Александр Сергеевич Шубин, пожалуй, один из последних ученых, который кровно связан с материальной культурой своего народа - эвенками, имевшими большое значение в истории Сибири. И все больше проникаюсь уважением и гордостью, что я – потомок такого простого и в то же время целеустремленного человека.
Вложение | Размер |
---|---|
shubinskie_chteniya.docx | 54.85 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Эвенкийский центр развития творчества «Давдын»
Районная заочная научно – практическая конференция
« V Шубинские чтения»
Номинация: Вклад А.С. Шубина в исследование
коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия
Выполнил: Степанов Геркен 7 класс
объединение «Рукодельница»
руководитель: Баханова Маргарита Дархановна
2016
Содержание
Введение
Я учусь в седьмом классе. В этом году я впервые участвовал на олимпиаде по эвенкийскому языку и литературе. При подготовке к олимпиаде я прочитал много литературы об эвенках, а самым интересным показались темы, посвященные традициям и обычаям эвенков. Очень много информации я получил в трудах Александра Сергеевича Шубина.
Чем интересна эта тема? Во-первых, традиции и обычаи эвенков уходят корнями в древность, сохраняя свою основу, по сей день, во-вторых, не смотря на влияние соседних культур, традиции и обычаи сохраняют свою самобытность. Изучив историю, культуру и основные веха исторического пути одного из древнейших народов – эвенков, я поставил перед собой цель: глубже изучить творчество А.С.Шубина о традициях эвенков
У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своего народа. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Моя работа не может претендовать на какие-то глобальные исторические открытия. В первую очередь, я хотел понять мир моих предков.
А.С.Шубин учёный-эвенк, кандидат исторических наук и этнограф.
Я хочу рассказать о своем предке, о прекрасном человеке – ученом - эвенком, кандидатом исторических наук, специалистом по этнографии эвенков. Мне кажется, что о нем должен знать каждый человек, живущий в республике и даже за ее пределами.
Александр Сергеевич Шубин посвятил свою жизнь изучению истории своего народа. Благодаря таланту, а также упорству и стремлению он стал этнографом. Эта наука кропотливого, вдумчивого изучения всей материальной культуры коренных обитателей Севера.
Я горжусь, что такой - человек – мой родственник! (приложение №1)
Александр Сергеевич Шубин родился в 1929 году, в местности Хабаржан Баргузинского района. Отец Саши - Сергей Баханов из рода Чонголир, мать - Почеткина из асивагатов. Родители до переселения в Дырен жили в Хабаржане. Семья была зажиточной, занималась скотоводством, вела товарный обмен с русскими, жившими в селах Бодон, Суво.
Начиналось кочевье Александра Сергеевича Шубина бурно: всюду он был замечен, все успевал, все у него получалось. Пытливый ум будущего ученого, способность анализировать фактический материал делали его весьма и весьма интересным человеком для окружающих. Во время службы в армии о нем писали в окружной газете «На боевом посту» (от 16 июня 1953): «…Шубин всегда и во всем показывает личный пример. Он отлично успевает по политподготовке, систематически читает книги, журналы, не говоря о газетах. Это помогает ему лучше разбираться в происходящих событиях и доходчивее объяснять эти события в беседах с воинами… на ярких примерах и фактах в форме живого рассказа…». Когда он поступил в институт им. Герцена, его сразу заметил серьезный ученый М.Г. Воскобойников. Вот выдержка из письма от 20 февраля 1961 года: «…Я вам говорил уже не один раз, что данные к научной работе у Вас есть, и ученый с Вас получится в самом серьезном смысле…». Большое влияние на деятельность учёного Шубин А.С оказал известный учёный Борис Осипович Долгих, автор фундаментального труда "Родовой и племенной состав народов Сибири XVII века". Позже Борис Осипович стал научным руководителем диссертации А.С.Шубина.
Биография его может быть хорошей иллюстрацией к тем огромным преобразованиям, которые произошли в жизни эвенков за годы Советской власти. Сын неграмотного охотника из Баргузинской долины, он еще мальчишкой с ружьем за плечами и собакой на поводке прошел пешком 400-километровый путь по глухой тайге в Багдарин, в эвенкийскую школу-интернат, созданную в Баунтовском районе Бурятской АССР. Дальше его путь был обычен для представителей сибирской национальной интеллигенции. После школы он окончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена, чуть позднее - аспирантуру при институте этнографии Академии наук СССР. Успешно защитил кандидатскую диссертацию и приступил к научной работе. Много времени и сил затратил А.С. Шубин на выявление письменных источников об эвенках в архивах Москвы, Ленинграда, Иркутска, Читы, Улан-Удэ. Но главным источником ему служили материалы собственных наблюдений.
Во время регулярных ежегодных экспедиций он побывал почти во всех пунктах обитания эвенков, причем во многих неоднократно, что позволило ему зафиксировать те изменения, которые произошли в жизненном укладе эвенков в последние годы.
Отлично знакомый с местным бытом, в совершенстве владеющий родным эвенкийским языком, он подробно ведет записи при общении со своими земляками, собирает материалы по истории своего народа, о его культуре, быте и о тех изменениях, прошедших в их жизни в советское время. Немало трудов приложил он, чтобы воссоздать историю эвенков с древних времен до наших дней. Дело осложнялось тем, что ранее на эту тему не было специальной литературы, если не считать разрозненных, подчас даже случайных заметок путешественников и краеведов о тунгусских племенах, обитающих у Байкала…
Сам Александр Сергеевич ставил перед собой такую задачу: - До сих пор неясна история происхождения эвенков, ничего неизвестно о времени заселения ими севера Сибири. Здесь много загадочного. Почему, например, эвенки вкрапливались в просторы севера небольшими группами? И каким образом сумели они, несмотря на огромную разбросанность и разобщенность, сохранить свой язык, обычаи и культуру? Существуют разные теории о происхождение эвенков, но ни одна из них не имеет четкого, научно-обоснованного ответа. И он решил посвятить свою жизнь изучению истории своего народа. Вот и приходилось ему довольно часто отправляться в путь тропою своих предков…
Семейные традиции и обычаи эвенков
У эвенков еще сохранились многие черты старых родовых традиций и обычаев. Группы семей одного рода всегда сохраняли свои родственные связи. Каждый эвенк знал свою родословную, всегда оказывал предпочтение своему сородичу. Родство считалось как по отцовской линии, так и по материнской линии. Близкими по родству считались: братья и сестры отца, их дети, а также братья и сестры матери и их дети. Внуки и внучки почитали своих дедов и бабушек по отцовской линии. Предпочтение оказывалось больше родственникам по отцовской линии, менее - по материнской линии. Дети в отдельных случаях могли даже не знать родственников (даже сестер) матери. Семья эвенков состояло из трех поколений: отца, матери, их детей и внуков. В семье, по традиции, пользовался всеобщим уважением и почетом самый старший, каждый младший был обязан уважать старшего. Обычай требовал не перечить старшему, особенно пожилому, выполнять все его требования и просьбы, уступать дорогу и место где бы то ни было – у костра, в чуме, подавать первому еду и т.д. Старшего в группе , пожилого, мог заменить один из сыновей (обычно старший). Когда сыну переходило главенство, то пожилые выступали как советчики и хранители родовых традиций. Одним из основных семейных обычаев было уважение и почитание друг друга. Строго карались люди, нарушившие эти правила. В группе не должно было быть обиженных, униженных и в чем – то обделенных – в дележе добычи, угощения, подарках. Обман и хищение считались самыми тяжелыми преступлениями. За совершившего проступок отвечали семья и родственники. Обычно обвиняемый не подвергался наказанию, он был обязан дать клятву (андака) впредь не нарушать обычаев. Баргузинские эвенки давали клятву не всегда на священном месте, но в присутствии свидетелей. Семья, независимо от степени родства, должна была жить дружно. Ссоры и ругань членов семьи не допускались. «У костра нельзя говорить плохие слова», - говорили пожилые эвенки. У эвенков поощрялись веселье и мирная беседа в рамках уважения друг друга, не допускались унижения и оскорбления (особенно соседей).
Браки с другими народностями не запрещались. Но желательными считали браки между эвенками. При этом пожилые люди аргументировали тем, что все эвенки единокровные, ведут одинаковое хозяйство, привыкли к своему образу жизни, и поэтому якобы брак однонациональный эвенкийский будет более целесообразным и счастливым. Женитьба на девушке другой национальности не очень порицалась со стороны родителей и родственников молодого человека, чем выход замуж девушки за представителя другой национальности. Это явление объяснялось тем, что девушка, пришедшая в дом мужа-эвенка, была обязана перенять все (от бурятского хуряаха), братья отца - авагай(от бурятского абга), жены братьев – бэригэй(бэргэн). В отличии от оленных конные эвенки используют термин – гухин по отношению к сестре или брату матери (дядя, тетя). В зависимости от возраста братьев или сестер матери их называли с использованием определенных суффиксов: младшего по возрасту дядю или тетю (по материнской линии) –гухиткан, среднего(юю)- гухин, старшую –гухимия (старшая тетя), стршего брата матери (независимо от возраста и количества братьев) только гухин.
Браки внутри рода строго запрещались. Обычно родители при достижении совершеннолетия сына отправлялись к эвенкам соседнего рода, чтобы присмотреть себе невестку. Радостным событием в жизни эвенкийской семьи было рождение ребенка. Особенно семья была рада рождению мальчика. А нем видели будущего кормильца и продолжателя рода. Имя должно было соответствовать характеру и темпераменту ребенка ( родные старались по малейшим признакам поведения новорожденного определить это) или же имя давалось пожилыми людьми, значение которых сводилось к пожеланию «быть молодцом» (Бэркэн), быть гостеприимным (Малук), «быть хорошим стрелком (Бэркэвуль), «иметь всегда друзей (Гиркивуль) и т.д.
Также ребенку давали второе имя, рассчитанное на обман злого духа. «Злой дух, - говорили эвенки, - будет стараться умертвить ребенка или наслать ему болезнь, но он ошибется, так как имя-то у ребенка другое». Воспитанием ребенка занималась вся семья. Эвенки считали, что дети должны расти и развиваться без излишней опеки родителей. Дети, полагали они, от природы способны достигнуть того же, чего достигли их родители. Строго запрещалось наказание детей, в какой бы то ни было форме. Для пробуждения у детей интереса к занятиям взрослых родители всячески поощряли их участие в производственной жизни. Вечерами, когда семья собиралась, отец или дед начинали беседы самого разнообразного содержания: от разговоров на этические темы до сказок и легенд.
Праздников, посвященных определенным знаменательным датам, у эвенков не было. Массовые увеселения проходили обычно в весенне-летний период – по случаю встречи с родственниками, свадьбы, удачной охоты, рождение ребенка и т.д.
В отличие от других групп эвенков, эвенки Бурятии испытывали значительное влияние материальной и духовной культуры русских и бурят. Между эвенками и бурятами издавна, еще до прихода русских, существовали прочные экономические и культурные связи. Эвенки очень часто гостевали у бурят, обменивая свои меха на их продукты и товары. Особенно большое влияние оказали буряты на быт и культуру баргузинских эвенков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся у конных эвенков бурятские названия, например, домашних животных (хукур-корова, лошадь – мурин, конин – овца), молочных продуктов (тохун – масло, чучугуй – сметана, уруму - молочная пенка), посуды (такша – «деревянная чашка», калбага «деревянная поварешка»). Конные эвенки по бурятскому покрою шили зимние шубы из бараньих шуб, обувь с матерчатыми голенищами. Действительно, традиции и обычаи эвенков уходят корнями в древность. Народные традиции, обряды, обычаи, ритуалы – часть культурного наследия эвенкийского народа, формировавшегося тысячелетиями.
Заключение
Александр Сергеевич Шубин, пожалуй, один из последних ученых, который кровно связан с материальной культурой своего народа - эвенками, имевшими большое значение в истории Сибири. И все больше проникаюсь уважением и гордостью, что я – потомок такого простого и в то же время целеустремленного человека. После изучения материалов, писем, статей делаешь вывод, что Шубин был блестящего ума человек, выдающаяся личность. Он критически относился к себе и к своей работе. Его принципы: задуманное старался довести до конца, обязательно делать все основательно, слов на ветер не бросать. Он не любил пустозвонства. Был интересным рассказчиком, много знал, но никогда не показывал своего превосходства, и поэтому с ним было интересно беседовать. Мы, его родственники, помним, гордимся им.
Список использованной литературы
Приложения 1
Родословная
Геркен
Ольга
Дарма
Степан Митчан Дархан Мунко Бато Сергей
Цырен Санди (А.С.Шубин) Зина
Бакан
Гамбал
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Калитка в сад
Астрономический календарь. Май, 2019
Сказка "Морозко"
Прекрасное далёко