Гимназии №3 Центрального района города Волгограда 100 лет, и мы продолжаем работать над проектом «Доброе имя учителя», в рамках которого его участники изучают биографии не только работающих учителей, но ветеранов педагогической деятельности, а также тех, кто ушёл из жизни. В результате такой работы рождаются очерки о тех, кто посвятил свою жизнь делу воспитания и обучения молодого поколения.
Вашему вниманию предлагается ещё один такой очерк.
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_imya_uchitelya.docx | 19.27 КБ |
Портретный очерк.
Доброе имя учителя.
Когда в 5 классе на уроке русского языка нас учили писать рассуждение на примере сочинения «Иван Петрович – хороший учитель», я невольно представляла себе Попову Екатерину Владимировну, учителя математики.
Мы формулировали к сочинению такие аргументы:
«Слово в слово о нашем математике!»-думала я.
...После первого родительского собрания в 5 классе, на котором Екатерина Владимировна говорила о свих требованиях, моя мама, делясь впечатлениями, сказала: «Математик ваша – восточная красавица!» И она, как говорят, попала в точку: отец Екатерины Владимировны – уроженец Казахстана, а мама русская. В таких смешанных браках всегда рождаются красивые дети, и Попова Е.В. не исключение.
Встретив Екатерину Владимировну на улице, вы никогда не подумаете, что перед вами учитель математики: она не носит очков, не собирает волосы в тугой пучок, не носит «скучных» платьев, пиджаков и не «помешана» на предмете, как героиня «Ералаша»: « Я и геомЭтрия»! Она совсем другая: современная молодая женщина, всегда на высоких каблуках, в любимой юбке «карандаш» и блузке. А густые тёмные
волосы до плеч оттеняют нежную светлую кожу.
Но вернёмся к математике. Ещё на первом уроке в 5 классе Екатерина Владимировна сказала нам, что математику не зря называют царицей наук: человек, не знающий математики, по её мнению, мало способен к каким – либо наукам. Она уверена, что математика неотъемлемо связана с другими предметами. И правда, мы учимся реально представлять себе ситуацию с помощью законов физики, связываем данные воедино для доказательств, даём монологические ответы. Поэтому у Екатерины Владимировны получается доносить информацию до каждого.
Екатерина Владимировна выросла в семье инженерное, так что склонность к предметам математического цикла – это у нее семейное.
А родилась будущая «математичка» в Волгограде, куда семья переехала из Уфы в 1963 году. Подрастая, Катя проявляла свои педагогические наклонности. Она сажала кукол, ставила перед ними доску и, водя по ней большой указкой, «учила» их арифметике. Старшая сестра категорически отказывалась подчиняться маленькой учительнице, и той ничего не оставалось, как «вдалбливать» таблицу умножения своим игрушкам.
Родители Екатерины Владимировны долго жили на одном месте, тесно общались с соседями, дружили всем подъездом. И общительность – одна из черт характера Екатерины Владимировны, передалась, конечно, от родителей. Забегая вперед, скажу, что коллеги, все без исключения, ценят это ее качество, необходимое в работе как учителя, так и руководителя.
Но вернемся к детству Екатерины Владимировны.
Все соседи знали, что детей можно оставить с Катей, и та накормит, напоит и арифметике научит! Малыши во дворе бегали за ней хвостом и просили поиграть в числа. Кроме того, будущий математик с удовольствием возилась и с грудничками, даже сама мастерила для них погремушки. Родители, глядя на эту бурную «педагогическую деятельность», удивлялись: в семье не было ни воспитателей, ни педагогов; разве что кто-то из дальних родственников по линии отца работал учителем в школе, о чем семья знала понаслышке.
Уже в начальной школе Катя твердо решила стать воспитателем детского сада. Она с большой теплотой вспоминает родную школу № 94 г. Волгограда и считает, что именно учителя своей преданностью профессии способствовали тому, что она решила поступать в педагогический на исторический факультет. Перед глазами – образ любимой молодой учительницы истории, которая сумела так заинтересовать детей своими провокационными вопросами, что выбор был сделан. Екатерина Владимировна с большим желанием читала исторические романы, мемуары известных философов и военачальников. Это при том, вспоминает она, что учительница истории не «одаривала» детей пятерками: была строга и справедлива. Скажу, что до сегодняшнего дня Екатерина Владимировна увлекается историей.
Но вернемся к школьным годам. В девятом классе Катя заинтересовалась математикой, она успешно участвовала в олимпиадах различных уровней, не раз была призером и победителем. Екатерина Владимировна любит повторять: «Математика – это не примеры и задачи; она царица наук, потому что учит думать, развивает логическое мышление, помогает усваивать предметы гуманитарные и естественные. Может быть, поэтому Екатерина Владимировна изменила своё решение и в 1990 году поступила в Волгоградский педагогический университет на физико-математический факультет.А через 5 лет перед ней встал выбор: идти работать в школу №6 или в гимназию №3. И она выбрала гимназию, хотя ей предложили должность воспитателя.
Тогда в гимназии был многочисленный штат освобождённых воспитателей и работать было интересно: все были молодые, энергичные, инициативные. Придумывали интересные мероприятия, ездили с классами по стране, выезжали за границу. А через год Екатерине Владимировне дали часы в 5 классах.
Организаторские способности молодого учителя нельзя было не заметить. И ей было предложено место завуча по учебно-воспитательной работе. Организация учебного процесса, составление расписания уроков и дежурства по школе, решение финансовых вопросов, техника безопасности, проверка журналов – со всем этим она, молодой специалист, справлялась блестяще. По словам коллег, не было никаких конфликтных ситуаций, связанных с расписанием. Екатерина Владимировна всегда старалась составить расписание так, чтобы всем было удобно. А если что-то не получалось, учителя относились с пониманием. Угодить всем в условиях гимназии с углублённым изучением английского языка и занятиями в 2 смены далеко не просто. Но здесь сказался математический склад ума молодой учительницы.
Сделаем теперь небольшое «лирическое» отступление. Учёные определяют смех как социальную эмоцию, которая сплачивает нас, помогает общаться вне зависимости от того, смешно ли нам на самом деле или нет. «Когда вы смеётесь вместе с другими людьми, вы демонстрируете им, что они вам нравятся, что вы с ними согласны или что вы принадлежите к одной и той же группе, - говорит Софи Скотт.- Смех является индикатором близких отношений». Известно, если человек смеётся с упоением, откидывает голову назад, можно смело говорить о его умении наслаждаться жизнью, отдаваться ей на все 100 процентов. Такие люди необидчивы, спокойно относятся к насмешкам и колкостям, умеют находить позитив там, где другие его не замечают. А уж те, кто смеётся заразительно, – находка для коллектива, тем более женского. Именно так смеётся наша учительница! И не случайно один мудрец заметил: «Смеяться заразительно может только хороший человек». Это, конечно, в полной мере относится и к Екатерине Владимировне.
Время летит быстро… Уже и дочь - студентка, будущий юрист, и родители постарели, и старшая сестра заметно «подросла». А гимназии №3, которая стала для Екатерины Владимировны вторым домом и без которой она не мыслит своей жизни, отдано 23 года.
Атёсова Полина, ученица 9 «Б» касса МОУ «Гимназия №3»
Зимовье зверей
Будьте как солнце!
Привередница
Как Снегурочке раскатать тесто?
Сказка об одной Тайне