Мир, как всем известно с самого раннего возраста, построен и держится на таких понятиях, как добро и зло. Эти качества присущи абсолютно любому существу. В моем понимании, добро - дело, приносящее пользу, направленное на помощь тому или иному человеку или существу. Но может ли человек быть абсолютно добрым или злым? Я уверена-нет. Но почему? Почему тема добра и зла актуальна во все времена, и это противостояние в мире всегда будет существовать?
Вложение | Размер |
---|---|
detistova_konkursnoe_sochinenie.docx | 20.36 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 71»
Сочинение по литературе на тему
«Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты»
Выполнила:
ученица 10 класса
Детистова Н.В.
Руководитель:
Молчанова О.В
Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.
В. Гюго.
Мир, как всем известно с самого раннего возраста, построен и держится на таких понятиях, как добро и зло. Эти качества присущи абсолютно любому существу. В моем понимании, добро - дело, приносящее пользу, направленное на помощь тому или иному человеку или существу. Но может ли человек быть абсолютно добрым или злым? Я уверена-нет. Но почему? Почему тема добра и зла актуальна во все времена, и это противостояние в мире всегда будет существовать?
В китайской мифологии существует такой символ, как «инь-ян», который повествует о том, что в пространстве ни одно явление не бывает постоянным. Все меняется, перетекает, порождает новые формы. В толковом словаре Ожегова доброе толкуется как «нечто положительное, хорошее, полезное», а зло - как «нечто дурное, вредное». Несмотря на то, что люди «спустились с деревьев» уже более 3,5 миллионов лет назад, а технический прогресс шагнул на столько, что уже давно перешел за грани воображения древнего человека, общество всё ещё не научилось идеальным взаимоотношениям и, казалось бы, элементарному взаимопониманию. Может ли это происходить из-за недостатка милосердия и доброты в мире? Разберем это на основе некоторых произведений.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написала в 1859 году в обстановке предреформенного общественного подъёма. В это время расширялся круг лиц творческого труда и большое влияние оказывалось не только на российскую общественную мысль, но и на искусство, особенно литературу, оказывали идеи христианства. Произведение было основано на событиях, происходящих в жизни самого автора, а прототипом Катерины в пьесе, стала актриса Любовь Павловна Косицкая, состоявшая с драматургом в непростых отношениях. На момент романа с Александром Николаевичем, она была замужем за артистом малого театра И. М. Никулиным. Сам драматург тоже был не одинок: он состоял в сожительстве с некой Агафьей Ивановной, прожив с ней почти двадцать лет.
Гроза - повесть о семье Кабановых, в которой все контролирует Марфа Игнатьевна (Кабаниха), её сын - Тихон Иванович Кабанов, всегда подчинялся воле матери и не смел ей перечить, жена Тихона - Катерина, является в данном произведении главной героиней с прекрасным детством, она с любовью рассказывает Варваре - сестре Тихона о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
Однако, после замужества её жизнь меняется. Непривыкшая к диктаторству в семье, Катерина, чувствует себя не в своей тарелке и в глубине души мечтает сбежать из семьи тёщи-тирана, быть свободной, иметь свободу слова и мысли без угрызения совести и хозяйки дома Кабановых. Главная героиня с самого детства любила церковь и религию. Будучи замужней и влюбившись в Бориса - молодого человека, приехавшего к своему дяде, Катя корит себя за то, что она не истинная верующая, и совершает своими грязными мыслями большой грех. Катя чувствует приближающуюся погибель за свои грехи и при начинающейся грозе торопит Варвару домой «к образам молиться». Не сумев противиться своим чувствам, Катерина, после отъезда своего мужа, гуляет ночами напролет с Борисом и чувствует себя при этом самой счастливой на свете. После возвращения мужа её сводит с ума факт измены, и она прилюдно признается мужу и свекрови в прелюбодеянии. В последнем действии Тихон на своё горе жалуется Кулигину, который в свою очередь советует Кабанову простить жену. Тихон заявляет, что это невозможно, пока его мать жива, что не оставит она их в покое. Тут появляется горничная Глаша и заявляет о том, что Катерина пропала. В следующей сцене Катерина призывает Бориса и после недлительного разговора с ним, теряет последнюю надежду на то, что они будут вместе.
После того, как Борис уходит, Катя начинает думать о смерти, о том, что будет после, что она наконец сможет заполучить столь желаемую свободу. И тут, она произносит свои последние слова, даже они были посвящены не мужу и своей семье, а любимому, человеку, который напомнил ей, как это, быть счастливой, дал понять ей, что значит быть влюбленной и любимой. И вот... Теперь она свободна. Она смогла сбежать от той жестокой реальности, от той ужасной семьи... Клетка её открылась, и выпустив её, захлопнулась навсегда. Пьеса полностью раскрывает проблему недостатка доброты, чрезмерной жестокости и черствости людей по отношению друг к другу. Слова Кулигина в конце произведения дали понять этой семье, кто виновен в смерти этой бедной девушки, кто на самом деле из них грешен. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!». В христианстве самоубийство является одним из тяжелейших грехов, причиной тому выступает то, что суицид - совершение двойного греха - убийства и отчаяния, в которых покаяться уже будет невозможно. Можете ли вы представить себе степень отчаяния в невинной девушке, которая боялась совершить даже малейший грех, но решившаяся на такой способ получения свободы?
Произведение Островского не единственное, где раскрывается тема жестокости в людях. Вторым примером произведения, где перед нами предстает проблема жестокости, послужит произведение Л. Н. Андреева «Петька на даче». В основе рассказа лежит история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора. Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех».
Это история о бедном мальчике, которого мать, по имени Надежда отправила к парикмахеру Осипу Абрамовичу в ученики. Осип Абрамович был очень строгим и всегда недовольным человеком. Спуску не давал никому, а халтурщиков наказывал всегда без исключений. Будучи всего лишь десятилетним ребенком, он уже знал, что такое рутинная работа, черствость людей и морщины вокруг глаз. Его жизнь в парикмахерской была однообразна, скучна м сера, вокруг слонялись лишь такие же работники предприятия, которые занимались лишь предоставлением услуг населению, направленных на содержание волос в опрятном состоянии и пьяными мужчинами за окном, которые избивали таких же пьяных женщин. И тогда главный герой понял, что мечтает попасть в место, которое будет совсем иным, но не мог его даже представить: «ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно».
Но в один прекрасный день, мать приехала забрать Петьку на дачу. Какой же радостью стало для ребенка, находившегося 3 года в душной парикмахерской без отдыхов и выходных, неожиданная новость от матери о скорой поездке в не знакомое ему, но приятное на слух место. Мальчик ехал с большой радостью на дачу, хоть и не знал, как она выглядит и что из себя представляет. Это место казалось ему чем-то фантастическим, неизведанным и таинственным. Прибыв на место, ему стало ясно: вот то, чего он хотел, то место, о котором он так мечтал. У Петьки впервые за долгое время появилась возможность почувствовать себя ребенком, именно это они и делал. В планах было столько дел, которых ему в городе делать возможности не предоставлялось: «...некогда было возиться…у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, – на все это требуется время».
Увы, радость Петькина длилась недолго. Через неделю пришло письмо от всё того же Осипа Абрамовича, который требовал Петьку обратно. Тогда мальчик впадает в самую настоящую истерику: «он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, – он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре». В конце концов, бедному мальчику приходится вернуться в город и продолжать жить так же, как до отъезда на дачу. В этом рассказе жестокость проявляется не совсем напрямую. Казалось бы, здесь есть жестокость по отношению к людям, и она исходит от одного героя - Осипа Абрамовича, но если рассмотреть детально этот момент, уделить ему особое внимание, то мы видим, что «учитель» Пети как раз выступает в более положительном свете, нежели те люди, которые просто сочувствуют, главному герою, но не прилагают никаких усилий к тому, чтобы помочь ему. Если бы хоть кто-то обратил внимание на бедного мальчика, возможно, ему не пришлось бы возвращаться в город, в то место, от которого было тошно ребенку, не видевшего простого детского счастья.
Ещё одним примером жестокого обращения людей с детьми, является рассказ А. П. Чехова «Спать хочется». Рассказ был написан в 1888 году под псевдонимом Чехонте. В центре событий пребывает девушка тринадцати лет по имени Варька, работающая в доме у одной семьи. В работу Вари входит уборки по дому, слежение за младенцем и тем, что пожелают хозяева дома. Люди, у которых Варя работала, не жалели маленькую девочку и загружали её работой до изнеможения. Она не ведала ни сна, ни отдыха.
В один вечер Варя теряет все силы, организм больше не может справляться с такой нагрузкой, и она начинает засыпать на ходу, как бы она не старалась бодрствовать. Однако, крики ребенка не дают ей ни минуты отдыха и героиня начинает видеть наяву события, при которых умер её отец. Позже она уверена, что находит причину всех её бед - это ребенок. «Ложное представление овладевает Варькой...Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам... Убить ребенка, а потом спать, спать, спать...». Девушка убивает ребенка и сразу же засыпает. Обратившись к медицинскому справочнику, можно увидеть, что симптомы главной героини рассказа очень схожи с симптомами шизофрении: искаженное мышление, восприятие мира и собственно личности, эмоций, речи и поведения. Так же, в число распространенных психотических симптомов входят галлюцинации (слышать, видеть и ощущать то, чего нет на самом деле) и бред (стойкие ложные убеждения или подозрения, прочно сохраняющиеся даже при наличии фактов, свидетельствующих о противоположном).
Так жестокость, равнодушие и бесчеловечность могут довести человека до психических расстройств. Для главной героини, совсем юной и еще не окрепшей ни морально, ни физически, такая жизнь, казалось бы, должна казаться сущим наказанием, и не найдя поддержки со стороны взрослых, Варя остается наедине со своими безумными мыслями, не способная разобраться с метаморфозами, происходящими внутри неё, а её затуманенный, болезненный разум и толкает на совершение преступления. Можно ли винить Варю за её поступок? Спорный вопрос. Да, героиня совершила преступление. Но разве не безразличие и жестокость окружающих довели её до предела сумасшествия? Изнурение физическим трудом, недомогание и элементарный недосып - это лишь малая доля того, что пришлось испытать маленькой девочке. Чему учит это произведение? Окружающие её люди виноваты не в том, что не знали о ее физически и психически нестабильном состоянии. Они виноваты в том, что безразлично и равнодушно отнеслись к тонкой детской душе.
Проанализировав эти произведения, мы видим, что главной проблемой человечества была и остается по сей день проблема недостатка доброты, милосердия, сострадания и понимания... Но есть ли в русской литературе пример человека, не страдающего от недостатка знаний и в то же время являющийся «лучиком света в томном царстве»? таким чудесным исцелителем становится доктор Пирогов из произведения Куприна «Чудесный доктор». Исцелив больную дочку Мерцаловых, доктор ничего не требует взамен, ведь, самое великое, заключающееся в самом малом, есть здравый ум в теле человека. Для этого литературного героя духовные ценности превыше ценностей материальных.
Возможно, со временем человечество осознает, что порой для того, чтобы дать понять человеку его важность и нужность этому миру хватает даже теплого взгляда и пары фраз от родных ему людей. Людям нельзя забывать о том, что мы - единственные существа, обладающие разумом и сознанием, это как раз и отличает нас от примитивных видов живого на планете. И, в таком случае, не пора ли нам научиться понимать друг друга в полной мере и стать на самом деле разумными?
Нарисуем попугая цветными карандашами
Этот древний-древний-древний мир!
Злая мать и добрая тётя
Как нарисовать зайчика
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись