Цель работы:
- исследовать на доступном материале молитву как жанр и ее использование в художественной литературе в структуре лирического стихотворения.
Задачи:
- изучить доступный материал о жанре молитвы;
-проанализировать поэтические молитвы М.Лермонтова и А.Ахматовой;
- определить значение молитвы для человека.
Методы исследования: 1) работа с первоисточниками и со справочной литературой,
2) обобщение материала.
Предметом исследования является святоотеческая, художественная и научная литература, словари, дополнительная справочная литература, другие источники.
Объект исследования – молитва как жанр с последующим заключением о ее значении в жизни человека, поэтическая молитва М.Ю.Лермонтова и А.А.Ахматовой.
Актуальность работы – воспитание у молодежи нравственных качеств, при изучении жанра молитва, а также развитие духовной культуры.
Новизна работы – приобретение новых знаний путем сопоставления святоотеческих трудов с научной литературой.
Практическая значимость – работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, литературы или как наглядность, раздаточный материал, при изучении духовных тем на занятиях в общеобразовательной школе на факультативных занятиях, тематических классных часах, на внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
molitva_kak_zhanrvosstanovlen.doc | 82 КБ |
Муниципальное казенное учреждение
«Закаменское районное управление образования»
Районная научно-практическая конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Молитва как жанр.
Поэтическая молитва М.Ю.Лермонтова, А.А.Ахматовой.
Выполнила: Жигжитова Норжима,
ученица 11 класса
Руководитель: Дымбрылова Н.Ш.,
учитель русского языка и литературы
2018
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Литература на каждый день и час……………………………………………….4
2. Что такое молитва? ……………………………………………………………...5 3.Молитва как жанр………………………………………………………………....5
3.1. Поэтическая молитва…………………………………………………………...6
3.1.1. Поэтическая молитва М.Ю.Лермонтова…………………………………….7
3.1.2. Поэтическая молитва А.А.Ахматовой………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..10
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….11
Введение
Цель работы:
- исследовать на доступном материале молитву как жанр и ее использование в художественной литературе в структуре лирического стихотворения.
Задачи:
- изучить доступный материал о жанре молитвы;
-проанализировать поэтические молитвы М.Лермонтова и А.Ахматовой;
- определить значение молитвы для человека.
Методы исследования: 1) работа с первоисточниками и со справочной литературой,
2) обобщение материала.
Предметом исследования является святоотеческая, художественная и научная литература, словари, дополнительная справочная литература, другие источники.
Объект исследования – молитва как жанр с последующим заключением о ее значении в жизни человека, поэтическая молитва М.Ю.Лермонтова и А.А.Ахматовой.
Актуальность работы – воспитание у молодежи нравственных качеств, при изучении жанра молитва, а также развитие духовной культуры.
Новизна работы – приобретение новых знаний путем сопоставления святоотеческих трудов с научной литературой.
Практическая значимость – работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, литературы или как наглядность, раздаточный материал, при изучении духовных тем на занятиях в общеобразовательной школе на факультативных занятиях, тематических классных часах, на внеклассных мероприятиях.
1. Литература на каждый день и час.
Литература как искусство слова – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Духовная литература в настоящее время становится все более востребованной обществом. Отрадно, что современная молодежь тянется к духовному образованию, и произведения святооеческой мысли приобретают популярность.
Литература учит понимать образный язык. Кто же сегодня поможет в этом непростом деле? Кто «посеет доброе семя» и убережет «добрые всходы»? Помощником в этом является современный учитель, ведь он - современный «сеятель» слова.
Перед современным человеком остро стоит проблема нравственности, поэтому тема духовности на сегодняшний день очень актуальна. Она все глубже входит в нашу жизнь, и это не случайно, ведь современный человек испытывает духовный голод. Необходимо начать с нравственных прививок подрастающего поколения. Россия – мать многодетная и многонациональная. Чтобы граждане стали гармоничными личностями, надо своевременно позаботиться о здоровье интеллектуальном, физическом и, непременно, духовном, предполагающем рациональное питание души и тела. Чем «питать» душу ребенка? Дети легко впитывают в себя разную информацию, но не все одинаково полезно, поэтому надо быть внимательным, ведь пополнение и собирание всех сил души называется целомудрием. А именно этого сейчас так не хватает нам, современным людям.
Я люблю литературу как предмет школьной программы: ее специфика состоит в самом важном и главном - в живом диалоге - в непрерывном живом общении. У словесника находится в руках широкое эстетическое поле деятельности для воспитания духовно-нравственных ценностей у учащихся. Орудием профессионала является предмет литература, средство воздействия на ученика – слово. Порой трудно достучаться до сердца ученика, но не невозможно, поэтому необходимо помнить о традициях литературы, а использование культурологического аспекта при анализе произведений, делает ее еще более интересной и привлекательной и характеризует как устойчивое и одновременно изменчивое культурное явление. Чтобы научиться быть грамотным читателем с целью эстетического постижения литературы, надо учиться отражать логику осмысления словесного искусства.
Литературу на каждый день и час - так называют духовную литературу, - бесспорно, можно назвать литературой на все времена.
Во все времена, когда человеку было плохо, он обращается ко Всевышнему с молитвой, произнося ее вслух или мысленно, составляя новые и заучивая имевшиеся священные тексты или просто, своими словами. Вот потому-то у меня есть живой интерес, исследовать этот жанр, и свое свободное время я решила посвятить изучению жанра молитвы.
2. Что такое молитва?
Что есть молитва?
Согласно «Толковому словарю» словарная статья «Молитва» сообщает следующее:
1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым; 2. Моление, обращенное к Богу, к святым. [9,с.362]
«Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение ее – в Боге…» [4, с.33] .
«Молитва – это крылья души, это предстояние человека перед Богом, разговор живой души с живым Богом, это инструмент приобретения веры и познания Бога. Молитва должна быть не одномоментным актом предстояния, а постоянным подвигом. В ней – благодарение Бога за милосердие, покаяние, смиренное прошение…» [10, №23,2007г.]
Сам Господь молился Отцу небесному и оставил нам молитву «Отче наш…»
Молитве и Богу посвящают свои произведения священники, поэты, люди, чья профессия связана с искусством, и просто творческие люди, например, прав. Иоанн Кронштадский, старец Паисий Святогорец, свт. Иоанн Златоуст; А.С.Пушкин, И.Бунин, Ф.Тютчев, А.Толстой, М.Лермонтов, И.Крылов, И.Козлов и др.
3. Молитва как жанр
Жанр молитвы многообразен, и поэтому появилась необходимость их изучения. Большого внимания заслуживают жанры, которые возникают в процессе развития и ведения диалогического единства. К ним относятся проповедь, молитва, объяснение, спор и т.д. Молитва – это обращение к Богу. Молитва – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Там же, с.332]. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр.
С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва – это разговор с Богом: «обращение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом». [6, с.31]. Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства. Диалогичность молитвы отмечают многие исследователи, например, Л.В. Балашова, М. Войтак и священнослужители, например, по словам Игумена Филарета, «молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва».
Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [8,Т.6]; «лирическая поэзия… изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа» [Там же]. Лирический текст имеет свои законы, которым подчиняется каждый входящий в него элемент.
«Поэтическая молитва» – это художественное высказывание, направленное к Богу, реализующее определенную жанровую схему, основанную на диалогической форме текста, …на вводимых в язык элементах, возвышенных и освящающих, которые могут быть связаны (хотя необязательно) с демонстрацией религиозности поэта, отражением его творческой деятельности и его сознания, обращенного непосредственно к Абсолюту». [3, с.47]. По мнению М.С. Руденко, «поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного». [13, с.11]. В молитве индивидуализируется внутренняя боль или радость лирического персонажа. Поэтическая молитва наряду со многими чертами, роднящими молитву с лирикой, отличается от молитвы церковной. Речь идет не о переложении псалмов или молитв, как, например, переложение Сумароковым и Кюхельбекером молитвы «Отче наш», а о стилизации духовной молитвы в лирике. Начиная с XVIII века, большое распространение получают т.н. «подражания» молитвам. Церковная молитва имеет определенную структурную композицию: «личное обращение, изложение предмета и оснований (просьбы, благодарности или прославления» [7, с.333]. Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.
Мы обратимся к творчеству двух моих любимых авторов, лирика которых связана с молитвенным жанром, – М.Ю. Лермонтова (19в.) и А.А. Ахматовой (20в.).
3.1. Поэтическая молитва
3.1.1. Поэтическая молитва М.Ю.Лермонтова
В лирике М.Ю. Лермонтова несколько стихотворений озаглавлены как «молитва». Эти лирические произведения строятся в соответствии с композиционной структурой церковной молитвы: обращение и «изложение оснований». Так, в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный») представлен субъект – лирический герой и действия, за которые он просит прощение:
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю.
Для поэтической молитвы актуальным остается понятие греха. Для лирического героя Лермонтова грехом является любовь ко всему земному («мрак земли могильный»), земные страсти, вдохновенье, неверие, уныние:
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже не тебе молюсь.
Во второй части стихотворения конфликтный тон сменяется умиротворяющей просьбой. Однако лирический герой не хочет отказаться от «жажды песнопенья», он называет свое вдохновение «чудным пламенем». Стремление обратиться к Богу для лирического субъекта Лермонтова очень противоречиво: с одной стороны, он жаждет свободы от Божией воли, противопоставляя ей дар поэта, испытывая за него гордость, с другой, - искренне желает встать на «путь спасенья», который он вслед за Евангелием называет «тесным». Отрицание и одновременный страх перед Богом слышатся в этой молитве. Само обращение к Богу словами «не упрекай», «не карай» и написание имени Божьего с маленькой буквы свидетельствует о желании лирического героя приблизить себя к Всевышнему. Попытка поставить себя рядом с Создателем рождает одиночество лирического героя. Лирический герой Лермонтова необыкновенно одинок, что не раз показывает сам автор. Учитывая христианское восприятие мира, следует отметить, что православный человек никогда не бывает одинок, он всегда с Богом.
Другая «Молитва» обращена к Богу с просьбой спасти душу любимой лирического героя. Заботиться о спасении души ближнего – христианская добродетель:
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Лирический герой предстает верующим человеком, соблюдающим христианскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но, с другой стороны, и здесь его образ противоречив: он не молится о себе, т.к. считает, что не достоин помощи Божией; он не хочет, чтобы кто-нибудь увидел его человеческую слабость. «Пустынная» душа лирического героя, «душа странника» не находит спасения. «Странник» грешен, но, в отличие от других людей, не может с этим смириться. «…После грехопадения Адама и Евы человек обречен грешить. Добро может проявиться только под воздействием божественной благодати. Благодать действует не по желанию человека или его заслугам, а по свободному избранию и предопределению Бога». [5, с.151]. Лирический герой намеренно противится этой благодати, внешне он сдержан, озлоблен.
Рассмотренные молитвы строятся в соответствии с правилами церковной молитвы: представлено лицо, от которого следует молитвенное прошение, небесная сила, к которой направлена молитва, интенция.
Совершенно иная молитва представлена в стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Лирический герой снимает маску бездушного, холодного человека. Стихотворение не строится по канону молитвы, несмотря на название («Молитва»). Оно содержит не саму молитву, а, скорее, впечатление, ощущение после молитвы: С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется И так легко, легко… Лирический герой не боится быть слабым, он плачет. Впервые его душа обретает гармонию, рожденную молитвенными словами: Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.
Вывод: зашифрованность молитвенных слов, их непонятность – все это характерно для церковной молитвы.
3.1.2. Поэтическая молитва А.А.Ахматовой
Для молитвенного жанра очень важна диалогичность. Именно диалогичность молитвы отражена в лирике А. Ахматовой. Такие молитвы можно подразделить на несколько типов: 1. молитвы просительные, 2. молитвы благодарственные, 3. молитвы-воздыхания. Последний тип граничит с междометийным восклицанием «О, Господи!» и является характерной чертой стиля Ахматовой. Обратимся к первому типу. Просительная молитва – это «крик» души, глас вопиющего в пустыне» бездушия и равнодушия: Господи! Ты видишь, я устала/ Воскресать, и умирать, и жить./ Все возьми, но этой розы алой/ Дай мне свежесть снова ощутить. Лирическая героиня молится о том, чтобы Господь послал ей сил снова воспринимать действительность эстетически. В данном контексте представлено обращение к Богу (Господи!), субъект, от лица которого дается молитва (я), просьба. Таким образом, просительная молитва в лирике А. Ахматовой строится по канонам просительной молитвы.
Иная молитва представлена в стихотворении «Дал Ты мне молодость трудную»: Дал Ты мне молодость трудную./ Столько печали в пути./ Как же мне душу скудную/ Богатой Тебе принести?/ Долгую песню, льстивая,/ О славе поет судьба./ Господи! Я нерадивая,/ Твоя скупая раба./ Лирическая героиня чувствует ответственность перед Богом за свою жизнь, ей присуще осознание греховности. Используется написание местоимения «Ты» с заглавной буквы, что свидетельствует о восприятии Бога как Абсолюта, который посылает человеку и радость, и горе. С одной стороны, лирическая героиня Ахматовой покорна Господней воле, с другой – осознает свою вину за «душу скудную». Второй тип – благодарственная молитва – призвана возносить Богу благодарение.
Последнюю группу составляют молитвы-воздыхания, которые граничат с междометийным восклицанием. В поэзии Ахматовой обращения к Богу редко используются в качестве междометий: лирическая героиня, как верующий человек, старается не употреблять имя Божие всуе. Тем не менее, такие восклицания присутствуют. Они свидетельствуют о разговорности лирического стихотворения А. Ахматовой:Встрепенулась и сложила руки,/ Зашептав: «О Боже, где же ты?». В другом случае употребление Имени Божьего как междометия также служит для передачи и усиления эмоциональности высказывания лирической героини: Я говорю: « О Боже, нет, нет, я совсем не верю,/ Что будет такая встреча в эфире двух голосов».
Вывод: молитвенный жанр в структуре лирического стихотворения А. Ахматовой выступает как «проводник» в иной ми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая по интересующему меня вопросу, я лишь «прикоснулась» к этой теме и поняла, как мало я знаю в этой области, а изучить все – не хватит и целой жизни.
Молитву можно назвать плачем по поводу разрыва связи поколений, прежде всего, с Творцом, поэтому у человека в душе возникает чувство пустоты. И тогда на помощь и приходит искусство. Оно позволяет человеку чувствовать себя вовсе не одиноким и укрепляет силы. Необходимо поддерживать связь поколений, чтобы знать прошлое, быть уверенным в будущем, ценить и хранить обычаи, историю – культуру своего народа.
Назначение молитвы для человека – помочь человеку увидеть другое измерение вещей. Молитва служит человеку литературой на все времена: и когда плохо или трудно, и когда хорошо. Значение для человека во все времена имеет одно, причем жизнеутверждающее, ведь человеческое естество никогда не изменяется. В молитве все люди становятся близкими, потому что она всех объединяет духовно.
Молитва служит человечеству в целом уроком мудрости, соединения всех в Боге-Слове. Читая современные тексты, я делаю вывод, что литературу, относящуюся к молитвенному жанру, можно, бесспорно, назвать литературой на все времена. Она всегда актуальна и своевременна, следовательно, современна. Молитва как литературный жанр жива. Мастера художественного слова широко используют ее внутренний потенциал, организуя эстетическое поле, чтобы «заставить» читателя поверить в силу Слова. Молитва организует и питает душу. Ярким примером служат молитвенные жанры в структуре лирического стихотворения А. Ахматовой и М. Лермонтова.
Итак, если молитва – это литература на все времена, значит, с ее помощью можно поддерживать разговор с Богом, если, конечно, человеку это необходимо.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения). Волгоград, 2007. 2.Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ/ Отв.ред .В.И.Немцев. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994г.
3.Войтак М. Стереотипность и творчество в поэтической молитве // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2000г. 4. www.slovary.ru
5.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений/ РАН.Ин-т р.яз.им. В.В.Виноградова.- 4-е изд.,- М., «Просвещение», 1999г. 7.Руденко М.С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии Анны Ахматовой: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1996. 8.Чистова И.С. Комментарии // Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. М., 1988. – Т. 1. 9.Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа. Пб., 1923.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Лупленый бочок
Красочные картины Джастина Геффри
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Фотографии кратера Королёва на Марсе