В данном проекте доказана важность и необходимость профессии учителя в современном мире, её актуальность.
Были проведены интересные исследования, проанализированы неожиданные результаты, которые помогают увидеть и понять данную профессию для каждого человека по-своему.
Главная цель проекта - привлечь внимание молодых людей, заканчивающих школу к профессии учителя и рассмотреть часто встречающиеся проблемы, которые поджидают молодых людей, решивших связать свою жизнь с педагогикой.
Проведённое интервью с учителем английского языка так же помогает получить представление об этой профессии, ведь самые честные и искренние отзывы можно получить не на сайтах или в газетах, а только у самого педагога.
В проекте доказано, что УЧИТЕЛЬ - творческая профессия, которая требует от человека эрудиции, знания психологии, учителю английского языка - свободного владения иностранным языком и владения актёрским мастерством.
Практическая направленность проекта – привлечь внимание молодежи к проблемам кадров в школе, чтобы в ближайшие годы увеличилось количество молодых преподавателей, ведь уже сейчас встаёт серьёзный вопрос о том, кто же будет учить детей, если все нынешние учителя предпенсионного и пенсионного возраста уйдут на заслуженный отдых.
Вложение | Размер |
---|---|
Учитель - основа всех профессий | 548.5 КБ |
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти | ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» |
Городской Конгресс молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Исследовательская работа на тему
«Учитель – основа всех профессий»
Автор:
ФИО Новоселова Ирина ,
ученица 10 «Б» класса МОУ гимназии №39 «Классическая»
г.о. Тольятти, Самарская обл.
Научные руководители:
ФИО Чигринева Татьяна Дмитриевна,
преподаватель английского языка МОУ гимназии №39 «Классическая»
Осипова Светлана Леонидовна,
преподаватель информатики МОУ гимназии №39 «Классическая»
г.о. Тольятти, Самарская обл.
Цели и задачи
Цели:
Познакомиться с профессией учителя и узнать, насколько важной она является в современном мире.
Задачи:
1. Провести исследование на популярность профессии учителя среди молодых людей
2. Составить «идеальный портрет учителя»
3. Составить список всех минусов и плюсов в профессии учителя
4. Провести пробный урок в своей гимназии (День учителя)
Мои ориентиры в выборе профессии? (почему я хочу стать учителем)
Выбор профессии - чуть ли не самый главный фактор того, как сложится последующая жизнь и как человек в ней будет себя чувствовать. Ведь всем хочется не только зарабатывать деньги, но и реализовать свой потенциал и получать настоящее удовольствие от своей деятельности.
Молодежь, выбирая профессию, часто опирается на критерии престижности, выгодности. Но нужно помнить, что часто высокая оплата требует больших интеллектуальных, психических или физических усилий. Сами по себе большие деньги и должность не гарантируют удовольствия от работы и от себя самого.
Возьмём самый распространённый пример: часто выпускники стремятся поступить в педагогический вуз, мотивируя это тем, что у учителей большой отпуск, совсем не задумываясь над тем, каких больших сверхурочных затрат времени и сил требует учительский труд.
Однако многие, в том числе и я, выбирают профессию преподавателя, мотивируясь желанием давать знания, общаться с людьми, учить молодое поколение тому, чему когда-то учили нас наши учителя. Это и стало моим самым главным ориентиром в выборе этой профессии.
Главным примером успешной работы преподавателя стала моя классная руководительница Чигринёва Татьяна Дмитриевна, преподающая английский язык в нашей гимназии. Именно благодаря её интересным, весёлым и очень живым урокам я полюбила английский язык, и с тех пор, я, беря пример с Татьяны Дмитриевны, уже точно для себя решила стать учителем иностранного языка.
С другой стороны существует масса сложностей и определённых нюансов, которые могут усложнить осуществление моей мечты - стать педагогом. Делая этот проект, я постараюсь разобрать самые часто встречаемые проблемы, возникающие при выборе этой профессии, и попробую взвесить свои силы и возможности для достижения своей цели.
Актуальность профессии учителя в наши дни (Учитель – это модно?)
Профессия учителя - одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.
Однако в наши дни, молодые люди всё чаще выбирают работу не связанную с преподаванием (например: бухгалтер, юрист, экономист, финансист и т.п.), хотя ещё несколько лет назад профессия учителя была самой востребованной профессией в мире, и выпускники университетов стремились занять эту почётную должность. Недостатка учителей в школах и гимназиях практически не было.
Но время идёт, и сейчас ситуация на рынке труда кардинально изменилась. На данный момент статистика утверждает, что в перечень самых востребованных профессий в Тольятти за 2009 год, входят преподаватели различных наук – то есть, учителя.
«Рейтинг наиболее востребованных профессий в Тольятти » «Рейтинг наиболее востребованных профессий в Автограде текущей осенью заметно изменился. В последние годы самый высокий вузовский конкурс наблюдался на факультетах экономики, права, психологии, рекламы и менеджмента. Однако в этом году произошел явный сдвиг. Как сообщает "Пресс-Волга", сейчас в список специальностей-лидеров входят юриспруденция, стоматология, образование, экономика и финансы, медицина, менеджмент и IT-технологии. При этом важна узкая специализация, которая становится общей тенденцией на рынке труда. В числе тех, кому в будущем будет нелегко найти престижную и высокооплачиваемую работу, эксперты назвали специалистов социальной сферы, науки и системы здравоохранения…» |
Как видно из статьи, профессия учителя вновь становится востребованной, а стало быть, и популярной среди молодёжи. Проведя небольшой опрос среди молодых людей от 15 до 20 лет, были получены следующие результаты:
Хотели бы Вы стать учителем?
На этот вопрос:
1. “Да, и я уже собираюсь поступать на эту специальность”, - 45% ответили Да
2. “Возможно, но я не уверен (а)” - 26%
3. “Вряд ли. Мне эта профессия кажется слишком тяжёлой” - 13%
4. “Ни за что! Слишком много нервов и маленькая заработная плата” – 16%
Исходя из результатов опроса, можно смело утверждать, что остаться без работы люди, закончившие педагогический факультет, не смогут. Однако убеждение молодых людей в том, что учитель получает очень небольшую заработную плату, когда-то было верным.
Зарплата, которую получают педагоги, зависит не только от их квалификации, и числа часов отданных на уроки, но и от стремления учителя, выделиться своими успехами и успехами своих учеников.
В ряде регионов России будет введена новая система оплаты труда учителей, в соответствии с которой зарплата преподавателей будет зависеть от успеваемости их учеников.
Ещё один фактор, из-за которого многие абитуриенты опасаются идти по этой стезе - это то, что учитель это очень сложная профессия, с точки зрения психологии. Каждый день педагогу приходиться улавливать настроение детей, ведь понятно, что учить их бесполезно, если они этого не хотят. Каждый новый урок – новая обстановка: кто-то запросто запоминает новый материал и с радостью демонстрирует свои знания, а кто-то наоборот, и рта не раскроет без надобности.
Бывают и «трудные» ученики, но с ними учителю тоже нужно наладить хорошие отношения. Ответственность за них - это так же большая нагрузка, не считая того, что если педагог не сумеет проконтролировать поведение детей и обратить всё их внимание на учёбу, то он может получить выговор от директора или вышестоящего лица.
Всё это – большой нервный стресс, человеческие переживания, накапливаемые годами, которые в какой-то момент могут выйти наружу.
Однако даже эти факты не останавливают многих абитуриентов идти на педагогические факультеты, и, на мой взгляд, это достойно уважения.
Особенности профессии (Каждый ли может стать педагогом?)
Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитание
Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.
Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.
Наиважнейшая же задача современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания.
Чтобы преподавать нужно особое мастерство.
Слагаемые педагогического мастерства:
Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять, на практике избранные им методы педагогического сотрудничества.
Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, педагог овладевает искусством общения с детьми; умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важна простота и естественность. Составной элемент педагогической техники – умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей.
Педагогическое общение – установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом.
Как и остальные профессии, профессия учителя требует особого таланта. Не каждый человек сможет искренне любить детей и стремиться давать им знания. Все особенности данной профессии, могут не сочетаться с характером человека или с его личностными качествами. Поэтому, распространённое мнение, что быть учителем не так уж и сложно, абсолютно не верны.
Интервью с учителем
Для того чтобы лучше познакомиться с выбранной мной профессией, я попросила Чигринёву Татьяну Дмитриевну, учителя английского языка с большим стажем дать мне интервью.
Я: - Татьяна Дмитриевна, интересно было бы узнать, как Вы начали свою трудовую деятельность в роли учителя?
Т.Д.: – Получилось так, что по возрасту я не отличалась от учеников старших классов, и поэтому, немного волновалась, ведь всегда ученики к молодым учителям относятся не так серьёзно. Из-за этого возникали проблемы с дисциплиной. И начиная работать учителем, я поняла, что если хочу давать необходимые знания, должна быть жёсткая дисциплина. И как только я поняла это, мне удалось очень быстро организовать учеников повернуться лицом к предмету.
Я: - Известно, что профессия учителя отнимает много душевных и физических сил. Так что же всё-таки побудило Вас выбрать именно эту профессию?
Т.Д: – Ну, во-первых, когда мы выбирали профессию, мы искали то, что нам нравится. Мне нравился английский. Естественно, в начале, как и все молодые люди, я и не мечтала, быть учителем - хотела быть переводчиком… Но, потом, еще, будучи студенткой, я подрабатывала на курсах английского языка для малышей, для взрослых и мне очень понравилось преподавать. Возможно, именно это и послужило толчком для выбора моей дальнейшей профессии педагога.
Я: - А помните ли Вы свой первый урок в роли учителя?
Т.Д.: - Я очень волновалась, но ученики слушались, потому что им было любопытно: - ведь новый человек ведёт у них урок. Но я очень хорошо помню, что мне не понравилось их произношение, и сразу же захотелось научить их правильному английскому произношению. В этом, как раз, и проявилось моё стремление учить, преподавать.
Я: - Все знают, что совсем не каждый может быть преподавателем из-за отсутствия тех или иных качеств, скажем: терпение, желание давать знания и так далее. А считаете ли Вы, что у Вас присутствуют те черты характера, которые необходимы для данной профессии?
Т.Д.: – (улыбаясь) Ну конечно! Иначе бы я столько не продержалась! Безусловно, нужно хорошее знание психологии человека, а именно ребёнка, подростка. Вот это знание психологических особенностей позволяет умело проводить воспитание учеников. Кроме того, конечно же, понимание своих учеников, умение поставить себя на их место.
Я человек очень строгий, и терпеливый - если ученик не понимает материал, я могу сидеть с ним и день и ночь, пока он его не усвоит. Если говорить о качествах, то у меня присутствуют качества руководителя, организатора.
Я: - Если бы сейчас была возможность, заново выбрать профессию, чтобы Вы выбрали и почему?
Т.Д.: – Наверное… Я бы вновь занялась преподаванием. Любовь к английскому языку и желание учить детей, всё равно заставили бы меня стать учителем или репетитором.
Я: - Значит, можно сделать вывод, что Вы любите свою профессию?
Т.Д.:- Безусловно. (улыбаясь) Особенно после каникул – отдохнув, с таким удовольствием преподаю, общаюсь. Нравится, конечно, это ведь очень интересная профессия. Я уже рассказывала, что в молодости, собиралась стать актрисой. Но я не пошла поступать в театральное училище, а пошла поступать в педагогический институт на факультет иностранных языков. И считаю, что, мои, наверное, природные актёрские данные, которые у меня есть, очень пригождаются мне в работе, потому что я думаю: учитель должен быть интересным, эмоциональным, особенно, это касается учителя английского языка. Ведь если этот человек не эмоциональный, то и уроки будут казаться занудными.
Я:- Спасибо большое, Татьяна Дмитриевна, за такой приятный и интересный разговор! Теперь я точно знаю, что же такое – быть учителем.
Т.Д.: - Рада была помочь!
Мой первый урок в роли учителя
В нашей гимназии № 39 ежегодно отмечается «День Учителя», во время которого, ученики получают прекрасную возможность, поближе познакомиться с профессией учителя и попробовать себя в роли педагога.
Для меня, это так же была возможность опробовать свои силы в преподавании, и оценить себя со стороны – умею ли я находить общий язык с учениками.
Английский язык – сам по себе сложен в изучении, но проведя два урока в младших классах, я поняла, что труднее всего его не учить, а преподавать. Нужно уметь сконцентрировать всё внимание детей на уроке, найти с ними общий язык. Нужно ещё и держать в уме – что каждый ребёнок индивидуален, и, стало быть, нужен свой особый подход.
Во время первого урока, я немного нервничала, ведь дети могли просто напросто не слушать меня или посчитать, что раз я ещё старшеклассница, то, стало быть, не так строга как остальные преподаватели.
Однако всё мои страхи не оправдались – ученики из 7-го класса оказались очень внимательными и послушными, материал усваивали на лету. Очень понравилось, что дети отнеслись к уроку с особой серьёзностью, зная, что урок у них будет заменять незнакомый человек. Общаться с ними было приятно и комфортно.
В общем, на меня это произвело хорошее впечатление, ведь даже после этого праздника, некоторые «ученики» до сих пор в шутку называют меня учительницей.
Дополнительная информация (Тестирование)
Для того чтобы определить, подхожу ли я по личным качествам и по характеру на роль учителя, я решила пройти тест на профориентацию.
Ниже представлен результат тестирования.
Таким образом, опираясь на результаты тестирования, я могу быть уверенной, что профессия учителя подходит мне, так как у меня присутствуют нужные для неё качества.
По материалам исследовательской работы создан сайт. Скриншоты нескольких страниц представлены ниже.
Заключение
Итак, в ходе исследования я доказала, что УЧИТЕЛЬ одна из самых важных профессий в мире, ведь всем основным наукам нас учат в школе, там мы получаем необходимые нам знания и умения. Так же, эта профессия до сих пор остаётся популярной и востребованной на рынке труда.
Представить будущее без этой профессии невозможно, так как человечеству необходимо развиваться, а развитие может предоставить только наука и учение. Если бы не страсть к учёбе, то человек до сих пор бы ходил в звериных шкурах в первобытном мире. К счастью всегда находился один из немногих, который мог систематизировать всё лучшее и довести до ума соплеменников – то есть УЧИТЕЛЬ.
В будущем, я буду поступать на педагогический факультет, и вероятнее всего, выберу профессию преподавателя английского языка, поскольку считаю, что она очень важна, ведь иностранные языки сейчас – залог успешной карьеры.
Использованные источники
Содержание
Мои ориентиры в выборе профессии? (почему я хочу стать учителем) 3
Актуальность профессии учителя в наши дни (Учитель – это модно?) 4
Особенности профессии (Каждый ли может стать педагогом?) 6
Дополнительная информация (Тестирование) 11
Как нарисовать небо акварелью
У меня в портфеле
Привередница
Пятёрки
Рисуем подснежники гуашью