О витязь, делами твоими
Гордится великий народ!
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет!
А.Толстой.
30 августа, 12 сентября по новому стилю, православная церковь чтит память Святого благоверного князя Александра Невского – день перенесения мощей Александра в новооснованную Александро – Невскую лавру в 1724 году. Древнейшими днями памяти являлись день кончины – 17(23) ноября и день погребения князя – 23 ноября (7 декабря). Кроме того, Александр чтится в соборе Ростово – Ярославских святых 23 мая (5 июня).
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "«Александр Невский - защитник, строитель и собиратель русских земель » | 104.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Мечетное Советского района
Саратовской области
Исследовательская работа
на тему:
«Александр Невский - защитник, строитель и собиратель русских земель »
Выполнила: учащаяся 10 класса
Яковлева Юлия Владимировна
Руководитель: учитель истории
Чеснакова Анна Николаевна
2019 г.
Исследовательская работа
по истории
на тему:
«Александр Невский - защитник, строитель и собиратель русских земель»
Содержание.
Список использованной литературы. -12
Введение.
О витязь, делами твоими
Гордится великий народ!
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет!
А.Толстой.
30 августа, 12 сентября по новому стилю, православная церковь чтит память Святого благоверного князя Александра Невского – день перенесения мощей Александра в новооснованную Александро – Невскую лавру в 1724 году. Древнейшими днями памяти являлись день кончины – 17(23) ноября и день погребения князя – 23 ноября (7 декабря). Кроме того, Александр чтится в соборе Ростово – Ярославских святых 23 мая (5 июня).
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.
Целью работы является исследование личности Александра Невского, как святого благоверного великого князя, русского полководца.
В своей работе я поставил задачи:
- выяснить процесс становления личности Александра Невского.
- исследовать суть гражданского и христианского подвига Александра Невского.
- выяснить, почему Александр причислен к лику святых.
- почитаем ли Александр Невский нашими современниками.
- остается ли он национальным героем и народным заступником нашего государства по настоящее время.
- имеются ли храмы, построенные в честь Александра Невского в Саратовской области.
Для достижения поставленной цели я уделил внимание таким проблемам, как княжение Александра Невского, его роль в истории. В своей работе я постарался выяснить, какого человека он представлял собой, какие подвиги совершил и какой оставил след в истории.
Род Александра и начало его княжения
Время рождения Александра, внука великого князя Всеволода Большое Гнездо, в летописях не упоминается. В настоящее время наиболее вероятной датой рождения князя считается 13 мая 1221 года, однако и она остается гипотетической.
Ярослав Всеволодович, отец Александра, четырежды княжил в Новгороде, хотя новгородская знать его недолюбливала. В 1228-м и затем повторно зимой 1230/1231 года Ярослав, выказывая новгородцам расположение и в то же время отделываясь от города сам, сажал там старших сыновей – Федора и Александра. В 1236 году, после того как Ярослав ненадолго утвердился в Киеве, в Новгороде он вновь оставил Александра, теперь полноправным князем.
Невская битва. Ледовое побоище
В 1240 году произошли события, впервые принесшие Александру славу полководца. Шведы вторглись в пределы Новгородчины по реке Неве. Александр вовремя узнал о нападении врага и перехватил его. В битве на Неве шведы были разгромлены. Сражение описано в Новгородской первой летописи не менее подробно, а в Житии Александра – гораздо подробнее, чем более прославленное в наши дни «Ледовое побоище». Девятнадцатилетний Александр получил именно за эту победу прозвище Невский, а сражение получило название «Невская битва».
Рост славы молодого князя вызвал опасения новгородской знати, тогда как сам Александр не терпел своеволия новгородцев. В том же 1240 году князь-победитель вынужден был покинуть город. Он отправился в Переяславль к отцу, который вынужден был восстанавливать Владимиро-Суздальскую Русь после нашествия монголов. Ярослав Всеволодович унаследовал престол от своего погибшего брата Юрия, но не мог противостоять ордынской угрозе и в конечном счете признал власть Бату-хана.
Новая опасность — в лице немецких рыцарей, захвативших Изборск, Псков, Копорье, заставила Александра вернуться в Новгород весной 1241.
В 1241 году ободренные первым успехом крестоносцы атаковали западные владения Новгорода. Новгородцы, узнав о нападении на пограничье, отправили посольство к Ярославу – просить назад Александра. Вернувшись в город, князь первым делом выбил немцев из новгородских земель, а затем освободил Псков. Весной 1242 года новгородская рать под водительством Александра вторглась уже в орденские земли. Герман призвал рыцарей к оружию. Русские отступили на лед Чудского озера, где 5 апреля 1242 года и дали бой. Битва эта известна как Ледовое побоище. Блестяще использовав преимущества в пешей силе и неповоротливость конного рыцарского клина – «свиньи», Александр разбил крестоносцев и окончил войну.
Александр Невский и Орда
Александр правил в Новгороде до 1252 года – самое долгое правление в истории Новгородской республики.
В 1246 году был отравлен в Монголии отец Александра, великий князь Ярослав. На следующий год Андрей Ярославович отправился в Орду, не удовлетворенный распределением русских земель, произведенным вокняжившимся во Владимире дядей Святославом. Следом за ним в Орду поехал и Александр. Согласно Житию, его вызвал Бату, который был недоволен тем, что он как будто «один не хочет покориться». Однако оценив Александра, хан сменил гнев на милость, «почтил» обоих братьев и отправил их к великому хану за решением об уделах. В итоге переговоров в Каракоруме за Александром признавалось формальное старшинство, и ему достался Киев. Владимир же получил в обход дяди и старшего брата добившийся этого первым Андрей. Александр не оставался в опустошенной древней столице и в 1250 году вернулся в Новгород.
Пока Александр еще находился в Орде, в 1248 году, он получил послание от римского папы Иннокентия IV, предлагавшего союз против монголов. Соглашение предусматривало обращение князя и Руси в католицизм, допуск на русские земли крестоносцев и борьбу с врагом под главенством папства.
Александр видел бессмысленность борьбы обессиленных княжеств против превосходящих сил Орды. За монгольское иго он исторической ответственности не несет: система ордынского управления Русью устоялась еще при его отце и была закреплена поездкой за ярлыком Андрея Ярославовича. Принятие же сомнительных посулов Рима противоречило как религиозным чувствам Александра, так и здравому политическому смыслу.
Почти издевательское назначение в княжение разоренного Киева тяготило князя, и в 1252 году он последовал примеру Андрея, отправившись за признанием действительного старшинства в Одру. Бату к тому времени удалось посадить на престол в Каракоруме своего ставленника, что давало золотоордынскому хану возможность самостоятельно распоряжаться делами Руси. К Александру хан был расположен и признал за ним «Старейшинство во всей братии его». Опасавшийся именно такого решения Андрей тем временем восстал против хана и направился на север Руси, надеясь заручиться поддержкой там или на Западе. Разгневанный Бату отправил против Андрея рать во главе со своим полководцем Неврюем. Андрей едва бежал в Швецию. Когда Александр, наконец, получил дозволение вернуться в отныне свой Владимир, то должен был восстанавливать вновь опустошенные русские земли.
В 1255 году новгородцы прогнали от себя Василия Александровича, взяв вместо него в князья обосновавшегося в Пскове младшего брата Александра, Ярослава. Тогда Александр единственный раз за свою жизнь двинул полки на русский город – но Ярослав благоразумно бежал. Александр после сложных переговоров согласился не карать своих врагов в Новгороде.
В то же время Александр и его сыновья продолжали отстаивать границы Руси на Западе. Последней известной войной Невского был поход в 1256 году на финскую область Хяме (Емь), к тому времени покорившуюся Швеции. Это был ответ на основание шведами и датчанами с помощью покоренных финнов крепости к Нарве, на рубежах Новгородчины. Как и во всех своих войнах, Александр одержал победу.
В 1257 – 1259 годах Александр вынужден был проводить на Руси с посланцами каракорумского великого хана перепись населения, затеянную для учета данников. Именно тогда он вынудил платить дань Орде и взбунтовавшихся новгородцев. Возмущался Новгород дважды. Сначала Василий, вновь посаженный в Новгороде, отказался повиноваться отцу и бежал в Псков. Александр сурово расправился с дружинниками сына, внесшими, по мнению князя, раздор между ним и его первенцем. Новгородцы же отделались тем, что дали в пользу хана «дары» и «почтили» Александра. Князь остался в Новгороде, убеждая новгородцев согласиться на перепись, с ним согласились и новгородские бояре. Но прибытие переписчиков в 1259 году вызвало бунт уже городских низов. Александру, однако, удалось решить дело миром, хотя уже начались столкновения между беднотой и отрядами знати. Предотвратив, таким образом, гражданскую распрю и новый ордынский погром, князь вернулся во Владимир.
В 1262 году Александр, отправив сына Дмитрия против немцев к Дерпту, сам поехал в Орду, чтобы убедить хана Берке освободить русских князей от обязанности поставлять хану воинов в его многочисленных походах и усобицах между Чингисидами. Незадолго до того на Руси вспыхнуло очередное восстание против монгольских сборщиков дани. Во многих городах они были перебиты. Берке неблагожелательно отнесся к прибывшему князю и задержал его в Орде. Зимой 1262/1263 года Александр «разболелся». Отпустили его только по осени. 14 ноября 1263 года, возвращаясь из Орды, Александр Невский умер.
Народ долго оплакивал его кончину. Теперь уже речи о каких-то недовольствах в сторону великого князя и быть не могло. Народ понял, что погиб великий князь владимирский, прославленный полководец и истинный патриот. Тело усопшего перевезли во Владимир. Огромная толпа теснилась у его гроба: всем хотелось приложиться. Многие громко плакали. 23 ноября тело погребли во владимирском монастыре Рождества Богородицы.
Святой русской православной церкви
Почитание Невского началось едва ли не сразу после его смерти. Созданное к концу XIII века Житие однозначно показывает вполне сложившуюся уверенность в святости великого князя.
Основания выделить Александра как одного из наиболее почитаемых князей у образованных людей Руси имелись изначально. Это были ратные успехи на западных рубежах, не омраченные ни одним поражением и заградившие путь католическим крестоносцам. В то же время ни в одной междоусобице Александр за свою жизнь не участвовал и монголов на Русь не призывал – в отличие, к примеру, от собственных сыновей и внуков. На счету Александра не только самое долгое и стабильное после Батыева нашествия правление в самом Владимире (1252 – 1263). А помимо этих политических причин, имелось и более важное для церковного мышления – слава радетеля о делах церкви, почитателя духовенства и храмостроителя, защитника православной веры. Для православного сознания Руси святость Александра была несомненна так же, как для сознания исторического – значение его деяний.
Обретение мощей благоверного князя.
Почитание благоверного великого князя Александра Невского начинается сразу после его смерти. Не может не тронуть читателя житийное описание смерти благоверного князя, перед смертью принявшего схиму с именем Алексий. «Дети мои, - восклицал митрополит Кирилл, - знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь!» И весь народ отвечал: «Уже погибаем!» И всех поразило чудо, бывшее при гробе, когда в зимнюю пору окоченелая рука великого князя сама взяла отпустительную грамоту из рук митрополита Кирилла. Свидетелем же этого поразившего всех чуда был монах Севастьян, эконом Рождественского монастыря во Владимире. Автор жития, написанного, вероятно, около 1280 года, называл себя домочадцем и очевидцем жизни великого князя Александра. Митрополит Кирилл в послании сыну Александра Невского еще не называл его святым: «...ведай, сын мой князь, как великие князья, твои прадеды и деды, и отец твой, великий князь Александр, украсили Церковь Божию...» Но уже в Лаврентьевском списке летописи (рукопись 1377 года) князь Александр назван «святым», так же как и «святый князь Володимер», крестивший Русскую землю. И в XIV веке было видение во Владимире двум старцев, пришедших ко гробу Александра, чтобы помочь Дмитрию Донскому. В 1380-1381 годах при митрополите Киприане во Владимире в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы произошло обретение мощей благоверного князя. Само описание этого события относится к XVI веку, но ничто не мешает нам говорить о реальности времени описываемого исторического факта, так как о его мощах есть упоминание в связи с пожаром 1491 года. К 1508 году относится фреска Благовещенского собора Московского Кремля, на которой благоверный князь Александр изображен с нимбом вместе с московским князем Иваном Калитой. Официальная канонизация великого князя Александра была проведена на Московском соборе 1547 года, когда митрополит Макарий, бывший ранее Новгородским сила и архиепископом, Предложил установить празднование ему по всей России.
Храмы Святого Благоверного князя Александра Невского в г. Саратове и Саратовской области.
Великий князь Новгородский, Киевский и Владимирский Александр Ярославич Невский (1221- 1263) в 1547 году канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев и как святому ему начали возводиться храмы по всей Руси.
В Саратове строительство Александро-Невского кафедрального собора было начато в 1815 году в память о победе в Отечественной войне 1812 года и участию в ней саратовских ополченцев. Всего в 1812 году в ряды армии было направлено 13 266 человек.
Торжественное освящение саратовского собора Александра Невского состоялось 28 марта 1826 года. В Александро-Невском соборе, в нижнем храме, были погребены два саратовских святителя: Преосвященный Евфимий (1863 год) и Преосвященный Авраамий (1893 год). В декабре 1929 года на заседании президиума исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Нижне-Волжского края был поднят вопрос о ликвидации Александро-Невского кафедрального собора. Официальной причиной закрытия было «запущенное состояние здания». В 1930-1940-е годы собор постепенно демонтировался. После войны было принято решение о строительстве стадиона «Динамо».
12 сентября 2012г., в день памяти благоверного князя Александра Невского, состоялся Крестный ход, приуроченный к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Его возглавил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Участники хода прошли от храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», на стадион «Динамо», где некогда располагался главный собор Саратова в честь князя Александра Невского.
На стадионе «Динамо» митрополит Лонгин отслужил молебен.
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в очередной раз заявил о необходимости восстановить кафедральный Александро-Невский собор, располагавшийся на месте нынешнего стадиона «Динамо». Однако владыка оговорился, что прежде необходимо построить в областном центре аналогичный стадион. Наблюдатели же сомневаются в целесообразности озвученной церковным иерархом идеи.
«К этому (восстановлению соборов) были приложены совместные усилия церкви и власти, потому что их возрождение является актом исторической справедливости, символом примирения и народного единства, видимым выражением духовной жизни и культурной традиции народа», — говорится в обращении Лонгина, в конце которого он просит паству поддержать идею возрождения Александро-Невского кафедрального собора.
Отметим, идею о восстановлении в Саратове кафедрального Александро-Невского собора митрополит Лонгин высказывает не впервые. Такие заявления с оговоркой о том, что прежде нужно построить стадион в другой части города, он уже делал в 2009 году. Ранее, в 2002 году, с аналогичной инициативой к мэру Саратова Юрию Аксененко обращался владыка Александр. РПЦ даже начала разрабатывать проект восстановления собора, в епархии была создана комиссия по перезахоронению останков святителей. Но, поскольку тогда категорически против передачи стадиона РПЦ выступили депутаты городской думы и общественники, предложение церкви мэрией было отклонено.
В 2016г. началось восстановление собора в Саратове, только не на старом месте, а в Парке Победы, где в своё время на месте будущего храма в 2010 году был установлен памятный камень на месте будущего храма.
18 апреля 2018 года Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином храм Святого благоверного князя Александра Невского был освещен.
Из истории:
Храм построен по «Программе строительства 20 православных храмов в г. Саратове». Храм во имя святого Александра Невского возведен рядом с мемориалом воинам, погибшим в локальных конфликтах.
24 апреля 2016 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин основания храма.
06 мая 2017 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, благочинный Центрального округа священник Игорь Москвичев в сослужении настоятеля храма и духовенства благочиния совершил Чин освящения крестов и куполов для строящегося храма.
10 декабря 2017 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, благочинный Центрального округа священник Игорь Москвичев в сослужении настоятеля храма и духовенства благочиния совершил Чин положения Антиминса и первую Божественную Литургию в храме.
18 апреля 2018 г. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения храма.
В 1866 году в нескольких кварталах от кафедрального собора появилась каменная часовня, приписанная к Александро-Невскому собор. В 1910 году была она перестроена и освящена в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Службы проводились соборным причтом. В советское время была снесена, но была заново восстановлена в 1998 году.
Александро-Невская церковь в Ртищево - каменная церковь здесь появилась в 1910 году. Не работала с 1924 по 1944 год, а с 1944 года вновь стала принимать прихожан.
В Энгельсе храм во имя святого благоверного князя Александра Невского появился на старом кладбище в середине XIX века, в 1931 году его закрыли и снесли, а в 1962 году исчезло с лика земли и старое кладбище. Прошло семьдесят с лишним лет, и в 2005 году на карте Энгельсе вновь появился Александро-Невский храм, тоже на городском кладбище, только на другом конце города.
В с. Генеральском Энгельсского района меценатом Александром Васильевичем Поляхом был построен храм святого князя Александра Невского. 30 октября 2003 года храм был освещён.
Защитник, строитель и собиратель русских земель
В истории каждого народа есть события, имена, которые со временем не исчезают и не стираются. Напротив, становятся все более почитаемыми, передаются из поколения в поколение как самое дорогое наследие.
30 августа мы отмечаем День памяти национального героя русского
народа – Святого благоверного великого князя Александра Невского, чье имя неразрывно связано с Новгородской землей.
На Рюриковом городище, в резиденции древних новгородских князей (ныне это археологический памятник IX века), прошло его детство. В Новгороде он освоил ратное ремесло, науку управления, здесь княжил, здесь шло его становление как государственного деятеля.
Интерес к Александру Невскому, яркой, неординарной фигуре, выдающейся личности, с годами не ослабевает. И это неудивительно: Новгородская земля, которая была духовным центром Древней Руси, выпестовала сильного, целеустремленного, мужественного человека, мудрого политика, в котором гармонично соединились многие таланты.
Доблестный воин: не случайно еще до того, как назвать «Невским», его звали «Храбрым». Блестящий военачальник: за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, защищая северо-западные рубежи Руси. Видный мужчина: известно, что он был высоким – «паче иных человек» - и обладал громким, убедительным голосом, «аки труба в народе». А также – достойный сын достойных родителей, воспитанный на примере своих великих предков и унаследовавший их лучшие качества.
Основой политики Александра Невского был не столько меч, сколько умелая дипломатия. Он положил начало объединению русских земель, завершенному его потомками. Предпринял первые шаги для развития взаимовыгодных торгово-экономических и духовно – культурных связей со всеми странами Евразии.
Именно Александр Невский заключил первое в российской истории соглашение с представителями Ганзы – «предшественника» Европейского экономического сообщества.
Не поддаются сомнению миссионерские заслуги великого князя: его стараниями на севере распространилось христианство, он способствовал созданию православной епархии в Золотой Орде.
Словом, Александр Невский – это истинный образ «защитника, строителя и собирателя русских земель», причисленного православной церковью к лику святых.
Думаю, что с годами будет происходить все более глубокое осмысление значения его личности и роли в основании российской государственности. Подтверждение тому – постоянно растущий интерес к этому герою русского Средневековья. О его популярности у наших современников говорит и тот факт, что по итогам народного голосования в телепроекте «Имя России» в 2008 году новгородский князь был назван самой знаковой фигурой в истории государства. Более 520 тысяч россиян отдали свои голоса за Александра Невского.
Именем святого воина Александра Ярославовича, нареченного невским, по всей земле названы сотни соборов, храмов, часовен. Его носят улицы, переулки, площади, мосты во многих городах России. В самые трудные времена обращались к образу великого князя как к источнику сил, мужества, патриотизма.
Орден Александра Невского – единственная награда, сохранившаяся в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Его были удостоены герои разных войн, а также военнослужащие, геройски погибшие в локальных военных конфликтах.
Гостей Великого Новгорода, едва ступивших на Новгородскую землю, встречает образ Александра Невского: на здании железнодорожного вокзала расположен горельеф, а на привокзальной площади – бюст князя. На стеле, установленной в честь присвоения Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы», отражены героические подвиги Александра Невского. Фигура великого полководца – среди важнейших государственных деятелей на памятнике «Тысячелетие России» в центре новгородского кремля.
В память о замечательном полководце в Новгороде реализуется целый ряд проектов. Это исторический фестиваль « Собор ратных дружин» - в ознаменование годовщины победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере; традиционные турниры всероссийского масштаба на приз Александра Невского, где молодежь показывает свою силу и борцовские качества; новый туристический маршрут с посещением Рюрикова городища, экскурсионные проекты «От Александра Невского до Александра Панкратова» - по памятным местам, связанным с именами защитников Отечества. В 1993 году Новгород стал первым официальным членом возрожденного Ганзейского Союза Нового времени, у истоков которого стоял Александр Невский.
Это лишь часть той огромной работы для поддержания и развития интереса к отечественной истории, её выдающимся личностям. И конкретно - к великому полководцу Александру Невскому, ставшему символом ратного подвига и беззаветного служения России.
Заключение.
Если к выше сказанному прибавить и то, какой популярностью в России во все во времена пользовалось житие благоверного великого князя Александра Невского, то можно с уверенностью констатировать естественное и неуклонное распространение его почитания среди благочестивого русского народа.
В самые трудные времена для России его имя всегда упоминалось как пример стойкого и мужественного защитника веры православной и отечества. Образ благоверного князя Александра в схимнических ли одеждах или в доспехах воина, молящегося за землю русскую, навсегда стал для православного русского человека иконой благочестия и школой истинного патриотизма.
Список использованной литературы
1.Российский исторический журнал «Родина» №8, август 2013
2. Житие Александра Невского/Подг. текста, перевод и комм. В. И. \Охотниковой//Памятники литературы Древней Руси: XIII век.— М.: Изд-во Худож. лит-ры, 1981.
3.Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы/Под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. — СПб: Дмитрий Буланин, 1995. — 214 с.
4. Иловайский Д.И. История России. Становление Руси: Периоды Киевский и Владимирский. Князь Александр Невский. М., 1996
5.Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком \\ Вопросы истории. 1996, « 11\12»
6.Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1986
7.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России М., 1989г. С.144
Интернетресурсы
№ 353 от 5 декабря 2017 г. |
Ах эта снежная зима
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Дымковский петушок
Сладость для сердца
Большое - маленькое