Исследовательская работа посвящена изучению биографии и научного творчества первого бурятского ученого Доржи Банзарова (1822-1855). В работе автор обратила внимание на малоизученные факты из жизни ученого, а также на основные научные труды. Примечательно, что в 2018 году Бурятскому государственному университету вернули имя Доржи Банзарова. Работа будет полезна тем, кто интересуется историей и литературой Бурятии, творчеством ученого.
Вложение | Размер |
---|---|
d.banzarov_kak_promelknuvshiy_meteor.docx | 22.94 КБ |
Министерство образования и науки РБ
XIX Республиканская научно-практическая конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»
Направление: этнография
Тема: «Доржо Банзаров как промелькнувший метеор»
Автор: Дармаева Соелма, 10 класс
МАОУ СОШ №50
Руководитель: Баяртуева Ирина Батуевна,
учитель бурятского языка
Улан-Удэ
2018г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
В первой половине 19 века из среды бурятского населения по обе стороны Байкала выходят первые деятели отечественной науки и краеведения. Это были люди из разных социальных слоев общества–ламы, учителя, казаки, родовые начальники. В условиях социального бесправия трудно и сложно складывались их судьбы. Тем не менее, одни добивались научного признания еще при жизни, другие пребывали в безвестности. В основном они занимались историей, культурой, этнографией, фольклором своего народа или проводили исследования в области востоковедения и монголоведения. Это Галсан Гомбоев, Эрдэни-Хайбзун Галшиев, Ринчин Номтоев, Агван Доржиев, Цыбен Жамсарано, Гомбожап Цыбиков и другие. Но самым ярким ученым, на мой взгляд, является Доржо Банзаров. В доказательство приведу примеры: первый бурятский ученый, получивший светское образование вдали от родных степей, воспитанник Казанского университета, ученик крупнейшего русских монголоведов О.М.Ковалевского и А.В.Попова, первопроходец-бурят в области науки.
Цель исследования: изучить жизнь и исследовать творческую и научную биографию первого бурятского ученого Доржо Банзарова, выявить интересные факты из недолгой жизни молодого востоковеда.
Объект: биография великого ученого.
Предмет: научная деятельность и труды, получившие мировое признание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Доржо Банзаров – талантливый ученый, выдающийся востоковед представляет собой гордость бурятского народа, всей русской востоковедной науки, воспитанный русскими учеными, возлагавшими на него большие надежды. Академик Е.Ярославский писал: «Банзаров был первым бурятским ученым, как Ломоносов - первым русским ученым».
Доржо Банзаров родился в 1822 году в улусе Ичетуй в семье казака-пятидесятника табангутского рода казачьего полка Банзара Борхонова. В 12 лет был отдан в Троицкосавскую русско-монгольскую войсковую школу. После ее окончания, по просьбе тайши Селенгинской степной думы Ниндак Вампилуна был направлен в Казань для поступления в гимназию. С ним вместе поехали лама Галсан Никитуев, трое юношей-бурят. В гимназии учился усердно, показал блестящие способности. После окончания с отличием в 1842 году благодаря ходатайству О.М.Ковалевского, основателя первой в Европе кафедры монголоведения при Казанском университете, поступил на филологическое отделение философского факультета Казанского университета. Ректором университета тогда был великий математик А.И.Лобачевский. Был зачислен студентом на казенное содержание по разрешению Николая I на основании представления министра просвещения С.С.Уварова. Всего проучился 10 лет, 14 лет не был на родине. Казанский университет открыл будущему ученому новый мир науки. Здесь он главное внимание уделял изучению восточных языков, истории, географии и этнографии Центральной Азии, знал калмыцкий язык, санскрит, тюркский, свободно читал сочинения на немецком, английском, французском, латинских языках. Был полиглотом. Будучи студентом, написал «Всеобщую географию», «Грамматику монгольского языка», перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буддиста IV века Фа-сяня», осуществил переводы трудов с маньчжурского, ойратского языков.
5 июня 1846 года славный сын бурятского народа сын простого бурята окончил университет и написал кандидатскую диссертацию «Черная вера или шаманизм у монголов». По решению ученого совета диссертация была признана лучшей и напечатана в III томе «Записок университета». Отметим, что Банзаров пользовался заслуженным авторитетом среди ученой общественности, его хотели оставить преподавателем истории гимназии. Желая посвятить свою дальнейшую жизнь науке, он стал ходатайствовать о лишении его казачьего сословия, дабы должен прослужить 25 лет на границе.
После окончания Казанского университета блестяще подготовленный молодой востоковед пять лет находился без работы. Умные и дальновидные ученые всячески поддерживали талантливого ученого, но царское правительство, воспользовавшись тем, что Банзаров принадлежал казачьему сословию и является иноверцем-бурятом, не русского происхождения оторвали его от науки и отправили подальше от центра России в г.Иркутск. В 1850 году его определили чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири в Иркутске, лишив тем самым возможности плодотворно работать в сфере любимой и интересной для него науки. Таким не лучшим образом, прошение его о выходе из казачьего сословия было удовлетворено. Вместо научных изысканий он был вынужден заниматься нелюбимым делом, расследовать разного рода жалобы, присутствовать на допросах, ездить в командировки и участвовать в судебных заседаниях. Все порученные дела он решал в пользу простого народа.
Обширное знание истории, этнографии и мировоззрения монгольских народов помогло дать глубокие научные интерпретации по этимологии многих терминов и названий. Им объяснены названия цаган сара, Чингис, эргэнэ-хон,ойрат, уйгур, этуген, шаман, хурмаста, ут, пайдза и др. Доржо Банзаровым были написаны следующие сочинения 1846-1850гг. (всего за 4 года):
«Черная вера, или шаманство у монголов», «Белый месяц. Празднование нового года у монголов», «О происхождении слова «Чингис»», «Объяснение надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис хана», «О названии Эргэнэ-хон», «Об ойратах и уйгурах», «Пайзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов», «О происхождении имени «Монгол»», «О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений», «Разъяснение одной монгольской надписи на серебряной дощечке, найденной в екатеринославской губернии в имении барона А.фон-Штиглиц», «О двух среднеазиатских алфавитах», «Каталог книгам и рукописям на маньджурском языке, находящимся в Азиатском музее императорской Академии наук», «Грамматика калмыцкого языка, сочиненная Александром Поповым», «Замечания о монголизмах в ярлыке Тохтамыш-хана».
Его жизнь была обидно коротка (1822-1855). В расцвете творческих сил скончался и был похоронен по буддийским канонам в Иркутске 2 марта. Он сумел внести большой и неоценимый вклад в различные области востоковедения, оставил заметный след в области монголоведения, обогатив его трудами, не потерявшими значение до сих пор.
Еще при жизни научная деятельность его была высоко оценена: в середине 19 века видный ученый-ориенталист И.С.Савельев в своей работе «О жизни и трудах Доржи Банзарова» писал: «Он заслужил себе место между европейскими ориенталистами». Н.А.Некрасов в журнале «Современник» отмечал, что он «весьма замечательная личность» и что жизнь в Иркутске не была благоприятной для развития дарований и деятельности Банзарова. Н.Г.Чернышевский в «Отечественных записках» отметил, что «современная наука лишилась одного из своих полезнейших возделывателей, одного из остроумнейших исследователей». Русский ориенталист В.В.Григорьев (1816-1881) говорил, что «был способен с честью носить докторский колпак в любом Европейском Университете». На мой взгляд, эти отзывы доказывают то, что Д.Банзаров являлся одним из ярких представителей российской интеллигенции и предвестником новых интеллектуальных сил среди бурятского народа.
Его друзьями были В.П.Васильев (1818-1900) - будущий известный китаист, А.А.Бобровников, автор «Калмыцко-монгольской грамматики», П.И. Мельников-Печерский (1818-1865)- известный русский писатель, Галсан Гомбоев-преподаватель Казанской гимназии, его наставник, П.С.Савельев, его биограф, востоковед и многие нам известные передовые люди того времени. Из воспоминаний В.П.Васильева: «Дордже Банзаров казался моложе всех, сухощавым, но крепко сложенным; учился отлично, наряду с лучшими учениками из русских. В 1850 году я встретился с ним в Иркутске, жил скромно с каким-то Коплевским». П.И.Мельников-Печерский вспоминает так: «Гимназисты-буряты были очень способны и прекрасно учились, но немногие дошли до университета. Кончил университетский курс один Дорджи Банзаров, необыкновенно способный молодой человек, вполне усвоивший европейскую жизнь. Это был первый и последний кандидат из монгольского племени. Ему чрезвычайно хотелось остаться в Питере и даже съездить за границу».
В конце 1847 года прибыл в Петербург. Он спешил познакомиться с ориенталистами, а они с ним. При своей общительности, он быстро подружился с ними. Главным занятием его было изучение монгольских и манджурских книг и рукописей, хранящихся в Азиатском Музее Академии наук и Публичной библиотеке. Первая напечатанная статья была рецензией на «Калмыцкую грамматику» профессора Попова. Здесь Банзаров не соглашался с автором о самобытности калмыцкой литературы, так как калмыцкий и монгольский языки есть неразделенное целое, о чем впоследствии писал А.А.Бобровников. Всего им было рассмотрено более 100 сочинений. По просьбе руководства Академии за короткий период составил Каталог маньджурских книг и рукописей, а также представил полный Список описания хранящихся в этнографическом музее статуй животных и живописных изображений.
По философскому взгляду Банзаров относился к материалистам, как вышедший из простого народа, придерживался демократических взглядов. Будучи патриотом и верным сыном своего народа более всего думал о просвещении и обновлении жизни бурят.
В Иркутске, куда прибыл на службу в июне 1850 года, он обработал окончательно исследование «О монгольской надписи с именем Чингисхана», начатое еще в Петербурге. Природный Монгол, ученый основательный и притом со светлой головой, Доржо Банзаров осознавал неверность толкования академика Шмидта и обоснованно доказал правоту своего толкования. Это было его последнее сочинение. Кроме того, он поставил точку в споре толкования В.В.Григорьева и Шмидта о надписи на серебряной дощечке тангутскими буквами на заседании Археологического общества. В то же заседание он был избран в члены-корреспонденты Общества.
Доржо Банзаров не успел закончить труд по ярлыку от 1321 г. супруги императора Дарма-Балы, а также приготовить к изданию текст и перевод с критическими объяснениями малоизвестной тогда европейцам монгольской летописи «Алтан тобчи».
К сожалению, во время учебы Доржо Банзаров был у себя на родине один раз, посетил Ичетуйский дацан, мечтал подобрать 50 юношей и увезти в Казань для их дальнейшей учебы. От природы был добр и мягок, в Иркутске его посещали малограмотные буряты, и он старался им помочь, как мог.
Известный бурятский писатель Чимит Цыдендамбаев посвятил жизни ученого два больших романа «Доржи, сын Банзара»(1969г.) и «Вдали от родных степей» (1962г.). В первом романе повествует о детских годах, перемежая с жизнью бурятского улуса первой половины 19 века. Во втором романе воссоздает казанский период и становление Банзарова как личности и крупного ученого. Народный поэт Николай Дамдинов посвятил поэму и стихотворение Доржо Банзарову:
Известно, что вяз выше гор не растет
Но вырос один – и до неба достал.
И был человек удивительный
Тот, чей ум над людьми, словно сокол взлетал.
В поэме он пишет, что табангут Сэнгэ, селенгинский бурят, известный в то время своей ученостью однажды побывал в семье Борхоновых. От него впервые Доржо услышал стихи Жуковского, узнал впервые буквы.
Статьи, посвященные памяти ученого, публиковались в журналах «Москвитянин», «Библиотека для чтения» и других. В 1891 году видный, русский ученый, путешественник по Центральной Азии Г.Н.Потанин издал труды Банзарова. Академик Н.Веселовский писал, что «Банзаров-бурят с высшим европейским образованием, владевший, кроме родного языка, еще русским, французским, немецким, бурят выдающихся способностей, усвоивший все научные приемы западной науки – это действительно необыкновенное явление». Историк А.П.Щапов, высоко оценивая его заслуги, сравнивал его с Ломоносовым. К научному наследию до сих пор обращаются историки, ученые, этнографы, востоковеды, фольклористы, переводчики, философы. В 1955 году было выпущено академическое издание трудов Банзарова, а в 1997 году 2-е дополненное собрание сочинений.
Был членом Сибирского отдела географического общества, корреспондентом Археологического общества. Открыл место родины Чингисхана. Его биографии и статьи издал в Записках императорского археологического общества С.С.Савельев.
Доржо Банзаров прежде всего хотел служить своему народу. Был искренним и глубоко честным человеком. Всю свою жизнь отдал служению науке, просвещению. Он по праву считается одним из выдающихся представителей востоковедной науки первой половины 19 века.
Список использованной литературы:
Вода может клеить?
О путнике
Есть в осени первоначальной...
Рисуем акварельное мороженое
Красочные картины Джастина Геффри