Выявление художественных особенностей стихотворения М.Ю. Лермонтова "Валерик", привитие поэтического вкуса и любви к поэтическим произведениям.
Вложение | Размер |
---|---|
valeri1.ppt | 607.5 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по литературе Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Валерик» Работу выполнил обучающийся 8 класса Б МБОУ СШ №2 Фокин Павел Руководитель: учитель русского языка и литературы Перепелова Л.А. Вязьма 2018Слайд 2
Цели и задачи работы: 1) выявление художественных особенностей стихотворения Лермонтова «Валерик», а именно: а) анализ стихотворения в связи с биографией поэта и его идейной позицией; б) в связи с творческой эволюцией поэта; в) с литературно-общественным движением эпохи; г) в связи с историей русского литературного языка и поэтического языка в частности; 2) прививание поэтического вкуса и любви к поэтическим произведениям.
Слайд 3
Особенности композиции. 1. Сложная кольцевая композиция. 2.Начало произведения – любовное послание. 3.Вторая часть –повествование о военных действиях. 4. Третья часть – послесловие, общение с возлюбленной.
Слайд 4
Место стихотворения в связи с биографией поэта и его идейной позицией Нашёл отражение трагизм противоречия между исторической необходимостью присоединения Кавказа к России и методами, с помощью которых оно осуществлялось. Особый трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, придаёт то, что горские племена, к которым поэт относится с уважением и любовью, и русские солдаты, на стороне которых он воюет, вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.
Слайд 5
Место произведения в творческой эволюции поэта Война воспринята и изображена поэтом с точки зрения солдата, непосредственного участника событий. Таким образом, автор полемизирует с официозным воззрением на войну, с поверхностным, бьющим на внешние эффекты её изображением. В творчестве Лермонтова «Валерик» замыкает целую вереницу опытов изображения войны. Начинаясь романтическими манифестами (вроде стихотворения «Война»), вереница эта завершается произведением, явившимся для последующих русских писателей примером реалистического подхода к теме «война и человек».
Слайд 6
Место произведения в истории жанра и литературных направлений Данное послание вобрало в себя и исповедь сердца, и философскую медитацию, свойственную элегии или монологу, и батальные сцены, восходящие к стихотворному очерку. Эта способность послания вмещать в себя теперь элементы разных жанровых структур свидетельствовала о глубоких изменениях, происходящих в поздней лермонтовской лирике, в посланческом жанре в частности. По наличию эпического содержания в данном произведение некоторые литературные критики относят его к жанру малой поэмы.
Слайд 7
Место стихотворения в литературно-общественном движении эпохи В основе взглядов Пушкина и Лермонтова на кавказскую драму лежит уверенность в неизбежности включения Кавказа в общероссийский мир. В стихотворении Лермонтов доносит до читателей свой взгляд на войну как на кровопролитие, враждебное лучшему в человеческом естестве. Лермонтов явно не хотел создавать для русского читателя из чеченца "образ врага". И скупо, но ясно давал понять, что видит будущее лишь в дружбе между русскими и чеченцами.
Слайд 8
Место произведения в истории русского литературного языка и поэтического языка в частности Особенность поэтического языка стихотворения направлена на реалистическое изображение событий и выражение авторской позиции.
Слайд 9
Особенности поэтического языка стихотворения «Валерик» (военные сцены). Особенности ритмики 1.Число переносов значительно возрастает, фраза не вмещается в стих: Едва лишь выбрался обоз В поляну , дело началось… 2. Отрыв определения от определяемого слова: Уж показалися значки Там на опушке – два и боле . 3. Отрыв подлежащего от сказуемого : И вы едва ли Вблизи когда-нибудь видали , Как умирают. 4. Отрыв сказуемого от дополнения: Но не нашёл в душе моей Я сожаленья , ни печали . С помощью такого рваного ритма создается впечатление уродливости происходящего, атмосферы хаоса, иррациональности, не подвластной разуму. А также это один из приёмов обезличивания. Когда идет бой, людей (личностей) нет – одна сплошная масса, не понимающая, что происходит, но автоматически делающая свою кровавую работу.
Слайд 10
1. Частое употребление односоставных предложений (приём обезличивания): определённо-личных ( «подходим ближе. Пустили несколько гранат; Еще подвинулись» ) ; неопределённо-личных (« в арьергард орудья просят», «Вот ружья из кустов выносят. Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей», «Вдруг с гиком кинулись на пушки »); безличных: (« Впереди же всё тихо», «верно, //Дано старинными людьми »). 2. Употребление неполных предложений с целью передать стремительность событий : Уж близко . .. выстрел. . легкий дым. . . Эй вы, станичники, за ним. . . Что? ранен! . .— Ничего, безделка. . Особенности синтаксиса
Слайд 11
Особенности лексики 1. Речь «прозаическая», стиль снижен 1)Ведут коней на водопой, Зашевелилася пехота. 2) Рассыпались в широком поле, Как пчёлы , с гиком казаки. 3)Но в этих сшибках удалых Забавы много, толку мало… 2. Наличие разговорной лексики: («Савельич!» - « Ой ли!» - «Дай огниво!», «… он шептал…«Спасите, братцы …», « И кличут громко лекарей », «… он был кунак мой»). Тропы. Сравнения: («Рассыпались в широком поле, как пчёлы », «Резались жестоко , как звери , молча, с грудью грудь»). Фигуры. Инверсия: (« Но не нашёл в душе моей я сожаленья …», «На ружья опершись, кругом , стояли усачи седые »). Почти полное отсутствие тропов и фигур подчёркивает «прозаичность» речи в описании военных сцен.
Слайд 12
Выводы 1. В стихотворении «Валерик» отразилась позиция Лермонтова на трагизм противоречия между исторической необходимостью присоединения Кавказа к России и методами, с помощью которых оно осуществлялось. Отразилась позиция поэта на неизбежность включения Кавказа в общероссийский мир. 2. В стихотворении Лермонтов доносит до читателей свой взгляд на войну как на кровопролитие, враждебное лучшему в человеческом естестве. 3.Данным стихотворением Лермонтов порывает с традиционной условностью батальной поэзии, положив начало новому подходу к изображению человека на войне, ставшему для русских писателей примером реалистического подхода к данной теме. 4. Стихотворение, написанное в жанре послания, вместило в себя элементы разных жанровых структур, что свидетельствует о глубоких изменениях, происходящих в поздней лирике Лермонтова и в жанре послания в частности. 5. Особенность поэтического языка стихотворения направлена на реалистическое изображение событий и выражение авторской позиции.
Слайд 13
В презентации использованы репродукции картин Лермонтова. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Юрий Алексеевич Гагарин
Л. Нечаев. Яма
Золотой циркуль
Просто так
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью