Что "зацепляет" современного подростка в лирике Мандельштама? Что близко ему, что он видит сам, без подсказок и "наводок" учителей? Полностью самостоятельная работа десятиклассницы. Размышление о свободе, одиночестве и смерти в лирике Мандельштама.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_mandelshtam.docx | 15.71 КБ |
Мой Мандельштам
(о трагизме лирики Мандельштама и одиночестве человека в мире)
Сборник Осипа Эмильевича Мандельштама "Камень" был переиздан более трех раз. Я прочитала дополненный вариант собрания лирики, и у меня создалось интересное впечатление.
Вначале хочу заметить, что почти весь сборник "Камень" полон трагизма и меланхолии. Трагизм Мандельштама сконцентрирован в некоторых темах: в теме свободы, места поэта в мире, одиночества, смерти. Сначала я прокомментирую тему свободы.
Понятие свободы в нашем житейском восприятии очень субъективно, поэтому нельзя дать точное определение этому слову. Для Осипа Мандельштама свобода - "избранных удел" (стихотворение "Encyclica"), "сердцевина бытия" (стихотворение "Посох"), некая истина, за которой лирический герой отправился в Рим. А в стихотворении "Я так беден, как природа…" Осипа Эмильевич пишет, что свобода призрачна, что он сам беден и прост, как природа и небеса. А миром, "болезненным и странным", правит пустота. Здесь, в этом стихотворении, ясно виден мотив одиночества: лирический герой - часть пустого мира…
Тема одиночества присуща многим стихотворениям Мандельштама. Например, в стихотворении "Воздух пасмурный влажен и гулок…" лирический герой покорно несет "легкий крест одиноких прогулок", а в другом стихотворении, "Раковина", сама раковина "без жемчужин" сопоставлена с образом лишнего, одинокого, покинутого всеми человека. С темой одиночества тесно связана тема места поэта в мире.
Например, в стихотворении "Как облаком сердце одето…" автор пишет, что поэт в "темноту погрузился", что ждет "сокровенного знака" от Господа, а в стихотворении "Я так же беден, как природа…" лирический герой является частичкой пустого мира.
Меня еще заинтересовало то, что в некоторых стихотворениях проявляется мотив бесконечного, вечного, и везде он проявлен по-разному. Например, в стихотворении "Не говорите мне о вечности…" Осип Мандельштам пишет о том, что вечность для него невместима, то есть вечность бесконечна. Любовь и беспечность вечны, их нельзя изъять из души. А с другой стороны, в стихотворении "Довольно лукавить: я знаю..." грядущая вечность – это смерть...
Тема смерти - одна из главных тем лирики поэта. Однозначного ответа на вопрос, как автор относится к смерти, нет. В том же стихотворении "Довольно лукавить: я знаю..." автор принимает неизбежность смерти, называет ее таинством. А в стихотворении "Темных уз земного заточенья" последняя мечта лирического героя – «роковой и краткий гул пробоин // моего узорного щита», - то есть смерть – это мечта для автора. И в то же время Мандельштам боится умереть ( "Мне стало страшно жизнь отжить...") и сомневается в том, что "действительно смерть придет" ("Отчего душа - так певуча…"). Самым ярким стихотворением о смерти является, мне кажется, стихотворение "Уничтожает пламень" 1915 года. Автор сравнивает свою жизнь с деревом "из одного куска", которое уничтожает пламя.
Если объединить лирических героев всех мною перечисленных стихотворений, то у нас возникнет образ одинокого, стоящего на грани между смертью и жизнью человека.
Как мы знаем, трагический герой – это герой, находящийся в поиске ответов на вопросы, которые отражают неразрешенные конфликты, и мне кажется, обобщенный лирический герой Мандельштама в чем-то перешел грань трагического героя, перешагнул ее, потому что он нашел для себя ответы, стал кем-то, кто познал тайну мира.
В заключение, думаю, стоит сказать, почему меня заинтересовала поэзия Осипа Мандельштама. Во-первых, она привлекла меня трагизмом. Причем трагизм лирики оправдан жизнью Осипа Эмильевича - ссылка, нищета, разрыв отношений с многими близкими людьми, аресты. И даже смерть – это страдание, которое было предугадано в переводе стихотворения "Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме..." грузинского поэта Н. Мицишвили...
Во-вторых, даже несмотря на то, что Мандельштам был акмеистом, каждое стихотворение написано сложно и непонятно. Приходится несколько раз перечитывать стихотворение, чтобы понять авторскую мысль. Думаю, это обусловлено его глубокой, философской жизнью таинственной души.
В-третьих, Мандельштам "складывает" сложные мысли в сложные стихотворные размеры. Осипу Эмильевичу свойственны логаэды - стихи, в которых сочетаются двухсложные и трехсложные стопы. А вот стихотворения максимально краткие не перенагружены, поэтому понять авторскую мысль чуть проще. В пример могу привести стихотворение "Я давно полюбил нищету..." Всего четыре строчки, в которых заключена "огромная" мысль…
Знакомимся с плотностью жидкостей
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Новогодние гирлянды
Шелковая горка
Любили тебя без особых причин...