Каждый день кто-то садится за бюро дома или удобно устраивается у подоконника в школе, располагается за огромным письменным столом в рабочем кабинете или за маленьким откидным столиком в экскурсионном автобусе, садится на земле у чистого озера или на краю пыльной дороги и достает тетрадочку или блокнот, окунает перо в чернильницу или берет обычную шариковую ручку и выводит слева или справа на листе число. Происходит это на земле и в космосе, на северном и южном полюсах, в море и на суше, на необитаемых островах и изведанных землях, в палатке или . .. Миллионы людей, знаменитых и безвестных, ведут дневники: дата, запись, снова дата. И так до бесконечности. В чем же загадка жизнестойкости дневника?
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_vchera_segodnv.fomicheva_sofya_chapaeva_evgeniya_.doc | 405 КБ |
МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани
Дневник вчера, сегодня…
Чапаева Евгения Николаевна, Фомичева Софья Олеговна
Научный руководитель:
Ибрагимова Лилия Тимербулатовна,
учитель русского языка и литературы
Казань
Содержание
Введение | |
Основная часть | |
Глава I. Жанр дневниковых записей §1. История возникновения дневника | |
§2. Особенности жанра дневниковых записей | |
§3. Классификация дневников | |
§4. Функции дневника | |
Глава II. Определение востребованности дневника у гимназистов 5-11классов §1. Анкетирование | |
§2. Результаты анализа анкет | |
Заключение | |
Литература |
Введение
Каждый день кто-то садится за бюро дома или удобно устраивается у подоконника в школе, располагается за огромным письменным столом в рабочем кабинете или за маленьким откидным столиком в экскурсионном автобусе, садится на земле у чистого озера или на краю пыльной дороги и достает тетрадочку или блокнот, окунает перо в чернильницу или берет обычную шариковую ручку и выводит слева или справа на листе число. Происходит это на земле и в космосе, на северном и южном полюсах, в море и на суше, на необитаемых островах и изведанных землях, в палатке или . .. Миллионы людей, знаменитых и безвестных, ведут дневники: дата, запись, снова дата. И так до бесконечности. В чем же загадка жизнестойкости дневника?
Актуальность нашей работы мы видим в популярности дневника. Дневник использовался и используется в художественной литературе и в общественно-политических изданиях. Интересуются дневником и наши ровесники. Это источник информации об исторических событиях, а также одно из средств духовного самопознания и саморазвития человека.
На сегодня дневник изучен недостаточно.
Цели:
- выявить характеристики дневника;
- определить роль дневника в жизни гимназистов 5-11 классов
Задачи:
1.Ознакомиться с толкованием слова «дневник», используя различные толковые словари;
2. Рассмотреть историю дневника;
3. Выявить разновидности дневника;
4. Провести исследование – определение востребованности дневника у гимназистов 5-11 классов и его функций.
Методы исследования:
теоретические (чтение и анализ научной, научно-популярной
литературы, художественных текстов, использование Интернет –
источников, наблюдение, анализ и систематизация фактов);
социологические (анкетирование);
Гипотеза:
Мы предполагаем, что дневник в условиях современной жизни не потерял актуальности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в учебном процессе. Накопленный материал можно также использовать в изучении творческих биографий известных российских учёных, писателей, журналистов, общественно-политических деятелей XIX и ХХ века.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Основная часть.
1. Определение понятия «дневник».
Определение слова «дневник» нами рассмотрено в разных толковых словарях:
- Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф.Ефремова;
- Толковый словарь под ред.С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой;
- Толковый словарь под ред.Д.Н. Ушакова;
-Современный толковый словарь изд. «Большая советская энциклопедия;
- Малый Академический словарь русского языка;
- Малый толковый словарь под ред. Лопатина В.В.;
- Толковый словарь русского языка Дмитриева Д.В.
Вывод: общим в толковании понятия «ДНЕВНИК» является следующее:
1) Записи личного характера;
2) Записи о каждодневных делах, текущих событиях;
3) Записи ведутся изо дня в день
§1. История возникновения дневника
Откуда к нам пришло слово «дневник»? Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal– «ежедневный». Как говорят лингвисты, это «калька с французского».
Из истории возникновения дневника:
1. Дохристианская Русь. В этот период присутствуют записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.
2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи.
3. XVII век. Записи содержащие в себе сведения, основанные на личных впечатлениях, на свидетельствах современников.
4. XVIII — начало XIX века. Сформировано понятие дневника. В России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
5. XIX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.
В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.
Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник, ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.
Сегодня в Интернете существуют блоги, которые состоят из «постов» - сообщений в дневнике. Пост содержит дату и время публикации, ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Автор блога нацелен на поиск единомышленников.
Вывод: Дневниковые записи замечены с X века, однако их ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...». Само слово дневник получило распространение в эпоху Петра. Сегодня особое распространение получают электронные дневники.
§2. Особенности жанра дневниковых записей:
Существуют три разновидности использования дневника как жанра в литературе.
1) литературный, целиком вымышленный дневник, представляющий собой либо само произведение («Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева, «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя, «Мой брат играет на кларнете» А. Г. Алексина), либо значительную его часть («Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, оставшийся в черновиках пушкинского «Евгения Онегина» альбом Онегина).
2) настоящие дневники писателей, либо заранее предназначенные для публикации («Дневник писателя» А.С. Пушкина), либо ведущиеся для себя (дневник Л. Н. Толстого).
На протяжении своей жизни Пушкин неоднократно пытался вести дневники. Однако политическая обстановка не способствовала запискам поэта. После событий 14 декабря 1825 г. он вынужден был уничтожить свою автобиографию, начатую в 1821 г. «Несколько раз принимался я за ежедневные записки и всегда отступался из лености; в 1821 году начал я свою биографию и несколько лет сряду занимался ею. В конце 1825 г., при открытии несчастного заговора, я принужден был сжечь сии записки. Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв. Не могу не сожалеть о их потере; я в них говорил о людях, которые после сделались историческими лицами, с откровенностию дружбы или короткого знакомства. Теперь некоторая театральная торжественность их окружает и, вероятно, будет действовать на мой слог и образ мыслей. Зато буду осмотрительнее в своих показаниях, и если записки будут менее живы, то более достоверны».
Нами изучены дневники в собственном смысле слова (Лицейский дневник, Кишиневский дневник, дневник 1833-35 гг.) Пушкин заносит в дневник только наблюдения над окружающей жизнью и истории прошлого в рассказах своих современников. Наблюдения Пушкин записывал осторожно. Предназначал он свои записки для потомства, но боялся, что они попадут в руки современников, а потому сдерживал себя. Пушкин не выражал своего отношения к дневнику.
Л.Н. Толстой же прямо говорит о значении дневника в его жизни.
Из дневника Л.Н.Толстого:
«17 апреля в 8 часов утра. Я никогда не имел дневника, потому что не видел пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния. Через неделю ровно я еду в деревню. Что же делать эту неделю? Заниматься английским и латинским языком, римским правом и правилами. Именно: прочесть «Viear of Wakefield», изучив первую часть грамматики; прочесть как с пользой для языка, так и для римского права первую из инструкций, окончить правила внутреннего образования…».
Для Л.Н. Толстого дневник - это тайный собеседник. Он считал, что именно дневнику можно с такой доверчивостью открыть душу. Главное, вести записи ежедневно. Если не получается, то можно и время от времени. Важно не забывать датировать каждую запись: ставить число, месяц, год. Дневник, по мнению известного писателя, это наши мысли, раздумья, это разговор с собой. Дневник позволяет сохранить в памяти то, что важно. Дневник – это средство формирования внутреннего мира, сознания, индивидуальности. «По дневнику весьма удобно судить о самом себе», - говорил Л.Н. Толстой»
3) дневники обыкновенных людей — просто датированные записи о различных волновавших автора чувствах и событиях. Когда такой дневник принадлежит человеку одаренному, он может стать незаурядным явлением так называемой документальной литературы. Так вошел в мировой фонд произведений о борьбе с фашизмом «Дневник Анны Франк «Убежище»». Скрываясь от ареста, Анна вела дневник в письмах, в которых рассказывала, что происходило с ней и обитателями убежища каждый день. Сначала она вела дневник только для себя. Затем под впечатлением выступления министра образования Нидерландов, призывающего граждан сохранять любые документы, которые станут доказательством страданий народа в годы немецкой оккупации, на основе дневника стала писать роман. Последняя запись в дневнике датирована 1 августа 1944 года, через три дня гестапо ареставало всех, кто прятался в убежище. Сама Анна умерла в концлагере Берген-Бельзен
Сильно прозвучал в «Блокадной книге» дневник Тани Савичевой, ленинградской школьницы, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшая сестра Нина и старший брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны. Ей посвятил свое стихотворение Сергей Смирнов. В нем говорится о значении дневника девочки Тани во всемирном масштабе:
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится
очень скромный
дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он
каждого пришедшего
влечёт.
Пред ним стоят
сельчане,
горожане,
От старца-
До наивного мальца.
И письменная
сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый
в суть явлений
вник,-
Время
Возвышает
Образ Тани
И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит,
как звезда,
с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две
святых
его строки.
В каждом слове-
ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И
почти молчанье
о себе...
Это
смертный приговор
убийцам
В тишине Нюрнбергского суда
Это-боль, которая клубится.
Это-сердце,
что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами
и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть
из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живёт,
не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
4) Среди прочих дневников особо выделяется «читательский», его вел, наверное, каждый ученик начальной школы, продолжают его вести и наши ровесники, он очень помогает изучать произведения художественной литературы. Читательский дневник необходим настоящему читателю, так как служит для накапливания знаний. Он повышает культуру чтения.
Основные положения дневника:
1) ФИО автора и название книги;
2) Выходные данные: место издания, издательство, год;
3) Время написания произведения и время, о котором идет речь в книге;
4) Тема произведения;
5) Краткое содержание;
6) Идея книги;
7)Общее впечатление от книги;
8) Особенности художественной формы (композиция, авторский стиль.
Форма ведения дневника свободная. Читательский дневник ведется только для себя. Ведение его вырабатывает навык самостоятельного мышления.
Выводы:
литературный дневник представляет собой произведение;
дневники писателей - это наблюдения за жизнью окружающих людей;
личный дневник - записи о событиях и чувствах автора;
читательский дневник помогает накапливать знания, позволяет
вспомнить прочитанное, повышает культуру чтения.
§3. Классификация дневников
В настоящее время исследователи по различным основаниям делят дневниковые записи на разные группы:
1) «художественный дневник» –(«Дневник Печорина» из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, повесть «Дневник председателя колхоза» А.Т. Твардовского);
2) рабочий дневник («бортовой» журнал) – записи, касающиеся отдельной сферы деятельности;
3) школьный дневник – запись текущих заданий и успеваемости;
4) научный – запись в сфере научных исследований.
По предмету отображения дневниковые записи подразделяются на:
1) бытовой;
2) профессиональный;
3) путевой военный;
4) блокадный;
5) общественно-политический
Дневники возможно описывать и классифицировать еще и по принадлежности или непринадлежности их создателей к числу людей, профессионально владеющих пером. Соответственно, это будут дневники
1) профессиональные
2) непрофессиональные.
Вывод: на сегодняшний день существует большое количество классификаций дневников
§4.Функции дневника
1) культурная и историческая память;
2) завещание;
3) познание мотивов собственных поступков;
4) снятие эмоционального напряжения в процессе записывания своих переживаний;
5) культурно-игровая функция: дневники как своего рода излишество, прихоть;
6) исповедь;
7) очистительная: разгрузка памяти от несущественных мелочей и подробностей;
8)литературно-творческая функция, автор дневника - сочинитель.
Вывод: Исходя из обозначенных функций дневника, можно отметить важную роль его в качестве средства сохранения исторической памяти, так и средства формирования внутреннего мира, сознания, индивидуальности, развития творческих способностей личности.
ГлаваII. Определение востребованности дневника у гимназистов 5-11 классов
§1. Анкетирование
Реальный Личный Дневник - это явление в культурной жизни общества, самостоятельный жанр литературного творчества с богатой историей, традициями и разновидностью форм.
Мы провели своё исследование. Нам хотелось выяснить, ведут ли подростки личный дневник в наше время, как часто ими делаются записи в дневнике, с какой целью ведется дневник, что фиксируется, какие функции выполняет дневник. Для этого мы попросили учеников и учителей нашей школы ответить на вопросы анкеты:
1. Ведете ли Вы дневник?
2. Как часто Вы делаете записи в дневнике?
3. С какой целью Вы его ведете?
4. Что фиксируете в дневнике?
5. Делитесь ли Вы с Вашими записями в дневнике? С кем?
6. Какое место занимает дневник в Вашей жизни?
§2. Результаты анализа анкет
После обработки результатов у нас получились следующие данные. Дневники опрошенных нами людей имеют бытовую направленность. Всего нами было опрошено 253 человека, это учащиеся 5-11 классов.
Ведут дневник 84 учащихся 5-11 классов, что составляет 33,2% от всех учащихся, участвовавших в анкетировании. Самое большое количество – 29 – это учащиеся 5-х классов (11,5%), 14 и 16 человек – учащиеся 6-х и 7-х классов соответственно (5,5% и 6,3%). Девочек, ведущих дневник больше, чем мальчиков – 71 человек (84.5% из числа ведущих дневник). Регулярно (ежедневно) делают записи в дневнике только 26 (30,9%) человек. Самыми дисциплинированными оказались учащиеся 5-х классов – 14 (17,8%) человек каждый день делают записи.
Дневник ведут с целью самоанализа своих действий и поступков в основном старшеклассники. 37 (44%) человека делают записи, чтобы во взрослой жизни вспомнить яркие моменты детства; 41 (48,8%) - для познания себя и окружающего мира.
Дневник выполняет функцию исповедования (когда не с кем пообщаться, можно выговориться в дневнике) для 6 (7,1%) человек.
В дневнике учащиеся 5-11-х классов фиксируют в основном те события в их жизни, которые они считают важными и особенными.
Интересным, на наш взгляд был и вопрос: «Какое место занимает дневник в Вашей жизни?» 33 (39,2%) учащихся 5-11-х классов ответили «важное», в основном это учащиеся 5–х классов – 13 (15,4%) человек.
Дневник – это записи для личного пользования, однако 6 (7,1%) обучающихся могут поделиться своими записями с родителями, 15 (17,8%) – с друзьями. 63 (75%)человека вообще не делятся со своими записями ни с кем.
Вывод: В жизни гимназистов дневник занимает особое место. Он помогает им в жизни, это отмечают 100% обучающихся, ведущих дневник.
Заповеди ведущего дневник
1. «Ни дня без строчки» (Ю.Олеша).
2. Каждую запись датируй.
3. Будь искренним и честным в записях.
4. Не читай чужого дневника без разрешения!
Заключение.
Проанализировав толкование слова «дневник» и историю его возникновения и развития, выявив разновидности дневника, проведя социологическое исследование по нашей гимназии, мы пришли к выводу, что I . Дневник имеет следующие характерные особенности:
1) Датированность (указывается число, год, время суток);
2) Место (город, село учебное заведение и т.д.)
3) Повествование ведётся от первого лица.
4) Запись краткая, может быть прерывистой.
5) Зашифрованность имён и фамилий.
6) Адресовано самому себе.
II. В жизни человека дневник занимает особое место. Он позволяет дисциплинировать себя, шлифовать свои мысли и фразы, лучше разбираться в жизни, глубже познавать себя, ведь «Слово – единственное, что будет жить вечно».
III.Cегодня дневник продолжает развиваться. Личный дневник имеет особую востребованность у учащихся 5-11 классов, с развитием техники становится популярным и электронный дневник.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
Дневник – позволяет познать себя и самосовершенствоваться.
«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например». Л.С.Лихачёв.
Использованная литература:
1. http://newforum.gramota.ru/viewtopic.php?f=3&t=682
2. http://ushdict.narod.ru/
3. http://ozhegov.info/slovar/
4. wikipedia.org/wiki/Дневник_Анны_Франк
5. http://ru.wikipedia.org/wikiДневник Тани Савичевой
6. http://rvb.ru/pushkin/01text/08history/03memoires/1160.htm
7. http://rvb.ru/pushkin/01text/08history/03memoires/1152.htm
8. http://lib.rus.ec/b/184270/read
9. http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_21/1442.htm
11. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «А ТЕМП». 2010.- 874 с.
12. Яковлев Ю.Я. Девочки с Васильевского острова. М.: «Просвещение». 1980.
13. Яковлев Ю.Я. Избранное. (Страсти по четырем девочкам) М.: «Просвещение». 1932. 352с.
14. Самойлова М.И. Солнце русской поэзии. (Пропавший дневник) М.: «Правда». 1989.
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Мост Леонардо
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Басня "Две подруги"