Проблема взаимосвязи культуры и личности в современном мире является одной из самых актуальных. Традиции, культура, национальный характер и обычаи сохранены в языке народа.
Термин «концепт» отражает взаимосвязь и взаимодействие языка, сознания и культуры. Источником для постижения концепта служат «тексты культуры».
В нашей гимназии реализуется авторская программа «Мы россияне», которая является составной частью духовного ее пространства.
Программа «Мы Россияне» включает в себя осмысление проблем современной цивилизации на основе изучения и анализа национальной культуры, т. к. «Культура, в которой мы обитаем, влияет на наше восприятие событий в мире», «Культура есть культ предков, связь отцов с сынами (Бердяев)».
Стержневыми проектами программы являются «Родина», «Семья», «Язык».
Вложение | Размер |
---|---|
kontsept_slova_pamyat.doc | 125.5 КБ |
Концепт слова «память»
НАБИУЛЛИНА МИЛЯУША
МАОУ «Гимназия №37» г. Казань
Научный руководитель:
Ибрагимова Л.Т., учитель русского языка
г. Казань
Содержание
Введение.
Основная часть.
1. Определение понятия «концепт», лингвокультурология»
2. Этимология.
3. Лексическое значение. Гнездо однокоренных слов.
4. Пословицы и поговорки со словом «память».
5. Фразеологизмы со словом «память».
6. Афоризмы о памяти.
7. Память в сказках.
8. Легенды о памяти.
9. Память в песнях.
10. Память в стихотворениях.
11. Память о знаменательных событиях.
12. Память в спорте.
Заключение.
Использованная литература.
Введение.
Проблема взаимосвязи культуры и личности в современном мире является одной из самых актуальных. Традиции, культура, национальный характер и обычаи сохранены в языке народа.
Термин «концепт» отражает взаимосвязь и взаимодействие языка, сознания и культуры. Источником для постижения концепта служат «тексты культуры».
В нашей гимназии реализуется авторская программа «Мы россияне», которая является составной частью духовного ее пространства.
Программа «Мы Россияне» включает в себя осмысление проблем современной цивилизации на основе изучения и анализа национальной культуры, т. к. «Культура, в которой мы обитаем, влияет на наше восприятие событий в мире», «Культура есть культ предков, связь отцов с сынами (Бердяев)».
Стержневыми проектами программы являются «Родина», «Семья», «Язык».
Проект «Язык» рассматривает язык с позиции существования нации, ибо «в нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, старые рукописи и книги. И нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы (Н. Бердяев)».
Проекты в разных аспектах разрабатываются с 1 по 11 класс, они расширяют наш кругозор, повышают уровень знаний, формируют ценностные ориентиры. Кроме того, мы, учащиеся среднего звена (5-9 кл.), получаем представление об «интегральном слове месяца». В сентябре и декабре при изучении всех предметов рассматриваем слово, которое в определенной степени символизирует Россию. Мною изучается слово «память».
Цель работы - исследование культурного концепта слова «память» (его общеязыкового компонента).
Задачи исследования:
Гипотеза: Слово «память» имеет древние корни, широко используется современными носителями языка, имеет большое значение для русской и татарской культур, несет в себе в основном значимые положительные ассоциации.
Методы исследования: чтение и анализ научной, научно-популярной литературы, художественных текстов, использование Интернет-источников, наблюдение, анализ и систематизация фактов.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Основная часть.
1. Определение понятия «концепт», «лингвокультурология».
Проблема взаимосвязи культуры и личности в современном мире является одной из самых актуальных. Традиции, культура, национальный характер и обычаи сохранены в языке народа. Вопросы взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры разрабатываются лингвокультурологией.
Основной категорией лингвокультурологии является концепт. Термин «концепт» отражает взаимосвязь и взаимодействие языка, сознания и культуры. Существует несколько определений понятия «концепт». Мы в своей работе остановимся на определении, которое дал Ю.С. Степанов. (10.) Концепт – это «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, которое сопровождает слово. Источником для постижения концепта служат «тексты культуры» (пословицы, поговорки, афоризмы, устойчивые сочетания слов, названия известных произведений духовной культуры и т.д.)
Исследователи выделяют два основных понятия концепта: общий языковой и индивидуальный. Мы в своей работе рассматриваем общий языковой компонент.
Славяне и татары уважительно относились к памяти. Это нашло отражение в этимологии слова «память» (в первоначальном значении слова "мысль"). Происхождение этого слова подтверждает, что в сознании славянских и татарских народов память издревле олицетворяла понятие о мысли. (Человек мыслящий живет, немыслящий существует).
Итак, слово «память» произошло от слов: мысль, суждение, мнение, мышление, разум.
3. Лексическое значение.
Память, -и, ж. Это грамматические признаки.
В толковом словаре современного русского языка С.И. Ожегова (2) и толковом словаре татарского языка, составленного И.А. Абдуллиным, С.Б. Вахитовой и др. (3) о слове «память» записано:
1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (Хорошая память; плохая память).
2. То же, что воспоминание о ком-нибудь, о чем-нибудь. (Хранить память о событии, хранить память о героях войны, посвятить книгу памяти учителя).
Вывод: слово многозначное.
Однокоренные слова.
В тех же словарях представлены однокоренные слова и их толкование.
Гнездо (совокупность однокоренных слов).
Памят(ь)+к(а) 🡪 памятка; памятка гимназиста.
Памят(ь)+лив(ый) 🡪 памятливый; памятливый ребёнок.
Памятлив+ость 🡪 памятливость; памятливость на события.
Памят(ь)+ник 🡪 памятник; археологический памятник.
Памят(ь)+н(ый) 🡪 памятный; памятный день.
Памят(ь)+ова(ть) 🡪 памятовать; памятовать о чём-нибудь.
За+памятовать 🡪 запамятовать; запамятовать о ком-нибудь.
Не+запамят(овать)+лив(ые) 🡪 незапамятливые; незапамятливые времена.
Словарная статья.
Памятка – книжка, листок с краткими наставлениями на какой-нибудь случай, с краткими сведениями о ком-чём-нибудь.
Памятливый – обладающий хорошей памятью. Памятливый человек.
Памятник – 1. Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь. Памятник Пушкину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Памятники письменности (древние рукописи).
Памятный – 1. Сохранившийся в памяти, незабываемый. Памятный день моей жизни. 2. Служащий для справок, записей, для сохранения чего-нибудь в памяти. Памятная книжка.
Памятовать (устар.) – То же, что помнить.
В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (4) есть отдельная словарная статья по слову «память».
Память, ж., (мнить, мните), способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознание о былом. В этой же статье даются толкования однокоренным словам: памятца, памяток, памятка, памятчик, памятность, памятливий, памятник, памятовать, памятиствовать, памятование, памятозлобство памятописание, приводятся примеры – пословицы, поговорки.
Словарь Владимира Даля (4) дает не только информацию об исследуемом слове, но и культурную картину.
4. Пословицы и поговорки со словом «память».
Словарь В.И.Даля «Пословицы русского народа»
Беспамятлив, как кукушка.
Брюхо - злодей: старого добра не помнит.
Будешь во времени - и нас вспомяни!
В голове (На памяти) захлестнуло.
Вот был на памяти, да выскочил.
Дай бог память! И старикам не в память.
Дали память, что до новых веников не забудет.
Девичья память да девичий стыд - до порога (переступила - и забыла).
Добро помни, а зло забывай!
Дружбу помни, а злобу забывай!
Ему последнюю память отшибло.
Жив буду - не забуду. До веку помнить стану.
Забыл, что женился, да и пошел спать на сенник.
Засеки (Заруби) на бирку (на нос).
И крута гора, да забывчива (и лиха беда, да сбывчива).
И не грамотен, да памятен. И бестолков, да памятлив.
И отца-мать забудешь, а есть - не позабудешь.
И то забыли, что вчерась говорили.
И того не помню, как крестился; а как родился, совсем забыл.
Кто вспоминает (когда икнется) - Свинка за углом.
Кто ест и читает, память зачитает.
Кто старое вспомянет, тому глаз вон.
Лихо избудешь, всю кручину забудешь.
Так вот на уме и вертится.
Надо бы ему зады напомнить (или: протвердить).
Намотай себе это на ус! Намотай на ус кольцом!
Не будь грамотен, будь памятен!
Не будь тороплив, будь памятлив!
Не запомнить свинье полена: не забыть ей, где поела (не запомнить, здесь - не забыть).
Не поминай лихом, а добром - как хочешь!
Не тем будь, помянут (говоря о ком недоброе).
О волке помолвка, а волк и тут.
Он помнит еще царя Гороха (царя Мамая и всю кротость его).
Память в темени, мысль во лбу, а хотение в сердце.
По старой памяти, что по грамоте.
Помни своих, не забывай наших!
Раскинуть умом-разумом.
Память намозолил, все перезабыл.
Тем не правь, что давно.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Тридцать лет, как видел коровий след, а молоком отрыгается.
У него девичья (женская) память.
Хоть лоб взрежь, ничего не помню.
Чего не воротить, про то лучше забыть.
Чертовы грабли (сказал семинарист, когда наступил на них, и они его ударили по лбу; а то и не знал, как их по-русски назвать).
Что ни лучший пирог в печи забыла.
Это надо в трубе мелком (угольком) записать.
У кого память крепкая, для того разлуки нет.
Доброму - добрая память.
Худому делу – худая слава, доброму делу – добрая память.
Камень не вечен, нетленна память (татарская пословица).
Скот гибнет - кости остаются, человек умирает - дело остается. (татарская пословица)
Слово «память» в пословицах русского и татарского народов ассоциируется в основном с положительной стороны. Считается, помнить лучше хорошее, а плохое нужно забыть. О человеке, творившем добрые дела, останется добрая память, поэтому лучше делать добро.
5. Фразеологизмы со словом «память».
До отцовских памятей - давно.
Куриная память - плохая память.
Отбить, кому память - лишить кого-нибудь памяти).
Врезаться в память – хорошо запомниться
Свежо в памяти - еще хорошо помнится
Это на его памяти – о чем-нибудь отдаленном: он это помнит, был свидетелем происходящего.
Прийти на память – вспомниться
Короткая память у кого-нибудь (неодобр.) – быстро забывает, обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-нибудь.
По старой памяти (разг.) – в силу прежней дружбы, старого знакомства.
Фразеологические единицы из татарско-русского фразеологического словаря:
Хәтер дәфтәре-записная книжка
Хәтер йогагын сүтү-воскресить в памяти
Хәтер калдыру-нанести обиду
Хәтер калу-быть в претензии
Хәтер капчыгы-память
Хәтер капчыгы тишек-дырявая память
Хәтер кырылу-носить в себе обиду
Хәтер сандыгын ачу-воскресить в памяти
Хәтер чуалу-запамятовать
Хәтеренә салып кую –завязывать узелок на память
Хәтерендә торгызу-восстановить на памяти
6. Афоризмы о памяти.
Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом. Джон Локк.
Воспоминание — род встречи. Джубран X.
Мы должны знать изобретения наших предков. Цицерон.
Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет. Саади.
Не ищите после смерти могилу нашу в земле — Ищите ее в сердцах просвещенных людей. Руми.
Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда. Горький М.
Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками? Цицерон.
Приятно воспоминание о невзгодах минувших. Вергилий.
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. Пушкин А. С.
Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются. Стивенсон Р.
Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность. Франклин Б.
Лишь тот заслуживает памятника, кто в нем не нуждается.
Хэзлитт У.
Всегда чти следы прошлого. Цецилий.
Запоминать умеет тот, что умеет быть внимательным. Джонсон С.
Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. Гете И.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. Пушкин А. С.
Я предпочитаю, чтобы меня помнили по тем делам, которые я совершил для других, а не по тем делам, что другие совершили ради меня. Джефферсон Т.
Удваивают память бедствия. Публий.
Не давай мне ничего на память: Знаю я, как память коротка. Ахматова А. А.
Память слабеет, если ее не упражняешь. Цицерон.
Большинство мертвых, о которых мы помним, значительно лучше большинства живых. Э.А. Севрус.
В болезни или в горе воспоминание рисует нам каждый безболезненный или безнуждный час бесконечно завидным, как потерянный рай. Но, переживая наши красные дни, мы не замечаем их вовсе и тоскуем по ним лишь тогда, когда настанут черные. А. Шопенгауэр.
Воспоминание – это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны. Ж.П. Рихтер.
Если помнить выгодно, никто забыт не будет. Б. Дизраэли.
Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники. В. Франклин.
Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память. Леонардо да Винчи.
Меланхолия – не что иное, как безотчетное воспоминание. Г. Флобер.
Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его. Г. Флобер.
Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами. Г.К. Лихтенберг.
Выдающиеся люди придают памяти большое значение. Без прошлого нет будущего. Прошедшее, даже если оно было горьким, вспоминается с любовью, так считают представители русского, татарского и других народов.
7. Память в сказках.
Русская народная сказка «Марья-искусница». Главная героиня Марья-искуссница, потерявшая память, не узнает собственного сына, ей не мила свобода «Что воля, что неволя все равно».
Человек без памяти подобен существу, он ничего не чувствует, теряет семью, дорогих и близких ему людей.
8. Легенды о памяти.
Легенда о памяти в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».
Это легенда о памяти, о матери, тщетно пытающейся вернуть память своему сыну и гибнущей от его руки.
У кочевников жуань-жуанов был обычай – отнимать у пленника его «живую память». Пленным обривали головы, надевали кусок шкуры верблюда, бросали под палящее солнце без воды и пищи. От дикой боли, жажды и голода пленный терял память и превращался в раба, который повиновался хозяину. Их называли манкуртами. Манкурт не знал, кто он, откуда он родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – не осознавал себя человеком. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Для себя, кроме еды и обносков, чтобы не замерзнуть в степи, он ничего не требовал. Мать нашла своего сына, попыталась вернуть его домой, вызволив из рабства, из тьмы беспамятства. Ей это не удалось. Она гибнет от рук манкурта, не помнящего матери.
Мать превращается в белую птицу, которая летает над землей и кричит: «Помни, чей ты сын!»
Помнить – значит жить, а не быть рабом, одушевленной вещью. В данной легенде мы понимаем память как самое ценное в жизни человека, это то, что отличает человека.
9. Память в песнях.
1. «Березовый сок», (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского):
«…Заветную память, храня обо всем,
Мы помним холмы и проселки родные…»
2. Песня из т/ф «Семнадцать мгновений весны, (музыка М. Таривердиева, слова Р. Рождественского):
«Где – далеко, очень далеко,
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами».
3. «Карелия», (музыка А.Колкера):
«В разных краях
Оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня…»
4. Романс «Я встретил Вас…», (слова А.С. Пушкина):
«Я вспомнил время, время золотое,
И сердцу стало так тепло.
… Тут не одно воспоминанье –
Тут жизнь заговорила вновь…»
5. Романс «Утро туманное», (слова И.С. Тургенева):
«… Нехотя вспомнишь и время былое….
… Многое вспомнишь родное, далекое…»
6. «Белый танец», (музыка Д.Тухманова):
«… Может быть, этот вальс
Нам предстоит запомнить навек»
7. «За того парня», (музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского):
«… Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, помню».
8. «Мелодия», (музыка А. Пахмутовой, слова Н.Добронравова):
«… Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей».
9. «Надежда», (музыка А. Пахмутовой, слова Колмановского):
«…В небе незнакомая звезда,
Светит, словно памятник надежде».
10. «Пока я помню», (музыка А.Бабаджаняна, слова Р.Рождественского):
«Плывут в дома воспоминания,
Слова любви, слова признания.
Живут во мне воспоминания,
Живут во сне и наяву.
Они – тепло моё весеннее,
Моя мечта, моё везение,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню – я живу!»
11. «Синий платочек»:
«Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч…».
“Память” в татарских песнях
“Хәтер”
“Әй, син,Хәтер, гомер язларыннан
Яшьлекләрне безнең чакырып ал!”
Равил Фәйзуллин
“Хәтерләү”
Бар да сине хәтерләтә:
Язгы урман,язгы су;
Табигат тә синең кебек!
Бер шатлыклы , бер моңсу
Роберт Әхмәтҗанов
Когда человеку хорошо и когда человеку трудно, он обращается к песне. С ней можно по новой пережить такие чувства, как любовь, радость, счастье, верность, дружбу, а также потерю, ложь, то есть все то что бывает в жизни, а помогает это сделать, конечно же, память.
10. Память в стихотворениях.
А.С. Пушкин «Памятник».
Г.Р. Державин «Памятник».
В этих стихотворениях говорится о памяти, которую хранят люди и поэте. Это его произведения, мысли и чувства, выраженные в творчестве. Это тоже своего рода памятник, но не материальный.
Н.Гумилёв «Память». Для автора жизнь немыслима без памяти, ей отводится ведущая роль.
Память в стихотворениях татарских поэтов
“Имән”
Кеше торса, торсын...
Эзе калсын.
Үзе үлгәч, эше калсын.
М. Җәлил
“Укытучыма”
Хәтерлим мин әле бүгенгедәй
Окябрҗнең бере җиткәнен
Хәтерлим мин әле бүгенгедәй
Укытучы апам көткәнен
Фәнис Яруллин
Хәтер көне
Мең гасырлык көчле хәтерле без
Тарих безне көчле ясады.
Дания Галәми
Память в стихотворениях наделяется особой силой. Нет будущего у того народа, который не помнит прошлое, не помнит своих героев.
11. “Память”о знаменательных событиях.
В октябре месяце есть день, который является Днем памяти дедов. Это тот самый день, когда в 1552 году Иван Грозный завоевал Казань. Так его назвали в память о наших дедах, положивших головы, защищая свой город. Современная татарская поэтесса Дания Галями посвятила этому событию стихотворение “День памяти”
В июне 22 числа отмечается День памяти и скорби в России и СНГ. В этот день немецкая армия вторглась на территорию СССР. Этот день напоминает о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы помним о тех далеких днях, о тех людях, которым обязаны самым дорогим, жизнью. Помогают нам в этом воспоминания наших дедов, прадедов, бабушек, прабабушек, документальные и художественные произведения и другие источники памяти. И праздник День Победы, который в этом году посвящен 65-летию со дня Победы!
Также в нашей стране отмечаются Дни памяти жертв политических репрессий, воинов интернационалистов, погибших в Чечне, журналистов.
Такие дни нельзя забывать, чтобы они не повторились.
Есть Дни памяти, посвященные выдающимся личностям прошлых и нашего столетия: Дни памяти А.С. Пушкина, Г. Тукая, М. Джалиля, Грибоедова и др.. Мы должны помнить настоящих граждан нашей Родины.
Есть и Дни памяти наших современников, в основном государственных деятелей, журналистов, спортсменов, артистов.
В прошлом году ушел из жизни молодой хоккеист, но успевший сделать много для своей команды и России, памятью о нем явился «Благотворительный фонд им. Алексея Черепанова».
23 декабря 2008 года в городе Омске состоялось открытие некоммерческого Партнёрства «Содействие и развитие физкультуры и спорта имени Алексея Черепанова». Это абсолютно новый проект, объединивший творческих людей, спортсменов и просто заинтересованных лиц, которые решили заниматься разработкой и реализацией благотворительных и образовательных программ и проектов в области хоккея. Организация создана под руководством Андрея Алексеевича Черепанова.
Это первое некоммерческое Партнёрство на территории Омской области, которое предполагает оказывать помощь юным спортсменам и предлагает сотрудничество организациям и частным лицам в деятельности по осуществлению поставленных задач. Целью Партнерства является развитие и популяризация хоккея среди молодёжи, помощь спортсменам и тренерам, сотрудничество с государственными и общественными организациями в реализации социальной политики, направленной на осуществление программ в области спорта.
Деятельность Партнёрства уже нашла поддержку у многих организаций не только в Омской области, но и за её пределами. Также Партнёрство планирует укрепить связи с различными международными и национальными организациями, заинтересованными в развитии спорта.
12. Память в спорте.
1.Турнир памяти В. Блинова (хоккей, г. Омск).
2. Турнир памяти Ю.И. Моисеева (хоккей, г. Казань).
3. Мемориал памяти И. Ромазана (хоккей, г. Магнитогорск).
4. Турнир памяти Л. Гильмуллина (футбол, г. Казань).
5. Турнир памяти К. Бескова (футбол, г. Москва).
6. Международный турнир по вольной борьбе памяти И. Ярыгина (г. Красноярск).
7. Турнир по рукопашному бою памяти Анатолия Ягодина (г. Москва).
8. Кубок Гагарина (хоккей, вручается победителю чемпионата КХЛ).
9. Кубок Харламова (хоккей, вручается победителю чемпионата МХЛ).
Заключение.
Проанализировав весь материал, собранный из различных источников, можно сделать следующие выводы:
Сопоставив значение слова, закрепленное в словарях и то значение, которым наполняют его авторы стихотворений, песен, сказок, мы делаем вывод, что некоторые особенности значения не закреплены в современных словарях. Они продиктованы далеким прошлым культуры древних славян и татар.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Слово «память» имеет древние корни, широко используется современными носителями языка, оно наполнено в основном позитивным смыслом в сознании людей, что определяет его символику.
Найдется ли кто-нибудь, готовый оспорить факт, что память – это самое ценное, чем обладает человек? Наверное, нет. В жизни каждого хотя бы раз был момент, когда память выручала, спасала человека, иными словами, память и есть сама жизнь, как поется в песне М. Магамаева «…Пока я помню, я живу». Свою работу мне хотелось бы завершить словами Николая Гумилева:
«Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня…»
Использованная литература:
1. Н. М. Шанский. Этимологический словарь русского языка.
2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык»,
1990 г.
3. И.А. Абдуллин, С.Б. Вахитова, Ф.М. Газизова, Л.Р. Гайнанова, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухаммадиев, Ш.С. Ханбикова, Р.Г. Ахматьянов. Толковый словарь татарского языка в трех томах. Том 3. Казань, Татарское книжное издательство, 1981 г.
4. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников). Москва, « Эксмо», 2005 г.
5. В.И. Даль. Пословицы русского народа. Москва, «Эксмо», 2003 г.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Ласточка. Корейская народная сказка
Груз обид
Дымковский петушок
Земля на ладонях. Фантастический рассказ