С началом войны многие хакасские писатели ушли добровольцами на фронт в составе 309-й стрелковой, 292-го стрелкового, 928-го запасного лыжного полков и других военных формирований. Среди них - М. Е. Кильчичаков, И. М. Костяков, Н. Г. Доможаков, И. Котюшев, И. Капчигашев, Г. К. Суворов, Г. Ф. Сысолятин и другие. Не все они принимали участие в боевых действиях, но каждый из них внес вклад в Победу.
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylov_danil_mbou_saraldinskaya_sosh_9_klass.docx | 323.89 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саралинская средняя общеобразовательная школа»
Тема проекта:
Великая Отечественная война
в творчестве хакасских поэтов и писателей
Выполнил: ученик 9 класса
Михайлов Данил
с. Сарала, 2019 год
Введение
9 мая 2019 года наша страна отмечала 79-летие Победы. Той Победы, которая досталась нам великой ценой. Как и вся наша страна, Хакасия внесла большой вклад в её достижение. Многие из тех, кто ушел на фронт, и кто остался в тылу, не дожили до этой знаменательной даты, а вместе с ними и их воспоминания. Она оставила след в человеческих сердцах, умах и душах на многие поколения вперед.
На великую народную беду наряду с воинами, рабочими, инженерами, крестьянами, студентами сразу откликнулись представители творческой интеллигенции: поэты, писатели, художники, артисты. Среди них, были и поэты, писатели Хакасии. И то, что они видели, перенесли в годы войны, выразили в своих стихотворениях, фельетонах, очерках.
С началом войны многие хакасские писатели ушли добровольцами на фронт в составе 309-й стрелковой, 292-го стрелкового, 928-го запасного лыжного полков и других военных формирований. Среди них - М. Е. Кильчичаков, И. М. Костяков, Н. Г. Доможаков, И. Котюшев, И. Капчигашев, Г. К. Суворов, Г. Ф. Сысолятин и другие. Не все они принимали участие в боевых действиях, но каждый из них внес вклад в Победу.
Цель: изучить произведения хакасских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне.
Проблема исследования заключается в том, что события того времени отдаляются от нас. В нашем селе нет уже участников ВОВ, но мы должны помнить о них, об этих страшных событиях. Мои сверстники сейчас мало и неохотно читают. Восполнить пробел поможет кино.
Выбранную тему я считаю актуальной, так как в век информационных технологий мы, школьники, мало читаем. Интерес к чтению падает не только потому, что мы не хотим читать, но и из – за перегрузок в учебе, дополнительных занятиях. Но эта история и мы должны её знать. И самое главное, знать и наших земляков, которые внесли вклад в художественную литературу периода Великой Отечественной войны.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Предмет исследования: Великая Отечественная война
Объект исследования: Великая Отечественная война в творчестве хакасских поэтов и писателей.
Гипотеза: изучение творчества хакасских поэтов и писателей о войне так же нужна и важна, как и изучение творчества русских поэтов и писателей о войне.
Методы исследования:
Этапы работы:
Великая Отечественная война отражена в хакасской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.
Так М. Е. Кильчичаков ушел в Красную армию в 1939 г. в возрасте 20 лет, участвовал в финской (1940 г.), затем в Великой Отечественной войне. Михаил Еремеевич попал на фронт, когда армия отступала, шли тяжелые битвы под Москвой. Он сражался рядовым под Ржевом, там был ранен. После госпиталя, инвалидом Кильчичаков М. Е. вернулся на родную землю и занялся изучением фольклорного богатства своего народа, сочинением стихов и песен. Одаренный от природы, он стал писать стихи и песни. В конце 40-х гг. Михаил Еремеевич поступил в институт мировой литературы им. М. Горького, где получил профессиональное драматургическое образование. Возможно, именно война подтолкнула М. Е. Кильчичакова к началу литературного творчества. Так, в первых стихах, он обращается к теме войны. В стихотворении «Живая кровь» писатель утверждает тему патриотизма, нравственного долга советских людей. Герой вспоминает волнующую страницу своей фронтовой жизни: его, тяжело раненого под Ржевом, спасло в госпитале переливание крови, взятой у неизвестного, но ставшего с того момента родным человеком.
О, кто же ты, близкий и далекий, помогший мне восстать с одра.
А может быть, в меня когда-то втекла, спасение даря,
Кровь белоруса иль бурята....Проходят времена и сроки, давно я тронут сединой....Будь счастлив, близкий и далекий.
Мой незнакомый! Мой родной!
Н. Г. Доможаков по состоянию здоровья не мог воевать на фронте и не был призван в ряды Красной армии. В период учебы в учительском институте его направили в Москву для поступления на подготовительные курсы аспирантуры Института языка и письменности АН СССР. С началом войны, он записался добровольцем на фронт. Получив отказ из-за плохого зрения, он устроился в пожарную команду и работал там до прибытия института из эвакуации. В конце ноября 1942 г., после победы над Москвой, институт возвратился в Москву, и Н. Г. Доможаков возобновил учебу на курсах, а затем в аспирантуре. В 1944 г. он вернулся в Хакасию и возглавил Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.
Первые стихи Н.Доможакова появились в печати в 1935 году. В 1940-е годы тема Великой Отечественной войны стала доминирующей в его творчестве. 27 июля 1941 года в газете «Хызыл аал» было опубликовано его стихотворение «Отечественнай чаа» «Отечественная война». По своему гражданско-патриотическому накалу оно было созвучно песне В. Лебедева-Кумача «Священная война».
Хакас, садись на самолет!
Лети, ни от кого не отставая!
Хакас, садись на танк!
Воин, ни одну пулю не посылай мимо!
Твердым будь, трудом закаляя себя,
Боязливым, слабым не будь!...
В октябре 1941 года автором было написано стихотворение «Москва». Для поэта далекой окраины и его народа, для всей многонациональной державы Москва стала символом стойкости, мужества, спокойной уверенности в победе.
В стихотворениях «За Родину, за Конституцию…» поэт видит силу Красной Армии в ее единении с народом.
В стихотворении «Хакасские парни» Н. Доможаков прославляет сынов хакасского народа Райкова, Чаркова, сражающихся на суше и в небе.
О кровной близости русского и хакаса в общей непримиримой борьбе с фашизмом рассказывает поэт Н. Доможаков в небольшой лирической поэме «Сестра» (1942) в более поздних изданиях названной «Галина». Кровь медсестры, что «родилась на Украине», возвращает жизнь солдату-хакасу из далекого степного Аскиза.
Коль пуля в русского вошла –
Вмиг станет больно и хакасу,
Хакаса если обожгла
Придет на помощь русский сразу.
Такой народ непобедим –
Врагу не справиться с таким!
Последние годы жизни работал в жанре прозы, результатом этой работы явился первый хакасский роман «В далеком аале». Писатель, ученый, педагог Н.Г. Доможаков внес большой вклад в развитие хакасской национальной культуры, за что и был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Н.Г.Доможаков умер 16 ноября 1976 года.
Хакасский поэт, один из первых членов Союза писателей СССР Иван Мартынович Костяков родился 5 декабря 1916 года в селе Синявино Усть-Абаканского района Хакасии. После окончания Канского учкомбината работал в системе Хакоблпотребсоюза, но часто выступал на страницах газет с публицистическими статьями. С 1939 года и до конца жизни был корреспондентом газеты «Ленин чолы», прервав эту работу на четыре года, когда с оружием в руках защищал Родину. Во время войны появляются стихи «Знамя мира», «Миру мир», «Грозный глас». Хакасская проза военных лет развивалась преимущественно в малых формах: очерк, публицистическая статья, зарисовка, рассказ. Небольшие рассказы из «Фронтового блокнота» пишет боец И. Костяков, рассказывая о боевых делах советских солдат на фронте. Автор понимал, что подвиги солдат вдохновляющее действуют на тружеников тыла, мобилизуют их на трудовые подвиги во имя Победы.
Первое стихотворение И. Костякова было написано до войны, в послевоенные годы он вновь возвращается к творчеству. Лирика его многожанровая и мелодична, она привлекала внимание композиторов, которые создавали песни на его стихи. Очень скоро песни «Черемуха», «Калинушка» стали популярными далеко за пределами Хакасии.
Начав свою творческую деятельность как поэт, И.М. Костяков позднее опубликовал несколько сборников рассказов для детей, пронизанных любовью к родной природе, и роман «Шелковый пояс», роман о любви и верности, о глубоком уважении писателя национальных обычаев и традиций. Роман не единожды издавался на хакасском языке, в 2006 году он был опубликован на хакасском и русском языках.
Роман И. Костякова «Шелковый пояс» в хакасской литературе – это широкое художественное полотно, в котором в неразрывное целое слиты фольклорно-эпические и реалистические традиции, создающие целостную картину жизни народа в период Великой Отечественной войны.
Писатель, журналист, редактор, этнограф, поэт-песенник, переводчик – таким многогранным был талант И. М. Костякова.
Умер И.М. Костяков 27 января 1983 года в г. Абакане.
Часть Паскира ускоренным маршем продвигалась на запад. Поля вдоль дороги были устланы убитыми немецкими солдатами. Никогда Паскир не желал смерти человеку, никогда не желал пролития крови, но сейчас, шагая по заснеженным полям, он радовался, что очищается наша земля смертью поработителей и убийц.
Отрывок из романа «Шелковый пояс»
Топанов Георгий Федорович родился в 1917 году в селе Топаново Ширинского района. В семь лет остался сиротой.
В 1930 – 1935 годы – учился в Абаканском педагогическом училище.
С 1935 года работал учителем в селе Спирин.
В 1939 году направлен в Ленинград, на учебу в Институт кинематографии.
Через два месяца был призван в ряды Советской Армии, принимал участие в войне с белофиннами.
Член партизанского отряда, командир разведки, начальник штаба, командир танкового взвода на фронте, командир роты – вот путь, пройденный Георгием Федоровичем с 1941 по 1945 годы.
После войны, в 1947 году, он вновь поступил во ВГИК.
С 1965 года начал работать в Абаканской телестудии руководителем киногруппы. В эти же годы стал пробовать свои силы в написании литературных произведений.
Первый сборник рассказов «Дороги» вышел в свет в 1965 году.
В основу повести Георгия Федоровича Топанова «Хара Хус» («Орел», 1970) легло лично увиденное и пережитое писателем в годы войны. Являясь первой разновидностью жанра хакасской повести приключенческого характера, повесть «Орел» по оригинальности стиля и замысловатости сюжета близка к традициям русской советской литературы, однако повести явственно сказывается влияние и народных эпических традиций.
В центре произведения – образ неуловимого разведчика-хакаса и потомственного охотника Бориса Амзаракова, о котором ходят легенды, а упоминание одного лишь его имени наводит страх на немецкое командование.
- Вурмейн, теперь я рассчиталась с тобой. А сама, самой-то как быть? Теперь, когда Вурмейн попадет в руки партизан, Хара Хус узнает, кто такая «Нина Соловьева». В его глазах я теперь лживый человек. Как быть, куда деться? Жить со своим народом я больше не смогу, для него я теперь предатель и враг. Неужели, Хара Хус, мой хороший, мой любимый, меня ты не поймешь? Нет, теперь он меня даже видеть не захочет. Его сердце, душа, мысли – светлые. Враг – для него враг, друг – друг. Вурмейн, трусливый, бесхарактерный, все расскажет ему, чтобы спасти себя.
Геннадий Филимонович Сысолятин - поэт, переводчик и прозаик, литературный критик, член Союза писателей СССР, журналист родился 11 октября 1922 г. в селе Окунево Бердюжского района Тюменской области.
Оставшийся без отца и без матери он воспитывался тетей, Меланьей Петровной Каргополовой, старообрядческой монахиней, работавшей уборщицей и сторожихой в начальной школе в г. Минусинске. У тётки была небольшая личная библиотека - книги Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Гоголя, и Генька (так его звали родные в детстве) часто листал и читал их.
После окончания Минусинской средней школы и педагогического училища работал учителем в Алтайском районе Хакасии. С началом войны добровольцем ушёл на фронт. Молодого Сысолятина отправили учиться в артиллерийско-минометное училище в г. Барнаул. После окончания училища в марте 1942 г. военная биография лейтенанта, затем старшего лейтенанта и капитана Сысолятина связана непосредственно со многими сражениями, в которых он принимал участие как командир взвода управления минометной батареи и как командир минометных и пушечных батарей на Донском, Сталинградском, Брянском и 1-ом Белорусском фронтах. Это Сталинградская и Курская битвы, освобождение Белоруссии и Украины, Польши, Померанская операция на Висле и Одере. В его личном деле - служба в 6 -й гвардейской армии, пленившей в Сталинграде фельдмаршала Паулюса, служба в 60-й стрелковой дивизии 47-й: армии, боевой путь которой пролег от Москвы до Эльбы. Всюду он писал фронтовые стихи.
В боях вод Варшавой родилась песня «В изрытом войною саду», положенная впоследствии на музыку композитором Г. Челбораковым.
В марте 1945 года, в сражении на подступах к Берлину, старший лейтенант Сысолятин получил тяжелое ранение. Несмотря на это, все послевоенные годы отданы им писательству и журналистике.
С 1951 года проживал в Абакане, здесь в 1954 году вышел его первый поэтический сборник.
Благодаря творческой деятельности Г.Ф. Сысолятина, стали широко известны в России и за ее пределами главные произведения хакасской литературы и фольклора. Переведенный им с хакасского роман Н. Доможакова «В далеком аале» выдержал с 1968 года 14 изданий, по роману снят фильм «Последний год Беркута». А книга шорского эпоса «Волосяная струна», появившаяся благодаря переводам Г.Ф. Сысолятина в 1975 году, в издании «Современника», отмечена Дипломом 1-й степени Международной книжной выставки того же года.
Памятью о войне наполнены его сборники стихов и поэм - «Снежная родина», «Саян-камень», «Тысячелистник» и другие. К 50-летию Победы он издал в Абакане документально-художественный сборник «Твой звездный час», посвященный абаканским землякам - участникам Сталинградской битвы.
В 1996 г. в издательстве Хакасского госуниверситета вышла автобиографическая книга прозы Сысолятина - «Повести о крутых временах». Посланная в Москву, эта книга попала в библиотеку Президента Российской Федерации.
С 1986 по 1992 гг. Г. Сысолятин работал штатным консультантом, заместителем ответственного секретаря Хакасской писательской организации СП РСФСР. Его ученики - ныне сами известные писатели Хакасии.
Г.Ф. Сысолятин награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалями. За большой вклад в развитие хакасской литературы 7 октября 1992 года он награжден орденом Дружбы народов. В 1997 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия». Г.Ф. Сысолятин умер 10 декабря 2003 года в Абакане.
Перед боем
Ночь тревожна. В траншее не спится.
Сам комбат караулы развел.
Далеко нам до старой границы,
Впереди еще город Орел.
Вражьи танки слышны по долине,
Мы их ждем – оседлали шоссе.
Руки в пушечном сале и глине,
И на нас плащ палатки в росе…
Третье лето кромешного ада.
Гоним недруга с нашей земли,
А от славных руин Сталинграда
Лишь сегодня к Орлу подошли.
Потому нам в траншее не спится,
Что не помнить об этом нельзя.
Далеко нам до старой границы,
Впереди – Белоруссия вся.
А за нами – могилы, могилы,
Без убитых ни ночи, ни дня…
Дай мне, Родина, выстоять силы,
Доведи до Победы меня.
Июль 1943 г.
Особняком стоит личность и судьба Г. К. Суворова. Одаренный с рождения, уже в юности он начал писать стихи. Работая учителем русского языка и литературы, он также занимался сбором фольклора, сочинял пьесы для ученической самодеятельности. Тяга к знаниям привела его в Красноярский педагогический институт, где учиться ему не довелось, т. к. в 1939 г. призвали в ряды Красной армии. С первых дней войны до последнего дня жизни - 13 февраля 1944 г. он был в действующей армии, на передовой, при этом, не прекращал литературного творчества. Георгий Кузьмич писал стихи в блиндажах, в окопах, перед атакой, в болотах, на отдыхе под соснами, расщепленными осколками бомб и снарядов. Его стихи печатались в газетах Ленинградского фронта, а также Советская Хакасия. 13 февраля 1944 г. в бою на реке Нарове, он был смертельно ранен. Боевые друзья поэта в походной сумке поэта нашли несколько потрепанных блокнотов, исписанных стихами. К сожалению, Г. К. Суворов так и не увидел своей первой книги. Она вышла в свет после его гибели в том же 1944 г. и называлась «Слово солдата». Именно так он хотел назвать свою первую книгу.
Ухожу. Вернусь ли я, не знаю
Встречу ль вновь когда-нибудь тебя?
Ухожу туда, где умирают. Молча ненавидя и любя.
Ухожу. Будь верной в дни тревоги.
Нелегки солдатские дороги. Вот и все, родная. Ухожу....
Поработав с различными источниками, я понял, «что произведения о Великой Отечественной войне – живая наша гордость и боль, в них не только уроки прошлого, но и урок на будущее. Не только скорбь о принесенных жертвах, но и мощное оружие в воспитании качеств бойца за общее дело, не только дань памяти погибшим, но и тот долг, который возлагает на себя каждый из нас, помня об их подвиге».
Рассказать о войне – это и воспеть героев, и обличить изменников, и воссоздать наиболее значительные битвы. В нашей литературе много писателей-фронтовиков, которые, пройдя через страшные ужасы войны, смогли воспроизвести эти события в своих произведениях. Мне понравились слова Ю.Бондарева, который сказал, что « наше поколение – те, что остались в живых, - вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена кровью, обжигающей душу ненавистью ко всему черному, жестокому, античеловеческому».
II Практическая часть
Проанализировав большое количество произведений о Великой Отечественной войне, я понял, что этот вид искусства формирует патриотические позиции современного школьника. Художественная литература расширяет наш жизненный опыт, создает духовно – эмоциональную среду, развивает личность.
Произведения о войне показывают нам, школьникам, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность отдавать себя служению народу.
Мы, современные школьники, не знавшие ужаса войны, должны помнить о тех, кто погиб за наше Отечество. И в этом нам помогают произведения о Великой Отечественной войне.
Художественная литература о войне говорят нам о том, что война – это зло, жестокость, смерть. Но еще они нам показывают красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, стойкость и самоотверженность, воспитывают в нас любовь к своей родине, своему народу.
II. 2 Предпочтения современных школьников.
Проанализировав всю литературу по теме исследовательской работы, я решил узнать, а знают ли ученики нашей школы хакасских поэтов и писателей, писавших о ВОВ. Для этого я подготовил анкету и попросил ответить на ее вопросы учащихся школы. В анкетировании приняли 24 человека (7-9классы).
Результаты анкеты меня ошеломили:
из 25 человек только 4 ответили «да» на вопрос «Знаете ли вы хакасских авторов писавших о ВОВ?» -16%.
20 человек не знают вообще никаких хакасских поэтов и писателей.-80%.
1 человек воздержался от ответа на данный вопрос – 4%.
На вопрос «Хотели бы познакомиться с творчеством хакасских поэтов писателей, писавших о ВОВ?» - только 1 человек ответил, что его не интересует это – 4%.
24 человека из 25 заинтересовались этой темой -96%.
Вывод: ученики школы почти не знают художественных произведений о ВОВ хакасских авторов. Чтению книги они предпочитают экранизацию.
Этот же вопрос я задал в социальных сетях в «ВКонтакте» и получил следующие ответы:
- меня это мало интересует;
- просмотр экранизации полезенее;
- читать долго, лучше посмотреть.
Это наиболее частые ответы на мой вопрос. Проанализировав все эти ответы, мы с учителем решили провести эксперимент. Он заключался в следующем: Мы отобрали несколько произведений о войне хакасских авторов и дали прочитать их учащимся школы (отрывки из произведений). После этого у большинства учащихся возникло желание найти это произведение и дочитать до конца. А через некоторое время в школьной библиотеке стали пользоваться спросом книги о войне (конечно хакасских авторов мы смогли найти только в интернете).
Этот эксперимент еще раз доказывает, что изучение произведений хакасских авторов тоже важны и нужны.
Заключение.
Война…Сколько горя она приносит всему человечеству, всему живому. История человечества не знала таких страшных и опустошительных войн, как Великая Отечественная война. Все человечество понесло неисчислимые жертвы.
Патриотическое начало, ненависть к фашизму, подвиги земляков на фронте, жизнь и труд в тылу проявилось в произведениях писателей Хакасии: «Живая кровь», «Клятва» М. Е. Кильчичакова, «Шелковый пояс», «Как поймали офицера» И. М. Костякова, «Отечественная война», «Материнский наказ сыну» Н. Г. Доможакова, «Песни 108-го минометного», «Партизаны» Г. Ф. Сысолятина и других. Писатели Хакасии с честью выдержали суровые испытания военных лет и внесли свой вклад в победу Советского Союза в войну как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественной жизни в тылу. Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями.
Современные школьники, не видев всех ужасов войны, всех страданий, должны помнить, какой дорогой ценой завоевана свобода и независимость нашей Родины, завоеван мир. Память о славных воинах, их героизм, память о великих сражениях, о женщинах, детях войны увековечена в художественных произведениях.
В процессе своей работы я выяснил, что художественная литература о войне хакасских авторов, помогает нам помнить о тех страшных временах, о погибших солдатах. Результатом моей работы является презентация, которая может быть использована учителем на уроках литературы, классных часах, а также таблица «Великая отечественная война в произведениях хакасских поэтов и писателей».
Список литературы
Приложение
Таблица «Великая отечественная война
в произведениях хакасских поэтов и писателей»
№ п/п | ФИО автора | Портрет | Автобиография | Название произведений |
1 | Михаил Ефремович Кильчичаков | Родился 21 ноября 1919 года в аале Верхняя Тёя (ныне Аскизский район Хакасии). С 1936 года работал в Хакасском драматическом театре. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1942 году после тяжёлого ранения был демобилизован. Работал главным режиссёром областного комитета по телевидению и радиовещанию, возглавлял Хакасское отделения Красноярского книжного издательства, заведовал литературной частью Хакасского областного драматического театра. В 1953 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. В 1974 году возглавил писательскую организацию Хакасской АО. | «Живая кровь» «Клятва» «Курганы» «Дуб» «Сосна» «Орел» | |
2 | Николай Георгиевич Доможаков | (20 января 1916 — 16 ноября 1976) родился в семье батрака в улусе Хызыл-Хас (ныне Усть-Абаканский район Хакасии) 12 июля 1916 года. Окончил Абаканское педагогическое училище, после чего работал сельским учителем. В 1939 году поступил в Абаканский учительский институт, а в 1941 — в аспирантуру Института языка и письменности народов СССР. В 1940-е годы участвовал в создании Хакасского НИИ языка, литературы и истории, который потом и возглавил. В период с 1958 по 1963 год возглавлял Союз писаталей Хакасской АО. До самой смерти преподавал в Абаканском пединституте. Первые стихи Н.Доможакова появились в печати в 1935 году. В 1940-е годы тема Великой Отечественной войны стала доминирующей в его творчестве. | «Галина» («Сестра») «Отечественная война» «За Родину, за Конституцию…» «Москва» «Материнский наказ сыну» | |
3 | Иван Мартынович Костяков | (5 декабря 1916 — 27 января 1983) — хакасский писатель и поэт. Родился в улусе Синявино (ныне Усть-Абаканский район Хакасии) 5 декабря 1916 года. Окончил семилетнюю школу и кооперативную школу в Канске. Работал в системе потребкооперации, затем перешёл в Аскизскую районную газету «Ударник», а после в областную газету «Хызыл аал». Участвовал в Великой Отечественной войне. После войны стал работать в отделе пропаганды и агитации Хакасского обкома КПСС. Возглавлял Хакасское книжное издательство. Первые произведения Костякова были опубликованы в конце 1930-х годов. | «Шёлковый пояс» «Как поймали офицера» «Мои друзья» | |
4 | Сергей Ильич Чарков | Родился в селе Чарков Усть-Абаканского района. Оставшись с раннего детства сиротой, испытал все тяготы выпавшей на его долю судьбы. Однако физически здоровый от природы, он много времени уделял спорту: хорошо плавал, играл в волейбол, состоял членом сборной волейбольной команды города Абакана. Сергей Ильич - участник Великой Отечественной войны. В послевоенные годы он выбирает профессию журналиста, сначала в радиокомитете, затем в редакции газеты "Ленин чолы" ("Хакас чирi"). Многие годы был также специальным корреспондентом газеты "Советская Хакасия". | Повесть «Ах Ӱÿс хазында» | |
5 | Топанов Георгий Федорович | Родился в 1917 году в селе Топаново Ширинского раона. Окончив Абаканское педагогическое училище работает учителем в сельской школе. В 1939 году Георгию Федоровичу пришлось воевать с белофинами. С началом Великой Отечественной войны открывается новая страница его военной автобиографии. Член партизанского отряда, командир разведки, начальник штаба, командир танкового взвода на фронте, командир роты - вот путь, пройденный им с 1941 по 1945 годы.После войны, в 1947 году, он вновь поступает во ВГИК. Получив диплом кинорежиссера, работает в студии документальных фильмов, где ему удается снять документальный фильм о Хакасии. | «Дороги» «Беркут» «Орел» «Здесь каждый был на мужество испытан» (очерк, 1987 г.) | |
6 | Сысолятин Геннадий Филимонович | Геннадий Филимонович Сысолятин – сибирский поэт, прозаик, переводчик, журналист и литературный критик, член Союза писателей РФ (1963), заслуженный деятель искусств Хакасии (1998). Родился 11 октября 1922 года в селе Окунево Тюменской области. В возрасте восьми лет вместе с матерью был выслан в Сибирь и вскоре остался круглым сиротой. После окончания Минусинской средней школы и педагогического училища работал учителем в Алтайском районе Хакасии. С началом войны добровольцем ушёл на фронт, поступил в артиллерийское училище, воевал, в одном из боёв получил тяжёлое ранение. После войны занялся журналистикой, появились в печати первые его стихи. Они были отмечены критикой как очень талантливые, лиричные и образные. | «Снежная родина» «Саян-камень», «Тысячелистник» «Твой звездный час» «Песни 108-го миномётного» «Партизаны» | |
7 | Георгий Кузьмич Суво́ров | Родился 11 апреля (по другим данным — 29 марта)[ 1919 года в селе Абаканском Енисейской губернии (теперь Красноярский край), в роду по материнской линии были хакасы. Происходит из бедной крестьянской семьи, родители умерли рано, будущий поэт вместе с сестрой воспитывались в детском доме. В конце сентября 1941 года Георгий Суворов отправлен на фронт. Начав Великую Отечественную войну рядовым красноармейцем, дослужился до звания лейтенанта. Первые месяцы войны провел в рядах прославленной Панфиловской дивизии, был ранен в бою под Ельней, но с начала 1942 года снова в строю. После госпиталя, весной 1942 года, переведен под Ленинград, где командует взводом противотанковых ружей 45-й гвардейской стрелковой дивизии и работает в дивизионной газете «За Родину». Примерно в это время печатаются подборки его стихов в журналах «Звезда» и «Ленинград». Награждён медалью «За оборону Ленинграда» | «Слово Солдата» «Звезда, сгоревшая в ночи» «Молодой Ленинград» «Пять обелисков» «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне» |
Весенняя гроза
Щелкунчик
Рисуем крокусы акварелью
Рисуем кактусы акварелью
Лиса Лариска и белка Ленка