Изящные, заброшенные, странные, жалкие, взрослые, детские, дорогие, дешевые, фантастические, удивительные... С ними мы играем в «школу», в «магазин», их ломаем, создаем, покупаем, дарим, любим, выпрашиваем, укладываем спать... Иногда их отправляем в мусор, или на чердак, шьем для них "одежку", даем поиграть подружкам...
О чем идет речь? Конечно, же о куклах.
Тема этой работы актуальна, потому что многие обучающихся нашей школы не знают о народных куклах, об истории их возникновения, о видах и типах народных кукол.
Наше желание знать, какой же была народная кукла, как ею играли, и что она значила, это естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа на тему: "Кукла-русская народная игрушка" | 639.27 КБ |
Презентация к работе "Кукла-русская народная игрушка" | 2.89 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Мечетное Советского района
Исследовательская работа
на тему:
«Кукла – русская народная игрушка»
Выполнила: учащаяся 7 класса
Калашникова Анастасия
Руководитель: Учитель истории
Чеснакова Анна Николаевна
2019 г.
Содержание
1. Аннотация 3
2. Введение 4
3. Из истории возникновения народных кукол: 5
3.1. Куклы-обереги 7
3.2. Игровые куклы 7
3.3. Обрядовые куклы 8
4. Исследование 10
5. Заключение 10
6. Литература 11
7. Приложение 12
Изящные, заброшенные, странные, жалкие, взрослые, детские, дорогие, дешевые, фантастические, удивительные... С ними мы играем в «школу», в «магазин», их ломаем, создаем, покупаем, дарим, любим, выпрашиваем, укладываем спать... Иногда их отправляем в мусор, или на чердак, шьем для них "одежку", даем поиграть подружкам...
О чем идет речь? Конечно, же о куклах.
Сегодня я хотела бы рассказать о своей любимой игрушке, без которой не проходит ни один день в нашей жизни. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек-кукол, они сделаны на фабрике, но они не несут тепла души их создателей. Я считаю, что куклы должны быть изготовлены своими руками, а не машинами. Хотелось бы, чтобы каждая кукла, сделанная тем или иным автором, была индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она - обязательный спутник наших детских игр. Благодаря ей мы - дети становимся взрослее, заставляем исполнять наши мечты и желания.
Данная работа представляет собой исследовательскую деятельность. Работая над темой я узнала о видах традиционной народной куклы, как выглядели куклы, в которые играли наши бабушки. Я узнала много интересного о разновидностях и особенностях каждой куклы, смогла с ребятами самостоятельно изготовить куклу, и поняла, что кукла, сделанная своими руками – это особенная кукла, близкая и самая дорогая.
Вместе с учителем я провела мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы. По результатам мастер-класса я пришли к выводу, что учащимся нравиться мастерить народные куклы.
2. Введение
Тема этой работы актуальна, потому что многие обучающихся нашей школы не знают о народных куклах, об истории их возникновения, о видах и типах народных кукол.
Наше желание знать, какой же была народная кукла, как ею играли, и что она значила, это естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она спутник всех детских игр.
Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь в добром деле.
Вот почему часто кукла могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.
Мир народной куклы интересен и разнообразен. В наше время сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти исчезла из повседневного быта. В 21 веке мы хотели бы видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и сделанные своими руками.
Я пришла к выводу, что необходимо провести исследование, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла. Также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной тряпичной куклы.
Цель работы:
1. Изучить историю возникновения народной куклы.
2. Пробудить интерес к традиционной народной кукле.
Задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
2. Изучить виды кукол.
3. Изучить технологию изготовления народных кукол.
4. Изготовить обрядовую куклу.
5. Провести исследование, есть ли в нашем селе народные куклы, изготовленные своими руками.
Гипотеза: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Объект исследования - традиционная русская кукла.
Предмет исследования – процесс изготовления традиционной русской куклы.
Методы исследования:
3. Из истории возникновения народной куклы
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. На изготовление кукол шли подручные материалы: солома, береста, глина, дерево, мочало, камыш, корни травы, сучки и ветки деревьев. Традиционной игрушкой в быту русской деревни была тряпичная кукла. Совсем маленьким детям куклы шили мамы, бабушки и старшие сёстры. Но с пяти лет такую «потешку» могла сделать любая девочка. Чем старше становилась девочка, тем более затейливой становилась её кукла. В кукольных играх девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их берегли в коробах, корзинах. Брали на жатву, на посиделки, складывали в приданое.
Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Обычно куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь.
Способы изготовления кукол передавались девочкам от мам и бабушек и закреплялись традициями, и считалось, что чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.
В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка.
Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия, а еще, зримым посредником между миром детства и миром взрослых. В каждом роду сохранялись свои приемы изготовления таких кукол.
В селе куклы делали из остатков шерстяной пряжи. Ведь почти в каждом дворе разводили овец и коз. Пряжу из шерсти этих животных использовали для вязания носков, варежек, свитеров и жилеток. А из остатков пряжи делали игровые куклы-веселушки.
По своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые.
3.1. Куклы-обереги
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.
Берестушка- получила распространение на севере России. Её изготавливали из бересты свернутой в трубочку. Во внутрь вкладывали молитву. Такую куклу делала и дарила ребёнку бабушка, поэтому её и называли «бабушкина кукла».
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
К обеговым куклам относятся: «неразлучники», «мировое дерево», «лихоманки», «зернушка», «кукла-веник», «бессоница».
3.2. Игровые куклы
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.
Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
К игровым куклам также относятся: «Столбушки», «Кулачник», «Кукла-Перевертыш», «Простоволоска»
3.3. Обрядовые куклы
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Кукла Коза. Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Домашняя Масленица. Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался поклонению Солнца, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище, а на следующем празднике сжигалась или пускалась по воде.
К обрядовым куклам относятся «Спиридон-солнцеворот», «Крестец», «Птица-радость», «кукла Пасха», «Зольная», «Московка», «Рябинка», «Десятиручка».
Я сделала вывод, что кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.
Исследуя мир современных кукол можно сказать, что на сегодняшний день существуют огромное количество самых разнообразных кукол. Сравнив традиционную народную игрушку с современной игрушкой массового производства необходимо отметить, что как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы
массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Преимущества тряпичной русской куклы в том, что:
1)она была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер;
2) она быстро изготовлялась;
3) она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущества современной куклы в том, что
Недостатком современных кукол является то, что
2)они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Что касается русских народных кукол, к сожалению, о них знают мало. Дети не имеют представления о том, что из подручных материалов можно самим сделать куклу. Если бы дети сами делали такие куклы, в которую вложили бы свои старания и душу, то она стала бы настоящей любимой игрушкой.
4. Исследование
Создавая эту работу, мне стало интересно, а в нашем селе изготавливают кукол ручной работы. Я сделала опрос и выяснила, что не только дети, но и взрослые жители нашего села серьёзно увлечены этим занятием. Их куклы ручной работы обретают своих хозяев в разных уголках не только нашей страны, но и за рубежом.
А чтобы убедиться в легкости и увлекательности изготовления русской тряпичной куклы мы с учениками нашей школы попробовали изготовить тряпичную обрядную куклу «Масленница».
Нами легко и просто, но с большим старанием была создана обрядовая кукла.
Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками. Мы провели мастер-класс с обучающимися нашей школы по изготовлению обрядовых кукол.
5. Заключение
Традиционная тряпичная кукла в современной России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Куклу создает человек, и она является частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В результате проделанной работы я познакомилась с историей появления народной куклы, её назначением и с технологией её изготовления.
Проведя опрос, я выяснила, что жители нашего села увлечены изготовлением кукол.
Проведя мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Масленницы» я пришла к выводу, что детям очень интересно заниматься изготовлением кукол своими руками.
Я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.
Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
6. Список использованной литературы:
1. Артамонова Е.В. «Куклы». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г.
2. Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1999г.
3. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979г.
4. Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
5. http://richmother.ru/work/work75.html
6. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery. –2014.
7. Приложение:
Кукла Масленица из ткани и ниток
Изготовление куклы Масленицы
Этапы работы.
1.Изготовление рук
2.Изготовление головы
3.Соединение деталей
4.Украшение.
1. Из шаблонов вырезаем детали выкройки, накладываем на ткань, обводим и вырезаем.
2. Делаем голову, используя вату и нитки.
3. Соединяем голову с туловищем. Делаем руки, используя нитки.
4. Нитками прикрепляем руки к туловищу, рисуем глаза, и рот.
5. Фартук собираем на нитку. Сверху пришиваем тесьму.
6. Надеваем на куклу платье и фартук. Завязываем платок.
Шаблоны для изготовления куклы
Слайд 1
"Кукла –русская народная игрушка" Выполнила: Калашникова Анастасия ученица 7 класса МБОУ-СОШ с. Мечетное Руководитель: Чеснакова Анна Николаевна учитель историиСлайд 2
Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить её достоинства. Цель
Слайд 3
Познакомиться с историей возникновения куклы; Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового производства; Изучить технологии изготовления и изготовить обрядовую куклу; Изучить виды кукол; Задачи Установить причины невостребованности народной куклы;
Слайд 4
Наше предположение На народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Слайд 5
Типы кукол Обрядовые Игровые Куклы- обереги
Слайд 6
Разновидности кукол-оберегов БЕРЕГИНЯ Защитница дома от злого духа и сглаза, приносит в дом счастье
Слайд 7
- это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. - это куклы, предназ-наченные для забавы детей и взрослых. Обрядовые Игровые
Слайд 8
Позволяла детям мечтать и фантазировать. Она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Её можно мыть, причёсывать, переодевать в разную одежду. У неё двигается голова, руки, ноги, талия Сравнение с современными куклами
Слайд 9
"Народные куклы" ВСЕ КУКЛЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СЛАЙДАХ ВЫПОЛНЕНЫ ЖИТЕЛЬНИЦЕЙ С. МЕЧЕТНОЕ
Слайд 10
Наш мастер - класс
Слайд 11
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим!
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Тупое - острое
Щелкунчик
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Яблоко
Как Снегурочке раскатать тесто?