Символика каждого большого поэта позволяет увидеть поэтическую модель мира, которую создает он в своих произведениях. В изучении пушкинских символов достигнуты значительные результаты.
А работа ученицы рассмотривает сущность и роль символа в формировании смысловой сферы текста.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kan_ksenii.docx | 128.77 КБ |
Кан Ксения, ученица 5 класса Б
Проектно-исследовательская работа
СЛОВА-СИМВОЛЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА
Секция - литература
Научный руководитель -
учитель русского языка и
литературы КГУ «Гимназия №38»
Жогова Рашида Исмаиловна
Караганда
2019
Содержание
1)Абстракт……………………………………………………………………3-4
2)Введение…………………………………………………………………….5
3) Глава 1. Классификация символов ……….……………………...6-7 4) Глава 2. Звезда в лирике А.С. Пушкина как символ бессмертия, вечности………………………………………………………………………..8-9
5) Глава 3.Цветочная символика …………………………………10 -11
6) Итоги анкетирования………………………………………………..11 -12
7) Результаты и их обсуждение………..………………………………........13
8)Заключение………………………………………………………………….14
9) Глоссарий …………………………………………………………………15
10)Список используемой литературы …………………………………...16
Цель проектно-исследовательской работы - выявить и систематизировать символы, определить уровень использования А.С. Пушкиным цветочной символики, символа звезды в стихотворениях.
Поставленная цель предполагает решить следующие задачи:
- проследить символику в стихах А. С. Пушкина;
- исследовать характерные, чаще других встречающиеся символы в лирике поэта;
- обобщить и систематизировать наблюдения по выбранной теме.
Для исследования я выбрала XIX век и А. С. Пушкина по трем причинам:
1) в пятом классе мы изучаем биографии этих авторов, их произведения и их влияние на литературу мира;
2) XIX век называется «Золотым веком » русской литературы, а классика нетленна.
3) А.С. Пушкин – это «наше всё».
Гипотеза. Если будут исследовано и обобщено использование символики в стихах А.С. Пушкина, то полнее можно будет представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством А.С. Пушкина, гения XIX века.
Актуальность выбранной темы.
Изучение символов в художественных произведениях – одно из ведущих направлений в теории литературы. До сих пор данная проблема находится в авангарде исследовательских работ. Опора на такое утверждение литературоведов и обусловила потребность в проведении моего небольшого исследования.
Актуальность выбранной темы определяется еще и тем, что изучение символов позволяет полнее представить историю литературы, искусства.
Почему я выбрала такую тему?
Во-первых, она показалась мне достаточно интересной и реализуемой (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).
Во-вторых, объект исследования – это известный термин в науке, но до конца не исследованный.
Объектом исследования стала система использования символов писателями и поэтами.
Предметом исследования является использование символов А.С. Пушкиным в своих стихотворениях.
Были использованы следующие методы и приемы: поисковый, традиционный описательный метод, а также комплексный концептуальный анализ, включающий лингвистические методы компонентного анализа семантики слова.
Практическая значимость исследования
Результаты данного исследования можно использовать на уроках, на факультативных занятиях по литературе, русскому языку.
Введение
Термин «символ» используется в разных значениях и сферах жизнедеятельности: логике, математике, философии, религии, искусстве, поэзии. Есть общее свойство символа «подразумевать нечто большее, намекать на какую-то недосказанность».
Изучение символической образности является ведущим направлением литературоведения. Символ как научный термин обсужден давно. Учение о фигурах речи возникло ещё в античной риторике. Раньше он приравнивался к тропам и рассматривался наряду с метафорой, олицетворением, эпитетом.
В литературе символ является центральным, возник в XIX веке и известен под названием «символизм».
Всякий символ есть образ, и всякий образ есть (в какой-то мере) символ, как считает С. Аверинцев.
Символ – понятие обобщенное, многозначное, его нельзя свести к однозначному логическому определению: он включает в себя множество ассоциативных признаков.
«Истинная поэзия – и, стало быть, поэзия Пушкина – всегда символична», - справедливо подчеркивал С.Л. Франк («О задачах познания Пушкина» , 1999, с. 109)
Интерес к пушкинскому символу не проходит, и, так думаю, будет существовать всегда. Это можно объяснить так: поэтика Пушкина особенна, таинственна, полна поэтического духа, стремится к динамике, преображению. Все эти признаки пушкинского творчества соответствуют символу, который многозначен и бесконечен. Именно эта таинственность и бесконечность заворожили меня и стали главной причиной выбора темы проекта.
Символика такого большого, гениального поэта дает представление о поэтической модели мира, которую он создал своими произведениями.
Символ - универсальный способ художественного познания.
Мудро сказал Фёдор Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».
Настоящее исследование посвящено изучению потенциала символа как средства освоения смыслов художественного текста.
.
Глава 1. Классификация символов
Можно выделить два основных типа символов:
К первому типу можно отнести символы, употребляющиеся в культуре и истории народов. Писатели используют средства, знаки, символы, тексты, которые помогают людям общаться (язык культуры), который может свободно понять более или менее знающий историю и культуру читатель. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальный смысл, близкий писателю, важный для него в его конкретном произведении.
Такими культурно-историческими символами первого типа являются предметы, животные, известные явления. Такими символами могут стать даже те образы, герои, сюжеты, которые создавались намного ранее. Например, библейский образ предсказателя, образ сеятеля (тот, кто сеет, сажает) и притча о сеятеле из Евангелия (Библия), средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и её рыцаря, образ Одиссея и его странствования, образ Ариона - мифического певца, спасённого дельфином. Эти символы писатели могут дополнять и переосмысливать. Одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, имея разные значения.
Ко второму типу можно отнести символы, которые не имели никакого отношения к культуре и истории. Они создавались за счёт смысла в конкретном произведении. Такие символы встречаются в стихотворениях Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Ревет ли зверь в лесу глухом», «Трубит ли рог, гремит ли гром» «Поёт ли дева за холмом» и др.
Первый и второй тип символов – полная друг другу противоположность, так как второй тип более отвлечённый, а первый тип – создан культурными традициями (культурное наследие, передающееся от поколения к поколению) и историей.
Прочитав лирические произведения Пушкина «Элегия», «Бесы», «Мадонна», «К Чаадаеву», «Эхо», «Друзьям», «Что в имени тебе моем?», «Зимнее утро», «Арион», «Зимний вечер», «К морю», «Узник», «Песнь о вещем Олеге», «Редеет облаков летучая гряда…» и др., я условно выделила несколько видов символов:
пространственные (город, остров, звезда);
временные (осень);
цветовые (чёрный, белый);
флористические (тюльпан, лилия).
Укрупнение символического начала - одна из самых важных закономерностей в развитии пушкинской поэзии.
Для исследования я выделила два вида символов: интересным показался флористический вид символов (меня восхищает разнообразный мир цветов) и второй вид пространственный – звезда, так как А.С. Пушкин несколько произведений посвятил ярким светилам.
Глава 2. Звезда в лирике А.С. Пушкина как символ бессмертия, вечности.
В произведениях многих писателей встречается образ звезды. Этот символ многозначный. Писатели и поэты часто используют его. Именно от звезды художники слова получают вдохновение и стремление творить. Однако стиль поэзии Пушкина говорит нам о том, что, когда он писал о звезде, он и традиционно, и добавляя что-то своё передавал смысл этого образа.
Образ звезды часто встречается в поэзии Пушкина в символическом значении судьбы («С португальского», «Герой», «Заклинание»), небесной покровительницы и даже славы («Бородинская годовщина», «На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году»):
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда её вела!..
(«Бородинская годовщина»).
В этом произведении звезда выражает символ бессмертия. Она – образ спасения и бесконечности, ведь в стихотворении звезда описывается как проводник.
Звезда губителя потухла в вечной мгле,
И пламенный венец померкнул на челе!
(«На возвращение государя императора
из Парижа в 1815 году»)
В стихотворении звезда – символ бесконечности, потому что она потухла в вечности. Звезда всегда важна для человека: указывает путь, помогает найти нужное место, а когда она потухла, она, как предводитель, сдаётся, скрывается.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
(«К Чаадаеву»)
В произведении звезда как вера в осуществление надежд русского общества, как призыв к борьбе за Россию, как радость за спасение Родины.
Там звезда зари взошла,
Пышно роза процвела.
Это время нас, бывало,
Друг ко другу призывало.
( «С португальского»)
В стихотворении с помощью звезды передаётся образ неизведанной любви, выражается символ нежности и красоты. Снова звезда – символ вечности, так как Пушкин описал её восходящую, а то, что восходит, долго не гаснет.
Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
( «Герой»)
Здесь в стихотворении звезда – символ неизвестности, неизведанного будущего, потому что задаётся вопрос. Звезда описывается чудной, поражающей ум и воображение своей красотой.
Приди, как дальняя звезда,
Как легкий звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне всё равно: сюда, сюда!..
( «Заклинание»)
В произведении звезда как символ надежды, символ неведомых путей и разлуки. В стихотворении Пушкин использует звезду, чтобы показать её величие, выставляет спасительницей.
Звезда – скрытый символ, над которым, чтобы полностью понять смысл, нужно ещё очень долго размышлять….
Глава 3. Цветочная символика
Цветочная символика пользуется популярностью в произведениях многих писателей-символистов. Ей увлекался и Пушкин. Цветы в его произведениях являются ведущим символом, хорошо передающим приёмы сравнений и иносказаний:
…Ваши алые уста,
Как гармоническая роза.
Часто используемые цветы являются женскими символами: тюльпан – символ честности, гордой и чистой любви; жасмин – символ чувствительности, страсти, первого любовного томления; роза – символ красоты, любви; лилия – девственности, чистоты.
Цветы – символы стихов и поэтического творчества, так как даже на пушкинском примере, можно понять, что цветы для поэтов являются важным символом в их карьере.
Символами поэтического творчества у Пушкина являются розы, лавры, мак и крапива. Они характеризуют тему произведения:
Пускай угрюмый рифмотвор,
Повитый маком и крапивой,
Холодных вод творец ретивый,
На скучный лад сплетает вздор…
(«К Галичу», 1815 год)
Распространённым цветочным символом у Пушкина является роза. Роза - символ Афродиты у греков и Венеры у римлян.
Метафорическая роза часто встречается у Пушкина, что неудивительно, поскольку роза – многозначный символ, зависящий от цвета и состояния. Роза может символизировать небесное совершенство и земные, далёкие от идеала, любовные страсти, скромную девственность и сладострастие, милосердие и мученичество, красоту, триумф, счастье и превратности любви и брака, олицетворяемые шипами. Бутон розы – символ невинной девушки, ещё не познавшей любви.
Девушка и её красота часто символизируют у Пушкина образ розы. Сравнение с розой нередко служит для описания прелестной внешности, румянца на лице или алых губ:
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой глаза её блестят,
Её уста, как роза, рдеют.
(«Полтава»)
Там звезда зари взошла,
Пышно роза процвела.
Это время нас, бывало,
Друг ко другу призывало.
( «С португальского»)
В стихотворении с помощью звезды передаётся образ неизведанной любви, выражается символ нежности и красоты. Снова звезда – символ вечности, так как Пушкин описал её восходящую, а то, что восходит, долго не гаснет.
Цветы в стихотворениях Пушкина чаще всего помогают ему передать тему и основную мысль произведения. Они украшают главных героев стихотворений Пушкина, помогают описать их.
6) Итоги анкетирования
Всего участвовало в анкетировании 37 учащихся и 11 учителей.
1 вопрос. Знаете ли Вы, что такое символ?
Вопрос № 3. Какие символы используете в своей речи?
Результаты анкетирования показывают, что о символах знают учащиеся мало. Всего 22% анкетируемых смогли раскрыть значение слова символ, а 43% не используют символы в речи, но все учащиеся и учителя однозначно ответили, что символы украшают нашу речь. Данные доказывают, что тема актуальна.
7. Результаты и их обсуждение
Символ - серьезный общественный феномен, заслуживающий глубокого подхода в рассмотрении.
«Пушкин - это глобальное явление не только русской цивилизации, но и всего человечества» (В. Ефимов) В огромном объеме символ предстает в поэтике Пушкина. Эта масштабность осуществляется через различные символы. Символов настолько много, что постепенно они начинают складываться в определенную подсистему.
8. Заключение
Символика каждого большого поэта позволяет увидеть поэтическую модель мира, которую создает он в своих произведениях. В изучении пушкинских символов достигнуты значительные результаты.
А моя работа предполагала рассмотреть сущность и роль символа в формировании смысловой сферы текста.
В своем исследовании я рассмотрела всего два символа - звезду и цветок. Изучая символы, я выявила, что пушкинская поэтическая система обнаруживает специфические особенности в разработке устоявшегося образа звезды, а символика растений занимает существенное место в поэтическом творчестве Пушкина, особенно в период юности и молодости.
Образ цветка в творчестве А.С. Пушкина имеет сложную семантическую структуру, отсылает к известным аллюзиям, неожиданно раскрывая философский вопрос: "В чем смысл жизни?".
Показательно и то, что смысловые сдвиги и вариации свидетельствуют о сложном взаимодействии традиционного и индивидуально- авторского начал в творчестве А.С. Пушкина.
Не менее значимо и то, что подсистема символов в поэтике Пушкина в значительной мере опирается на флористические и пространственные символы.
Символ понимается как закрепленный за определенным форматом смысл культуры, взаимодействующий с другими структурами единого смыслообразующего внутритекстового механизма.
.
9. ГЛОССАРИЙ
Аллюзия – это литературная фигура, которая выражает аналогию, указание, намек на часто используемый и известный факт, человека, идею, эпизод (исторический, литературный, политический, мифологический или любой другой), который является устоявшимся и распространенным в речи. Применяется для внедрения в текст или ораторскую речь необходимого подтекста. Такие литературные элементы являются репрезентантами аллюзии и называются маркерами.
Значение слова аллюзия происходит от alludere (латинский), в переводе «играть, или шутить». Прием аллюзии давно используется для составления и обогащения письменных и ораторских текстов. Как термин, аллюзия появляется в XVI веке, и лишь четыре века спустя начал исследоваться как явление.
Классификация - система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.
Символ – 1) То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия,
явления, идеи. Голубь - символ мира. Якорь - символ надежды. Этот подарок – символ верности.
2) То, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.
3) Художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, идею, переживание.
4) Условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятое той или иной наукой.
Тезаурус - словарь, собрание сведений, охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности
10. Список использованной литературы
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем подснежники гуашью
Подарок
Весенние чудеса
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"