Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежный сленг является одним из составляющих компонентов процесса развития языка, его пополнения и многообразия. Проблемы, волнующие современную молодежь, находят свое отражение в том числе и в языке, причем не в устоявшемся литературном, а в быстро изменяющемся разговорном. Молодым людям свойственна «радикальность» во всем, в том числе и в публичности, в речевом поведении, экспрессивности, динамичности
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rita_2.docx | 32.36 КБ |
Исследовательская работа
по русскому языку на тему:
« Молодежный сленг»
Выполнила ученица 10 класса
Долженко Маргарита
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежный сленг является одним из составляющих компонентов процесса развития языка, его пополнения и многообразия. Проблемы, волнующие современную молодежь, находят свое отражение в том числе и в языке, причем не в устоявшемся литературном, а в быстро изменяющемся разговорном. Молодым людям свойственна «радикальность» во всем, в том числе и в публичности, в речевом поведении, экспрессивности, динамичности. Именно такой и становится молодежная речь, она четко реагирует на все появления новых слов и выражений. Представители молодого поколения отличаются стремлением ко всему новому, способностью моментально реагировать на всё происходящее вокруг, уверенностью и «безоглядностью», что делает их поступки и действия решительными, смелыми, бескомпромиссными. Подобные тенденции, как правило, находят свое непосредственное воплощение, прежде всего в языке. Всё это актуализирует проблему изучения речевого поведения современного молодого поколения.
Данная исследовательская работа посвящена изучению молодежного сленга и функционированию его в речи обучающихся МКОУ Лизиновская СОШ
Целью исследования является изучение употребления молодежного сленга в речи обучающихся МКОУ Лизиновская СОШ
Для достижения заданной цели предусматривается решение следующих задач:
Предмет исследования – молодежный сленг в речи обучающихся МКОУ Лизиновская СОШ
Объект исследования – обучающиеся 5-10 классов МКОУ Лизиновкая СОШ
В ходе исследования были использованы следующие методологические приёмы: систематизация материала по обозначенной теме, обобщение, приведение фактологической базы исследования.
Данная исследовательская работа состоит из двух частей:
В главе I рассмотрены понятие «сленг» и источники его пополнения.
Глава II посвящена непосредственно практическому исследованию. Рассмотрены результаты исследования речи обучающихся МКОУ Лизиновская СОШ
1.1.Определение понятия «сленг».
Молодежный сленг имеет целый ряд особенностей и отличий от других имеющихся сленгов, например профессиональных (врачей, юристов, бухгалтеров и др.), социальных слоев (преступного мира и др.) и т.п. К их числу, прежде всего, можно отнести быструю изменчивость молодежного сленга, объясняемую тем, что не прекращающийся "приход" в молодежь подрастающих детей и "уход" из нее во взрослую жизнь приобретающих статус взрослых молодых людей сопровождается постоянной обновляемостью молодежного сленга. Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем "своим", молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому. Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Большинство опрошенных подростков не мыслят своей речи без сленга. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. - Сленг отличает нас от более взрослых людей». Школьники убеждены, что говорить на сленге модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.
Стоит признать, что такая точка зрения молодого поколения имеет право на существование. Сленг охватывает многие области жизни и является постоянным словотворчеством, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только что сказать, но и как сказать, чтобы быть интересным рассказчиком. Главная функция молодежного сленга - игровая, выражение через слово насмешливо-иронического отношения к миру взрослых и друг к другу. При этом и объединяющая функция остается очень важной: заниженно-ироническое отношение к окружающему сочетается с признанием престижности иных образцов массовой культуры. Отсюда в молодежном сленге значительный слой иноязычной лексики, криминальной лексики. Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:
1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!) Сленг рассматривается как сознательное, преднамеренное употребление элементов общелитературного словаря в разговорной речи в чисто стилистических целях: для создания эффекта новизны, необычности, отличия от признанных образцов, для передачи определенного настроения говорящего, для придания высказыванию конкретности, живости, выразительности, зримости, точности, краткости, образности.
2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.
Механизм формирования сленговых систем основан на заимствованиях. Как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается.
Мы проводили исследование в нашей школе на предмет употребления сленговых выражений. Провели анкетирование у взрослых и учащихся, просмотрели беседы в социальных сетях и составили словарик наиболее употребляемых сленговых выражений:
а) нейтральные выражения
Агриться – злиться.
Стёб – насмешка.
Флексить – хвастаться.
Пикча – картинка.
Хайп – шумиха, ажиотаж.
Свайп – скользить пальцем по экрану.
Фиолетово - все равно.
Шамазить – определить песню.
Хейтер – недруг.
Чилить – отдыхать, ничего не делать.
Юзать – пользоваться.
По дэхе – чуть-чуть, немного.
Бомбит – бесит.
Рофлить – смеяться до слёз.
Перец - парень, мужчина
Фо рилзиз – действительно ли.
Краудфандинг – сбор денег в Интернете
Фуди – гурманы.
ЛТ - лайк – тайм.
ЛС – личное сообщение.
ЛП/ЛД – лучшая подруга, лучший друг.
Але-мале – междометие в телефонном разговоре.
Чд – что делаешь? (сокращения в смс).
Изи – легко, полегче.
Жиза – жизненно.
ЧС – чёрный список.
Зашквар – позор, бред или что-то немодное.
Паль – подделка, по отношению к одежде.
Антихайп – движение против всего популярного.
б) Новые переносные значения технических терминов
Клон (от клонировать), то же самое скан - скопированное, списанное.
Мобила (от мобильный) - телефон, связь.
Самса (от аббревиатуры SMS) - способ мобильной связи.
в) Слова, образованные от иностранных слов
Крезанутый (от англ. craze) - сумасшедший.
Дикий (от немецкого dick) - толстый.
Фазер (от англ. father) - отец.
Флэт (от англ. flat) - дом.
Голдовый (от англ. gold) - любое изделие из золота.
Лаккий, лаккик (от англ. luck) - счастливый, счастливчик.
Аскатъ -спрашивать, просить
Упс – извините.
Фейс – лицо.
г) Слова, заимствованные из воровской лексики
Тусовка (первоначально из криминальной сферы) - сборище людей.
Крыша - защита.
Шухер - опасность.
Шмон - проверка дневников, сбор тетрадей на проверку.
Братва - обращение.
д) Слова, заимствованные из языка сетевой субкультуры
Чикса — молодая девушка (нейтрально)
Дебилятор — телевизор
Абисчание — клятва
Рогатка — ноги
Ахтунг — серьёзная неприятность
Фтыкать — понимать, пользоваться, уметь
Бэбик — ребёнок
Адуплятъся — чувствовать
ж) Слова, заимствованные из геймерского лексикона
Абилка – способность, свойство человека или предмета.
Ачивка – достижение.
Бафф, баффнуть – получить временное преимущество.
Ганк, ганкнуть – добиться своей цели подлым путём.
Грайнд – однообразная и нудная работа, необходимая для достижения какой-либо цели.
Имба, имбаланс – дисбалансовое, неграмотное решение, которое усиливает один элемент.
Левел-сил - переход на новый уровень, улучшение какого-либо навыка.
Лут – добыча.
Нуб – новичок.
Паладин – яростный защитник идеи.
Фраг – убийство или количество убитых людей.
Экспа – опыт, полученный в результате квеста.
Мобы – противники.
Сыч – человек, который много играет.
Скрафтить- создать, сделать.
Заприватить – сделать своим.
Анбоксинг – распаковка, открытие подарков
Апать – подниматься в звании или улучшить.
Байтить – изначально копировать стиль у граффитистов.
Выпилиться – уйти, выйти из игры.
Гиг – концерт.
Габелла – оценка ситуации как “ как всё очень плохо”.
Проксыка – развитие и улучшение определённого навыка.
Стримить – передавать данные (видео, звук) в реальном времени.
Гамать – играть.
2.1. Результаты исследования.
В качестве объекта исследования мы определила сленг молодёжи нашей школы, с целью выявления того, насколько учащиеся нашей школы понимают значение термина «сленг», и в каких ситуациях они пользуются сленгом?
Нами было опрошено 54 школьников 10 - 16 лет из МКОУ Лизиновская СОШ. Исследование подтвердило мнение учёных о том, что школьники тоже пользуются сленговыми словами и выражениями, независимо от возрастных различий и индивидуальных предпочтений.
Однако, довольно широко используя в своей речи сленг, учащаяся молодёжь не всегда владеет понятийным аппаратом. Анализ ответов подростков школьного возраста показал, что большинство школьников понимают значение самого термина «сленг» на интуитивном уровне 65%, а 31% не знают его значения и только 4% опрошенных знают научное определение термина.
Между тем на вопрос анкеты «Употребляете ли Вы в своей речи сленговые слова?» положительно ответили 46% учащихся, иногда употребляют 38 % школьников, никогда не употребляет лишь 11 % опрошенных. Интересно отметить, что 5 % учащихся не знают, употребляют ли они в своей речи сленговые слова, что, сразу, говорит о не различении ими литературного и сленгового языка.
Когда же, в каких ситуациях подростки пользуются сленгом? Наши опросы показали, что наиболее часто сленг используется как средство общения в школе, со сверстниками, в кругу друзей, на улице т. е является органической и в какой-то мере необходимой частью устной речи школьной молодёжи. Следовательно, молодежный язык, подростковый сленг нацелен в первую очередь на то, чтобы "свои" стали ближе, а "чужие" - дальше. При этом подростковый сленг, используемый представителями разных возрастных групп (от 13 до 16 лет), полностью отражает реальную жизнь его носителей. Вот несколько примеров, показывающих, что «непосвящённому» трудно уловить смысл сказанного: «Сейчас шняжку кину – закачаешься» («Сейчас покажу что-то – очень удивишься»); «Чилдрэн телепал по стрит и аскал с предками по фону» («Ребёнок шёл по улице и разговаривал с родителями по телефону»); «Касперыч постарел, и пенёк глючит» («Антивирус Касперского устарел, и компьютер «Пентиум» делает ошибки»); «Тебе кто больше нравится: Яша или Гоша?» («В какой поисковой системе Интернета тебе больше нравится работать: в «Yandex» или «Google»?); «Я тут стусовался с одной чикой и вот крышую: мутить с нею или нет» («Я познакомился с одной девушкой и вот думаю: заводить мне с ней отношения или нет»); «Ты чё – не врубаешься? Этот смешарик в стельку свой» («Пойми: этот весёлый человек из нашей компании»).
Вполне понятно, что приведённые примеры целых сленговых предложений крайне редко употребляются при разговорах с родителями, в общественных местах, в общении с более старшими (на 2-7 лет) людьми и, по проведённому мной опросу, никогда – в общении с учителями.
Нам интересно было проследить, в каком настроении, состоянии души школьники употребляют сленг. Оказалось, что употребление сленга большей частью не зависит от настроения говорящего (положительно ответили на этот вопрос 68 % опрошенных), хотя некоторая часть подростков 32% предпочитает употреблять его только в хорошем настроении.
Затем наш опрос был нацелен, на выявление обогащает ли сленг русский язык?
Мы задали вопрос: «Как вы думаете, обогащает ли сленг русский язык?» и получили следующие результаты: «Обогащает ли сленг русский язык?» («нет» – 25 %, «скорее нет, чем да» – 20 %, «сленг обедняет речь» – 10%, обогащает – 45%).
Показатели результатов анкетирования подтверждают, что молодёжный сленг можно выделить в самостоятельную языковую категорию, которая является неотъемлемой частью молодёжного сообщества, о чём ранее было заявлено в гипотезе.
Составление словаря компьютерного сленга, материалом для которого служил язык учащихся МКОУ Лизиновская СОШ , в возрасте от 10 да 15 лет подтвердило, что этапы развития молодёжного сленга, связанные с временными отрезками развития общества продолжаются. В настоящем времени этот этап связан с появлением компьютеризации в современном обществе. А значит, молодёжный сленг является неотъемлемым фактором социокультурного развития общества.
Показатели того, что довольно широко используя в своей речи сленг, учащаяся молодёжь не всегда владеет понятийным аппаратом, и большинство школьников понимают значение самого термина «сленг» на интуитивном уровне, дают подтверждение необходимости информирования в этой области учащуюся молодёжь. Такой информацией и будет служить данная исследовательская работа.
Составленный краткий словарь наиболее употребляемых компьютерных сленговых слов, может являться «путеводителем» для людей не сведущих в сленговых словах, но желающих понимать компьютерный сленг.
Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.
Школьный сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре школьников далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг – это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания.
О школьном сленге до XIX века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова. Например, свистульки – так еще с петровских времен называли розги для школяров. Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов? Мы этого уже никогда не узнаем.
Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии.
Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя работу, можно сделать вывод, что молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники. Сленговую лексику можно классифицировать по тематическим группам, источникам пополнения. В ходе работы мы собрали материал для составления словаря сленговых слов и выражений, поэтому эта работа будет продолжена.
Взрослые, будучи подростками, пользовались сленговыми выражениями. Приблизительно такое же количество подростков пользуются сленговыми выражениями сейчас. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного подростка совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Следовательно, сленг нужно принять и относиться к нему как к вечному явлению. Сленг нельзя исключить из речи, его надо изучать.
По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися МКОУ Лизиновская СОШ :
- обучающиеся школы пользуются сленговыми словами и выражениями, независимо от возрастных различий и индивидуальных предпочтений;
- используя в своей речи сленг, ученики школы не всегда владеют понятийным аппаратом;
- наиболее часто сленг используется как средство общения в школе, со сверстниками, в кругу друзей, на улице, т. е является органической и в какой-то мере необходимой частью устной речи школьной молодёжи;
- молодёжный сленг можно выделить в самостоятельную языковую категорию, которая является неотъемлемой частью молодёжного сообщества, о чём ранее было заявлено в гипотезе.
Язык живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав языка постоянно подвержен изменениям, в большей либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная веяниям времени. Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь - вещи разные. А молодежный сленг - лишь часть "большого" языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.
Музыка космоса
Зимняя сказка
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Прекрасная арфа
Каргопольская игрушка