Проблема взаимосвязи культуры и личности в современном мире является одной из самых актуальных. Традиции, культура, национальный характер и обычаи сохранены в языке народа.
Термин «концепт» отражает взаимосвязь и взаимодействие языка, сознания и культуры. Источником для постижения концепта служат «тексты культуры».
На уроках литературы учительница заранее предлагает нам, учащимся 8-х классов, индивидуальное задание. Объявляет о произведениях, над которыми предстоит работа в ближайший месяц, другой. Учащимся предлагается найти материал, проанализировать его и составить презентацию интегрального слова (слово рассматривается на всех школьных предметах, наша точка зрения рассматривается на гуманитарных предметах) или исследовательскую работу по нему. Слова, с которыми предстоит работать: парус, цветок, кладовая, память, лес. Учащиеся по желанию выбирают себе слово. Я выбрала слово «лес».
Цель работы - исследование культурного концепта слова «лес» (его общеязыкового компонента).
Вложение | Размер |
---|---|
kontsept_slova_les.doc | 206 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 37» Авиастроительного района города Казани
Исследовательская работа
Культурный концепт леса
Ученица
Набиуллина Миляуша
Учитель русского языка
и литературы:
Ибрагимова Л.Т.
Казань
Содержание
Введение.
Основная часть.
1. Определение понятия «концепт», «лингвокультурология»
2. Этимология.
3. Лексическое значение. Гнездо однокоренных слов.
4. Фразеологизмы со словом «лес»
5. Пословицы и поговорки о лесе.
6. Афоризмы и высказывания известных людей о лесе.
7. Лес в литературе.
8. Лес в мифологии.
9. Лес в музыке
10. Лес в живописи.
11. Лес как исторический фактор.
12. Лес как географический фактор.
13. Лес в хозяйстве и экологии.
14. Лесные проблемы.
Заключение.
Литература.
Введение.
Проблема взаимосвязи культуры и личности в современном мире является одной из самых актуальных. Традиции, культура, национальный характер и обычаи сохранены в языке народа.
Термин «концепт» отражает взаимосвязь и взаимодействие языка, сознания и культуры. Источником для постижения концепта служат «тексты культуры».
На уроках литературы учительница заранее предлагает нам, учащимся 8-х классов, индивидуальное задание. Объявляет о произведениях, над которыми предстоит работа в ближайший месяц, другой. Учащимся предлагается найти материал, проанализировать его и составить презентацию интегрального слова (слово рассматривается на всех школьных предметах, наша точка зрения рассматривается на гуманитарных предметах) или исследовательскую работу по нему. Слова, с которыми предстоит работать: парус, цветок, кладовая, память, лес. Учащиеся по желанию выбирают себе слово. Я выбрала слово «лес».
Цель работы - исследование культурного концепта слова «лес» (его общеязыкового компонента).
Задачи исследования:
Гипотеза:
Слово «лес» имеет древние корни, широко используется современными носителями языка.
Методы исследования: чтение и анализ научной, научно-популярной литературы, художественных текстов, использование Интернет-источников, наблюдение, анализ и систематизация фактов.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Основная часть
1. Определение понятия «концепт», лингвокультурология»
Проблема взаимосвязи культуры и личности в современном мире является одной из самых актуальных. Традиции, культура, национальный характер и обычаи сохранены в языке народа. Вопросы взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры разрабатываются лингвокультурологией.
Основной категорией лингвокультурологии является концепт. Термин «концепт» отражает взаимосвязь и взаимодействие языка, сознания и культуры. Существует несколько определений понятия «концепт». Мы в своей работе остановимся на определении, которое дал Ю.С. Степанов. (10.) Концепт – это «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, которое сопровождает слово. Источником для постижения концепта служат «тексты культуры» (пословицы, поговорки, афоризмы, устойчивые сочетания слов, названия известных произведений духовной культуры и т.д.)
Исследователи выделяют два основных понятия концепта: общий языковой и индивидуальный. Мы в своей работе рассматриваем общий языковой компонент.
Славяне очень бережно и с любовью относились к лесу. Это нашло отражение в этимологии слова. Происхождение подтверждает, что в сознании славянских народов лес издревле олицетворял понятие о доброте, таинственности, жизни.
Лес. Общеслав. Первоначально — «пространство, поросшее лиственными деревьями» (ср. чешск. lesy «листья»).
Урман. Общетюркское. Ср. тур. orman, каз. орман, чув. вӑрман.
Финский народ воспринимает лес, как нетронутое, дикое, непочатое, что и определяет происхождение этого слова в финском языке.
Metsä
Балтийское заимствование.
Эстонский – mets
Латышский – meža
Литовский – miško
Значение: дикие
3. Лексическое значение
Лес, -а (-у), мн., м. 1. Большая площадь земли, заросшая деревьям. Дремучий л. Ехать лесом. Л.штыков (перен.) 2. Срубленные деревья как строительный и т.п. материал. Гнать лес.
Синонимы:
Однокоренные слова:
Лес+ок🡪лесок; знакомый лесок.
Лес+ин(а)🡪лесина; добротная лесина.
Лес+ист(ый)🡪лесистый; лесистый край.
Лесист(ый)+ость🡪лесистость;
Лес+ник🡪лесник; старый лесник.
Лесник(ч)+еств(о)🡪лесничество; местное лесничество.
Лес+н(ой)🡪лесной; лесной район.
Лес+о+вод🡪лесовод; опытный лесовод.
Лесовод+ческ(ий)🡪лесоводческий; лесоводческое общество.
Лесовод+ств(о)🡪лесоводство; Лес+о+воз🡪лесовоз
Лесовоз+н(ый)🡪лесовозный;
Лес+о+завод🡪лесозавод;
Лесозавод+ск(ий)🡪лесозаводский;
Лес+о+заготовки🡪лесозаготовки;
Лес+о+защитный🡪лесозащитный;
Лес+о+насаждение🡪лесонасаждение;
Лес+о+парк🡪лесопарк;
Лес+о+пилка🡪лесопилка;
Лес+о+пильный🡪лесопильный;
Лес+о+пильня🡪лесопильня;
Лес+о+полоса🡪лесполоса;
Лес+о+посадочный🡪лесопосадочный;
Лес+о+промышленник🡪лесопромышленник;
Лес+о+промышленность🡪лесопромышленность;
Лесопромышленность🡪лесопромышленн(ый)🡪лесопромышленный;
Лес+о+разработки🡪лесоразработки;
Лес+о+руб🡪лесоруб;
Лесоруб+н(ый)🡪лесорубный;
Лес+о+сека🡪лесосека;
Лесосек(ч)+н(ый)🡪лесосечный;
Лес+о+сплав🡪лесосплав;
Лесосплав+н(ый)🡪лесосплавный;
Лес+о+степь🡪лесостепь;
Лесостеп(ь)+н(ой)🡪лесостепной;
Лес+о+тундра🡪лесотундра;
Лесотундр(а)+ов(ый)🡪лесотундровый;
Урман
Урман+лы🡪урманлы (лесной);
Урман+лык🡪урманлык (лесная местность);
Урман+чы🡪урманчы (лесник);
Metsä
Mets(ä)+ ikkö🡪metsikkö (лесок);
Metsä+(i)nen🡪metsäinen (лесистый);
Metsä+tön🡪metsätön (безлесный);
Metsä(it)+tää🡪metsittää (засадить лесом, облесить);
Metsä+stää🡪metsästää (охота);
Metsän (генитив)+ hoitaja(медсестра)🡪metsänhoitaja (дословно: лесной врач; лесник);
Metsä+talous(экономика)🡪metsätalous (лесничество);
Mets(ä)+ suri(похоронный)🡪metsuri (дословно: хоронящий лес; лесоруб);
«Лес» - слово многозначное, в некоторых синтаксических конструкциях употребляется в ироничном значении.
В этом же словаре представлены однокоренные слова и их толкование.
В русском языке:
Смешанный лес - лес, состоящий из лиственных и хвойных деревьев, в котором ни одна из этих пород не преобладает.
В лес дрова возить - делать что-либо ненужное, бессмысленное.
Не видеть леса за деревьями - концентрируясь на деталях, частностях, не видеть общей картины.
Ёлки-палки лес густой - мелкое незначительное ругательство, выражение удивления, досады.
Кто в лес, кто по дрова - вразнобой, кто во что горазд.
В татарском языке:
Урман асты – бездомный бродяга.
Урман әүлиясе – наивная душа.
Урман иясе (хуҗасы) – леший.
Урман колаклы, кыр күзле – и у стен есть уши.
Урман сарыгы – шурале, леший.
Урман төпләү – рубить лес, делать изматывающую работу.
Урман шәүлегәне – приносящий плохие вести.
Урман эчләп – идти по лесу.
Урманга барган балтасын калдырган – идти в лес без топора.
Урманга себерке белән керү – говорить невпопад.
Урманга утын төяп бару – идти в Тулу со своим самоваром.
Урманда утынсыз – один как перст.
Урманда үскән – 1. из лесу (что ли); 2. неумытый, непостриженный.
Урманы үтеп утын күрмәгән – слышит звон, не знает где он.
5. Пословицы и поговорки о лесе.
Русские:
Не прав медведь, что корову зарезал, не права и корова, что в лес пошла.
Без счастья и в лес по грибы не ходи!
Авось обманет – в лес уйдёт.
Дальше в лес – больше дров.
В лес идут, а на троих один топор берут.
Поехал бы в лес, да попал навстречу бес.
В лес не съездишь, так и на печи замёрзнешь.
Гроза в лес не гонит.
Голод не тётка, в лес не убежит.
В лесу лес не равен, а в миру - люди.
По беду – не в лес по малину.
Работа не волк, в лес не убежит.
Не спеши, коза, в лес, все волки твои будут.
Недорубленный лес опять подрастает.
Лес по дереву не плачет.
Лес рубят - щепки летят.
Его учить — что по лесу с бороной ездить.
Лес – божья пазуха
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.
И горою в лес, и под гору в лес, и лесом в лес.
В степи простор, в лесу угодье.
У леса как у беса – всего много.
Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.
Лес богат, не как наш брат.
Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.
В глухом лесу примечай дорогу по мху на пнях да по затёсам.
Лес по лесу, что рубль по рублю, не плачет.
Из-за леса стоячего не видно леса лежачего.
Поле видит, а лес слышит.
Татарские:
Авам-авам дигән агач йөз яши.
Агач аеры үссә дә тамыры бер.
Агач кайсы якка кыек булса, шул якка авар.
Агач нинди генә биек булса да, тамыры җирдә булыр.
Агач урманнан ерак үссә дә, шунда таба сыгыла.
Агач утырткан ага булган.
Агач хәтта үзен кисүчегә дә күләгә бирә.
Агач яшь вакытында яхшы бөгелер.
Агач үз ихтыяры белән урманын ташламый.
Агач үз урынына егыла, таш бик ерак тәгәри.
Агачны яшьлектә бөк.
Агачны үстерергә илле ел, кисәргә биш минут кирәк.
Агачның аскы ботаклары өскеләрен күтәрешә.
Агачның башын киссәң төбе калыр.
Агачның корты эченнән булыр.
Агачның тамырына балта чабып, яфрагы белән дус булма.
Агачның яфрагы төбенә төшә.
Агачтан яфрак төшми тормый.
Асылсаң асыл асыл агачка, егылсаң егыл мамык түшәккә.
Бер агачның шаулавы илгә яңгыр яудырмас.
Бер агачта ике кайры булмас.
Бер шыгырдаган агач гомер буе шыгырдый.
Ботаксыз агачның күрке юк.
Иелгән агачка үрмәләү җиңел.
Йомшак агачны корт басар.
Карт агач үзеннән-үзе корыр.
Каты агач шарт сынар, черегән агач кырык ел чыдар.
Корт баскан черек ботакны кисеп ташлыйлар.
Кыеш агачның ботагы туры булмас.
Кыйшык агач төзне бозар.
Кәкре үсеп картайган агачны төз итеп булмый.
Күмәк агач давылдан курыкмас.
Тамыры ерак агачның гомере озак.
Тотынган агачыңның тамыры нык булсын.
Туры агачның күләгәсе дә туры була.
Хур күргән агачың гүр өстеңә күләгә булыр.
Чүлгә кое казыган - бер саваплы, сазга күпер салган - ике саваплы, юлга агач утырткан - өч саваплы.
Шыгырдавыклы агач озак чыдар, шыгырдамаган тиз сынар.
Шәрә агачтан ышык көтмә.
Ялгыз агач урман булмас, ялгыз кирпеч курган булмас.
Ялгыз агач җилдә тиз сына.
Ялгыз агачны җил борган, күмәк агач җилне борган.
Яман агачка асылынганчы, яхшы агач үзеңне бассын.
Агач арасыннан урман күрмәгән.
Агачтан сандугач кына ясамый.
Ике агач арасында адашу.
Яфрак астына керү.
Бер каенның күләгәсе бөтен илне капламас.
Бәрмәчлектән йөзем булмас.
Имән агач - каты агач, каен агач - чырагач.
Имән агачының иелгәне - сынганы.
Имән бик каты агач та, аның да яфрагы саргая.
Имән күмере исле булыр.
Имән чикләвеге алмагач төбенә тәгәрәми.
Каен агач тал булмас, каен суы бал булмас.
Каен тузына масаер, имән үзенә масаер.
Каены бар кайгырмас, тимере бар тилмермәс.
Карагайның көле күп, имәннең күмере күп.
Карама агачы - каршы агач.
Карышып үскән караманы турайталмассың.
Кечкенә имәндә ботак күп була.
Корыган тирәк су янында да яшәрмәс.
Куба тал шарт сынар, сары тал йөгенеп калыр.
Нарат - башыннан, имән - төбеннән корый.
Нарат төз карап үсәр, өянке өя ләп үсәр.
Озын тирәкнең күләгәсе төбенә төшмәс.
Тал ком ярата, усак дым ярата.
Тик торган караулы тирәккә тимиләр.
Тирәк, ни юан булса да, пычкыдан котылмас.
Тирәкнең, тамыры черемичә, яфрагы саргаймый.
Тубылгы агач зур булмас, тубылгыдан өй булмас.
Чатлы-ботлы - карама булыр, шарт-шорт янган - у булыр.
Чикләвек агачы эчтән чери.
Чикләвек җыйганда җиләккә бармыйлар.
Юкәнең чәчәге - бал, кабыгы - юкә, череге - дару, агачы - сөян.
Ялгыз каенга кош кунмас.
Яшь каенга терәлеп, карт каен кырык ел яшәгән.
Финские:
Viini tappaa – mieli metsässä. (Вино в голову – ум в лесу).
Axe on avain metsästä. (Топор – ключ от леса).
6. Афоризмы и высказывания известных людей о лесе.
1. «Леса учат человека понимать прекрасное». (Чехов А.П.)
2. «Чем больше дров, тем дальше лес». (Жуков А.)
3. «Руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарён разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал». (Чехов А.П)
4. «В согласии с хорошим лесоводством излишние деревья (в молодняках) должны быть вырублены, запас средневозрастных лесов увеличен, а спелые древостои регенерированы так быстро, как это возможно». (Профессор К. Куусела, Финляндия, конец ХХ века).
5. «Лес не есть простая совокупность древесных растений, а представляет собою сообщество, в котором они проявляют взаимное влияние друг на друга, порождая тем целый ряд новых явлений, которые не свойственны одиноко растущим растениям. Лесом мы будем называть такую совокупность древесных растений, в которой обнаруживается не только взаимное влияние их друг на друга, но и на занятую ими почву и атмосферу». (Морозов Г.Ф.)
6. — Лес внутри корабля? Это гениально! Как Ноев Ковчег растений!
— Нет, это кораблик в лесу ищет море.
— Но лес внутри корабля тоже хорошая идея.
(Из фильма «Наука сна» (Science des reves), 2006)
7. «Мы в такой же степени не можем жить без леса, в какой не можем обойтись без воды, земли, огня и воздуха, в какой мы не можем жить без хлеба. Лес – раб многих поколений. Он не забывает о своём великом назначении: немой свидетель сменяющихся пред ним событий, растущих нужд, страстей безумных, новых убеждений, он, как любящий отец семейства, припасает всё, что не взяла с него людская жадность, для поколений нарастающих, копит на чёрный день копейку, и не одна семья, не одна страна обязана своим благосостоянием, быть может, честью и жизнью, этой сбережённой лесом на чёрный день копейке». Фёдор Арнольд, русский профессор-лесовод.
7. Лес в литературе.
В русской литературе:
1. Леонов Л.М. «Русский лес»
Роман «Русский лес» по праву считается одним из лучших в послевоенной русской литературе. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества. Главная тема романа – тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия – спор ученых – лесоводов Вихрова и Грацианского о судьбе русского леса.
2. Куприн А.И. «Олеся».
В произведении Куприна «Олеся» играет важную роль в жизни главных героев. Он является их домом. И важно то, что живут в нём чистые душой, непорочные люди.
3. Островский А.Н. «Лес».
4. Паустовский К.Г. «Корзина с еловыми шишками».
Именно в норвежском лесу происходит встреча главных героев. Читая этот рассказ, так и чувствуешь свежий запах осеннего леса.
5. Горький М. «Старуха Изергиль».
Дремучий, густой лес в «Старухе Изергиль» играет важную роль, создавая пейзаж и образ главного героя Данко.
6. Пришвин М. «Кладовая солнца».
Для маленьких детей, оставшихся круглым сиротами, лес играет роль кормильца. Именно в лесу дети собирают ягоды, травы, что не даёт им умереть от голода.
7. Пришвин М. «Лесной хозяин».
8. Пришвин М. «Лесной ручей».
9. Стихи А.Фета.
10. Стихи Ф.Тютчева.
В татарской литературе:
1. Г.Тукай «Шурале»
2. Гумар Баширов « Туган ягым яшел бишек»
3 .Мухаммад Махдиев « Торналар тошкэн жирдэ»
В финской литературе:
1. Алексис Киви «Семеро братьев». «Семеро братьев» — первый финский роман, написанный по-фински, а не по-шведски. Поэтому в настоящее время он считается одним из самых важных романов финской литературы. Писатель сам рассказывает в конце книги: «И вот я рассказал о семи братьях из лесов Финляндии. А что ещё мне можно рассказать об их жизни на земле?» "Семеро братьев" - историю братьев, которые отказались от образования, покинули современную цивилизацию и жили в лесу.
2. Линнанкоски Ёханнес «Песни об огненно-красном цветке» (1905, русский перевод 1912). В центре «Песни об огненно-красном цветке», содержащей реалистические черты, — молодой сплавщик леса, «сельский Дон Жуан». В произведении уделяется особое место картинам леса, в котором происходят основные события жизни главного героя.
В произведениях художественной литературы лес выступает как существующее вечно, постоянно обновляющееся. Лес может умереть, но обязательно родится вновь, так же, как и человек.
8. Лес в мифологии.
В мифологии различных народов лес связан, прежде всего, с животным миром (или миром зооморфным, обитатели которого представляются в обличьях зверей). Лес - одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку, через лес проходит путь в мир мёртвых.
В русской:
Славянский эпос насчитывает большое число нежити - всего, что не живет человеком, что живет без души, но в виде человека.
Аука – это дух леса, который, в отличие от прочей нежити, не спит ни зимой, ни летом. Сам Аука маленький, пузатенький, щеки надутые. Живет он в избушке, проконопаченной золотым мохом, вода круглый год от талого льда, помело — медвежья лапа. Зимой ему особое раздолье, когда лешие спят! Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем забыв.
Дикинькие мужички - это существа небольшого роста с огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят по лесу, перекликаясь в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их по всему телу костяными пальцами, пока они не умирают.
Леший, лесовик, лешак, лисун, боровик — в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; Леший может изменить свой рост — становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой; связь с волками объединяет его со святым Георгием — Юрием, волчьим пастырем Егорием русских духовных преданий. Наделен отрицательными атрибутами, связью с левым (признак нечистой силы), у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т. п. В быличках Леший — проклятый человек или вредоносный покойник.
Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от Лешего уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева), перевернуть стельки у обуви и т. п. Существуют также представления о женских духах леса — лисунках, лешачихах, с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные лесные духи известны в западнославянской и других традициях.
Листин - старый слепой дух леса, предводитель лесавок; его жена и помощница — баба листина. Они не страшные, хотя пугать любят.
Листин — слепыш весь из листьев, баба его — с туловом изо мха, вместо рук — еловые шишки, на ногах настоящие лапотки.
Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, — сидят в куче листьев подле пня или оврага и командуют — кому, когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится: это листин с листиной советуются и дают лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы опавшей листвы: то лесавки играют.
Яга (Баба-Яга) - изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. Яга - огрубленное слово "Яшка". Яшей в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого, отсюда название "ящур". Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
Боли-Бошка - русский дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве, да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда - рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза - не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикидывается жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на уговоры, как бы не умолял. Уступишь - начнешь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать - вскочит Боли-Бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься - и вовсе пропадешь.
В татарской:
Шурале - это одноглазые, однорукие существа, которым приписывались различные сверхъестественные свойства. Считается, что они страшно смешливы — смеются до последнего вздоха, а также любят смешить и других, часто щекочут скот и людей до смерти. Шурале приписывались "смеющиеся" голоса некоторых птиц (отряда совиных). Злой лесной дух, имеющий лишь полдуши, мог вселяться в людей.
Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.
Пице́н - в мифологии западносибирских татар дух - хозяин леса. Считалось, что может и приносить удачу, и причинять зло, заводя в глухие дебри. Представлялся в образе человека (в частности, благообразного старца с длинным посохом и котомкой за плечами), а также различных зверей (например, обезьяны). Пицен живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву, мажет её смолой. В облике красивой женщины вступает в любовную связь с человеком.
Эбэдэ (тат. Әбәдә), в татарской мифологии — безвредный лесной дух в образе старушки.
В финской:
С XVIII века, когда в Финляндии начинается сбор и запись устного творчества и фольклора, до нас дошли образы «Братства леших» (фин. Hiisihahmot): обитателей священного мира природы, - троллей, водяных, лесовиков, великанов девственной чащи и зеркальных озер. Это финские народные «лешие». Именно эти лешие – самые распространенные и популярные персонажи финских народных сказаний-бывальщин.
Тапиола - в финской мифологии страна, подвластная богу леса Тапио, лесная страна - т.е., одно из поэтичных названий Финляндии.
Финны поклонялись Тапио - божеству леса, помогавшему охотникам. Он мог послать добычу, а мог до смерти загонять человека по лесу. Именно от Тапио зависело, сколько окажется в лесу дичи, а удача на охоте находилась в руках Хийси; Ниркес способствовал охоте на белок, Хатавайнен - на зайцев.
Хийси - персонаж карело-финской мифологии, лесной дух.
Изначально Хийси называли священный лес, в котором происходили захоронения. Там было запрещено вырубать деревья и ломать ветви.
Позднее, около XVI века, появилось понятие о Хийси как о духе леса.
9. Лес в музыке.
В русской музыке:
Шостакович Д. Оратория "Песнь о лесах", М.И. Глинка «Иван Сусанин».
«В лесах врагам спасенья нет:
Летят советские гранаты,
И командир кричит им вслед:
«Громи захватчиков, ребята!»
Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны».
2. «Сладка ягода», муз. Птичкина, сл. Р.Рождественского.
«Сладка ягода в лес поманит,
Спелой свежестью удивит.
Сладка ягода одурманит,
Горька ягода отрезвит».
« Достают до утренней звезды,
Радугами падают на травы…
Шапки прочь – в лесу поют дрозды,
Для души поют, а не для славы».
4. «В темном лесе», русская народная песня.
«В темном лесе,
В темном лесе,
В темном лесе,
В темном лесе,
За лесью,
За лесью,
Распашу ль я,
Распашу ль я,
Распашу ль я
Распашу ль я
Пашенку,
Пашенку».
«Лес и поля,
Горы, реки и моря,
Даже небо и земля –
Это ты, это я».
«Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот».
«А лес стоит загадочный,
А сердце, сердце так стучит.
Скажи, пусть будет больно мне,
Но только не молчи».
«Живет в белорусском Полесье
Кудесница леса Олеся,
Считает года по кукушке,
Встречает меня на опушке».
9. «Будет лес», муз. А. Флярковского, сл. Л. Дербенёва.
«Ты тянись, росточек тонкий,
Поднимайся до небес.
Будет лес для вас, потомки,
Корабельный будет лес!
Да ой-ей-ей,
Да ой-ей-ей».
10. «В брянском лесу тишина», муз. Н. Быкова, сл. Н. Грибачёва.
«В Брянском лесу тишина, тишина.
В Брянском лесу отгремела война,
Дома живые, а те, что мертвы,
Слушают пенье дождя и листвы,
Слушают пенье дождя и листвы...»
11. «В лесу прифронтовом», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковсокго.
«И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом…»
12. «Меняют люди адреса», муз. С.Никитина, сл. Г. Шпаликова.
«Меняют люди адреса,
Переезжают, расстаются,
Но лишь осенние леса
На белом свете остаются».
13. «Песня для старшей дочери», О. Митяев.
«Будешь ждать, будешь долго в окошко смотреть,
И уже не уснуть до утра.
А над лесом немым будет спутник лететь,
Будет кто-то сидеть у костра».
В татарской музыке:
Балет Ф. Яруллина «Шурале»
1. «Урман кызы», Җәүдәт Фәйзи көе, Һади Такташ сүзләре
«Нигә, нигә синең шаян күзләр
Күзләремә болай багалар?
Нинди көчләр, сөйлә, нинди көчләр
Керфек очларыңнан тамалар?»
2. «Урман чишмәсе», Шамил Тимербулатов көе, Разил Вәлиев сүзләре.
«Урман юлында чыктың каршыма,
Такыя үреп кидең башыңа.
Кара урманда көндез адаштым,
Калды урманда моңлы карашым.
Челтер-челтер ага урман чишмәсе.
Челтер-челтер суга ятлар төшмәсен.
Челтер-челтер килә синең сүзләрең.
Челтер-челтер көлә гүзәлем, гүзәлем, гүзәлем».
«Аерылдык урман юлында,
Җир җиләкле аланда.
Бик ямансу булды миңа
Бер ялгызым калганда».
«Керим әле урманнарга,
Каеннар арасына;
Сөйлим әле моңнарымны
Сандугач баласына».
«Кара урман шаулый, ирек даулый,
Ирек даулый качкын егетләргә.
Кара урман төсле шаулый-шаулый
Дошманнарның көнен төн итәргә».
«Адаштырган урманнарың өчен,
Тугайларың өчен яратам.
Тукайларың, Сәйдәшләрең өчен,
Җәлилләрең өчен яратам».
Финские песни:
«Kukkivissa laaksoloissa purot pulppuu pensastoissa.
Laulu Suomen on! Laulu Suomen on!
Metsät soivat harjanteilla, tuulet tuolla tuntureilla.
Laulu Suomen on! Laulu Suomen on!»
«…Финляндия - песня! Финляндия - песня!
Леса вокруг гор, ветры там, в горах.
Финляндия - песня! Финляндия - песня!»
«Silmät kiinni, tyhjä mieli yksin humisee
Ajatukset orvot eksyneenä harhailee
Missä linna menneisyyden, metsä lapsuuden?
Koitan huutaa kadonneille heitä kuule en…»
«…Где замок прошлого, лес детства?
Я постараюсь услышать их голос, которого нет…»
В песнях лес воспринимается как непреходящее свободное явление, как друг, которому можно доверить все свои сокровенные тайны и мечты, как дом, который укроет, спасет.
9. Лес в живописи.
Образ леса в картинах известных художников играет значимую роль, олицетворяет умиротворение, красоту природы.
И. И. Шишкин «Лесная глушь».
И. И. Шишкин «Лесные дали».
И. И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой».
И. И. Шишкин «Дорожка в лесу».
И. И. Шишкин «Еловый лес».
И. И. Шишкин «Лес перед грозой».
В.М. Васнецов «Опушка елового леса».
Ф.А. Васильев «Лесная дорога».
Ж. Дюпре «В лесу»
И. Левитан «Весной в лесу».
10. Лес как исторический фактор
Наличие или отсутствие леса нередко оказывало непосредственное влияние на ход исторических процессов и судьбы этносов.
Лес, его близость к жилью существенно влияли на исторически складывающийся образ жизни людей, в частности, на национальную архитектуру. Так, типичным видом жилья для восточных славян были бревенчатые постройки. Даже в том случае, когда первый этаж здания строился из камня (кирпича), второй этаж и более высокие этажи были деревянными. Этому способствовало убеждение, что жизнь в деревянной постройке полезнее для здоровья, чем в каменной.
Для основной части человечества, живущей в областях с умеренным климатом, леса издавна перестали быть местом проживания достаточно крупных сообществ, однако их функция как убежища от противника сохранялась на протяжении всей человеческой истории. Лес всегда ассоциировался с местом обитания маргинальных личностей, что нашло своё отражение в художественной литературе (Робин Гуд из Шервудского леса) или в национальном русском эпосе — «Соловей-разбойник» из Муромского леса.
Во время Второй мировой войны обширные леса в Литве и Белоруссии носили название «Партизанский край». Здесь, несмотря на оккупационный режим, продолжали существовать органы советской власти. После войны эти леса служили убежищем националистических отрядов, называвшихся «лесными братьями».
11. Лес как географический фактор
В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн км².
Леса оказывают заметное влияние на погоду, климат и процессы, происходящие на земной поверхности и на некоторой глубине под нею.
Лес участвует в круговороте кислорода в природе наиболее активным образом. Солнечная энергия служит одним из главных источников существования леса. Благодаря солнечной энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению кислорода, необходимого для жизнедеятельности субъектов животного и растительного мира.
Лес непосредственно участвует в круговороте воды в природе и таким образом взаимодействует с гидросферой. Лес задерживает почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническое сведение леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению, что ведёт к ухудшению водоснабжения населённых пунктов и снижению плодородия сельскохозяйственных угодий.
Велико влияние леса и на атмосферные процессы. Известна практика создания ветрозащитных лесных полос, также способствующих снегозадержанию, а также ослабляющих силу ветра, ведущего к уносу плодородного слоя почвы, лишённой вследствие её обработки под посевы, растительного покрова.
Лес служит средой обитания для многих животных. Животные в свою очередь часто играют в лесу санитарную роль.
Лес имеет огромное значение для здоровья и жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека в свою очередь влияет на лес.
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Леса, особенно хвойные, выделяют фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.
12. Лес в хозяйстве и экологии.
В России:
Леса - основной тип растительности России, они занимают 45% ее территории.
Леса играют огромную роль в экономике России как источники древесины и многих видов. Для русского населения лес - важнейший рекреационный ресурс.
Россия обладает самыми большими в мире запасами леса.
Основные запасы лесов России концентрируются в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. Наиболее бедны лесами области юга Европейской России - Ростовская, Волгоградская, Астраханская, Оренбургская, Ставропольский край и республика Калмыкия, а также равнинные тундровые районы.
Площади лесов на территории России постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но, безусловно, наиболее резко - в ХХ в. Но все же этот процесс затронул Россию в меньшей степени, чем основной мир.
Россия — самая богатая лесами страна мира. Однако из-за потребительского отношения людей к природным ресурсам своей страны, за последние сто лет наши лесные богатства сильно истощились.
Правильное лесное хозяйство позволяет при получении материальных благ наносить природе минимальный ущерб. Если мы хотим сохранить свои лесные богатства, необходимо сделать наше лесное хозяйство более эффективным и экологически рациональным, а законодательство — разумным и понятным.
В Татарстане:
Леса Татарстана смотрятся не очень выгодно на фоне лесов других, более зеленых, регионов России. Породный состав в основном представлен мягколиственными породами. Деловой древесины очень мало, и ее перерабатывают, как правило, мелкие предприятия.
В то же время лесной комплекс Татарстана, включающий лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике республики.
Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляет 1271,1 тыс. га.
В Финляндии:
Финляндия по праву считается одной из самых «лесных» стран мира. Более двух третей ее территории покрывают леса. Лес — это родная среда обитания финского народа, это кормилец и защитник, это аптека и храм. Им пользуются, но о нем и заботятся, и Финляндия гордится тем, что при самом активном лесопользовании площадь лесов только растет.
В настоящее время 60% всего леса Финляндии принадлежит частным владельцам. Каждый пятый финн владеет примерно 35 гектарами. 30% - осталось в распоряжении у государства, и около 9% у лесопромышленных компаний. Когда компаниям не хватает своего леса, она покупают право на вырубку у населения.
Однако далеко не так просто получить право на вырубку, даже если вы хозяин своего леса. На страже природы стоят соответствующие инстанции, которые и дают разрешение на вырубку леса, в определенном объеме.
Особенность финского лесопользования — это выборочная вырубка. Если в России или Канаде в основном практикуются сплошные вырубки, то в Финляндии вырубают часть деревьев на участке, а часто — просто отдельные деревья по определенной схеме.
Благодаря этому лес остается здоровым, чистым, «прозрачным». Оставшиеся деревья растут хорошо, и быстро набирают спелость. К тому же не стоит забывать, что лес — это не только древесина, и прибыль он приносит разнообразную — оборот продаж ягод и грибов составляет десятки миллионов евро ежегодно.
13. Лесные проблемы
1. Лесные пожары. Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы.
С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков.
На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.
Люди - причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Именно неосторожность людей - главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами.
2. Гибель и вырубка лесов.
Одна из причин гибели лесов - кислотные дожди, главными
виновниками которых являются электростанции. Выбросы двуокиси серы и перенос их на большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов. За 20 лет (1970 - 1990) мир потерял почти 200 миллионов гектаров лесных массивов, что равно площади США восточнее Миссисипи. Особенно большую экологическую угрозу представляет истощение тропических лесов - "легких планеты" и основного источника биологического разнообразия планеты. Там ежегодно вырубается или сжигается примерно 200 тысяч квадратных километров, а значит, исчезает 100 тысяч видов растений и животных.
Процесс уничтожения леса является актуальной проблемой во многих частях земного шара, поскольку влияет на их экологические, климатические и социально-экономические характеристики. Обезлесение приводит к снижению биоразнообразия, запасов древесины для промышленного использования и качества жизни, а также к усилению парникового эффекта из-за снижения объёмов фотосинтеза.
Последствия обезлесения в полной степени неизвестны и не проверены достаточными научными данным, что вызывает активную полемику в научном сообществе. Масштаб обезлесения можно наблюдать на спутниковых снимках Земли.
Человечество с давних пор вырубало лес, отвоёвывая землю у леса для ведения сельского хозяйства и просто для добычи дров. Позже у человека возникла потребность в создании инфраструктуры (городов, дорог) и добыче полезных ископаемых, что подхлестнуло процесс обезлесения территорий. Однако главной причиной вырубки лесов является увеличение потребности в еде, то есть площадей выпаса скота и посева сельскохозяйственных культур, как постоянных, так и сменных.
Лесное хозяйство не в состоянии произвести столько же пищи, как очищенное от деревьев угодье. Планета была бы не в состоянии поддерживать текущее население и уровень жизни, если бы процессы обезлесения отсутствовали.
Борьба с обезлесением является одним из направлений деятельности по охране окружающей среды и производится как в рамках международного права, так и другими способами, вплоть до радикальных методов шипования деревьев.
В России в 2008 г. было ужесточено наказание за самовольную вырубку деревьев и кустарников.
Проблема Химкинского леса.
Химкинский лес — смешанный лес, расположенный между городом Химки, деревней Старбеево, рекой Клязьма и Международным шоссе. Лес является частью лесозащитного пояса Москвы. Территория Химкинского леса составляет около 1000 га.
В связи со строительством скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург часть леса планируется вырубить под трассу и объекты инфраструктуры. По мнению экологических и общественных организаций, вырубка леса может привести к ухудшению условий проживания в городе Химки.
Еще несколько лет назад Химкинский лес охранялся государством в соответствии с лесным кодексом, на его территории не велась никакая хозяйственная деятельность, так как он относился к защитным лесам первой категории. За прошедшее время территория леса заметно уменьшилась, так как через лес была построена асфальтовая дорога областного значения, в лесу устраивались свалки, а по периметру возводились дачные поселки и коттеджи. Из-за отсутствия необходимого финансирования лесничество пришло в упадок. Мусор из леса не убирается, санитарные вырубки не осуществляются. Флора Химкинского леса, богатая реликтовыми растительными сообществами (дубрава, верховое болото), редкими растениями, занесенными в Красную книгу Московской области, равно как и фауна, могут перестать существовать. Дальнейшее ненадлежащее использование территории леса может привести к экологической проблеме, так как жители Химок окажутся в плотном кольце промзоны, автодорог и вместе с жителями Москвы лишатся единственного на севере столицы лесопарка. Это, безусловно, не лучшим образом повлияет на состояние окружающей среды и здоровья населения.
3. Нерациональное использование лесных ресурсов.
Общий запас древесины в российских лесах огромен — 80 млрд м3. Половину его составляют спелые и переспелые леса. Ежегодный прирост древесины — 0,8 млрд м3. Ежегодные заготовки составляют всего 0,1 млрд м3. Из-за низкой цены на лес отношение к заготовке древесины варварское. В районах лесозаготовок остается огромное количество несрубленной древесины, брошены сотни тысяч кубометров уже заготовленного леса. Не очищаются площади для посадки саженцев. Часто при рубке леса уничтожаются молодые деревья.
Основная часть продукции лесной промышленности продается на внешнем рынке. Однако 95% экспорта составляет необработанный круглый лес.
Лес важен для человека. Леса – самая большая народная аптека, это прибавка урожая хлеба на каждом гектаре два-пять центнеров. И сейчас более половины населения земного шара живёт в деревянных домах…
Представьте.
Если бы вдруг деревья перестали расти, то тех лесов, что стоят на корню, нам хватило бы на двести с лишним лет. Но деревья растут, живут, умирают, как и люди. Ежегодный прирост древесины превышает количество той, которую вырубаем.
Но охрана леса и бережное отношение к нему необходимы, чтобы он мог жить, и могли жить и дышать люди.
Сбережём лес!
Заключение.
Проанализировав весь материал, собранный из различных источников, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Слово «лес» имеет древние корни, широко используется современными носителями языка. Найдется кто-нибудь, готовый оспорить факт, что лес оказывают магическое воздействие на человека? Наверное, нет. Каждый в жизни хоть раз мчался в лес для отдыха от городской суеты и приобретения сил и энергии для жизни.
Использованная литература:
1. Н. М. Шанский. Этимологический словарь русского языка.
2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык»,
1990 г.
3. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников). Москва, « Эксмо», 2005 г.
Интернет-источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Пчёлки на разведках
«Течет река Волга»
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Горячо - холодно
Прекрасная арфа