Свадебный обряд в многоцветии национальных культур
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnyy_obryad_v_mnogotsvetii_natsionalnyh_kultur.doc | 93 КБ |
Районная научно-практическая конференция школьников «Открытый мир»
Направление исследовательской работы: «Человек и общество».
Тема:
«Свадебный обряд в многоцветии национальных культур».
Автор:
Буслова Виктория,
обучающаяся 8-в кл.
МОУ «СОШ№2».
Руководитель:
Донцова Валентина
Алексеевна,
учитель истории.
Адрес:356360
Ставропольский край,
Новоселицкий район,
с.Чернолесское,
ул.Свободная,144.
8-(86548)-2-44-70.
2019
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………1
I.РУССКАЯ СВАДЬБА………………………………………………………………...2
II.ДАГЕСТАНСКАЯ СВАДЬБА……………………………………………………....4
III.АРМЯНСКАЯ СВАДЬБА………………………………………………………....7
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………………....13
Приложение
«Культура создаётся сообща. Законна гордость любого народа своими памятниками, изобретениями, своим фольклором, музыкой и литературой. Гордится народу следует, и своим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто своё неповторимое, а потому и особенно ценное».
Д.С.Лихачёв
Введение. Из века в век люди придерживались национальных свадебных традиций, опасаясь суеверий. Теперь в злых духов верится с трудом. Но остается не менее весомый аргумент в пользу свадебного обряда - его невероятная красота и зрелищность.
Цель: изучить свадебный обряд посредством многообразия национальных культур.
Задачи:
-сохранение межнационального единства и согласия народов Северного Кавказа;
-исследование структуры свадебного обряда различных национальностей;
-обобщение и анализ имеющихся информаций о национальных свадебных обрядах;
-выявление малоизвестных факторов и событий в проведении свадебных обрядов села Чернолесского.
Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с перемещением народов Кавказа на территорию села всё больше происходит смешение браков, что отображается на слиянии национальных культур в свадебных обрядах.
В своей работе я использовала методы исследования: анкетирование, наблюдение, интервью, беседа, анализ собранного материала. Выявила структуру свадебного обряда: Сватовство, сговор. Знакомство двух различных семей. Окончательное принятие решения; Свадебная церемония. Встреча женихова поезда. Выкуп невесты. Церемония обручения. Встреча молодых в доме жениха. Свадебный пир. Свадебные танцы. Церемония вручения свадебных подарков.
Объект исследования: церемония свадебных обрядов у народов села Чернолесского.
Новизна исследования: впервые сделан анализ свадебных традиций у народов села Чернолесского.
Гипотеза исследования: развитие свадебных традиций в многоцветии национальных культур.
Практическая значимость: исследование истории организации свадебных обрядов.
Структура исследования: работа состоит из трёх глав объёмом 10 страниц, заключения, списка использованной литературы.
При работе над темой были использованы материалы опроса очевидцев, участников свадебных обрядов, историческая литература: Мамонтова М.С. «История Новоселицкого района», Забылина М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Медведева Ю.М.История России: сказки, предания, легенды, материалы архива Новоселицкого района.
Село Чернолесское основано в 1789 году. В акте обследования инженера-межевщика Кондратия Критницкого, записано: « вновь основанная слобода Чёрный Лес», в графе «проживает» значится 25 мужчин и 18 женщин. Этот документ составлен в 1789году. В начале XIX века с.Чернолесское представляло из себя поселок с 76 дворами, в которых проживало350 человек. В селе были размещены выходцы из Тамбовской, Орловской, Рязанской, Московской, Петербургской, Полтавской, Черниговской, Киевской и других губерний. В конце XIX начале XXвв. проживало в селе более 11000 человек. Село состояло из 1515 дворов.[1] С середины XX века начинается переселение в наше село и кавказских народов. Особенно массовое переселение наблюдалось в конце XX века. Таким образом, на территории нашего села проживают около 5000 человек, из них преобладающим в составе населения - русские, даргинцы, армяне.(см.приложение№4) Каждый народ принёс с собой свою культуру, традиции, обряды. Все они по-своему интересны и уникальны, и где-то имеют похожее сходство.
I.РУССКАЯ СВАДЬБА.
С древних времен русская свадьба была одним из самых ярких и своеобразных ритуалов культуры Руси. В свадьбе, как ни в чем другом, проявляется уникальная самобытность русского народа, его религиозные особенности. Тогда, как и сейчас, день свадьбы становился днем начала новой жизни для молодоженов, днем создания новой семьи для общины. Сложно даже представить все многообразие тех примет, порядков и принципов, на которых основывалась древнерусская свадьба. Многие современные невесты до сих пор проводят свою свадьбу с использованием древнерусских обрядов и ритуалов, однако, в большинстве своем, их смысл ужеутерян.
На Руси обряды проведения свадеб сложились в древности. Традиционно обрядовые действия по созданию новой семьи начинались со сватовства или свадебного сговора. Они проводились по отдельности, но могли и объединяться, тогда элементы сватовства включались в проведение свадебного сговора.[2] В настоящее время на свадебном сговоре договариваются о времени свадьбы, месте проведения. По традиции сговор завершает застолье, «пируют все с удовольствием, но большого стола – не бывает». Раньше венчанию и свадьбе предшествовало обручение, проводившееся за несколько дней и даже недель до основного обряда. После него составлялся специальный договор – «заряд», предусматривающий выплату неустойки, если одна из сторон обручение расторгнет. Кстати, этот порядок действует и в наши дни.
До свадьбы могли проводиться мальчишники и девичники, символизировавшие прощание с холостой жизнью. Они не считались обязательной частью свадебного ритуала, поэтому порядок их проведения было менее регламентирован и больше опирался на местные традиции.
Перевоз приданого и постели от невесты в дом жениха всегда был элементом свадебного ритуала. В доме жениха постель встречают с иконой, кропят святой водой и торжественно несут в отведенное помещение.
В настоящее время вечером, перед свадьбой перевозят приданое невесты, в сопровождении свахи. Так же идёт в дом жениха процессия из ряженых цыган, у которых цель что-то своровать из семьи жениха и принести в дом невесты.
На следующий день свадебный кортеж приезжает к дому невесты. Перед женихом затворяют ворота и требуют выкуп за невесту. Жениху приходится пройти ряд испытаний, в этом ему помогает дружок. Около невесты обычно сидит младший брат или сестра, которые и требуют выкуп за невесту. После всех испытаний жених выводит невесту. Раньше проводилось в этот же день венчание, а сейчас регистрация молодых проходит обычно в субботу, во Дворце бракосочетаний. Жених и невеста прилюдно становятся мужем и женой. (см.приложение№1)После регистрации стала традиция возлагать цветы к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны. Свадебный кортеж отправляется в дом жениха, где молодые получают благословление от родителей. Перед входом в дом на молодых сыпятся конфеты, орехи, монеты, что является символом их благополучия в будущей жизни. Молодые входят в дом с хлебом и солью и низко кланяются родителям. Мать жениха принимает молодых в дом и благословляет иконой. Невестка называет родителей папа и мама. Заканчивается свадебное торжество свадебным пиром. Молодым дарят подарки, звучат тосты. На следующий день, в воскресение, по желанию молодых проходит в церкви обряд венчания.
Итак, традиции русской свадьбы сохранилось и до настоящего времени, но в качестве экономии средств раньше русская свадьба проходила два дня: первый день в доме жениха, а во второй - в доме невесты, а в настоящее время свадьба проходит в один день. Обряд венчания совершает далеко не каждая семейная пара.
II.ДАГЕСТАНСКАЯ СВАДЬБА.
Дагестанская свадьба, как и все кавказские свадьбы, очень шумная, многолюдная, полная угощений – как говориться, пир на весь мир. На Кавказе принято к свадьбе готовиться заранее, как только появляются дети. Детям готовят приданое, копят сбережения. И когда наступает этот радостный день, то это торжество превращается в самую настоящую сказку.
Нет более весёлых и музыкальных свадеб, как на Кавказе, и дагестанская свадьба не исключение. Принято отмечать две свадьбы – сначала свадьбу невесты в её доме, а потом свадьбу жениха уже в его доме. На свадьбах собирается от 500 до 1500 человек, бывает и больше. Гуляют всем селом, всем миром.
В Дагестане существовуют три распространенные формы брака: по сговору, умыкание, колыбельный сговор. Самая распространенная и дружелюбная форма – по сговору родителей и с согласия молодых.
Колыбельный сговор – это выбор невесты для сына, когда он ещё лежал в люльке. Такие брачные сделки означали, что невестами становились девочки с 5, 10, 11-летнего возраста. Подобные сделки в большинстве случаев оказывались неудачными. Как правило, обрученная с детства девушка потом выходила замуж за другого.
Умыкание (похищение). Эта форма брака очень болезненна для родителей и никогда у народа не находила поддержки. Обычай увода всегда был источником несогласия и кровавых междоусобиц.
Была и такая форма брака, как обменная. Это – когда семья брала девушку из другой семьи и, в свою очередь, выдавала свою дочь за её брата.
В своё время в дагестанских аулах имели распространение запретные и непрестижные браки. Непрестижными считались заключения браков с людьми другого села и браки между сословно-неполноправными семьями.
Довольно живуча и такая форма брака, как внутритухумная, родовая. Такому браку в своё время отдавалось предпочтение и ему старались строго придерживаться.
Известный этнограф, профессор М. И. Ковалевский, побывавший в Дагестане, заметил: «При невозможности найти подходящую для него невесту в собственном роду, жених требует, чтобы избранная им чужеродка подверглась предварительно усыновлению со стороны тухума, а затем уже вступает с нею в брак». В настоящее время этой формой брака мало кто придерживается.
Существовала и такая форма заключения брака, как побег. Если молодой человек отнял у девушки какой-нибудь предмет и не делает шагов к сватовству, или ей нравится другой юноша, она приходила с узелком к родственникам любимого, объясняла цель своего прихода и оставалась у них до тех пор, пока хозяйка не добивалась согласие юноши и его родных на брак с этой девушкой.
Вообще-то единообразная, парная семья является исторически распространенной в Дагестане.
Бывают случаи, когда невесту крадут. Это не просто обычай, а скорее разновидность свадьбы, когда родственники жениха не могут позволить себе дорогую свадьбу и чтобы сэкономить невесту воруют. Иначе нужно сговариваться с родителями невесты и платить им солидный калым. Эта традиция существует и сейчас и даже усиливается в связи с улучшением экономического положения людей.
Раньше практиковали брак с похищением невесты, когда жених оказывался более низшего сословия, чем невеста, поэтому он не мог получить одобрения жениться на любимой. Но воровали в основном с согласия самой невесты. Сейчас это уже почти в прошлом, и случаи кражи невесты стали редкостью. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село и район.
В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших.
Издавна у дагестанцев существует мудрый обычай, помогающий проверить чувства молодых, общность взглядов, - помолвка – церемония объявления женихом и невестой. Она сопровождается церемонией обручения. Сваты совершают ритуал сватовства, предлагают заключить союз, дарят невесте подарки, а с родителями договариваются о дне свадьбы. Потом подают заявление в ЗАГС и начинаются предсвадебные хлопоты.
В день свадьбы родители невесты говорят своей дочери: «Дочка, жизнь пронесется, как мгновение. Как проведешь ее, так и пройдет. Не забывай: она - твое творенье».[3] Это грустный день для родителей невесты, так как их дочь уходит из их дома.
После ЗАГСа молодые ещё посещают мечеть для заключения шариатского брака. После заключения брака в мечети молодые совершают поездку к историческим памятным местам, чтобы возложить цветы, а оттуда отправляются в зал для торжеств. Свадьба начинается с почитания родителей, молодые благодарят и кланяются родителям. Низкий поклон молодых символизирует глубокие семейные, человеческие связи - любовь, уважение, сыновний долг.
За столами, по-кавказски, щедро накрытыми традиционными национальными блюдами, шашлыками, хинкалами, курзе... звучат длинные доброжелательные тосты и шутки, начинаются танцы. Традицией свадеб является лезгинка. (см.приложение №2)Молодым дарят подарки, деньги, конверты, на которых написано, когда их можно открыть – «в первый день семейной жизни», «при рождении первенца», «в день серебряной свадьбы», в которых может быть что-то ценное, письма, открытки, добрые пожелания или что-то ещё.
Поздно вечером свадьба заканчивается и все отправляются к дому жениха. Одним из ярких моментов свадьбы является обряд ввода невесты в дом жениха. В момент ввода ее посыпают орехами, конфетами и монетами. Свадьбы иногда по желанию и возможностям длятся не один день, и после первого дня торжество продолжается.
Итак, современные свадьбы, несомненно, отличаются от старинных традиций, молодые женятся большей частью по-любви, и в то же время стараются угодить своим родственникам, но в некоторых семьях сильны традиции брачных отношений, когда заключают браки кровнородственные молодые люди.
III.АРМЯНСКАЯ СВАДЬБА.
В прошлом, в условиях патриархальной замкнутости и натурального хозяйства традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. "цена невесты", "цена головы"). В целом же брачный выкуп за невесту исчез в Армении в 20-е - начале 30-х годов XX века, и теперь о нем отчасти напоминает обычай одаривать невесту, что по-прежнему остается обязанностью близких родственников жениха.
Другим, гораздо менее распространенным был способ заключения брака путем похищения - ахчик пахцнел (букв. "умыкнуть девушку"), главным образом в форме увода, т.е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей. Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX - начале XX в., а иногда и позднее. К похищению прибегали в основном из-за невозможности заплатить выкуп за невесту, из-за разницы социального положения семей юноши и девушки, из-за отказа со стороны родителей девушки.
В прошлом у армян, как и у других народов Кавказа, был широко распространен сговор между родителями относительно обручения младенцев или малолетних детей, а иногда даже еще не родившихся детей. Особо частым было так называемое люлечное обручение. В знак свершения уговора отец мальчика делал на люльке девочки отметку, а иногда перекладину люльки трижды перевязывали хлопчатобумажными нитками, вешали на люльку кусочек серебра или золота, серебряную монету. Такая форма обручения была вызвана желанием обеих сторон путем будущего брака детей установить тесные родственные отношения. К сговору прибегали и в том случае, если дети в семье умирали: полагали, что счастье ребенка из благополучной семьи "перейдет" на обрученного, и он останется жить.
По армянскому обычаю невесту обычно выбирали родители юноши, причем инициатива принадлежала матери. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем и со своими родственниками, прежде всего с родным братом, что указывает на значительную роль дяди со стороны матери (керри) в семейных делах. Затем они старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте и ее семье. Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки. При этом внешности не придавалось особого значения, о чем свидетельствует и известная поговорка: "Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была". В то же время внимательно присматривались к характеру родителей девушки, особенно матери; недаром говорилось: "Беря в жены дочь, посмотри на ее мать".
Сейчас в роли сватов в большинстве районов по-прежнему выступают родственники жениха - мужчины (брат отца, муж сестры отца или муж сестры самого жениха). Родители девушки и сегодня, согласно традиции, считают неприличным соглашаться на брак дочери с первого раза, и сватам приходится приходить вновь. Прежде чем дать положительный ответ, отец девушки обязательно заручается согласием своего брата, сыновей и жены. А затем (что особенно важно - в присутствии всех) спрашивает дочь о ее согласии. Если в прежние времена публичный опрос носил формальный характер, так как дочь вряд осмелилась бы перечить воле отца, то сейчас с ее мнением считаются, если девушка против брака, свадьба отменяется.
Наиболее важным обрядом предварительного этапа свадебного цикла, не потерявшим своего значения и теперь, было обручение, или помолвка, - ншандрек, ншанадрутюн (букв. "поставить метку, знак"). О его дне, числе участников с обеих сторон, о посылаемой из дома жениха в дом невесты доле угощения договаривались во время специального визита отца юноши к родителям девушки. Сейчас день обручения чаше всего согласовывается уже во время сговора. Раньше утром в день обручения отец жениха, послав в дом невесты угощение (мясо, напитки, сладости), приглашал к себе родственников, священника, кавора, а нередко и музыкантов. В доме жениха приглашенных всегда угощали. Собравшиеся желали благополучного свершения предстоящего обручения. Затем сторона жениха, взяв с собой ншан - обручальный подарок невесте (обычно какое-нибудь украшение - кольцо, серьги, браслет, в основном из серебра) и несколько больших деревянных или медных подносов со сладостями, сухофруктами, головкой сахара, вином и водкой, в сопровождении музыкантов направлялась к дому невесты, где и совершался обряд обручения. Он начинался праздничной трапезой, во время которой провозглашались поздравительные тосты с пожеланием счастья и долгой совместной жизни молодым. Священник освящал принесенные стороной жениха сладости, фрукты и обручальный подарок, после чего совершался основной акт обручения - передача ншана невесте. Обычно это делал жених, но если он в обручении не участвовал, ншан невесте вручал священник или отец жениха. Если же и невеста не присутствовала на обручении, то ншан передавали ее матери. Иногда об После обручения оба семейства становились свойственниками - хнами и во всем помогали друг другу, особенно в хозяйственных работах. Между ними начинался традиционный обмен подарками.
Принимать предложение сразу считалось неприличным, поэтому сваты приходили и во второй, и в третий раз. Согласие на брак родители давали в иносказательной форме: 'Не будем спорить, платок пусть будет Ваш'. Сговор скрепляли подарком - кольцом или другим украшением для невесты, и только после приглашали родителей жениха на смотрины. День обручения - один из самых важных в свадебном цикле. В доме невесты в этот день накрывали стол и приглашали близких родственников. Девушку выводили к гостям только через час после прихода жениха. Свита жениха приносила в дом освещенные в церкви сладости, фрукты, вино и обручальный подарок (ншан). Жених преподносил невесте обручальное кольцо, а будущая свекровь - золотые часики. Обязательно произносили тост за 'два цветка' - жениха и невесту. Гости дарили подарки, и провожали молодых за порог - им нельзя было оставаться на празднике в этот день. Гуляние продолжалось до поздней ночи. Через месяц после обручения назначали день свадьбы. В это время обе стороны вели торг - определяли сумму выкупа за невесту и размер приданного (ожит). Особый обряд - шордзевек - подготовка свадебного наряда невесты. Шили его в торжественной обстановке, приглашая близких родственниц с обеих сторон.
Свадьбу - hapсаник - справляют поздней осенью или зимой. Главную роль в обряде играли кавор и кавора (посаженные отец и мать). Свадьба начинается утром одновременно в обоих домах. Во дворе дома жениха под звуки зурны закалывают свадебного быка (мсацу), шея которого непременно украшается гирляндой из яблок. Ритуал сопровождается песнями и танцами молодых девушек. Жених делает складным ножом надрез на шее быка, закрывает нож и кладёт его в карман. Кавор кровью быка смазывает жениху лоб. Мать обмакивает в крови красную нить и хранит ее до брачной ночи. По древним поверьям это способствует беспрепятственному соединению молодых. Бык у армян издревле символизировал плодородие, поэтому все ритуальные действия должны были способствовать деторождению.
Раньше, по дороге к церкви молодожен вели рядом. К поясу жениха привязывали платок, конец которого держали у груди невесты, чтобы никто не смог пробежать между молодыми и 'лишить жениха мужской силы'. Молодых окружали друзья со свечами или факелами в руках. Шествие сопровождалось песнями, стрельбой в воздух, криками. Весь этот шум должен был отгонять злых духов. Уберегая невесту от бесплодия, гости внимательно следили, чтобы никто не бросил на крышу камень. Во время венчания кавор держал над головами молодых скрещенные меч и ножны - оберег от сглаза и нечистой силы.
В церкви священник повязывал жениху и невесте на руку нарот - шнур, свитый из красных и зеленых нитей. До снятия нарота (это мог сделать только священник) молодожены не имели права взойти на брачное ложе.
Из церкви новобрачные шли рядом - невеста чуть отставала от мужа, держась за полу его платья. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, домой возвращались другой дорогой.
Застолье начинается с тостов в память покойных родственников, потом провозглашаются тосты за счастье молодых и их родителей. Пиршество сопровождается песнями, плясками и длится несколько часов. На свадьбе обязательно устраивают канч (букв. 'зов') - сбор денег. Иногда вместо денег гость мог подарить овцу или теленка. Собранное передаётся матери невесты. Помимо денег гости преподносят небольшие подарки и украшения. Их молодая забирает с собой в дом мужа и одаривает его близких родственников.
Когда гости расходятся, начинается демонстрация приданного. Каждую вещь под общее одобрение показывают отдельно.
Прощание с домом. Кульминация свадьбы наступает в воскресенье - невесту перевозят в дом жениха. В этот день в обоих домах опять приглашают гостей. После небольшого угощения жених со свитой отправляются за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводит дочь за руку и передаёт отцу жениха со словами: 'Передаю тебе добро - пользуйся им на счастье'. Отец жениха даёт обещание беречь как 'свет своих очей'. Обряд сопровождается особой грустной мелодией. Под музыку невеста целует руку отцу и матери, жених - всем ее родным.
Родственники невесты не выпускают участников свадьбы, пока не получат от кавора выкуп - обычно ягненка или козленка. Свадебное шествие сопровождается криками, выстрелами.
Когда свадебная процессия подходит к дому жениха, во дворе начинается шуточная борьба (кюх) между его родителями. По обычаю, в ней побеждает мать. Перед приходом новобрачных на пороге дома закалывают жертвенного барашка или петуха. На молодоженов сыпят сушеные фрукты, орехи, зерно, конфеты, мелкие деньги. Это должно было принести им благополучие. Перед невестой ставили горшочек с маслом. Она смазывает маслом косяк двери и волосы свекрови в знак пожелания богатства дому. Свекровь кладёт в рот молодым по кусочку сахара для 'сладкой жизни'.После ухода гостей священник снимает нарот с новобрачных, развязывает узел нитки, окровавленной при закалывании 'свадебного быка', раскрывал нож. У постели ставят вино, фрукты, мед и сладости. В эту ночь в доме не остаётся никто из домашних.
Итак, большинство древних традиций армянской свадьбы стерлись со временем, но основные все равно соблюдаются. Как и раньше жених готовит выкуп за невесту - это дорогие подарки, разнообразные сладости кладут в большие корзины. За венчальный наряд невесты полностью несет финансовую ответственность жених. В огромных корзинах, которые несут родственники и гости жениха, найдётся всё: от свадебного наряда и всевозможных аксессуаров к нему вплоть до венчальных свечей и обуви на все случаи жизни. По традиции женщины из семьи жениха невесту облачают в шикарные венчальные наряды за закрытыми для гостей дверями. Пока невеста приводит себя в порядок, - гости не заходят в дом, где им скучать не приходится, потому что у армянского народа существует одна совершенно замечательная традиция на свадьбе - бесконечные веселые и искрометные танцы под живую национальную музыку.
Свадебное застолье армянского народа безумно хлебосольное, стол ломится от всевозможных блюд армянской национальной и русской кухни. Свадебное застолье (см.приложение №3)предполагает обилие мясных деликатесов, различных приправ и огромный ассортимент сладостей. Обязательным на свадебном столе является армянский лаваш с зеленью. От обилия всяких вкусностей невозможно глаз отвести, и лишь невесте не очень весело от того, что на свадьбе она есть не должна ни кусочка. По старо-армянскому обычаю, таким образом, молодая жена ограждает себя от предполагаемой порчи и от сглаза. А поэтому, армянская невеста на протяжении всей свадьбы должна сидеть скромно за столом, и улыбаться, смущенно потупив глазки.
Танцевать и чрезмерно веселиться невесте нельзя, за исключением традиционного армянского танца, который девушка исполняет в конце застолья, а многочисленные гости за исполнение танца одаривают ее подарками, заранее приготовленными к этому случаю.
Хочу отметить замечательную старо-армянскую традицию, действующую и по сей день, когда на второй после брачной ночи день, молодой муж должен отправить своей теще огромную корзину красных яблок, как символ девственности и непорочности ее дочери.
Из века в век люди придерживались национальных свадебных традиций, опасаясь суеверий. Теперь в злых духов верится с трудом. Но остается не менее весомый аргумент в пользу свадебного обряда - его невероятная красота и зрелищность.
Заключение.
При исследовании местных свадебных традиций я выявила, что сватовство и сговор имеют общие традиции у всех народов в настоящее время. Но у дагестанского и армянского народа ещё по-прежнему сильны традиции отцов, когда невесту выбирают родители. Выкуп за невесту дают все женихи, разница в цене этого выкупа. Свадебный кортеж, когда отправляется на церемонию регистрации, имеет обрядовый культ у дагестанского и армянского народов. Уважение к истории, памяти тех, кто обеспечил мирную жизнь, просматривается у всех народов. Когда входят молодожены в дом жениха, то у всех народов идёт обряд посыпания конфетами, орехами, монетами, как символ благополучия.
Итак: в каждом фрагменте описанных обрядов заложены зёрна взаимопонимания, взаимовыручки, любви двух любящих сердец.
Каждый народ, в своей национальной культуре особенно трепетно подошел к созданию свадебного обряда и сохранил для нас малую толику этого интересного жизненного театрального действия.
Сегодня мы живём в динамичном, неспокойном времени. Нам так не хватает чего-то естественного, натурального, живого, духовного!
Я хочу, чтобы мы не забывали о своих корнях, помнили историю своих предков и в своей ритмичной жизни обращались к старинным национальным обрядам.
Список использованной литературы.
1.Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880.
2.Медведев Ю.М.История России: сказки,предания,легенды.М.,»Астрель».2001.
3.Мамонтов М.С. История Новоселицкого района.2001.
4.Назарова И.М.Вопросы этнологии народов Северного Кавказа.
Ставрополь,1965.
5.Народы Кавказа. Т.I,М., 1960.
[1] Мамонтов М.С.История Новоселицкого района,Ставрополь, 2000,с.28.
[2] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880.
[3] Народы Кавказа. Т.I,М., 1960.
Как нарисовать черёмуху
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Каргопольская игрушка
Пятёрки
Ласточка