Исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 80.5 КБ |
Исследовательский проект на тему: Мир дворянской усадьбы (по повести А.С.Пушкина
« Дубровский»)
Оглавление
II. Русская усадьба XIX века. 3
1. Признаки усадебного быта. 3
2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский». 3
III. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский». 4
1. Усадьба как место действия. 4
2. Усадьба как основа конфликта. 6
3. Предметы дома как символ мира усадьбы. 7
4. Потеря имения – потеря имени. 7
I. Введение
Литература – это особый мир, в котором нет ничего случайного. Предметный мир, окружающий писателя, несомненно, влияет на его творческое воображение, часто становясь предметом изображения. Так образ русской усадьбы стал сквозным в русской литературе. А понятия «Пушкин» и «русская усадьба» тесно связаны между собой.
Сегодня существует много работ, анализирующих мир русской усадьбы в творчестве
А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский.
Актуальность: Выбор темы обусловлен личным интересом к творчеству писателя.
Цель: Проанализировать повесть А. Пушкина «Дубровский» с точки зрения значимости образа усадьбы в идейной структуре произведения.
Задачи:
II. Русская усадьба XIX века.
1. Признаки усадебного быта.
Стиль дворянских усадеб как вполне ясное понятие рассматривается со второй половины XVIII века. Именно в это время резко увеличивается общее число усадеб в России, так как вслед за указом 1762 года о дворянской вольности последовало массовое возвращение дворян в поместье для занятий хозяйством. Русская усадьба- одно из ярчайших явлений жизни, отечественной истории, уникальный мир эпохи.
При слове «усадьба» нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или александровского времени. Однако только крупные помещики времени Екатерины, а главным образом её фавориты, могли создать волшебные сказки из своих имений, не только не уступающих, но даже превосходящих грандиозными затеями то, что было сделано в эту же эпоху на Западе. Русские усадьбы демонстрируют несвойственную усадьбам других национальностей особенность.
2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Понятие «Пушкин» и «русская дворянская усадьба» тесно связаны между собой. В своих родовых усадьбах Пушкин бывал на протяжении всей своей жизни. В 1805 – 1818 годах проводил лето будучи мальчиком и юношей в Захарове под Москвой, приезжал туда в 1830 году. Впервые посетил Михайловское в 1817 году, а затем в 1824 – 1826 годах был там в ссылке, позднее в 1835 году приезжал туда снова. Трижды (в 1830, 1833 и 1834 годах) поэт приезжал в Болдино и был осенен вдохновением болдинской осени. Тишина старых дворянских усадеб, темные стоячие пруды и пологие холмы, окружающее спокойствие и приволье благотворно влияли на поэта. Мир провинциальной усадьбы был той стихией, которая рождала творчество. Пребывание А.С. Пушкина в родовых провинциальных усадьбах нашло отражение как в лирике, так и в прозе, в частности в повести «Дубровский».
Эта повесть была написана Пушкиным поразительно быстро: 21 октября 1832 года работа была начата, а 6 февраля 1833 года Пушкин заканчивает писать девятнадцатую главу. Повесть пишется в Петербурге, но перед началом работы Пушкин побывал в своем родовом имении Болдино, где недовольные крестьяне требовали смещения управляющего. В повести сохранились и гнев нижегородских крестьян, и многие реальные названия, связанные с этими местами. Действительно, Кистенёвка – соседнее с Болдиным село, находившееся в 135 верстах от Волги и полученное поэтом от отца в 1830 году.
Не случайно именно Кистеневкой назвал поэт захудалую деревушку бедного дворянина Дубровского в повести «Дубровский». Обитатели этой деревни отказались пойти под начало всесильного помещика Троекурова и стали разбойниками. Неоднократно упоминается в повести и кистеневская роща: «Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми лапами. …Гроб опустили в могилу. …Владимир поспешно …скрылся в Кистеневскую рощу».
Таким образом, местом действия повести Пушкин сделал мир, который был ему хорошо знаком, мир болдинской провинциальной жизни.
III. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Провинциальная русская усадьба предстает в повести «Дубровский» в разных ипостасях. Во-первых, это место действия, которое сосредоточено вокруг трех центров: Кистеневка, Покровское, Арбатово. Во-вторых, усадьбой подчеркнута прямая зависимость положения героя на социальной лестнице. В-третьих, мир усадьбы – это и предметы, которые создают атмосферу дома, характеризуют хозяина. В-четвертых, как нам кажется, судьба усадьбы во многом предопределила и судьбу главного героя. Именно с этих позиций мы и подходим к анализу повести «Дубровский».
1. Усадьба как место действия.
А.С.Пушкин в повести «Дубровский» знакомит нас с бытом помещичьих усадеб Покровского, Кистеневки и Арбатова. На протяжении всей повести усадьба является местом действия героев.
Разница в описании Покровского и Кистеневки очерчена отчетливо.
Пушкин так описывает село Покровское: «…из широкого озера вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями». «В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу». | Деревенька Андрея Гавриловича Дубровского, Кистеневка, выглядела иным образом. При виде «березовой рощи и на открытом месте серенького домика с красной кровлею» остаются в памяти тусклые незначительные воспоминания. «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь», «ветхое крыльцо». Все говорило о бедности этого имения. |
Даже церковь в Кистеневке деревянная, а в Покровском – каменная.
Быт усадеб резко отличается друг от друга. В Покровском – все признаки богатства: имелся «псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле… Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки…». Новая каменная церковь, построенная барином этого поместья К.П. Троекуровым, в праздничные дни наполнялась множеством почетных богомольцев, для Троекурова же здесь имелось «свое место». В церкви проходила «обедня», в которой участвовал и сам барин: « подтягивал, молился и с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул о зиждителе храма сего». « Кирилл Петрович первый подошел ко кресту. Все двинулись за ним». Во время гостеприимного обеда барин «первый» садился за стол, а уже за ним следовали посетители; слуги же затем разносили тарелки «по чинам, руководствуясь лафатерскими догадками».
В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Пушкин точен даже в деталях. Если в черновом варианте при описании похорон А.Г. Дубровского мы читаем: «Тело Андрея Гавриловича лежало на столе покрытое парчою», то в окончательном варианте мы читаем: «покрытое саваном».Эта правка еще более отчетливо очерчивает границы между миром усадьбы Дубровского и Троекурова.
С еще одним типом усадебного дома нас знакомит село Арбатово. «Чистые и веселые избы крестьян, каменный, господский дом, выстроенный во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон, «великолепная зала», «… из окна открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность», «беседка на берегу широкого озера, усеянного островами» - так характеризует Пушкин усадьбу князя Верейского, демонстрируя изысканность, великолепие его вкуса. В описании Арбатова видно европейское изящество усадеб XVIII века. Однако в этом великолепии так мало духовности. Любовь к изящному высвечивает жадный эгоизм. Не случайно в Арбатове так безлюдно.
2. Усадьба как основа конфликта.
Конфликт – это столкновение характеров, обстоятельств. Таким столкновением в романе является ссора двух помещиков – Дубровского и Троекурова. Ссора же возникла не на пустом месте. Случай на псарне оказался тем поводом, который нарушил «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом». Причиной ссоры явилась зависть, которая всё же теплилась в душе Дубровского. «Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения», – говорится в романе.
Таким образом, усадьба Троекурова с его роскошной псарней, лазаретом для собак, отъезжими полями и пышной охотой стала поводом для ссоры, то есть началом конфликта.
К тому же чванство и высокомерие Троекурова, подкреплённое его социальным положением и властью над людьми, не позволяет Кириллу Петровичу даже почувствовать, в чём причина отъезда Дубровского.
Но источник конфликта не только в разности черт характера героев (Дубровский – бедный, но гордый, Троекуров – чванливый и властолюбивый), но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. И усадьба (только теперь Кистенёвка) становится предметом конфликта.
Когда ссора перерастает во вражду, Троекуров идёт на шаг, который по силам лишь «сильному мира сего»: он решает отнять у бывшего друга имение, которое тому по праву принадлежит. Для него не существует законов. «Врёшь, братец, какие тебе документы… В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», – говорит он Шабалкину.
В конце концов, поместье переходит в собственность Троекурова, и судьба усадьбы и её обитателей – это результат несправедливости всей системы социальных отношений.
3. Предметы дома как символ мира усадьбы.
Мир усадьбы – это не только дом и люди, его населяющие, это и предметы, которые порой рассказывают о владельцах очень многое. Так и в повести Пушкина вещь характеризует своего хозяина, становясь символом определённой жизненной позиции.
В обедневшем доме Дубровских нет дорогих вещей. Но те предметы, на которых задерживает внимание автор, говорит о высокой духовной наполненности этого дома. Во-первых, это портрет матери Владимира. Живописец изобразил её в белом платье с алой розой в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства. Он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями и повешен в передней предметом насмешек и замечаний псарей», – думает Владимир, стиснув зубы.
Дубровский отпирает комод и ящики, занимается разбором бумаг покойного отца и среди различных счетов и хозяйственных расчётов находит пакет с надписью «Письма моей жены». Нет ничего случайного в художественном произведении. Конечно, неслучаен и этот момент. Письма, написанные рукой матери и адресованные отцу, участнику Турецкого похода, – это история семьи, история рода. «Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейного счастья…»
Портрет матери и письма становятся теми символически наполненными предметами, которые помогают понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте не материальное, а духовное начало.
В отличие от Кистенёвской усадьбы, дом Кирила Петровича Троекурова наполнен вещами. Это и огромная библиотека, составленная большею частью из сочинений французских писателей XVIII века. Это и комната с медведем, которая свидетельствует об «утехах» барина и говорит о том, «до какой низости может дойти человек». Это и наполненный яствами стол, за которым гости сидели по три часа. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ абсурдного мира, лишённого духовного начала. В вещах дома Троекурова мы видим торжество плоти и целесообразности, ограниченности и абсурда. А в мире, построенном на бездуховности, предметом купли-продажи становится душа. Так происходит и с Машей, которую практически «продают» замуж за старого, но богатого Верейского.
4. Потеря имения – потеря имени.
Судьба усадьбы тесно связана с судьбой хозяина. И в связи с этим в повести Владимир Дубровский предстаёт в трёх ипостасях своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения судьбы героя – результат судьбы усадьбы. На протяжении всего романа, в какой бы роли ни выступал Владимир Дубровский, он всегда великодушен, благороден и отважен. Он всегда – человек чести. Но всё же с потерей имения Владимир теряет имя: из Дубровского он превращается в разбойника, потом в Дефоржа. Но без имени и дома (имения) человеку трудно найти равновесие. Так, подчёркивая несовместимость героя с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю, автор подводит Дубровского к гибели.
IV. Заключение
Русская усадьба- замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании коллекций. Таким образом, усадьба – это плод самовыражения личности и строительства собственного мира в соответствии с её судьбой, судьбой рода и семьи
Разноцветное дерево
Музыка космоса
Заяц, косач, медведь и весна
Ласточка. Корейская народная сказка
Тупое - острое