«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Автор: Монгуш Анай-Хаак Кан-ооловна,
Республика Тыва, Бай-Тайгинский кожуун, село Тээли
11б класс.
Аннотация.
Изучая тувинскую поэзию и литературу Серебряного века, мы увидели, что творчество поэтов насквозь пронизано музыкальными звуками и сложными метрами, мажором и минором, знаками нотного письма, музыкальными терминами, наименованиями музыкальных жанров, именами композиторов и названиями музыкальных произведений, упоминаниями и о филармонических концертах, и концертных залах. Музыка в поэзии чувствуется во всем: и в четкости музыкальной формы, и в глубине осмысления жизни.
Весь этот музыкальный язык, его огромный диапазон лучами яркого света струится во всем гениальном творчестве поэтов Серебряного века и тувинских поэтов. И мы в этой работе предприняли попытку сравнения использования музыкальной терминологии в тувинской и русской поэзии.
Предпринятое нами исследование позволяет подвести итог и сделать вывод: на описание, бесспорно, наложились слушательские впечатления. Вряд ли можно было бы столь гениально предсказать общую эмоцию, дух музыки лишь по «чернышам» отдельных страниц.
Вложение | Размер |
---|---|
mongush_bay-tayga_prezentatsiya.pptx | 531.72 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б.Кара-Сала. Научно- практическая конференция «ШАГ В БУДУЩЕЕ» Употребление музыкальной терминологии в поэзии Серебряного века и тувинской поэзии . Выполнила ученица 11 «б» класса Монгуш Анай-Хаак . Руководитель учитель русского языка и литературы Хертек Салбак Константиновна . Тээли – 2014Слайд 2
Аннотация. В работе предпринята попытка сравнительного анализа использования музыкальной терминологии в русской и тувинской поэзии
Слайд 3
ПЛАН работы. Цель работы: системное комплексное описание музыкальных терминов, представленных в текстах русских поэтов и стихотворениях известных и неизвестных поэтов Тувы.
Слайд 4
Содержание. I. В в едение . II . Музыкальные термины в поэзии Серебряного века и поэзии Тувы. III . Семантическая организация музыкальной терминологии в поэзии Серебряного века и поэзии тувинских писателей. А.Первое семантическое объединение-названия стихотворений , содержащих музыкальную терминологию. Б. Ко второму семантическому объединению относятся музыкальная терминология, называющую имена выдающихся композиторов и их произведения. В. Третье семантическое объединение содержит музыкальные термины, обозначающие названия музыкальных инструментов. Г. Четвёртое семантическое объединение содержат музыкальные термины, передающие человеческий голос и всё то, что связано с ним: песня, пение, певческие голоса, частушки. Д. Пятое семантическое объединение. IV . Заключение.
Слайд 5
Объект исследования: музыкальные термины, употребляемые в текстах русских поэтов Серебряного века и произведениях поэтов Тувы.
Слайд 6
Новизна работы состоит в том, что впервые была предпринята попытка сравнительного анализа использования музыкальной терминологии в русской и тувинской поэзии, многоаспектное исследование музыкальных терминов, являющихся одним из элементов текстов русских поэтов и поэтов Тувы.
Слайд 7
Теоретическая значимость научно- исследовательской работы заключается в том, что в научный оборот введены понятия «музыкальный термин в лирических произведениях». Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования его материалов в преподавании вузовских курсов литературы, на уроках русской литературы в 11 классе.
Слайд 8
Творчество поэтов насквозь пронизано музыкальными звуками и сложными метрами, ритмами и размерами, темпами, интервалами и тембрами, мелодиями, созвучиями, аккордами и гармонией, ладами – мажором и минором, знаками нотного письма, музыкальными терминами, наименованиями музыкальных жанров, именами композиторов и названиями музыкальных произведений, упоминаниями и о филармонических концертах, и консерваторских залах. Мы считаем, что в работе целесообразно использовать понятие музыкальная терминология (термин), которое включает как понятия музыкальной теории, названия музыкальных инструментов, так и музыкальных жанров, певческих голосов. Анализируемый материал распределён по пяти семантическим группам.
Слайд 9
Первое объединение: названия стихотворений, в которых прослеживается связь с музыкальной терминологией, сюда же отнесены известные стихотворения по первым строчкам. . , «И снова скальд чужую песню сложит» Борис Пастернак Александр Даржай Осип Мандельштам Монгуш Кенин - Лопсан Эртине Ховалыг « Импровизация на рояле», «Аппассионата», «Скрипка Паганини», «Рояль дрожащий пену с губ ближет », «Пианисту понятно шнырянье ветошниц» и др. « Игил ыызы », «Колыбельная», «Рояль», «На песнь, как на подвиг, готов», «Трижды блажен, кто введет в песнь имя» «Песня воды» «Весенние песни»
Слайд 10
Борис Пастернак Эртине Ховалыг Осип Мадельштам Эртине Ховалыг Было поздно, когда я вернулся домой. Вот окно и табак, и рояль . Всё в порядке. 12 Просто о дожде . Беру гитару в руки , аккорды те же , а звук как будто капает тот дождь , который слышал я во сне , не ливень. В пальцах тепло не мгновенное -Сила лежит фортепьянная Где то стучат в барабаны кто то палит в облака, … Играет на флейте незнакомка мечты Второе семантическое объединение: музыкальная терминология, обозначающей названия музыкальных инструментов Александр Даржай Здесь иволга нежно свистит средь ветвей В лимби [10], уводя от дорог. / Знакомые голоса . /
Слайд 11
Третье семантическое объединение включает названия различных музыкальных, танцевальных, хоровых жанров: этюды, баллады, сонаты, марши, импровизации, прелюдии, экспромты, скрипичное каприччо, хорал, месса, реквием, хор, полька, вальс Борис Пастернак Эртине Ховалыг «Вальс чертовщиной», «Вальс со слезой». Всего у Бориса Пастернака 18 единиц. Разных чувств желаний ветер кружит сердцем в хоровод ,.. Неизвестная танцовщица Лунная дева танцует в ночи, … а может это сна нет никого, а в душе лишь осадок неизвестного па Танцует в белом хороводе ветер и снег Покажу как пляшут феи И снежинок хоровод
Слайд 12
Четвёртое объединение - это человеческий голос и всё то, что с ним связано: песня, пение, певческие голоса Монгуш Кенин - Лопсан Осип Мандельштам Александр Даржай Есть ли голос у горы? Есть: То араток на току песнь ! («А в небе танцует золото - / Приказывает мне петь », «Тыва дылым » Кашпал хемче шурай берген дидим кыстың Өжээн - килең доюлдурар түрлүг ырын Запела мама тихо надо мной — Не там ли, где затеплились стожары? Споем , друзья, им йорээл священный.
Слайд 13
Чооду Кара-Куске Эртине Ховалыг Александр Даржай А вот и ручейки запели … Пронзительно веет её инструмент 'Вернись мой любимый'- плачет поёт. От радости звенит, Что зачаровывает нас Ликующий сыгыт [3]. Пятое объединение - это человеческий голос и всё то, что с ним связано: песня, пение, певческие голоса
Слайд 14
Вывод. На описание, бесспорно, наложились слушательские впечатления. Вряд ли можно было бы столь гениально предсказать общую эмоцию, дух музыки лишь по «чернышам» отдельных страниц.
Слайд 15
Библиография Пастернак Б. Сбор. соч. в 5 т.-М.:Худ.лит ., 1989. Мандельштам О. Сбор.соч .- М.:Худ.лит ., 1990. А.М.Чепасова,А.П.Чередниченко . Современный русский язык.Таблицы по грамматике-М.:Высшая школа, 1999. Учебник «Тыва чогаал », 10 класс. Электронный журнал «Новые исследования Тувы» http://yandex.ru/cooly-kara.html http: …- mongush- kenin -lopsan
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Мороз Иванович
Волшебная фортепианная музыка
Рисуем зимние домики
Прекрасное далёко