поэта-современника, наряду с Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Владимиром Маяковским, Эдуардом Асадовым. Думаю, Вам было бы лестно знать, что в наше время в парнях, девушках, мужчинах и женщинах не иссяк романтизм и любовь к прекрасному. Хотя в современном мире и появилось много техники, видов искусства и различных развлечений, но человеческая душа сохранилась, поэтому люди взахлёб читают стихи, и чаще – Ваши стихи. Они положены на музыку, их учат наизусть, цитируют, переписывают, олицетворяя себя с лирическим героем. Каждый знающий человек, который собирается поехать в Питер, обязательно вспомнит строки из стихотворения «Письмо»:
Всадник замер
Замер всадник, реке стало тесно в русле
Кромки, грани
Я люблю, не нуждаясь в ответном чувстве…
(И.Бродский «Письмо»)
Я очень рада, что могу назвать себя этим знающим человеком, который «болеет» Вашим творчеством, не желая выздоравливать. Спасибо Вам за эти «уютные», прекрасные стихи. И спасибо Вам за то, что в моменты отчаяния, жизненных неурядиц Вы не переставали писать, потому что каждое Ваше стихотворение – маленькая история, а вся Ваша поэзия – это большой роман.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Рисуем белые грибы пастелью
Какая бывает зима
Басня "Море и река"