В исследовательской работе раскрывается образ Матрены, главной героини рассказа А.И.Солженицына "Матренин двор", как праведницы земли русской.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_pravednika_v_rasskaze_a._i._solzhenitsyna_matrenin_dvor_1.odp | 2.15 МБ |
Слайд 1
Образ праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».(А. Т. Твардовский) Автор презентации: Калошина Дарья ученица 10 класса РЦОд Руководитель: Варенцова С.А.Слайд 2
Введение Воплощение идеи праведничества через раскрытие образа Матрены Васильевны в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». - Тема, идея рассказа - Черты характера, проявившиеся у Матрены по отношению к окружающим, ее образ жизни. - Судьба Матрены. - Философский смысл рассказа Выводы Литература и интернет-источники Содержание
Слайд 3
Цель: доказать, что Матрена Васильевна - героиня рассказа А.И. Солженицына — обладает качествами праведника земли русской, что она носительница лучших человеческих черт. Задачи: - раскрыть образ главной героини рассказа через ее портрет, поступки, качества характера, ее образ жизни, отношения с другими героями рассказа, - понять авторскую позицию в тексте, - осознать смысл названия рассказа «Матренин двор», - сделать выводы о нравственном звучании рассказа.
Слайд 4
Тема рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Рассказ А. И. Солженицына - о простой крестьянке - Матрене Васильевне - многое пережившей и испытавшей, но сохранившей душевную чуткость и любовь к людям. Писатель показывает крестный путь праведника, мученика, на котором держится земля наша русская и весь мир. Прямо на это указывает первое название рассказа - «Не стоит село без праведника».
Слайд 5
Портрет Матрены Рассказчик отмечает светлую, как и ее душа, улыбку на лице героини: «..обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала..." , "...Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…" Автор подчеркивает, что Матрена больна, ее мучает недуг: "...кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…" Несмотря на это, рассказчик любуется этой женщиной: "...У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей..."
Слайд 6
Матрена - безгрешная душа Матрена — бедная женщина, но она не жалуется на несправедливое мироустройство, не держит ни на кого зла:"...год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало…" Героиня радуется малейшей помощи от государства: "...Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня..." Матрена живет в старом скромном доме, держит козу, кошку, которую подобрала из жалости, любит комнатные цветы — фикусы.
Слайд 7
Матрена - деликатная, воспитанная женщина "...Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?» - удивляется рассказчик вежливости Матрены. Автор с благодарностью вспоминает о своей жизни в Матренином доме: "...тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…", "...Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…".
Слайд 8
Бескорыстие Матрены Матрена не гонится за деньгами и имуществом: "...Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни..." "...Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…", "...она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…" Она помогает людям бесплатно: "...глупая, помогала чужим людям бесплатно..." Матрена - доброжелательная женщина: "...И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках..."
Слайд 9
Матрена - трудолюбивая женщина Труд помогает ей забыть о бедах: "...Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Матрена - независтливая женщина: "...еще говорила без тени зависти: — Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!.." Матрена всегда чем-то занята: "...я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…"
Слайд 10
Прошлое Матрены Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила...». Преображается Матрена, когда рассказывает о своей молодости. «Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены — как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда — испуганное, девичье, перед страшным выбором». Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Слайд 11
Матрена и Фаддей И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену». «В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть, — прошептала она. — Тут роща была... Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну... Пошел он на войну — пропал... Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки… Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе. Односельчане считают, что смерть детей Матрены вызвана «порчей». Угроза Фаддея выливается в несчастья для Матрены, оказавшейся беззащитной перед мистическими силами зла, олицетворенными в образе Фаддея, не смирившегося с тем, что та не стала его женой.
Слайд 12
Судьба дома и его хозяйки В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны — германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом — стареет хозяйка. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, — похоронили. Жестокость родственников Матрены противопоставлена ее бескорыстной самоотверженной натуре: «Дом разбирают, как человека — «по ребрышкам», и «все показывало, что ломатели — не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».
Слайд 13
Смысл названия рассказа Название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены — то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.
Слайд 14
Философский смысл рассказа «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию — «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом. Праведница Матрена — нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По А.И. Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии Души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. А.И. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.
Слайд 15
1. Матрену можно назвать праведником земли нашей, человеком с чистой совестью и душой. 2. Ее главные качества - бескорыстие, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, любовь к труду, терпение, непритязательность— противопоставлены окружающим ее людям. 3. Автор сожалеет о том, что бессовестных и жестоких людей, окружающих Матрену, оказывается больше, он подводит читателя к мысли: каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе совесть и человечность. Добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе. 4. Смысл названия рассказа символичен: рушится Матренин двор, мир добра и бескорыстия, погибает героиня рассказа - это начало гибели нравственного устоя. Выводы:
Слайд 16
Список литературы: Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г. Солженицын А.И. «Матрёнин двор» Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”. Интернет-ресурсы https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/a-i-solzhienitsyn-matrionin-dvor-priezientatsiia-k-uroku-litieraturyhttp://открытыйурок.рф/статьи/553775/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-tema-pravednichestva-v-rasskaze-aisolzhenicina-matryonin-dvor-3049410.html http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585612/
Заяц, косач, медведь и весна
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Девочка-Снегурочка
Какая бывает зима
Кактусы из сада камней