«…Люди гибнут за металл …» Услышав эти слова из куплетов Мефистофеля, я задумалась: всегда ли деньги губят людей, могут ли они способствовать изменению шкалы нравственных ценностей? Эти вопросы звучат в рассказах А.С. Грина «Зеленая лампа» и А.П. Чехова «Пари».
Цель нашего исследования: рассмотреть особенности решения проблемы влияния денег на человека в рассказах А.С. Грина «Зеленая лампа» и А.П. Чехова «Пари».
Задачи: сопоставить рассказы А.П. Чехова «Пари» и А.С. Грина «Зеленая лампа»:
- названия;
- композиционный строй;
- способы заключения пари, сделки;
- образы главных героев;
- поведение «заключенных» в добровольном «плену».
Гипотеза: А.С. Грин и А.П. Чехов в силу специфичности своей творческой манеры каждый показал двоякое влияние денег на личность человека.
Методы: аналитический, сопоставительный, герменевтический.
Вложение | Размер |
---|---|
komparativizm_rasskazov_a.p._chehova_pari_i_a.s1._grina_zelenaya_lampa.doc | 111 КБ |
Исследовательская работа
КОМПАРАТИВИЗМ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА «ПАРИ» И А.С. ГРИНА «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»
Набиуллина Миляуша
Научный руководитель:
учитель литературы и русского языка высшей категории Ибрагимова Л.Т.
Казань
Введение. Обоснование выбора темы научно-исследовательской работы………..3
Глава I. Заглавия рассказов…………………………………………………………...4
Глава II. Композиция и конфликты рассказов, средства выразительности речи…5
Глава III. «Хозяева жизни»…………………………………………………………..7
Глава IV. Добровольные «заключенные»…………………………………………...8
Глава V. Способы заключения пари, сделки………………………………………..8
Глава VI. Поведение «заключенных» в добровольном «плену»…………………..9
Глава VII. К каким изменениям героев привели пари и сделка…………………..12
Глава VIII. Экскурс в века………………………………………………………….. 13
Заключение. Достижение цели и подтверждение гипотезы данной исследовательской работы…………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………………. 19
Введение. Обоснование выбора темы научно-исследовательской работы
…Теперь толкуют о деньгах
В любых заброшенных снегах,
В портах, постелях, поездах,
Под всяким мелким зодиаком.
Тот век рассыпался, как мел,
Который словом жить умел,
Что начиналось с буквы «Л»,
Заканчиваясь мягким знаком…
Ю. Визбор «Деньги»
«…Люди гибнут за металл …» Услышав эти слова из куплетов Мефистофеля, я задумалась: всегда ли деньги губят людей, могут ли они способствовать изменению шкалы нравственных ценностей? Эти вопросы звучат в рассказах А.С. Грина «Зеленая лампа» и А.П. Чехова «Пари».
Цель нашего исследования: рассмотреть особенности решения проблемы влияния денег на человека в рассказах А.С. Грина «Зеленая лампа» и А.П. Чехова «Пари».
Задачи: сопоставить рассказы А.П. Чехова «Пари» и А.С. Грина «Зеленая лампа»:
- названия;
- композиционный строй;
- способы заключения пари, сделки;
- образы главных героев;
- поведение «заключенных» в добровольном «плену».
Гипотеза: А.С. Грин и А.П. Чехов в силу специфичности своей творческой манеры каждый показал двоякое влияние денег на личность человека.
Методы: аналитический, сопоставительный, герменевтический.
Актуальность исследования заключается в отсутствии литературоведческих исследований, в которых сопоставляются названные рассказы А.С. Грина и А.П. Чехова.
Новизна исследования заключается в том, что нами было проведено анкетирование среди старшеклассников (9-11 классы) на предмет отношения к деньгам.
Глава I. Заглавия рассказов
Название рассказа А.С. Грина символично и метафорично. Лампа – предмет, символизирующий надежду, жизнь, мудрость, указание пути [13]. Философ-киник Диоген, живший в Афинах и Коринфе, блуждал по рыночной площади с высоко поднятым зажженным светильником как символом поиска истины и добродетели [8]. Зеленый цвет ассоциируется с юностью, с жизненными возможностями, с рождением и надеждой. Этот цвет ассоциируется и с Джоном Ивом, так как именно он испытывает обновления в своей душе. Получается, что зеленая лампа – это символ жизненных изменений в лучшую для человека сторону.
«Пари» - окончательное название рассказа А.П. Чехова, который автор изначально хотел назвать «Сказка». При переработке рассказа А.П. Чехов изменил заглавие и опустил третью, заключительную главу рассказа. Если обратиться к жанровой специфике, то сказка – 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастическим сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.) [4, с. 965]
Мы думаем, что А.П. Чехов изменил название, потому что случившееся могло произойти и в жизни. Именно пари стало поводом к изменениям внутреннего мира героев. Заглавие «Сказка» давало читателю надежду, что есть люди, которые духовные ценности ставят выше финансового благополучия. Пари – это своего рода «зеленая лампа». Она награда за испытания, которые удалось преодолеть Джону Иву на жизненном пути. Пари также предполагает награду. Для банкира – это материальное вознаграждение, для юриста – очищение, награда на нравственно-духовном уровне.
Вывод. Названия обоих произведений символичны и метафоричны. Так, например, пари в одноименном рассказе А.П. Чехова является отправной точкой, повлекшей к изменению духовного облика персонажа, его мироощущения и мировосприятия в целом. «Зеленая лампа» А.С. Грина аппелирует к символике жизненных перемен посредством внутреннего очищения и, как следствия, перерождения человека в целом. Таким образом, разные заглавия несут в себе общее – надежду на нравственную победу.
Для того чтобы более детально рассмотреть структуру произведений на стилистическом и композиционном уровнях, мы обратились к анализу композиции произведения, конфликтов и изобразительно-выразительных средств.
Глава II. Композиция и конфликты рассказов, средства выразительности речи
Следует отметить общность в построении рассказов:
1. Сюжеты этих рассказов не совпадают с фабулой; повествование идёт о прошлом. В «Пари» оно ретроспективно. Банкир вспоминает о событиях пятнадцатилетней давности. И в «Зеленой лампе» рассказчик повествует о событиях уже минувших дней.
2. Архитектоника одинакова: оба рассказа разделены на две части.
3. Композиция в обоих рассказах кольцевая с элементами компаративной.
4. Рассказы построены на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому.
5. Эти два рассказа – рассказы-притчи, в которых есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы условности и гротеска.
В обоих рассказах имеются следующие конфликты: сюжетообразующий (в «Пари» между юристом и банкиром), внутриличностные (у юриста, Ива), межличностные (между юристом и банкиром, Джоном Ивом и Стильтоном) – нравственно-психологические, философские и социальные (спор на вечеринке на тему смертной казни и заключения).
Немаловажно и то, что в рассказе А.П. Чехова у героев имена нарицательные: банкир и юрист, а в «Зеленой лампе» - собственные. Мы думаем, потому, что образы банкира и юриста – собирательные, олицетворяющие богатых безнравственных людей и им противоположных. А.П. Чехов сознательно уходит от каких-либо аналогий с конкретными людьми и, возможно, персонажами из других художественных произведений. Герои рассказа А.С. Грина и события, происходящие с ними, более реалистичны. Именно поэтому, на наш взгляд, они наделены именами.
Писатели используют такие средства выразительности, как эпитеты («…дикое, бессмысленное пари…», «…неземное счастье…», «…странная сделка…», «…издевательская щедрость…», «…проклятое пари…», «…жалкий человек…»), оксюморон («…игрушка из живого человека…»), синтаксический параллелизм («…он пьян или умер…» - «…я голоден… и я жив…»; Ив противится своему состоянию и стремится к жизни), просторечные и ругательные слова «падаль», «чепуха», «дурак».
Вывод. Итак, нам удалось выявить сходства, как на композиционном, так и на стилистическом уровнях произведений. Мы смогли структурировать конфликты и рассмотреть их взаимосвязь с персонажами.
Глава III. «Хозяева жизни»
В рассказе А.П. Чехова спорящие люди – банкир и молодой юрист. Банкир считает, что смертная казнь – «…нравственнее и гуманнее заключения…» [8, с. 99]. Он предстает нам безнравственным, но богатым. Богатым материально, но не духовно.
В «Зеленой лампе» богач Стильтон «проделывает шутку» над Джоном Ивом, которого называет «падалью» [2, с. 102]. Слово «падаль» употребляется относительно мертвых животных [4, с. 649], а здесь он позволяет себе сказать такое о живом человеке. «Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки», - говорит Стильтон [2, с. 102]. Он возомнил, что может играть людьми, потому что у него есть деньги. Для обоих этих героев деньги – самая важная ценность. Им чужды духовность, нравственность, совесть. «…Банкир, не знавший тогда счета своим миллионам, избалованный и легкомысленный, был в восторге от пари…» [8, с. 100]. Нервно, необдуманно предложив пари, он и не знал, что может сломать жизнь другому. Наоборот, его тешила мысль о том, что он может за деньги отнять свободу у человека; власть над другими, дарованная деньгами, - вот что было важнее всего.
Стильтон играл с чужой жизнью; игра эта для него была «чепухой», но он очень гордился своей выдумкой. Разбрасывая деньги на ветер, эти герои не думали о последствиях своих действий, потому что считали, что можно всё купить и продать. В первом случае проигрывается ситуация спора, пари на вечере, некогда устроенным у банкира дома, а во втором – непосредственно ролевая игра, когда богач Стильтон «проделывает шутку» над Джоном Ивом.
Вывод. 1. Главные герои обоих произведений – банкир и миллионер – тождественны в своих представлениях об укладе жизни. 2. Таким образом, в данных рассказах определяющим становится мотив игры, тесно связанный с деньгами как высшей ценностью этих людей.
Глава IV. Добровольные «заключенные»
Теперь сопоставим других участников спора. Джон Ив бы ничем не примечательным молодым человеком. Решивший попытать счастья в Лондоне, он ничего не добился. И предложение Стильтона было очень выгодным. Для Ива свобода была не столь важна – инстинкт выживания сильнее, поэтому свой плен Ив называл «благоденствием». Он и не понял сразу ситуации: «…Или этот человек сошел с ума, или я счастливчик особенный…» [2, с. 104]. Зеленая лампа лишила его свободы – свободы физической, но не духовной. Стильтон считал его «…дураком, купленным дешево, в рассрочку, надолго…» и что «…он сопьется от скуки или сойдет с ума…» [2, с. 104].
Юрист – молодой человек лет двадцати пяти. Его призвание – защита прав и свобод человека. Он считает, что «…жить как-нибудь лучше, чем никак…» [8, с. 100]. Мы думаем, именно в силу своей профессии он так остро отреагировал на дискуссию за столом. Вызов банкира он принимает спонтанно. Ему твердят: «Образумьтесь!», но юрист уже все решил. Эти герои молоды, Ив – нищий, юрист не столь богат, но оба они неопытны. Вывод. Нам удалось провести параллель между двумя участниками спора – Джоном Ивом и юристом. Они схожи своей молодостью, некой горячностью, своей социальной и материальной несостоятельностью. Подкупает их колоссальная сила воли, способность и желание следовать избранному пути. Таким образом, у обоих писателей в спор вступают безнравственный богач и два молодых, ещё не состоявшихся в жизни, но морально сильных человека.
Глава V. Способы заключения пари, сделки
В рассказе А.П. Чехова пари заключается спонтанно, нервно, необдуманно, прилюдно и в письменном виде. В «Зеленой лампе» Стильтон делает предложение, подумав и решив заранее; сделка заключается в устной форме. Он намеренно «делает игрушку» из Ива и тем самым заключает его в плен, за что и будет наказан. Этого плена могло и не быть, если бы Реймер, друг Стильтона, которому было всё равно, не был столь равнодушным. «…Реймер, которому было всё равно, презрительно пожал плечами, простился со Стильтоном и уехал коротать ночь в свой клуб» [2, с. 102]. Однако Реймер отговаривал друга не связываться с нищим не оттого, что он был духовным – он испытывал презрение к бедным, брезговал их обществом, а значит, ощущал своё превосходство над другими людьми.
Условия пари разнятся: у А.С. Грина они более реальны (в течение неопределенного времени Иву нужно жечь лампу), а у А.П. Чехова заключение на 15 лет за 2 миллиона представляется невозможным. Обоими героями условия пари и сделки будут нарушены.
Вывод. Пари и сделка предлагаются богатыми людьми. Ими движет тщеславие, самолюбие и желание поиграть чужими жизнью и свободой. Однако имеют место быть и существенные отличия: у А.С. Грина условия пари вполне соответствуют действительности, а у Чехова они представляются немыслимыми.
Глава VI. Поведение «заключенных» в добровольном «плену»
По-разному ведут себя в заточении Джон Ив и юрист. У А.С. Грина Ив сначала просто сидел у окна, потом, жаждущий знаний (а вначале просто от скуки), много читал всё подряд, но смог найти истинно свое – анатомию. Он был упрям в изучении. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, явилась источником света, символом духовной свободы, обновления Ива. Он стал намного богаче Стильтона хотя бы потому, что имел надежду и цель в жизни. Ив понимал, что может стать образованным, «…благодаря издевательской щедрости…» [2, с. 105] Стильтона. И главная его цель стала явью, потому что он осознал важное: «если желание сильно, то исполнение не замедлит» [2, с. 106]. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.
В «Пари» А.П. Чехова юрист лишается свободы не частично, а полностью и на пятнадцать лет, им управляет тяга к деньгам. В первый год заключения он страдал от одиночества и скуки, музицировал, пил вино и курил табак, но вскоре отказался от них и, как Ив, много читал. Сначала это были легкие любовные романы, затем узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Когда юрист изучил 6 языков, душа его испытывала «…неземное счастье…» [8, с. 102] оттого, что умела понимать гениев всех веков и стран.
На смену этим книгам пришло евангелие. Банкир не понимал, почему на его чтение потратился целый год. Ведь евангелие – «…удобопонятная и не толстая книга…» [8, с. 102]! Но подозревал ли он, что именно книги религиозного характера, в частности евангелие, являются кладезем мудрости и духовности? В Библии есть вопрос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16:26)
Так вот «узники» обоих рассказов обогащали свою душу чтением, философией. И именно чтение явилось стимулом к изменениям в их мироощущении, приведшим к разным результатам. Но они оба стали по-иному воспринимать жизнь, вечные ценности.
А банкир и Стильтон в погоне за деньгами вредили своей душе, а пользы от денег не получили. Выкуп они дают серьезный: теряют душу.
Банкира мучила мысль о том, что ему придется расстаться с деньгами. Его азартность, рискованность и горячность привели в упадок дела. И единственным спасением от банкротства и позора он нашел смерть узника. Какая безнравственность – убить человека ради денег! Он полагал, что имеет право отнять не только свободу, но и жизнь у другого человека. Ему не было совестно от этой мысли, он даже подумал, что подозрение падет на сторожа. Можно сказать, что выходом из ситуации для банкира является преднамеренное убийство, а Стильтон не противился жизни, всё же переигравшей его.
Узник был уже состарившимся седым, худощавым мужчиной с желтой кожей и изможденным лицом. Он заснул за чтением книг… Однако банкир всё думал о деньгах: «…Жалкий человек! Спит и, вероятно, видит во сне миллионы!» [8, с. 104] и даже был готов его задушить. Но мысли узника были вовсе не о деньгах. Именно его письмо остановило банкира, и он не убил юриста.
Юрист писал, что презирает блага мира. Он жил без них и стал при этом богаче остальных. Он жил в книгах и смог изучить земную жизнь, не живя ею, то есть стал действительно восприимчивым, проницательным и мудрым. Он осознает, что умнее всех (не скромно, не так ли?). Однако он презирает и книги, и блага, и мудрость. Все ничтожно перед лицом смерти. Вера – вот что всесильно. Он не понимает людей, променявших небо на землю. Это аллюзия на Адама и Еву. Узник уделял особое внимание религиозной литературе. Человек позволяет себе быть Богом: решать, что добро, а что зло, распоряжаться чужими жизнями. Адам и Ева были изгнаны из Эдема за то, что вкусили плод с Древа познания Добра и Зла. «Ложь принимаете вы за правду, а безобразие за красоту», - пишет узник [8, с. 105]. И он все же прав. Деньги для человека становятся выше других ценностей, свобода выше духовности. Узник презирает деньги, отказывается от них и нарушает договор, как и Джон Ив. Он обрел внутреннюю свободу, независимость от внешних факторов: денег и других земных благ. Все бренно, кроме веры. Ив является тому подтверждением: он верил в себя, в своё желание, и результат стал явным. Из нищего бродяги он превратился в хорошего врача. Можно сказать, что Ив прагматик. Он выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. И уже став врачом, работает в больнице для бедных, помогая таким же, каким был он сам. Юрист же, наоборот, отказался от всего и стал отшельником. Его переживания более глубокие, философские - он думает обо всем человечестве. Но оба этих героя, будучи в плену, не сникли, а стали более свободными, духовными людьми с богатым внутренним миром.
Вывод. Оба «узника» занимались в добровольном «заключении» самообразованием, обогащая свой внутренний мир, свою душу чтением различных книг.
Глава VII. К каким изменениям героев привели пари и сделка
Результатом подобного самообразования явилось совершенно иное восприятие жизни и вечных человеческих ценностей. Что касается банкира и Стильтона, то они в погоне за материальными благами утратили самое сакральное, ценное, святое – собственную душу.
«Пленившие» жалеют о пари и сделке. «…Банкир поцеловал странного человека в голову, заплакал…и чувствовал презрение к самому себе» [8, с. 105]. Автор использует эпитет «странный». Для банкира этот человек таковым и является, ему не понять узника, которого после освобождения больше не видели. По мнению калмыцкого поэта, прозаика и журналиста М.В. Хонинова, «…такое состояние банкира – волнение и даже слезы – есть следствие выхода из безвыходной (так считал банкир) ситуации. Он вовсе не прозрел духовно или нравственно...» [13] Однако, на наш взгляд, банкир был искренен в своих чувствах и презирал себя, как никогда. Но натура банкира, человека, привязанного к деньгам и зависимого от них, оказалась сильнее светлых чувств. В конце рассказа понятно, что банкир остался таким же, каким и был в начале рассказа: узнав от «бледных сторожей» (видимо, они тоже не поняли поведения юриста), что узник скрылся, сначала удостоверил бегство, затем «…чтобы не возбуждать лишних толков…» [8, с. 105] спрятал отречение. Стильтон, который был доволен своей шуткой, через 2 года приходит к другому мнению: «…Глупая шутка, не стоило бросать денег…» [2, с. 105]. Он осознал свою вину и попросил прощения у Ива. Оба рассказа имеют открытый финал.
Неизвестно, что стало с юристом, со Стильтоном, но ясно одно: победителем в пари вышел заключенный. Он победил самого себя, алчность к деньгам и стал совершенно другим человеком. Ив вышел в люди и стал помогать другим, он нашел себя.
Авторы заканчивают произведения именно так не случайно: «…А спускаясь по темной лестнице, зажигайте…хотя бы спичку» [2, с. 106] и «…Чтобы не возбуждать лишних толков, он взял со стола лист с отречением и, вернувшись к себе, запер его в несгораемый шкаф» [8, с. 105]. У А.С. Грина говорится о луче надежды, который человек не должен терять. Пусть небольшой, от спички, но свет должен быть. Свет в душах, который помогает людям не сломаться в трудные минуты. У А.П. Чехова банкир прячет отречение в несгораемый шкаф. Узник писал о вечном, нетленном, никогда не сгорающем, о том, что нужно беречь и лелеять в человеческих душах.
В обоих рассказах деньги являются символом власти, плена, но в то же время именно деньги помогают героям духовно развиться, изменить свою жизнь. Только от самого человека зависит, погубят его деньги или предоставят возможность для новой жизни. Темы власти денег, свободы и плена, духовности и безнравственности актуальны и по сей день.
Вывод. И в рассказе А.П. Чехова «Пари», и в рассказе А.С. Грина «Зеленая лампа» темы власти денег, свободы и плена, безнравственности и духовности являются ключевыми. Ведь именно деньги помогают героям внутренне развиваться, приобщаясь к духовным ценностям, но только сам человек определяет их роль в своей жизни: погубят ли его материальные блага или предоставят возможность для новой жизни.
Глава VIII. Экскурс в века
Эпиграфами к данным рассказам могли бы послужить следующие пословицы: «Не рой другому яму – сам в нее упадешь» [7, с. 295], «Над другим посмеешься – над собой поплачешь» [3, с. 302], «Как аукнется, так и откликнется» [7, с. 176]. Все эти пословицы имеют библейское происхождение и поэтому высоконравственны. И то, о чем в них говорится, несгораемо, является вечной истиной и затрагивает души и умы людей уже не один век.
В XIX веке существовало дружеское общество петербургской дворянской молодежи «Зеленая лампа», в числе членов которого были декабристы, а также А.С. Пушкин и А.А. Дельвиг. Во время заседаний в комнате находилась лампа с зеленым абажуром, символизировавшая свет и надежду [10].
В XX веке в Париже существовало воскресное литературно-философское общество, собиравшееся в доме Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус. «Пламя нашей Лампы светит сквозь зеленый абажур, вернее, сквозь зеленый свет надежды», - сказал в своем слове Д.С. Мережковский [11].
В 1984 году В. Мотылем был снят фильм «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» по мотивам рассказов А.П. Чехова, в числе которых был и «Пари».
В наши дни снимается фильм «Зеленая лампа» по мотивам рассказа А.С. Грина, премьера которого запланирована на 2013 год. Действие рассказа перенесено в XXI век [12].
Духовность, внутренняя чистота – незыблемые основы человеческого бытия, объединяющие разные, но в то же время очень похожие рассказы двух великих, на мой взгляд, классиков русской литературы – А.П. Чехова и А.С. Грина.
Заключение. Достижение цели и подтверждение гипотезы данной исследовательской работы
Современное общество не может существовать без денег. Но основой нашей жизни должны оставаться любовь к ближнему, сочувствие, понимание и милосердие. Свою работу мне хотелось бы завершить строчками из того же стихотворения, что и эпиграф:
«… Моя надежда на того,
Кто, не присвоив ничего,
Свое святое естество
Сберег в дворцах или в бараках,
Кто посреди обычных дел
За словом следовать посмел,
Что начиналось с буквы «Л»,
Заканчиваясь мягким знаком…» [9]
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Поставленная нами цель достигнута.
Рассмотрев проблему влияния денег на человека, мы пришли к выводу, что оно может проявляться как в положительном, так и отрицательном аспектах:
Наша гипотеза подтверждается. Деньги могут стимулировать самосовершенствование человека, влиять на его шкалу ценностей.
Также нами было проведено анкетирование, в ходе которого мы задали следующие вопросы ученикам 9-11 классов нашей гимназии:
1. Какую роль в вашей жизни играют деньги?
2. Может ли ваше отношение к человеку определяться его материальным положением?
3. Гораций сказал: «Накопленное богатство может служить, а может и порабощать» [1]. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Проанализировав ответы учащихся, можно прийти к следующим выводам:
53% десятиклассников считают деньги важной, но не самой главной составляющей жизни человека. По их мнению, деньги необходимы человеку для существования в современном мире. 43% ответили, что деньги – это основное и очень значимое в их жизни. 3% опрошенных придерживаются мнения, что деньги в их жизни играют малозначимую роль.
54% одиннадцатиклассников считают деньги значимыми, необходимыми человеку для проживания. Однако есть в жизни явления и важнее – дружба, семья, любовь. 30% отметили, что деньги – самое важное в их жизни, и без них они чувствуют себя некомфортно. Часть учащихся отметила, что деньги предоставляют свободу действий. 8% опрошенных ответили, что деньги – далеко не самое главное. Такое же количество респондентов затруднились ответить.
87% десятиклассников считает, что отношение к человеку не зависит от его благосостояния, а 13% ответили положительно.
Большинство учащихся 11-ых классов – 86% - ответили, что материальное положение человека никак не влияет на отношение к нему. 14% придерживаются иного мнения. Некоторые отметили, что если человек богат и добился такого положения честным трудом, то и отношение к нему будет положительным. Если же он сидит у кого-нибудь «на шее», то и отношение к такому человеку будет соответствующим.
92% десятиклассников согласны с Горацием, но некоторые отмечают, что бывают и исключения, а также и то, что вскружат деньги человеку голову или нет – зависит от него самого. 4% не согласились с приведенным утверждением и столько же считает, что нельзя ответить однозначно.
96% опрошенных в 11-ых классах разделили мнение Горация, а 4% - нет.
Изучив результаты проведенного нами опроса, мы видим,
что подавляющее большинство старшеклассников реалистично относятся к деньгам: не считают их главной жизненной ценностью, но и отмечают невозможность существования без денег в современном обществе.
Мы же придерживаемся того мнения, что в условиях рыночной экономики отношения не должны становится рыночными, и в любых обстоятельствах Человек должен оставаться Человеком.
Список использованной литературы
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Проказы старухи-зимы
Весенняя гроза
Рисуем зимние домики