Цель исследования заключалась в выявлении особенностей жанра «хоррор» в литературе и способов воплощения ужасного в произведениях Г.Ф.Лавкрафта «Зов Ктулху» и С.Кинга «Оно». Объект исследования – жанр «хоррор» в литературе. Предмет исследования – особенности воплощения ужасного в произведениях Г.Ф.Лавкрафта и С.Кинга, написанных в жанре «хоррор». Методы исследования: критический анализ теоретических источников, анализ художественного текста, сравнение, систематизация и обобщение. Новизна работы заключается в определении признаков и особенностей жанра «хоррор» в литературе.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы жанра «хоррор» в литературе: история развития жанра и его разновидности. В практической части исследования был выполнен самостоятельный анализ произведений Г.Ф.Лавкрафта «Зов Ктулху» и С.Кинга «Оно» (1986) с точки зрения способов и приёмов воплощения в них ужасного. К этим способам мы отнесли:
Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что жанр «хоррор» является вполне сложившимся и достаточно четко выделяемым литературным жанром с характерными особенностями авторского замысла, сюжета, системы образов, хронотопа, стиля и языка.
Городская конференция
научно – исследовательского общества учащихся
«Интеллектуалы XXI века»
Научно-исследовательская работа по литературе
Особенности воплощения ужасного в жанре
хоррор литературы
Автор: Дегтярева Диана,
ученица 7А класса МОУ «СОШ №1»
Научный руководитель:
Трапезникова Е.В., учитель
русского языка и литературы МОУ «СОШ №1»
Копейск, 2018
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы жанра «хоррор» в литературе...................4-8
1.1. История развития жанра ужасов в литературе......................................4-5
1.2. Понятие жанра «хоррор» и его виды......................................................5-6
1.3. Средства достижения эффекта ужаса в «хоррор» литературе..............6-8
Глава II. От Лавкрафта до Кинга. Воплощение ужаса в литературе..........8-14
2.1. «Мифология ужаса» в романе Ф.Г. Лавкрафта «Зов Ктулху»............8-12
2.2. Истоки возникновения ужасного и его воплощение в романе
С.Кинга «Оно»................................................................................................12-14
Заключение ………………………………………………………………......15-16
Список литературы …………………………………………………….........16
Приложения.....................................................................................................17-25
Введение
Таинственные и ужасные истории о сверхъестественном имеют давнюю литературную традицию. В англоязычной литературе для их обозначения используется термин macabre science fiction, что в переводе означает «черная» фантастика. Что касается отечественного литературоведения, то в нем проблема специфики этого жанра еще не разработана, хотя назрела необходимость в его изучении. Бурное развитие книжного рынка привело к тому, что «черная» фантастика издается большими тиражами. Мы считаем, что одним из интересных и своеобразных жанров такой литературы, получившей в XX веке мощное развитие, продолжающееся и сейчас, является роман ужасов, или хоррор. Малая степень изученности жанра «хоррор», с точки зрения его развития и особенностей, обусловливает актуальность исследования.
Тема нашей работы – «Особенности воплощения ужасного в жанре хоррор литературы».
Объект исследования – жанр «хоррор» в литературе.
Предмет исследования – особенности воплощения ужасного в произведениях Г.Ф.Лавкрафта и С.Кинга, написанных в жанре «хоррор».
Цель исследования заключается в выявлении особенностей жанра «хоррор» в литературе и способов воплощения ужасного в произведениях Г.Ф.Лавкрафта и С.Кинга.
Цель предполагает следующие задачи:
Мы выдвигаем следующую гипотезу: вопреки тому что в зарубежном литературоведении жанр «хоррор» считался второстепенным, а в отечественном почти полностью игнорировался, мы предполагаем его вполне сложившимся и достаточно четко выделяемым литературным жанром с характерными особенностями авторского замысла, сюжета, системы образов, хронотопа, стиля и языка.
Методы исследования: критический анализ теоретических источников, анализ художественного текста, сравнение, систематизация и обобщение.
Новизна работы заключается в определении признаков и особенностей жанра «хоррор» в литературе.
Практическую значимость данного исследования мы видим систематизации теоретических сведений о жанре «хоррор» и перенесении их на конкретные образцы литературы ужасов.
Глава I. Теоретические основы жанра «хоррор» в литературе
§ 1.1. История развития жанра ужасов в литературе
«Хоррор» - слово английское, в буквальном переводе означает "ужас», «крайняя форма страха». Прообразом современного жанра англо-американской беллетристики horror, или романа ужасов, является готический роман конца XVIII в. Жанр возник в рамках английского предромантизма 1760-х гг. Привидения, старые опустевшие замки, пропитанные атмосферой гниения, смерти — все это обязательные компоненты готического романа. Со временем эта палитра будет широко использоваться многими авторами. Анализируя старейшие устойчивые сюжетные схемы романов, можно говорить о близости современного хоррора классическому романтизму. Первый из них - рассказ о доме, который находится во власти призраков («Сияние», 1977, С.Кинга). Вторым основным сюжетным архетипом является повествование о монстрах (от англ. Monstre- «урод», «чудовище»). К традиционным монстрам можно отнести Виктора Франкенштейна, оборотней (вервольфов), пришельцев с других планет, зомби (восставших из мира мёртвых людей), а также всевозможные дьявольские силы, например, призраков, вампиров, полтергейстов и даже самого дьявола.
Все произведения жанра «хоррор» о монстрах можно разделить на две большие группы. Первая повествует о зле вне нас, ниспосланном свыше. Вторая группа говорит о зле «внутри» нас. Произведения такого типа отличаются наибольшим психологизмом. И некоторые классические произведения можно отнести к этому типу, например, «Бес противоречия» Э.А.По (1845) и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона (1886). Кроме По, надо вспомнить и других авторов, работавших в жанре готического романа, например, Брэма Стокера, создателя бессмертного «Дракулы». Уже ближе к нашему времени к этому списку знаменитостей добавился писатель Артур Мэчен и его «Великий бог Пан». Это произведение потрясло читателей. В своих рассказах Мэчен пишет о потустороннем мире, месте, откуда берут свое начало ночные кошмары, галлюцинации и суеверия. В «Великом боге Пане» он впервые сделал смелое заявление о том, что мир, в котором живут люди, — всего лишь красочная вуаль, скрывающая собой космический хаос.
В начале ХХ вв. удешевление издания книг вызвало резкий всплеск литературы жанра ужасов. Жанр романа ужасов продолжил своё развитие в творчестве американского писателя Говарда Филипса Лавкравта. Красной нитью через все его произведения проходит идея утверждения скрытого присутствия в мире людей «Великих Древних»: божественных существ и демонов, враждебных человеку. Приведённая Лавкрафтом психоаналитическая систематизация подсознательных ужасов оказалась весьма привлекательной для массового читателя, предвосхитив взрыв популярного жанра ужасов в послевоенные (после 1945) десятилетия. В это время наследие Лавкрафта наиболее ярко сказалось в творчестве его последователей.
С появлением в 1984 году «Книг Крови» английского писателя Клайва Баркера и произведений Дж. Скиппа, а в 1986 г. романа Креча Спектора «Свет в конце» начался новый этап развития жанра романа ужасов.
§ 1.2. Понятие жанра «хоррор» и его виды
Жанр романа ужасов довольно специфичен, интересен и богат. Нам не удалось найти определение этого жанра в классических литературоведческих словарях. Поэтому в его характеристике мы будем опираться на интернет-источники.
Так, в статье Парфенова М.С. «Своеобразие художественного мира Говарда Филлипса Лавкрафта» автор указывает на то, что рассказы ужасов (weird stories или macabre stories) - это ужасные истории с участием темных сил или злых созданий: пугающих привидений, злых ведьм, демонов и т.д. Для этого жанра характерны гнетущая атмосфера и мрачные тона. [9]
Исследователи Кравчук А.Ю., Краснопѐрова Ю.В. общим признаком во всех определениях «хоррор», то есть базовым элементом, называют страх: «Именно ориентация на страх, на чувства страха выделяются учёными жанрообразующим признаком, т.е. базовым элементом без чего произведение теряет свою жанровую принадлежность. Данный факт также подтверждается тем, что самым близким переводом слово horror является «страх». [7]
Святослав Логинов, русский писатель, работающий в жанрах фэнтези и научной фантастики, в одной из своих статей утверждает: «В современной литературе хоррор располагается непосредственно рядом с фантастикой (по большей части ненаучной) и довольно сильно покрывается её полем». [8]
Опираясь на изученные материалы, мы будем определять литературу ужасов (англ. horror literature, horror fiction) как жанр художественной литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха. Он сроден одновременно жанрам фэнтези и мистики, хотя все из них представляют отдельные жанры в литературе. Представители хоррор имеют как абсолютно необъяснимые сюжетные описания, так и содержание, основанное на реальных событиях («психологические триллеры», например, вообще не допускают ни единого фантастического элемента). Чаще всего в ужасах имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова.
Литература ужасов имеет несколько поджанров, самые значимые из которых следующие:
§ 1.3. Средства достижения эффекта ужаса в «хоррор» литературе
Как уже было сказано, главная задача «хоррор» литературы – напугать читателя, создать атмосферу подлинного ужаса. Роман ужасов потому и вызывает интерес, что позволяет испытать сильные эмоции, признаться самому себе в том, что скрывал долгое время.
Прежде всего необходимо заинтересовать читателя. Главным составляющим в хоррор произведении является сюжет, то есть последовательность событий. В жанре «хоррор» сюжет чаще всего строится на взаимодействии главных персонажей и их противостоянии злу, что нависло над ними. Немаловажную роль играет и место, где происходят события. Все действие обычно разворачивается в каких-либо темных и угнетающих местах. Это могут быть темные замки, подземелья, гроты, пещеры, подвалы, ночные тесные улицы или просто туманный или неясный день. Для усиления психологического давления на читателя автор может поместить его как наблюдателя в дом, который большинству людей кажется неприступной крепостью, разрушая различными ужасами представление о защищенности. Хронотоп (страшный дом, таинственный замок, маленькие города), наряду с другими элементами текста, служит главной цели - вызвать у читателя чувство страха.
Создаёт атмосферу ужасного в произведении и подлинность. Одни и те же события могут быть переданы автором по-разному. Он может быть рассказчиком, излагающим занимательную историю, и тогда читателю суждено стать зрителем, смотрящим на всё со стороны. В таком случае это может быть произведение, написанное от третьего лица. В ином случае, читатель “встаёт” на место главного героя и переживает все испытания судьбы вместе с ним, читая его дневник, записки удивительно подлинного характера. Такой приём подлинных записей подталкивает читателя к мысли о том, что страшные события, пережитые автором записей, реальны и могут произойти с каждым. Весь ужас подлинности заключается в том, что читатель сопереживает эмоциональному состоянию героя, испытывает сильные чувства, подобные чувствам героя, только усиливающие впечатление от произведения.
Изображение ужасного в литературе часто основывается на постоянном поддержании человека в напряжении в связи со страхом неизвестного. Для обозначения такого приёма есть специальный термин: саспенс (в переводе с английского – «подвешивать») - это тревога ожидания, предчувствие ужасного, неопределённость и беспокойство. Герой, а вместе с ним и читатель предчувствуют приближение или наступление страшного, но неопределённость, неизвестность того, что должно произойти, уже угнетает и заставляет испытывать страх перед неведомым. Таким образом создавал атмосферу ужаса, к примеру, Ф.Г. Лавкрафт в своем рассказе «Зверь в пещере». Этот писатель начал свое знаменитое эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» словами: «Страх — самое древнее и сильное их человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого». [5;243] Важно понять, что под словом «страх» подразумевается вся палитра родственных страху чувств и эмоций — от «низкого» брезгливого отвращения и банального страха боли до «высоких» экзистенциального и «космического» (термин Лавкрафта) ужаса, от фобий, вроде боязни пауков, до мрачной готической атмосферы.
Саспенс предполагает такое развитие сюжета, при котором читатель не может бросить чтение. Не может потому, что бросить чтение страшнее, чем дочитать. Нужно узнать, что же случилось дальше с персонажами, потому что иначе читатель останется в «подвешенном состоянии», в состоянии тревоги и неопределённости.
Оставляют впечатление ужаса в хоррор произведениях и образы, используемые автором. Мастерски владея словом, писатель зачастую создает образы, вызывающие не только страх, но и отторжение, отвращение у читателя. В произведения вводятся такие персонажи, как демоны, оборотни, восставшие мертвецы, зомби, колдуны, пользующиеся черной магией, духи мертвых и многие другие, которых довольно часто можно встретить в низшей мифологии разных стран. Так, например, Ф.Г. Лавкрафт в своём произведении «Зов Ктулху» создаёт ужасный образ древнего божества-чудища, будоражащего нервы даже при одном только упоминании. [6]
Психологизм в изображении главных героев, противопоставленных отрицательному образу-монстру, злу, тоже крайне важен в хорор произведениях. Герои романов ужасов - такие же реальные люди, которые испытывают страх при встрече с ужасным. Важно всё: от описания их внешних черт и особенностей, тонкостей внутреннего склада до поступков в стрессовых обстоятельствах. Важно заметить, что главные герои в хоррор литературе далеко не всегда являются идеальными в представлении автора. Он может не скрывать их дурные привычки, наклонности, возможные психические заболевания, ведь, как это ни странно, в романе ужасов главное – реальность. Живых персонажей легче понять. Зная их особенности, читатель может понять, почему они попали в ту или иную ситуацию, почему именно с ними случилась беда. Герои являются эпицентром событий, наблюдение за ними даёт возможность читателю отдохнуть от страшного.
Хоррор литература - это литература о внутреннем мире человека, о его сознании. Авторы романов ужасов не раз обращались к психологическому состоянию человека. Хоррор произведения такого типа говорят о зле “внутри” людей, о безумии, что скрыто за маской невинности. Читатель наблюдает за постепенными отклонениями героя от нормального психического состояния, и это тоже может пугать. Часто в таких произведениях на персонажа воздействуют силы извне, направляющие его на путь разрушения. Такое “зло” может иметь проявления в реальности, видимые для героя, а может разъедать его разум изнутри постоянным присутствием, что нередко приводит к сумасшествию. Читателю, так или иначе, жутко наблюдать за тем, как из обычного человека герой превращается в сумасшедшего, не разделяющего реальность и потусторонний мир, мир за гранью привычной реальности. Такой эффект превращения обычного человека в монстра играет в произведении свою роль, ведь психологические отклонения могут быть у любого человека, а это значит, что каждый в зоне риска.
Подводя итог, скажем, что, на наш взгляд, в настоящей хоррор истории должна быть ощутимая атмосфера беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами; в ней должен быть намек, высказанный всерьез, на самую ужасную мысль человека – о страшной и реальной приостановке или полной остановке действия тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой против хаоса и демонов запредельного пространства. Такой хоррор литературой являются произведения Ф.Г.Лавкрафта и С.Кинга, о которых мы будем говорить во второй главе нашей работы.
Глава II. От Лавкрафта до Кинга. Воплощение ужаса в литературе
§ 2.1. «Мифология ужаса» в романе Ф.Г. Лавкрафта «Зов Ктулху»
Творчество Филипса Говарда Лавкрафта, жившего в конце XIX - начале ХХ в.в., сильно повлияло на формирование и развитие жанра ужасов как самостоятельного жанра в литературе. Будучи безызвестным при жизни, сегодня Говард Лавкрафт - культовая фигура. В своих произведениях Лавкрафт умело совмещал ужас, мистику и научную фантастику, объединяя их в своём оригинальном стиле. Его произведения схожи с мифами, преданиями и даже получили свою классификацию - «Лавкрафтовские ужасы». Их жанровой особенностью является психологическое давление, воздействие на читателя ужасом неизведанного. Важная и, пожалуй, основная часть Лавкрафтовских ужасов — Мифы Ктулху. Ктулху впервые упоминается в произведении «Зов Ктулху» Ф.Г.Лавкрафта.
Произведение написано от первого лица. Рассказ представлен как личные записи покойного Фрэнсиса Тёрстона, жителя Бостона. С первых строк нагнетается атмосфера, читателя тут же захлёстывает поток мыслей героя: «Мы живем на мирном островке счастливого неведения посреди черных вод бесконечности», «Теософы догадывались о грозном величии космического цикла, в котором наш мир и сам род человеческий являются всего лишь быстротечными эпизодами», «не будь они прикрыты елеем утешительного оптимизма, наверняка заставили бы заледенеть нашу кровь и саму душу». Искушенный и внимательный читатель не оставит без внимания эти мысли, ведь уже в них прослеживается жанровая особенность ужасов Лавкрафта.
Начинается рассказ немного сумбурно, но Фрэнсис расставит мысли, события и догадки по полочкам. По крайней мере, попытается это сделать. Рассказ его полон пробелов, но он не хочет, чтобы кто-то смог дополнить упущенные им детали: «Молю Бога, чтобы никому на свете не вздумалось восполнить зияющие в моем рассказе пробелы». И со временем читателю становится ясно, почему. Но не стоит забегать далеко вперёд.
Знакомство главного героя с ужасающими фактами этой жуткой истории начинается с внезапной, скоропостижной кончины его двоюродного дедушки Джорджа-Гэммела Энджелла, профессора Браунского университета в Провиденсе, слывшего великим знатоком семитских языков, специалистом по древним надписям. Хотя он и был стар, смерть его была внезапной и необычной: «он упал замертво, случайно столкнувшись с никому не известным негром, по виду матросом, выскочившим из дверей подозрительного притона, каких немало встречается на обрывистом морском берегу». Фрэнсис был единственным родственником покойного, и поэтому все бумаги отошли к нему. Но среди обыкновенных квитанций, документов, археологических исследований был запертый ящик. Его содержимое было странным, Фрэнсис оставил ящик при себе. Найдя возможность открыть его, он сталкивается с ещё более трудными головоломками и тайнами, которые следовало оставить нераскрытыми: «Мне удалось отпереть ящик — но, как оказалось, лишь для того, чтобы оказаться лицом к лицу с куда более головоломной проблемой». Ящик содержал в себе странные, разрозненные рукописи покойного профессора, странного вида глиняный барельеф, беглые заметки и кипа газетных вырезок. Самой интересной вещицей поначалу стал барельеф, представлявший собой неправильный прямоугольник, изготовленный совсем недавно, но по духу и стилю далёкий от современности. Он был усыпан множеством иероглифов, над ними был помещён некий образ, фигура. Фигура монстра, породить которого могло лишь «воспаленное воображение безумца». Чудище это представляло из себя что-то вроде комбинации «из осьминога, дракона и уродливого подобия человека». Помимо всего, к барельефу прилагалась стопка бумаг, «совсем недавно исписанных рукой профессора Энджелла». Самым существенным из этих документов казалась рукопись с заглавием «Культ Ктулху»... Читателя постепенно пробирает дрожь. С этого момента начинается всё самое интересное, захватывающее и ужасающее.
Фрэнсис, разбирая бумаги, читая рукописи, газетные вырезки, заметки, погружается в прошлое, в моменты из жизни покойного профессора. Перед читателем предстаёт ещё один персонаж из воспоминаний прошлого - Генри Энтони Уилкокс. В его описании внимательный читатель узнает и самого Говарда Лавкрафта: ...был крайне эксцентричным подростком: с раннего детства он проявлял особый интерес ко всяким необычным историям, видел странные сны и любил пересказывать их кому ни попадя». При первой встрече юноши с профессором, последний было подумал о нём как о притворщике, ведь он имел необычную манеру выражения мыслей, и именно он показал ему собственноручно сделанный им ночью барельеф. Показав барельеф, юноша тут же приступает к сбивчивому рассказу о своих видениях, в голове у читателя мгновенно возникают образы: «Я сам сделал ее прошлой ночью во сне, явившем мне странные города и картины прошедших эпох, о которых ничего не ведали ни мечтательный Тир, ни созерцательный Сфинкс, ни опоясанный садами Вавилон…». Можно сказать, что со знакомства с Генри и начинается запутанная, мистическая история профессора, его исследования, которое было продолжено Фрэнсисом.
Читая части рукописи одну за другой, герой с головой погружается в тёмный мир неизведанных тайн, узнаёт об ужасающем, древнем культе, имеющем длинную историю, уходящую далеко в прошлое. Предметом их поклонения, как они утверждали, были «великие Властители Древности, пришедшие в наш недавно зародившийся мир с неба и жившие в нем задолго до появления первых людей», о некоем подводном городе «Р`льехе» и древнем божестве, именуемом Ктулху. Это Божество, спящее на дне Тихого океана и ждущее пробуждения. Морское чудище, древнее божество, пришедшее на Землю из космоса, можно описать двумя словами: мерзко и ужасно. Оно имеет «неуклюжее чешуйчатое тело с рудиментарными крыльями», «мясистую, снабженную щупальцами голову». «Однако по своему шокирующему впечатлению все эти детали не шли ни в какое сравнение с цельным обликом фантастического существа». Странные события, обстоятельства, стресс, которому герой был постоянно подвержен, дают хорошую пищу для размышлений и Фрэнсису Тёрстону, и читателю: «Человек — отнюдь не единственная мыслящая тварь на Земле, ибо для поддержания веры в немногих своих адептах из вечного мрака уже появлялись некие существа».
Существа, что пришли на Землю много миллиардов лет назад, - вот кто такие Древние Властители, однажды погибшие, но ждущие во сне под огромной толщей морских вод своего часа, пробуждения: «В своем доме в Р'льехе мертвый Ктулху ждет и видит сны». Даже мёртвый Ктулху может сводить людей с ума через сны: «Я едва не схожу с ума, когда вижу его во снах». Пробуждение Ктулху ото сна означает лишь одно: смерть, неминуемую гибель цивилизации. Однако не все боятся краха мира. Жрецы культа Ктулху верят в его божественное начало, поклоняются ему и вот уже много столетий пытаются пробудить его ото сна. Культ Ктулху далеко не единственный в Провиденсе, их великое множество, все они разбросаны по миру, и каждый жрец, каждый почитатель имеет чётко поставленную цель: пробудить Ктулху. Согласно преданиям культа, «человек и окружающий его мир появились совсем недавно и ненадолго. Были века, когда на Земле правили другие создания, и у них были свои великие города», «их следы все еще находят в виде циклопических руин на островах Тихого океана», «Все эти создания умерли за многие и многие тысячелетия до появления на Земле людей, но существует тайное средство оживить их — нужно лишь дождаться времени, когда звезды займут нужное положение в круговороте вечности. Эти древние создания и сами явились на Землю со звезд, принеся с собой собственные изображения», «Великие Властители Древности не состоят из плоти и крови. Конечно, у них есть определенная форма», «но они созданы не из плотного вещества». «Когда-то звезды занимали благоприятное положение, и они могли, проплывая по космическим безднам, переходить из одного мира в другой, но потом звезды расположились неудачно, и их жизни настал конец». «Но и не будучи живыми, они никогда не умирают до конца. Сейчас все они лежат под каменными сводами домов великого города Р'льеха, сохраняемые заклинаниями могучего Ктулху для грядущего воскресения, которое наступит в час, когда звезды и Земля будут к этому готовы».
Любой человек в здравом рассудке назовёт это безумством, глупостью, бредом, ведь любому легче жить за пеленой неведения, но «неизбежен час, когда разрозненные крупицы знания, сойдясь воедино, откроют перед нами зловещие перспективы реальности и покажут наше полное ужаса место в ней; и это откровение либо лишит нас рассудка, либо вынудит нас бежать от мертвящего просветления в покой и безмятежность новых темных веков». Открыв для себя Культ, поклоняющийся Ктлуху, узнав множество фактов того, чего обывателю бренной планеты знать не стоило, тонкие нити разрозненных фактов, странных обстоятельств, невообразимых до прежней жизни происшествий начинают сплетаться воедино, и Фрэнсис сквозь призму правды смотрит на безумный мир, на ещё более безумную, страшную и коварную неизвестность, что окружает нас и уходит далеко в вечность нескончаемого космоса. Фрэнсису «было дано познать все ужасы, от каких должна оберегать себя Вселенная», ужасы реальности, окружающие всех и каждого, но видимые далеко не всеми. Он увидел самые потаённые уголки тайн Вселенной, проник в самые далёкие времена. После таких сложных испытаний мир теряет свои краски, «и отныне даже весенние небеса и летние цветы» для него «не радость, но горькая отрава». Он не хочет подвергать опасности разум других людей, ведь от адекватности до безумия - один шаг. «Суждено кануть в забвение и этой моей рукописи, в которой по воле случая сошлось воедино то, чему, я надеюсь, никогда впредь не соединиться», «Лучше я буду молиться о том, чтобы мои душеприказчики отдали предпочтение не смелости, но благоразумию и осторожности, проследив за тем, чтобы посторонний взор никогда не коснулся этих строк».
Как и полагается любому произведению Ф.Г. Лавкрафта, рассказ «Зов Ктулху» пропитан психологическим ужасом. Писатель ставит перед читателем философские вопросы, приоткрывая перед ним занавес тайн Вселенной. Чтение произведения заставляет читателя часто дышать, сердцебиение учащается, ведь даже представить трудно всё безумие этого мира, где Земля, человек, цивилизация и даже Ктулху - всего лишь быстротечные эпизоды в пространстве чёрного времени.
§ 2.2. Истоки возникновения ужасного и его воплощение в романе С.Кинга «Оно»
Имя Стивена Кинга знакомо многим, кто любит жанр ужасов. Стивен Кинг - один из самых популярных писателей нашего времени. Его читают подростки и взрослые, женщины и мужчины - все, кто стремится лучше понять себя и других, изменчивый и непредсказуемый мир, в котором мы живём. Несмотря на то что в литературном мире Кинга не воспринимают как серьёзного писателя, сейчас он на пике популярности. Среди шедевров Мастера - знаменитый роман «ОНО», написанный в жанре ужасов, впервые опубликованный в 1986 году. Книга произвела на читателей сильное впечатление, хотя и не имела единого восприятия. Местами роман получился затянутым и перегруженным элементами хоррора, что при чтении вполне ощущаемо. Произведение изобилует множеством описательных моментов, что придаёт ощущение подлинности, реальности происходящих событий, персонажей и Дерри.
Роман «Оно» начинается с рассказа одного из участников о событиях, произошедших в 1958 году в маленьком городке Деррив штата Мэн: «Начало этому ужасу, который не закончится еще двадцать восемь лет — если закончится вообще, — положил, насколько я знаю и могу судить, сложенный из газетного листа кораблик, плывущий по вздувшейся от дождей ливневой канаве». Повествование о событиях ведется параллельно в разных временных интервалах, один из которых соответствует детству главных героев, а другой — их взрослой жизни. Шесть персонажей из семи, будучи взрослыми, самостоятельными людьми, покинули свою малую родину ещё в подростковом возрасте, сделали успешную карьеру. Жизнь казалась вполне удовлетворительной, но лишь до звонка их друга детства Майка Хэнлона, не покидавшего родного дома. Лишь одно упоминание им Дерри вызывает у каждого из них лихорадочное поведение, серию флэшбеков (обратных кадров, отклонений от повествования в прошлое) из далёкого прошлого, из детства, проведённого в Дерри: «Дерри! Господи! Даже это слово во рту ощущалось странным и забытым. Произнести его — все равно что поцеловать что-то древнее».
Основное действие романа завязано на взаимодействии «неудачников» (так они себя однажды назвали) и Древнего зла, пробуждающегося каждые 27 лет. Ещё будучи детьми Беверли Марш, Стэну Урису, Майку Хэнлону, Эдди Каспбраку, Ричи Тозиеру, Бэну Хэнскому и Биллу Денбро пришлось столкнуться с олицетворением ужаса, воплощенном в образе зловещего клоуна Пеннивайза. А история эта, наполненная ужасами, невероятной жестокостью, безобидными и далеко недетскими забавами, начинается с леденящей кровь смерти младшего брата Билла Денбро Джоржди, беззаботно играющего на улице с бумажным корабликом, сделанным его братом.
Первая встреча читателя с монстром как неожиданная, так и ужасающая: «И тут раздался голос, вполне нормальный, даже приятный голос, обратившийся к нему из водостока. — Привет, Джорджи. В водостоке находился клоун». Это первая, но жуткая и очень запоминающаяся встреча с главным антагонистом произведения, встречающимся позже не раз. После смерти Джорджи семью Денбро охватывает невероятное горе от потери, а городок Дерри сотрясается от плача, ведь один за одним пропадают, а позже находятся зверски убитые дети и подростки. Со временем судьба сводит вместе «неудачников». Их дружба становится крепче с каждым днём, ведь только вместе им удастся совладеть со страхом, противостоять Оно и, вдобавок, ещё и Генри Бауэрсу и его дружкам-хулиганам Виктору Крису, Патрику Хокстеттеру, Хаггинсу.
Произведение наполнено жестокостью, и читатель прекрасно видит ужасающие реалии жизни маленьких городов и маленьких людей. Вселяет ужас бесчеловечность многих персонажей (в основном, отрицательных), подкрепляемый постоянным присутствием зла, того самого клоуна-людоеда. Со временем герои понимают, что, хотя они и боятся Пеннивайза, он боится их больше. Он поджидает их везде, во множестве образов, готовый обратить любой солнечный денёк в настоящий кошмар. Его образ страшен не только из-за внешнего описания. Он настоящее воплощение зла, гибели. Даже вид клоуна - всего лишь маска, неплохо прижившаяся. Пеннивайз знает про «неудачников» всё, что можно знать: их слабости, страхи, чувства, мысли. К каждому из них он являлся в самых различных образах, имел свой “подход”, он есть физическое проявление их страхов: прокажённый в доме на Нейболт-стрит; древняя мумия с пустыми глазницами; кровь, идущая вместо воды в ванной комнате и голоса из водостока. Голоса мёртвых детей, зовущих и говорящих, что все они будут «летать», «летать» вместе с ними. Огромная птица с огненными глазами, оборотень с огромными, острыми, как лезвие ножа, когтями, появляется в семейном альбоме Денбро, является с призраком Джорджи, вселяется в огромную статую. Сводит с ума. Хочет убить.
Постоянное присутствие монстра (или даже ощущение его присутствия) в романе действительно пугает читателя, предчувствие и ожидание его появления становится невыносимым, ведь такой мощный образ сильно въедается в сознание читателя, которое может спроецировать его и в реальность. Ощущая на себе такое психологическое давление, читатель понимает, как трудно героям бороться с этим злом, бороться со своим страхом. Гнетущая атмосфера произведения разбавляется обычными детскими забавами, например, строительством запруды, прогулками, постройкой своего штаба, некоего убежища от Оно и банды Генри Бауэрса. «Неудачники» не оставляют идеи узнать, что из себя представляет Оно, не оставляют идеи убить чудище: «Они расплавят один из его серебряных долларов и сделают два серебряных шарика размером чуть меньше шарикоподшипника. И тогда, если в подвале дома №29 на Нейболт-стрит действительно прячется оборотень, Беверли пальнет ему в голову один из этих шариков из рогатки Билла». Однажды, вычитав об одном ритуале в книге, они решают проверить его. Ричи и Майку приходит видение. Видение, в деталях показавшее пришествие Оно: «Оно шло с неба. Солнце было похоже на расплавленный, горящий круг в низком небе, окруженный сказочным кольцом тумана. А под ним неистово зеленел ковер Барренса, но слишком спокойный. Сейчас Ричи подумал, что он понял, в чем заключается видение: они должны были увидеть пришествие Оно». Но самое трудное для них ещё впереди…
Знаток и любитель литературы ужасов сможет провести параллели между произведениями двух ярчайших представителей жанра и не сможет не заметить сходства в образах. И Лавкрафт, и Кинг прибегают к психологическому давлению, направленному на незащищенное сознание читателя. Создавая образы, монстров, существ, богов, пришедших из неизведанных глубин космической дали, писатели создают ощущение загадочности, опасности, исходящей от неизвестного, неподвластного человеку.
Роман Стивена Кинга «Оно» оценён по достоинству. Этот роман наполнен страхом, ужасом, кошмарами, соединившимися в образе клоуна-людоеда, живущего в канализации. Персонажи произведения не одинаковые, живые, их эмоции реальны и переживаются читателем. Положительные персонажи далеки от идеала, но им хочется сопереживать, ведь в них чувствуется неподдельная искренность. Антагонисты романа действительно противны и ужасны, и, чтобы возненавидеть их, достаточно прочитать о них совсем немного. Роман в целом производит положительное впечатление, ведь он выполняет главные задачи хоррор произведения: пугает читателя, заставляя его испытывать настоящий страх, вызывает мощные эмоции, варьирующиеся от отвращения и страха до ощущения реального счастья. Роман Стивена Кинга «Оно» - патетическое, пылкое, волнующее произведение, которое создаёт настолько мощную атмосферу всего ужаса и кошмара, что читателя пробирает дрожь.
Заключение
Изучив научную литературу, посвященную особенностям жанра хоррор, мы рассмотрели историю развития и разновидности хоррора в литературе, а также определили способы и средства создания ужасного в художественных произведениях. Это позволило нам выполнить самостоятельный анализ произведений Г.Ф.Лавкрафта «Зов Ктулху» и С.Кинга «Оно» с точки зрения способов воплощения в них ужасного.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Список литературы
Интернет-ресурсы
Приложение 1
Цитаты из произведений Ф.Г.Лавкрафта, иллюстрирующие некоторые тезисы работы:
Способы воплощения ужасного в хоррор литературе | |
Тематизированные персонажи, заимствованные из низовой мифологии разных народов |
|
Сюжет, строящийся на взаимодействии главных персонажей и их противостоянии злу, что нависло над ними |
|
Опасность, исходящая от неизвестного, неподвластного человеку |
|
Хронотоп |
|
Приём подлинных записей героя |
|
Саспенс, выражающийся в тревоге ожидания, предчувствии ужасного, неопределённости и беспокойстве перед неведомым |
|
Психологизм |
|
Намек на самую ужасную мысль человека – о страшной и реальной приостановке или полной остановке действия тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой против хаоса и демонов запредельного пространства. |
|
Приложение 2
Цитаты из произведений С.Кинга, иллюстрирующие некоторые тезисы работы:
Способы воплощения ужасного в хоррор литературе | |
Тематизированные персонажи, заимствованные из низовой мифологии разных народов |
|
Сюжет, строящийся на взаимодействиях главных персонажей и их противостоянии злу, что нависло над ними |
ВСЕХ. БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ. ВАШ ПРИЯТЕЛЬ ПЕННИВАЙЗ».
|
Опасность, исходящая от неизвестного, неподвластного человеку |
Населен, как будто бы населены ими некоторые дома? Не просто один-единственный дом во всем городе, не просто угол одной-единственной улицы, не просто единственная баскетбольная площадка в единственном крошечном парке, с кольцом без сетки, которое в лучах заката кажется страшным и кровавым орудием пыток, не просто одно конкретное место. Но все. Целый город. Может такое быть?».
мог, что человек может стать таким пугливым, каким стал я после этой истории с Адрианом Меллоном, и продолжать жить, более того, работать. Такое ощущение, будто я из реальности переместился в какую-то историю, и все знают, что нечего так бояться до самого финала этой истории, когда скрывающийся во тьме наконец-то выйдет из леса, чтобы покормиться…естественно, тобой».
|
Приём подлинных записей героя |
|
Саспенс, выражающийся в тревоге ожидания, предчувствии ужасного, неопределённости и беспокойстве перед неведомым |
|
Психологизм |
пришла позже, когда уже не имела значения. В тот момент она могла ощущать только стыд, только душевную боль».
|
Намек на самую ужасную мысль человека – о страшной и реальной приостановке или полной остановке действия тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой против хаоса и демонов запредельного пространства. |
ротонды публичной библиотеки Дерри майским днем 1985 года, я — взрослый, и вижу самый жуткий кошмар моего детства. Я встретился лицом к лицу с Оно». — Поднимайся, Бен, — позвал сверху Пеннивайз. — Я не причиню тебе вреда. У меня для тебя книга! Книга… и шарик. Поднимайся! Бен открыл рот, чтобы ответить, чтобы сказать, что Пеннивайз, наверное, рехнулся, если думает, что он, Бен, поднимется по лестнице, но тут же понял: произнеси он хоть слово, все повернутся к нему, все подумают, а не псих ли он?»
|
Ласточка
Золотой циркуль
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Новогодние гирлянды
Прекрасное далёко