Аннотация
В настоящей работе рассматривается проблема актуальности чтения в подростковой среде.
Цель работы: изучить читательские предпочтения подростков, привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и наметить пути поддержки и развития чтения.
Работа включает в себя теоретическую и практическую (исследовательскую) части. Автор ставит перед собой задачи:
1.Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
2.Изучить литературу по данному вопросу.
3.Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
4.Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 285.5 КБ |
Презентация | 1.94 МБ |
Буклет | 514.03 КБ |
Защитное слово | 22.78 КБ |
«Актуальность чтения в подростковой среде»
Вяткина Ульяна Андреевна
РФ, Тюменская область, город Тюмень, МАОУ СОШ № 92, 6 «Л» класс
Аннотация
В настоящей работе рассматривается проблема актуальности чтения в подростковой среде.
Цель работы: изучить читательские предпочтения подростков, привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и наметить пути поддержки и развития чтения.
Работа включает в себя теоретическую и практическую (исследовательскую) части. Автор ставит перед собой задачи:
1.Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
2.Изучить литературу по данному вопросу.
3.Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
4.Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.
В ходе исследования была выдвинута научная гипотеза:
Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие
методы: анкетирование учеников 6-7, 11 классов, интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей; математические методы обработки результатов исследований; сравнение; наблюдение за чтением подростков в библиотеке, анализ читательских формуляров; вовлечение подростков в конкурсы и выставки, акции.
Исследования, проведенные автором, помогают определить круг чтения современного подростка. Результаты работы могут быть использованы на разных уроках, для организации внеклассных мероприятий, классных часов, совместной деятельности учителя. учеников и родителей.
При написании работы использовалось 7 источников литературы, интернет- ресурсы, а также результаты проведенных автором работы исследований.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Введение. | 4 | ||||
2. | Основная часть: | |||||
2.1. | Читательская деятельность как фундаментальная основа понятия грамотности. |
5 | ||||
2.2. 2.3. | Чтение в жизни подростков нашей школы Подросток и библиотеки | 5- 8 8 | ||||
2.4. | Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов. | 8 | ||||
3. | Заключение. | 10 | ||||
4. | Список литературы. | 11 |
5. Приложение 1. 12
6. Приложение 2. 13
7. Приложение 3. 14
«Актуальность чтения в подростковой среде»
Вяткина Ульяна Андреевна
РФ, Тюменская область, город Тюмень, МАОУ СОШ № 92, 6 «Л» класс
I.ВВЕДЕНИЕ.
План исследования.
Мы считаем, что взятая для исследования тема «Актуальность чтения в подростковой среде» является актуальной в наше время.
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга помогает овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, учит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей.
Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами
гипотезу:
Объект исследования:
Учащиеся 6-х-7-х, 11- классов МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени
Предмет исследования:
Читательские предпочтения подростков
Цель исследования:
Привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и наметить пути поддержки и развития чтения.
Поставленные задачи:
Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие
методы:
- анкетирование;
- интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;
- математические методы обработки результатов исследований;
-наблюдение за чтением подростков в библиотеке, анализ читательских формуляров;
-вовлечение подростков в конкурсы и выставки (конкурсы рисунков «В мире сказок», «Живая классика», выставки книг по прочитанным произведениям «Чтение- лучшее учение»).
-акция «Прочитай и расскажи другим» (каникулы + уроки внеклассного чтения)
Этапы осуществления проекта:
Содержание этапа | Временной промежуток |
Постановка задачи | Октябрь 2018 г. |
Обзор литературы | Октябрь-декабрь 2018 г. |
Обоснование методики эксперимента | 2018 г. |
Проведение исследований | Февраль-март 2019 г. |
Обработка результатов | Март 2019 г. |
Написание отчёта | Февраль-март 2019 г. |
Практическая значимость заключается в следующем:
- материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;
- данные исследования могут быть использованы на разных уроках, для организации классных часов, внеклассных мероприятий, совместной деятельности родителей, учеников и учителя.
«Актуальность чтения в подростковой среде»
Вяткина Ульяна Андреевна
РФ, Тюменская область, город Тюмень, МАОУ СОШ № 92, 6 «Л» класс
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. [2]. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией, но и многое другое. Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах.
В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. [1].
Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет
уменьшилось с 49% до 26%. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Исходя из сложившейся ситуации, была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 год»[3].2014 год был объявлен Годом культуры, а 2015 - Годом литературы. 2019- Год театра. Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения.
2.2. В своей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков нашей школы, определить их читательские приоритеты, таким образом выявить особенности чтения подростков. Для изучения этого вопроса мы выбрали объектом нашего исследования учащихся 6-7-х классов (6 «Л», 6 «П», 7 «М»).
Нами проведено анкетирование 88 учащихся, из них девочек- 36, мальчиков- 52. Ребятам было предложено заполнить анкеты, которые состояли из 12-14 вопросов об их отношении к чтению книг.
Вот вопросы анкеты, предложенные нами.
Анкета «Чтение в моей жизни»
1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? (пронумеруйте в порядке важности)
2. Любишь ли ты читать?
3. Какой формат чтения ты предпочитаешь:
4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?
5.О чем ты больше всего любишь читать?
6.Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги.
7.Назови своего любимого литературного героя.
8.Твои любимые книги (2-5)
9.Есть ли у тебя любимый журнал?
10.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?
11.Назови книги, прочитанные тобой в этом учебном году.
12.Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают?
13. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?
• Книга нужнее, чем компьютер. Почему?
• Книга не нужна. Почему?
14. К чьим советам в рекомендации книг ты прислушиваешься? Расположи в порядке значимости
• Родители
• Учитель
• Друзья
• Библиотекари
• Средства информации
Вот что ответили респонденты на предложенные вопросы.
Некоторые ответы на этот вопрос были не совсем корректные, поэтому в итоге таблицы не везде получается число 88 по количеству респондентов.
2. Любите ли читать? (Приложение2)
3.Какое чтение ты предпочитаешь?
65 % предпочитают чтение традиционных книг, 35% - цифровой формат. На этот вопрос отвечали не все (69 чел)
4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?(Приложение 3)
Выяснилось, что мальчики уделяют больше времени чтению книг, чем девочки. Но среди учеников, много времени (3 час.) проводящих за чтением, оказались девочки 6 «П» кл.
5.Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом: большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книг и о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 8 девочек и 1 мальчик. Немногие отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи.
6.Любимые писатели наших подростков.
33 респондента (9 девочек и 24 мальчика) не назвали в анкетах ни одного любимого писателя. Круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются И. С.Тургенев, В. Г.Распутин, Н.В. Гоголь. В основном называют «раскрученных» авторов.
У девочек чаще других называются книги современного французского писателя Сержа Брюссоло и раскрученных после выхода известного фильма «Сумерки» Стефани Майер. У мальчиков - книги Д. Глуховского, книги серии «Сталкер», романы братьев Стругацких. (Приложение 3).
7.Любимые литературные герои.
Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у 36 (37%) опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят очень большой круг перечисленных литературных героев. В основном - это главные герои их любимых книг.
Предпочтения девочек:
У мальчиков:
Называются Маленький принц, Бильбо, Грэй, Маугли, Незнайка. У шестиклассников чаще называются литературные герои из книг, прочитанных в начальной школе. Все это свидетельствует о бедном читательском багаже подростков.
8. Любимыми книгами наших подростков являются в основном книги любимых ими писателей:
«Дочь колдуна», «Зигрид и потерянные миры», «Проклятый цирк» С.Брюссоло, «Сумерки» С.Майер, «50 оттенков серого» Э.Джеймс у девочек; серия книг Д.Глуховского «Метро», книги серии «Сталкер», «Пикник на обочине» Стругацких, «Хоббит» Толкиена, «Алые паруса»А.Грина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы В.Шукшина «Срезал», И.Бунина «Цифры», «Эрагон» Кр.Паолине, «Гарри Поттер» Дж.Роллинг.
9. Журналы вообще не вошли в круг чтения опрошенных нами подростков. 40 человек не назвали ни одного издания, 30 учащихся (в основном шестиклассники) отметили журналы, адресованные учащимся начальной школы («Мурзилка», «Непоседа»). Некоторые указали не журналы, а каталоги («Avon), несколько человек ответили: «мистика», но такого журнала нет, есть «Мистические истории». Только 4 респондента назвали журнал «Мне 15», адресованный подросткам. А познавательных журналов не назвал никто, хотя таких журналов, адресованных подросткам, существует очень много.
10. Недавно прочитанными книгами были названы в основном произведения, изучаемые по школьной программе по литературе. 32(36%) учащихся не назвали ни одной книги. Кроме программной классики были названы все те же книги это С. Брюссоло, С.Майер, Д.Глуховского. Встречаются в ответах ребят и довольно редкие в круге чтения подростков книги. Были названы книга Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», в основе сюжета которой трудная судьба девочки-подростка. Один семиклассник назвал книги не очень известного у нас в стране современного английского писателя Метта Хейга «Семья Рэдли», «Тенистый лес», «Люди и я». Каждый роман этого писателя — событие, захватывающее, неординарное, веселое и немножко жуткое. Книги Хейга неизменно входят в списки бестселлеров Великобритании, экранизируются, удостаиваются престижных наград и широко публикуются за рубежом.
11. В этом учебном году ребятами были прочитано совсем немного книг, это все та же программная классика, и перечисленные ранее книги. В перечне прочитанных книг, как правило, не называются авторы. Не входит в круг чтения наших респондентов русская классика, не изучаемая в курсе литературы. Практически отсутствуют книги современных российских авторов, адресованные подросткам. Довольно редко встречаются книги писателей, входящих в круг чтения старшего поколения: были несколько раз названы «Алые паруса» А.Грина, романы Жюля Верна, «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Ни в одной анкете не названо ни одно научно-познавательное или энциклопедическое издание.
12. На вопрос « Почему современные подростки мало читает?» большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (69 человек). Сослались на отсутствие времени 4 учащихся, а 17 человек эту причину сформулировали четко и кратко – лень.
13. На этот вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?» отвечали только 36 респондентов.
Девочки ответили следующим образом:
Мальчики:
14. Выбирая книги для чтения, большинство учащихся прислушиваются к советам своих родителей, для многих авторитетом в этом вопросе является учитель. А вот СМИ отметили только 7 респондентов. Ответы на этот вопрос нам показались не совсем убедительными. В перечне прочитанных книг практически отсутствуют авторы, которых любили и читали родители наших подростков. В то же время в среди любимых книг наши учащиеся называют как раз те книги, которые попали в круг чтения ребят в основном благодаря «раскрутке» этих книг через фильмы, компьютерные игры, рекламную компанию.
У девочек:
У мальчиков:
Дополнительно был проведен опрос среди учащихся 11-х классов. Выяснилось, что в старших классах, в отличие от среднего звена, ученики предпочитают чтение книг в традиционном формате-65%, а 35 %- в цифровом. За чтением книг от 3-х и более часов ежедневно проводят 40% опрошенных 11-тиклассников, 1-2 часа-30%, менее часа-30 %. Предпочтения старшеклассники отдают программным произведениям, таким как «Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Е.Замятин «Мы», Н. В. Гоголь «Мёртвые души», И.А. Бунин «Тёмные аллеи», Э. М. Ремарк «Три товарища», «Триумфальная арка». Вместе с тем, читают и дополнительную литературу. Это произведения Р. Брэдбери, Маркуса Зусака, Нила Гейма, Джона Стенбека. Некоторые из этих авторов названы в числе любимых писателей: Р. Брэдбери, Маркус Зусак, Д. Стенбек. Почти 100 % респондентов ответили, что книга нужнее и полезнее компьютера, что без чтения человек не сможет духовно развиваться
.
2.3. Подросток и библиотеки.
Нами проанализировано отношение наших респондентов к библиотеке. Выяснилось, что 100% учащихся являются пользователями школьной библиотеки. Но услугами библиотеки пользуются 38%. Посещают учащиеся библиотеки нерегулярно, порой 1-3 раза за учебный год. Чаще всего берут программные произведения классиков. Следует отметить, что некоторые учащиеся являются активными читателями библиотек: Курдюмова Дарья, Тоболкина Яна(6 «П»), Никифоров Игорь, Акказиева Айна(7 «М»), Артамонова Ксения, Вяткина Ульяна, Кузнецова Катя ( 6 «Л»). За счет читательской активности перечисленных ребят средняя читаемость получилась - 7,08 книг в год. Это не очень высокий показатель. У остальных пользователей читаемость довольно низкая – 1-3 книги за учебный год.
2.4.Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.
Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты и читательские формуляры шестиклассников и семиклассников нашей школы, мы пришли к следующим выводам:
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и "рецепты" поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности[5]. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как и кто это может и должен сделать? Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности. На наш взгляд, это должны быть совместные усилия семьи, школы, внешкольных учреждений. Не стоит отказываться от традиционных форм продвижения чтения. Литературные гостиные, конкурсы чтецов, инсценирование и театрализация, викторины и разного рода литературные конкурсы, выставки книг, рекомендательные списки и многое другое, несомненно, помогают в привлечении к чтению. [6].
Но, учитывая особенности современной жизни (ни дня без общения в сети), стоит призвать на помощь компьютер и Интернет. Многие библиотеки уже пытаются обратить их в союзники: сделали свои страницы, сайты, блоги в Интернете. Возможно, здесь нужно привлечь лидеров чтения, они могут делиться на страницах сети своими впечатлениями о прочитанном, могут вести свой блог. Большую пользу принесут общешкольные акции по пропаганде чтения с широкой рекламной компанией. [7].
Наши гипотезы, что «современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что в век современных технологий книга постепенно уходит на второй план», к сожалению, подтвердилась .
В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало или развлекательным, или «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Ребята познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение.
В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. От того, насколько взрослые – родители, педагоги, библиотекари – смогут адаптироваться к изменяющимся привычкам «цифровых аборигенов», помочь детям и подросткам, как в реальной, так и в электронной среде, во многом зависит будущее чтения и культуры этого поколения.
«Книги через читателя меняют саму жизнь», – так выразил назначение книги и чтения выдающийся книговед Н.А. Рубакин. [7].
Значение чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мышления и связанного с этим понятием – культуры чувств.Человек в процессе чтения развивается комплексно – вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце и т.д. – все это в целом способствует совершенствованию личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение 1
Анкета «Чтение в моей жизни»
Виды деятельности | I место | II | III | IV | V |
Гулять | 38 | 26 | 11 | 7 | 2 |
Занятия на компьютере | 13 | 17 | 18 | 22 | 8 |
Чтение | 8 | 16 | 23 | 18 | 12 |
Просмотр TV передач | 6 | 17 | 23 | 17 | 11 |
Занятия по увлечениям | 19 | 4 | 2 | 11 | 42 |
Приложение 2
Все | Девочки | Мальчики | |
Да | 46 | 16 | 30 |
Не любят | 5 | 2 | 3 |
Не очень любят | 37 | 17 | 20 |
88 | 35 | 63 |
шлщг
Приложение 3
4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?
6.Любимые писатели подростков.
Слайд 1
г. Тюмень, 2019 Выполнила: Вяткина Ульяна, ученица 6 «Л» класса Руководитель : Молодых Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательских компетенций. В развивающейся медиасреде нет места книге. Гипотеза
Слайд 3
Привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и наметить пути поддержки и развития чтения. Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы; Изучить литературу по данному вопросу. Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса; Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение. Задачи Цель
Слайд 4
Объект исследования: учащиеся 6-х-7-х классов МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени Предмет исследования: читательские предпочтения подростков - анкетирование; - наблюдение за подростками, приходящими в школьную библиотеку; - интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей; математические методы обработки результатов исследований; вовлечение подростков в конкурсы рисунков по художественным произведениям, выставки книг. Объект и предмет исследования Методы исследования
Слайд 5
Читательская культура 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 год». 2014 - Год культуры - Год литературы 2019- Год театра
Слайд 6
1.Чем ты любишь заниматься в свободное время? Виды деятельности I место II III IV V Гулять 38 26 11 7 2 Занятия на компьютере 13 17 18 22 8 Чтение 8 16 23 18 12 Просмотр TV передач 6 17 23 17 11 Занятия по увлечениям 19 4 2 11 42
Слайд 7
1.Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Слайд 8
2. Любите ли читать ? Все Девочки Мальчики Да 46 16 30 Не любят 5 2 3 Не очень любят 37 17 20 88 35 63
Слайд 9
4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?
Слайд 10
5.Тематические предпочтения наших школьников
Слайд 11
6.Любимые писатели наших подростков.
Слайд 12
Подросток и библиотека
Слайд 13
Конкурсы
Слайд 14
Выставки
Слайд 15
Книга окончательно не ушла из жизни подростков. Среди любимых авторов и книг много произведений классической литературы. Среди любимых героев - положительные персонажи. На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя. Беден читательский кругозор респондентов. Читают развлекательную литературу таких жанров, как фэнтези, триллеры, приключения, мистика. Литература как средство социализации сегодня заметно уступает другим видам медиа: телевидению , Интернету. Невелика роль библиотек в продвижении чтения. Информационное чтение лишает ребенка самопознания, обедняет его духовный мир. А предназначение чтения –в развитии творческого мышления , культуры мышления, культуры чувств.
Слайд 16
Спасибо за внимание
Перечень книг для подросткового возраста. «Чтение- вот лучшее учение» А.С.Пушкин.
Читайте – и вам откроется целый мир.
Читай, не вертись, а что написано, не сердись.
Читай, книгочей, не жалей очей.
Читай не с конца, а с начала.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Хорошую книгу читаешь — знания свои умножаешь.
Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Умную книгу читать – знания прибавлять.
Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен.
Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век.
С книгою жить – век не тужить.
С книгой поведешься – ума наберешься
При нас читано, да не при нас писано. Почитал бы и я, да запятые мешают.
Плохую книгу читаешь — ничего не узнаешь.
Нужно уметь читать между строк.
Недочитанная книга — не пройденный до конца путь.
Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Не смотри, кто написал, смотри, что написано.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Наука книги еще не полна без науки жизни.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Много читает, а дела не знает.
Много прочёл, да мало учёл
Любить читать – счастье.
Кто по толкам, а кто по складам.
Кто много читает, тот много знает.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Кому книга-развлечение, а кому-учение.
Книгу читай, а умом смекай.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книги читать — скуки не знать
Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читаешь — далеко видишь.
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книга учит жить , книгой надо дорожить.
1. Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула»
| 51. Сильвана Гандольфи «Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира» |
Душа — главная составляющая книги; и это так здорово, когда в том или ином авторе ты вдруг встречаешь родственную душу.
1 слайд
Добрый день, уважаемые участники конференции!
Тема моей исследовательской работы: «Актуальность чтения в подростковой среде»
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга помогает овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, учит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей.
Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами гипотезу:
2 слайд
3 слайд Цели и задачи вы можете видеть на слайде:
4 слайд
Объекты исследования - учащиеся 6-х-7-х классов МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени
Предмет исследования - читательские предпочтения подростков.
Методы исследования- на слайде. (Пауза)
5 слайд
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений. Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Исходя из сложившейся ситуации, была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 год». 2014 год был объявлен Годом культуры, а 2015 - Годом литературы. 2019- Год театра. Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения.
В своей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков нашей школы.Для изучения этого вопроса мы выбрали объектом нашего исследования учащихся 6-7-х классов (6 «Л», 6 «П», 7 «М»).
6 слайд
Нами проведено анкетирование 88 учащихся, из них девочек- 36, мальчиков- 52. Ребятам было предложено заполнить анкеты, которые состояли из 12-14 вопросов об их отношении к чтению книг.
7 слайд
8 слайд 2. Любите ли читать?
Все | Девочки | Мальчики | |
Да | 46 | 16 | 30 |
Не любят | 5 | 2 | 3 |
Не очень любят | 37 | 17 | 20 |
88 | 35 | 63 |
3.Какое чтение ты предпочитаешь?
65 % предпочитают чтение традиционных книг, 35% - цифровой формат. На этот вопрос отвечали не все (69 чел)
9 слайд
4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?
Выяснилось, что мальчики уделяют больше времени чтению книг, чем девочки. Но среди учеников, много времени (3 час.) проводящих за чтением, оказались девочки 6 «П» кл.
10слайд
5.Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом: большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книг и о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 8 девочек и 1 мальчик. Немногие отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи.
11слайд
6.Любимые писатели наших подростков. 33 респондента (9 девочек и 24 мальчика) не назвали в анкетах ни одного любимого писателя. Круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются И. С.Тургенев, В. Г.Распутин, Н.В. Гоголь. В основном называют «раскрученных» авторов.
У девочек чаще других называются книги современного французского писателя Сержа Брюссоло и раскрученных после выхода известного фильма «Сумерки» Стефани Майер. У мальчиков - книги Д. Глуховского, книги серии «Сталкер», романы братьев Стругацких.
12слайд
2.3. Подросток и библиотеки.
Нами проанализировано отношение наших респондентов к библиотеке. Выяснилось, что 100% учащихся являются пользователями школьной библиотеки. Но услугами библиотеки пользуются 38%. Посещают учащиеся библиотеки нерегулярно, порой 1-3 раза за учебный год. Чаще всего берут программные произведения классиков. Следует отметить, что некоторые учащиеся являются активными читателями библиотек: Курдюмова Д, Тоболкина Я.(6 «П»), Никифоров И., Акказиева А. (7 «М»), Артамонова К., Вяткина У., Кузнецова К. ( 6 «Л»). За счет читательской активности перечисленных ребят средняя читаемость получилась - 7,08 книг в год. Это не очень высокий показатель. У остальных пользователей читаемость довольно низкая – 1-3 книги за учебный год.
13слайд
Для того чтобы повысить мотивацию к чтению нами были организованы выставки книг писателей «Чтение –лучшее учение». Учащиеся с интересом рассматривали произведения, брали домой, делились впечатлениями.
14 слайд.
Также в течение февраля –марта 2019 года, учащиеся 6 «Л», 6 «П» классов участвовали в конкурсе-выставке рисунков «Живая классика». В феврале ученицы 6 «Л» класса Кремлёва Ева и ученица 6 «П» класса Курдюмова Дарья участвовали в конкурсе «Живая классика», где читали отрывки из классических произведений.
15 слайд
Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.
Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты и читательские формуляры учеников 6-7 классов, мы пришли к следующим выводам:
16 слайд
Вывод
Спасибо за внимание!
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Мороз и заяц
Где спят снеговики?
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Три коробки с орехами