Вот уже более двух столетий литераторы, искусствоведы, просто любители русской литературы наслаждаются творениями А.С.Пушкина, изучают его гений. В век глобализации, стирания национальных колоритов, обеднения и засорения языка, как никогда остро встает вопрос о сохранении нашего культурного наследия. Его ярким представителем является А.С.Пушкин. 2019 год — это год 220-летия со дня рождения великого поэта. Поэтому мы с особым трепетом возвращаемся к его жизни и творчеству.
Вложение | Размер |
---|---|
«Памятные места России, связанные с именем А.С. Пушкина». | 41.01 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
Общеобразовательная школа № 349 с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района
Исследовательская работа по теме:
Направление исследовательски работы: «Памятные места России, связанные с именем А.С. Пушкина».
На конкурс исследовательских и проектных работ «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..»
Автор: ученица 8-2 класса
Журавлёва Анна
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Рахманова Наталья Геннадьевна
Санкт- Петербург
2019 год
Актуальность исследования:
Вот уже более двух столетий литераторы, искусствоведы, просто любители русской литературы наслаждаются творениями А.С.Пушкина, изучают его гений. В век глобализации, стирания национальных колоритов, обеднения и засорения языка, как никогда остро встает вопрос о сохранении нашего культурного наследия. Его ярким представителем является А.С.Пушкин. 2019 год — это год 220-летия со дня рождения великого поэта. Поэтому мы с особым трепетом возвращаемся к его жизни и творчеству.
Объект исследования:
Жизнь и творчество поэта в Пушкинских горах.
Предмет исследования:
Места и люди Пушкинских гор, оказавшие наибольшее влияние на поэта.
Цель работы:
Обнаружить связь того или иного произведения, сюжета, персонажа с условиями внешней среды, окружавшей поэта в Пушкинских горах.
Задачи работы:
- Изучить историю и особенности природы края;
- Познакомиться с самобытностью культуры края;
- Определить произведения, написанные поэтом в Пушгорах и выявить природные, исторические, культурные факторы, повлиявшие на их создание.
Гипотеза:
Время, которое поэт пробыл в Пушгорах имело наибольшее влияние на его творчество.
Методы исследования: анализ и синтез.
Александр Сергеевич Пушкин – человек с бессмертным именем, оставил след во многих уголках нашей страны. Это Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Крым… Список может оказаться очень длинным. Куда только не забрасывала судьба великого творца. Но я считаю, что наибольший вклад в жизнь Александра Сергеевича внесли Святые горы (в настоящее время – Пушкинские горы). Недаром сам поэт завещал похоронить себя именно в этих землях. Тут расположен Государственный музей-заповедник имени А.С. Пушкина. Он воплотил в себе древнюю историю края, стал поэтическим местом, куда съезжаются просвещённые люди. Но я предпочла взять эту тему не только по вышесказанной причине. Я побывала в тех местах, насладилась красотой пейзажей, которыми в свое время вдохновлялся поэт, прогуливалась по тем самым лесным тропинкам. Только так, увидев воочию, можно понять всю ценность пушкинских мест.
Земля Пушкиногорья очень богата своей историей. С древнейших времен тут селились люди, что подтверждено находками во время археологических раскопок. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры здесь жили славяне – кривичи. На Савкиной горке было основано городское поселение, а в XIV веке на берегах Сороти возникла крепость-город Воронич. Как пишет краевед А. Савыгин: «Сороть на протяжении веков была свидетельницей героической истории нашего народа. Каждая ее верста помнит что-то свое из далекого и близкого прошлого».
Первое письменное упоминание в летописи о поселении Святые горы относится к 1569 году. По приказу Ивана Грозного был возведен монастырь, который стал мощной крепостью под Вороничем. Не раз его монахи сражались с поляками, литовцами, немцами, пытавшимися захватить псковские земли. В смутное время эти места тоже стали ареной ожесточенных сражений. В конце XVII века Святогорский монастырь числился среди трех десятков «старинных обителей» на Руси. А в последующем монастырь стал известен благодаря своим веселым и многолюдным ярмаркам.
Все это отразило в творчестве Александра Сергеевича. Часто посещая эту обитель, он мог обретать исторические сведения, просиживая в библиотеках и в монастырской часами. Он рылся в обветшалых летописях, изучал архивы и узнавал все больше и больше об истории и культуре Родины. Поэт имел возможность наблюдать за жизнью монахов, беседовать с ними, и в особенности с игуменом Ионой, сыгравшим в жизни Пушкина не последнюю роль. Именно таким образом впоследствии рождались произведения с древними сюжетами.
Все эти места буквально пропитаны вдохновением, никого не оставляя равнодушным. Конечно, чувствительная душа Пушкина тоже прониклась к этим заливным лугам, обширным дубравам и блистательной глади озер. Но постаралась тут не только матушка-природа, но и человеческие руки. Так родились великолепные усадьбы Михайловского, Тригорского и Петровского.
В Михайловском сохранилась знаменитая «Аллея Керн», названная так по имени одной из муз поэта – Анны Петровны Керн. Здесь, по преданию, они вместе прогуливались, тут же Пушкину пришли в голову строки знаменитого стихотворения «Я помню чудное мгновенье...».
Любил великий творец проводить часы на Острове уединения, сидя на деревянной скамье и размышляя о русской жизни. Псковскую землю он мог наблюдать и познавать постоянно! Вот собрались со всей округи работяги на сенокос – по лугам мелькают косынки женщин, а в воздухе пахнет сухой травой… А к вечеру зажигали костры, и уставшие крестьяне рассаживались вокруг, затягивали душевную песню. Вот простой люд стекается на ярмарку – это настоящий родник народной речи. С огромным интересом писатель принимал участие в таких мероприятиях. Именно отсюда – из повседневной жизни деревень черпал знания и вдохновение Александр Сергеевич. Не случайно именно в те годы были написаны основные главы «Евгения Онегина» - энциклопедии русской действительности того времени.
Никто не знает, как повернулась бы судьба поэта, не побывай он в Пушкинских горах. Написал бы он шедевры отечественной классики, живя в городе?.. Академик Лихачев отмечает: «Открытие русской природы произошло у Пушкина в Михайловском. Михайловское и Тригорское – это места, где Колумб русской поэзии Пушкин открыл русский простой пейзаж. Хранить природу Михайловского и Тригорского мы должны со всеми деревьями, лесами, озерами и рекой Соротью с особым вниманием…».
В Михайловском поэтом было написано более 130 художественных произведений, наиболее известные из них: III-VI главы романа в стихах «Евгений Онегин», исторический роман «Арап Петра Великого», драма «Борис Годунов», поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», стихотворения «Пророк», «Вакхическая песня», «Разговор книгопродавца с поэтом», «19 октября», «Домовому», «Вновь я посетил…», «Я помню чудное мгновенье»… Здесь родились идеи создания таких произведений: «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцены рыцарских времен».
2.4 Псковские земли, оказавшие влияние на творчество поэта
Естественно, все шедевры Пушкина не появлялись «из воздуха». Для создания произведения необходимы новые впечатления, те или иные эмоции, одним словом - вдохновение. Все это поэт мог получить, прогуливаясь по окрестностям, общаясь с местными жителями, узнавая их быт и нравы. Я разобралась, что и кто сыграли основную роль в творчестве поэта.
2.4.1 Михайловское
«Помню, как обрадовался я сельской жизни, русской бане, клубнике и проч.», - вспоминал поэт свой первый приезд в родовое имение матери. Судьбоносным для творчества Пушкина признан период его ссылки в Михайловское Псковской губернии в 1824-1826 годах, хотя самому поэту поначалу было невыносимо находится в заточении. Оказавшись в деревенской глуши, он бросается за помощью к своему «учителю в поэзии» - Жуковскому. «Спаси меня хоть крепостью, хоть Соловецким монастырем!» - молит о помощи в своем письме Александр Сергеевич. Но давний друг будто не слышит жалоб, лишь советует больше творить.
Здесь нет толп поклонников. Теперь из жизни поэта исключено почти все, кроме творчества. В эти два года вынужденного одиночества Пушкин преобразился. Единственным обществом в Михайловском стала знакомая с детства няня Арина Родионовна. Она была крепостной Ганнибалов и знала множество сказок, преданий и песен, которыми богат Псковский край. Это особенно сблизило пожилую крестьянку и известного поэта. Пушкин пишет другу об этом: «…вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно» (1824 год). Однако по сей день ведутся споры, является ли реальная Арина Родионовна прототипом няни Татьяны из «Евгения Онегина» или это лишь обобщенный образ. Эту тайну великий поэт унес с собой в могилу.
Помимо «доброй подружки бедной юности моей», как назвал няню сам Пушкин, привычными собеседниками стали книги. Поэт просит друзей и брата отправлять ему их как можно больше. Скоро в Михайловском собирается целая библиотека: Байрон, Шекспир, Скотт и другие известные зарубежные авторы, а также собрания сочинений Державина, Жуковского, Рылеева… Александр Сергеевич был воспитан на западноевропейской литературе, но в Михайловском возрастает интерес к русской истории. На свет появляется «Борис Годунов», начинается работа над «Арапом Петра Великого» …
2.4.2 Тригорское
Конечно, одиночество не поглощало поэта в полной мере. Любил он навещать усадьбу Вульфов, живших по соседству, на крутом берегу реки Сороти. Здесь он заряжал своей энергией обитателей поместья – стоило Пушкину зайти (а временами и пролезть в открытое окошко, в чем себе поэт не отказывал), как вокруг начинали раздаваться шутки, смех, задорный говор и стихи. Ведь именно в Тригорском гений русской литературы любил впервые декламировать свои произведения.
Поместье в Тригорском считается «домом Лариных» из романа «Евгений Онегин». Сами обитатели усадьбы искали свои портреты в произведениях Пушкина. Так, сын Прасковьи Александровны (хозяйки Тригорского) – Алексей, считал, что именно его черты отразились в образе Владимира Ленского. С его родными сестрами – Анной, Евпраксией и сводной – Алиной, Александр Сергеевич также состоял в хороших отношениях. Кто знает, может именно их черты слились в героинях романа – Татьяне и Ольге.
Радостное освобождение от ссылки было сильно омрачено горечью расставания с давними друзьями. Желание вернуться в те места, откуда совсем недавно он хотел сбежать, не покидало душу. Завершилась целая эпоха в жизни Пушкина, уже в прошлом встречи с дорогими сердцу жителями Тригорского… Но они оставили неизгладимый след в русской литературе в виде стихотворных посланий Пушкина своим друзьям. Одно из самых ярких –лирические строки «Я помню чудное мгновенье…», посвященное Анне Петровне Керн.
2.4.3 Петровское
Родовое имение Ганнибалов также имеет особенное значение в жизни поэта. Как мы уже выяснили, Пушкину была небезразлична история России, поэтому он часто гостил у своего двоюродного деда, Петра Абрамовича. Их разговоры о старине и полученная от хозяина имения рукописная биография являлись еще одним источником вдохновения и знаний. Под действием творческого порыва написан «Арап Петра Великого» и исторические стихотворения. А грубый и вспыльчивый характер отразился в Троекурове – герое повести «Дубровский». Удивительные пейзажи Петровского тоже нашли вторую жизнь на страницах этого произведения.
Здесь же писатель мог наблюдать за типичным помещичье-крепостническим укладом жизни. Эти впечатления не прошли даром и были отражены в произведениях, описывающих деревенскую действительность тех времен – «Евгении Онегине» и вышеупомянутом «Дубровском».
«Петровское нам дорого потому, что здесь талантливый наперсник Петра обосновал свой род и через сына своего Иосифа соприкоснулся с одним из самых древнейших родов России – родом Пушкиных, став таким образом предком великого гения русской поэзии»,- напоминает нам один из хранителей этого имения Б.М. Козьмин. Но беречь Петровское стоит не только по этой причине. Ведь здесь все дышит русским духом и историей, по сей день вдохновляя гостей и местных жителей.
2.4.4 Святогорский Свято-Успенский монастырь
Настоятель монастыря, игумен Иона, по приезде Пушкина на Псковские земли, был назначен наставлять «михайловского барина». Это был один из поводов для поэта, чтобы заглянуть в обитель. А.К. Бошняк, собиравший сведения из жизни Александра Сергеевича, писал об их встречах: «От игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков. На вопрос мой: «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» - игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».
Для поэта эти задушевные беседы, конечно же, не прошли даром. Александр Сергеевич позаимствовал от Ионы множество поговорок, которые передал следующему поколению в своем сочинении «Борис Годунов», а сам игумен стал прототипом летописца Пимена из этого же произведения. Я думаю, что каждая секунда пребывания Пушкина здесь дала о себе знать в его творчестве. Переливистый звон колоколов (некоторые из которых и прежде радуют слух посетителей), веселье многолюдной ярмарки и скорбная тишина, висящая над родовым кладбищем Пушкиных-Ганнибалов. Сам поэт откупил здесь место для себя, когда приезжал на похороны матери. Он категорически не желал покоиться в петербуржской земле. Даже после смерти писатель остался рядом с семьей – родителями – С.Л. и Н.О. Пушкиными, бабушкой и дедом –М.А. и О.А. Ганнибалы и младшим братом -Платоном.
Три раза в году здесь отмечаются важные даты в жизни Пушкина – день рождения в июне, день ссылки в Михайловское в августе и день смерти в феврале. Но это совершенно не означает, что в остальное время народ равнодушен к величайшему русскому поэту. На надгробии всегда лежат живые цветы – знак признательности и уважения к трудам Пушкина, толпы туристов никогда не обходят стороной это священное место.
Проведя это исследование, я в очередной раз убедилась, что многие шедевры А.С. Пушкина имеют непосредственную связь с Псковщиной. Поэт, как губка, впитывал всю атмосферу Святых гор, перенося ее впоследствии на бумагу. Благодаря этому рождались знакомые с детства образы главных героев наших любимых произведений. Могли бы они появиться на свет, если бы нога Пушкина не ступила на эти земли? Конечно же нет, ведь только здесь поэт так сроднился с народом, познав его жизнь и непосредственно принимая в ней участие. Без фальши и преувеличений гений русской литературы делится с нами своими наблюдениями и по сей день.
Без сомнений, городская жизнь также имела влияние на Пушкина. Но «духовные силы достигли полного развития» именно на Псковской земле. Там поэт оставил частичку своей души, а иначе он не написал бы эти строки:
«И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать».
Электронные ресурсы Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина:
1. А.М. Савыгин «Пушкинские горы» - 3-е изд., доп. – Л.: Лениздат, 1989. – 176 с., ил.
2. И.Т. Будылин «Деревенский Пушкин: Литературные путешествия по Псковскому краю» - М. Профиздат, 2016. – 464 стр.
Прочие ресурсы:
3.«Листки Святогорского монастыря. Святогорская повесть», главный редактор – игумен Макарий - Выпуск № 4, 3-е издание – Издательство Свято-Успенского Святогорского монастыря Святые (Пушкинские) Горы, 2007 г. – 68 стр.
4. Ю.В. Степанов «Пушкинский заповедник. Путеводитель» - Псков: ООО «Издательский дом «Утро. Псков», 2011. – 32 с., ил.
5. Д.С. Лихачев «Земля родная». М; 1983. с. 76, 77
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Тупое - острое
Зимняя сказка
Чья проталина?
Серебряное копытце