Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_chuprinoy_anny.rar | 2.94 МБ |
Научно-практическая конференция школьников «Золотое перо» | |
Полное название темы работы | «Адресаты любовной лирики С. Есенина» |
Название секции | Гуманитарная секция |
Фамилия имя отчество (полностью) | Чуприна Анна Терентьевна, 24.05.1996 г. |
Домашний адрес автора | п. Попигай |
Место учебы: | ТМК ОУ «Хатангская средняя школа-интернат» |
Класс | 11 Б класс |
Научный руководитель | Ушакова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, контактный телефон – 8 (39176)2 – 16 - 27 |
e-mail (обязательно) | 8 (39176)2 – 16 - 27 |
«Адресаты любовной лирики С. Есенина»
Любовь в жизни Сергея Есенина.
Аннотация.
Чуприна Анна Терентьевна, ТМК ОУ «Хатангская средняя школа-интернат», 11 Б класс, конкурсная работа «Адресаты любовной лирики С. Есенина»,
руководитель: Ушакова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Целью исследовательской работы является освещение творчества Есенина в связи с его жизненными переживаниями, судьбой; здесь конкурсантка попыталась определить, какое влияние оказали женщины, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу, на его поэтическое творчество.
Методы исследования опираются на принципы историко-функционального, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического изучения литературных явлений. Конкурсная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. Поэт Н. Рыленков писал: «Безошибочным чутьём поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихи Есенина Но «жажда человеческой нежности» была присуща и самому поэту. В работе прослеживаются этапы смятения и скорби поэта. Всё это он выразил в своих стихах. Есенин писал о том, что никогда не врёт в своих произведениях. Все его стихи, посвященные любимым женщинам, - это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины, с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому - то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом - то и заключается его трагедия. Работа актуальна, самостоятельна, имеет практическую значимость, так как материалы её являются подспорьем учителю-словеснику для разработки уроков и факультативов по творчеству Есенина
I. Введение.
В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление исследовать такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.
В настоящее время пересматриваются прежние концепции восприятия отдельных творческих индивидуальностей и соотношения художественных тенденций внутри разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина.
Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами. С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его творчество в числе "закрытых" авторов. Тем не менее, не так просто разобраться в его литературной эволюции, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное - в истоках его таланта. Любимым моим поэтом с раннего детства является именно он, Сергей Есенин, а самая важная тема для меня сейчас – это тема любви, а вопросы: как любить, как сохранить любовь – самые насущные в настоящий момент. Это и явилось главной причиной выбора для меня темы конкурсной работы.
Для меня памятно весомое, глубокое определение М. Горького: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».
В скандально знаменитом «Романе без вранья» Анатолия Мариенгофа приводится такая сцена: «В цифрах Есенин был на прыжки горазд и легко уступчив. Говоря как-то о своих сердечных победах, махнул:
- А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь женщин тысячи три было. - Вятка не бреши. - Ну триста. - Ого! - Ну, тридцать. - Вот это дело».
Так, может, есть смысл поделить на сто и оба полярных образа Сергея Есенина - и сугубого поэта, и разгульного хулигана, не дающего прохода ни одной юбке? И попробовать за фасадом того и другого «имиджа», если не разглядеть подлинную суть этого удивительного человека-органа, то хотя бы приблизиться к ней.
Материалом для моей конкурсной работы послужила поэзия С.Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта. Предмет исследования - образы есенинских женщин. В его судьбе, в его характере, как и в любом другом мужском, именно они служат своего рода лакмусовой бумажкой и «моментом истины». В этой работе будем вглядываться лишь в тех, кто был с ним рядом сравнительно долго и значил много. Анализ произведений, посвящённых женщинам, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу, но не нашёл покоя, так сильно желаемого им, содержится в моем исследовании.
Целью исследовательской работы является освещение творчества Есенина в связи с его жизненными переживаниями, судьбой; здесь я попыталась определить, какое влияние оказали женщины, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу, на его поэтическое творчество.
Достижение предполагаемой цели связано с решением частных задач:
1) рассмотреть мотивы любовной лирики С.Есенина и выявить стилистические особенности его поэзии;
2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций.
Методы исследования опираются на принципы историко-функционального, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического изучения литературных явлений. Конкурсная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
II. «Адресаты любовной лирики С. Есенина»
С самых ранних стихов в лирике Есенина - тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фольклорно-поэтического направления. В стихах о любви, относящихся к 1918 - 1919 годам, обозначились уже чисто есенинские мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворённость чувства и его целомудренность
1. «Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда…»
Анна Алексеевна Сардановская родилась в селе Мощены Рязанской губернии. В 1896 году. Родители её учительствовали в сёлах Рязанской губернии. В семье было четверо детей. Вскоре после рождения Анны умирает её отец. Мать с детьми переезжает в село Дединово в Рязанской губернии. С 1906 году вместе со своей подругой Марией Бальзамовой поступает в рязанское женское епархиальное училище. Заканчивает училище в 1912 году и в скором времени начинает работать учительницей в школе. В школе села Дединова Анна знакомится со здешним учителем Олоновским Владимиром Алексеевичем. Со временем их знакомство перерастает в дружбу, которая выливается в более близкие отношения. В 1920 году Сардановская выходит замуж за Владимира Алексеевича. Их счастливый брак оказался недолгим. 8 апреля 1921 года при родах в возрасте 25 лет Анна умерла, родив двух детей, один из которых умирает вместе с ней при родах, а второго, Бориса, воспитывает отец. Анна Сардановская была похоронена на кладбище села Дединова вместе со своей матерью.
Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. Иван Яковлевич настоял, чтобы Сережу после окончания земской школы отправили в Спас-Клепиковскую учительскую школу, а не к отцу в Москву, где тот служил приказчиком. В смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи. А там, где молодёжь, там, конечно же, влюблённость, романы и поиски, порывы, споры…
В «доме с голубыми ставнями» Есенин и встретил свою первую любовь, озорную, черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Это к ней относятся строки:
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печёнок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
Анна Сардановская! Анна Сардановская! Её имя уже известный поэт возьмёт для лучшей своей поэмы «Анна Снегина». А тогда - захлёст чувств, радости и сомнения, и …строчки, строчки, строчки… (Анне посвящено стихотворение «За горами, за жёлтыми далями». Другие не сохранились.. И предчувствие будущего, и сладкая тяжесть призвания, и крепнущий зов судьбы - всё, всё слилось, сконцентрировалось в эти два слова - Анна Сардановская.Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Как считал сам Сергей, причиной послужила его дружба с лучшей подругой Анны Марией Бальзамовой. Но всё оказалось довольно просто - причиной изменений в отношениях Сардановской и Есенина послужило её знакомство с Олоновским. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем. Есенин ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо. Настроение его подавлено, всё сильнее он ощущает чувство беззащитности и одиночества. Сергей Есенин тяжело переживал смерть Анны Сардановской. Вот, что вспоминает об этом писатель Иван Грузинов: «Есенин расстроен, усталый, пожелтевший, растрепанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец, садится за стол в углу комнаты. «У меня была настоящая любовь к простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней, приходил тайком. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне, жалко. Она умерла, никого я так не любил. Больше я никого не люблю».
2.«За то, что девочкой неловкой предстала ты мне на пути моём».
Зинаида Николаевна Райх.
Имя Зинаиды Николаевны Райх (1894 - 1939) упоминается в связи с историей советского театра, созданного В. Э Мейерхольдом.
Она ведущая актриса театра Мейерхольда, сыгравшая за свою сценическую жизнь (1932 - 1938) более 17 ролей и способствовавшая воплощению режиссёрских замыслов Мейерхольда. Незабываемая Марджерит в «Даме с камелиями» А. Дюма, Аксюша в драме Островского «Лес», Анна Андреевна в гоголевском «Ревизоре», покорившая зрителей Парижа и Берлина. Спутница Мейерхольда в течение многих лет - такой представляется она сегодня. Это не покажется странным, если учесть тот факт, что развод, состоявшийся в 1921 году, не означал полного разрыва - З. Райх прочно соединила свою судьбу с Мейерхольдом, Есенин делал попытки обрести новую семью, но они продолжали, видится, и эти встречи, видимо, причиняли обоим боль. Известно, что они встретились весной 1917 года, в дни радостные и тревожные, вскоре после февральских событий, а в августе того же года стали мужем и женой.
Какой была З. Райх к моменту встречи с Есениным, в какой обстановке формировалось личность будущей жены поэта, что занимало её в годы отрочества и юности?
Зинаида Райх родилась 21 июня (3 июля) 1894 года на окраине Одессы в посёлке Ближние Мельницы. Родителями были ростовский мещанин Николай Андреевич Райх и законная его жена Анна Иоанновна. Вслед за первенцем - Зинаидой Николаевной - появились на свет брат и сестра Александра Николаевна (1901 - 1942) - актриса, игравшая на сцене с 1920 года под псевдонимом Хераскова. В 1897 году в Бендерах Зинаида Николаевна вступила на трудный путь исканий, ведущий к самоопределению. Попытка примкнуть к кружку передовой молодёжи, чья деятельность носила в сущности невинный, отнюдь не антиправительственный характер (самообразование, совместное чтение трудов Дарвина) чуть не стоила ей свидетельства об окончании гимназии, которое Анне Ивановне удалось выхлопотать для дочери ценой величайших усилий. В свидетельстве же о политической благонадежности было отказано, что тем временем закрывало путь в питерские Бестужевские женские курсы, куда стремилась Райх.
Первые потрясения и невзгоды не обескуражили решительную, энергичную девушку. Она перебирается в Киев и, поселившись у подруги, пробует свои силы, привыкает к самостоятельной жизни. Можно предположить, что Киев привлекал Зинаиду Николаевну перспективой поступить на находящиеся там Высшие женские историко-литературные курсы. В 1914 году она добивается возможности уже в Петрограде учиться на историко-литературном факультете Высших женских курсов С. Г. Раевой. Жизнь в столице, учение на Высших курсах требует дополнительных расходов. Она работает секретарём в скульптурной мастерской и тайком учится лепить.
Зинаида Николаевна упорно ищет свое место в жизни, пытается понять, в чём состоит её призвание. «Тяга к искусству была с детства, но тушилась тем социально-политическим уклоном, которым наполнена, была её жизнь с 15-ти лет» - такова обобщённая характеристика Райх, данная в «Биографиях студентов» первого выпуска государственных экспериментальных театральных мастерских (ГЭКТЕМАС) в 1926 году, когда Зинаида Николаевна определилась как профессиональная актриса. «Участвовала в нелегальных кружках, была связана с партией социалистов-революционеров, арестована и лишена политической благонадёжности». Иными словами, приобщение Райх к бурным событиям предреволюционной эпохи не ограничилось чтением Дарвина в гимназическом кружке, а её службу в петроградской газете эсерского толка «Дело народа», где судьба свела её с Есениным, пожалуй, не следует рассматривать как случайность.
Однако, вскоре после замужества Зинаида Николаевна по настоянию мужа оставляет службу в газете, а с осени 1917 года и вовсе порывает с партией эсеров.
Пути Есенина и Зинаиды Рейх скрестились в необыкновенное время: между Февральской и Октябрьской революциями, в канун великих исторических свершений. Есенин был окрылён и счастлив сознанием своих неисчерпаемых поэтических возможностей; оба были молоды, независимы, хороши собой, полны нерастраченных сил, оба жили в предвкушении близких и радостных перемен. Тем, кто видел их вместе в то время, вероятно, казалось, что они созданы друг для друга: синеглазый, золотоголовый Есенин и темноволосая, с глазами, как вишни, удивительно женственная Райх. Время показало, что этот союз был чреват противоречиями.
Райх и Есенин венчались 4 августа 1917 года в Кирико-Улитовской церкви близ Вологды. Объяснить, почему поэт, создававший одну за другой богоборческие поэмы, венчался с Зинаидой Николаевной, можно, если вспомнить, что декрет о гражданском браке был принят пять месяцев спустя, 29 декабря 1917 года.На снимке, подаренном Зинаиде Николаевне, поэт, жизнерадостный и вместе задумчивый, с копной вьющихся волос, запечатлён на нём рядом с Михаилом Мурашовым, Есенин сделал надпись полную нежной благодарности: « За то, что девочкой неловкой представала ты мне на пути моём». В эти немногие счастливые месяцы, проведённые под общим кровом с Райх, Есенин жил в состоянии непрерывного созидания, творческого взлёта. Одна за другой рождались поэмы, вызванные к жизни революцией. «Я понял, что в творчестве Сергея Есенина наступила пора яркого и широкого расцвета», - свидетельствует особенно сблизившийся с поэтом в то время Орешин. И тот же Орешин вспоминает, с какой радостной и немного забавной гордостью Есенин уже про первом знакомстве заговорил о том, что он не одинок, у него есть своё гнездо, семья: «…Я, брат, жену люблю! Приходи к нам… Да вообще… так нельзя… в одиночку!» «Его, тогда ещё не очень избалованного чудесами, - дополняет картину Черняховский, - восхищала эта неприхотливая романтика и тешила право на простые слова: «У меня есть жена». Мне впервые открылись в нём чёрточки «избяного хозяина» и главы своего очага. Как - никак тут был его первый личный дом, закладка его собственной семьи, и он, играя иногда во внешнюю нелюбовь ко всем «порядкам» и ворча на сковывающие мелочи семейных отношений, внутренне придавал укладу жизни большое значение. Cам, тяготясь повседневной службой, Есенин настоял на уходе Райх с работы. Но поэзия кормила скудно, времена были тяжелые: война, разруха, да и Зинаида Николаевна по своей натуре могла долго мириться с бездействием. Она находит работу в Наркомпроде. В начале марта1918 года с секретариатом Наркомпрода Райх перебирается в Москву и временно поселяется в гостинице на Тверской. В конце марта - начале апреля снова, как в юности, стал москвичом и Есенин. С переездом в Москву остались позади их лучшие месяцы их совместной жизни. Некоторое время Зинаида Николаевна ещё работает в наркомпроде, но вскоре обстоятельства разлучают её с Есениным: в ожидании родов она уезжает к родным в Орёл. Нет больше с таким трудом налаженного общего быта. Есенин «кочует» по Москве, не имея постоянного пристанища, наездами живёт в Константинове. 29 мая 1918 года в Орле родилась Татьяна Есенина. («И спокойно и ласково скажет, что ребёнок похож на меня», - писал поэт задолго до её появления на свет, словно предвкушая радость отцовства.). Новые заботы вынудили Зинаиду Николаевну остаться в Орле. Она и Есенин временами вовсе теряли друг друга из вида - сказывалась гражданская война. «Первая жена Есенина жила с его ребёнком в Орле, когда он жил у меня, - пишет о той поре друг поэта Георгий Устинов - Он с ней изредка переписывался, причём значительное место в письмах уделялось литературным темам. Весною этого же года к нам приехала жена Есенина». Райх удалось вырваться в Москву в конце апреля 1919 года. Жила она с дочкой на квартире Екатерины Александровны Александровой на Арбате дом 2, в квартире 10 в отдельной комнате. Ходила Зинаида Николаевна в чёрном кожаном пальто с шелковой косынкой на шее. Во второй половине мая Райх всё ещё в Москве, и ничто как будто не предвещает скорого разрыва. На книге стихов «Преображение» (вдвойне дорогой поэту, ибо это была «первая ласточка», выпущенная организованной по его инициативе «Московской Трудовой Артелью Художников Слова») он делает (видимо, в присутствии Зинаиды Николаевны) трогательную памятную надпись: «Милой Зинон от Сергуньки. Май 19. 1919. В «Кафе поэтов». Есенин тревожится о семье. Вскоре после отъезда жены в Орёл он коротким письмом снова зовёт её к себе и с гордостью пишет об успехах книгоиздательства МТАХС.
20 октября Орёл был взят деникинцами. Райх, как хорошо известная местным жителям сотрудница советских учреждений, должна была спешно покинуть город. С 15 ноября 1919 года она работала в Москве, во внешкольном отделе Наркомпроса консультантом по искусству в подотделе народных домов и клубов. Жила она на Пречистенке, Полуэктов переулок, 5, квартира 11 вплоть до рождения сына. 20 марта 1920 года Райх родила сына. Его назвали Константином. «Крёстным» отцом, по ещё неизжитой традиции, стал давний друг Есениных Андрей Белый. Некоторое время Зинаида Николаевна вынуждена была оставаться с сыном в Доме матери и ребёнка, на Остоженке, 36, и это красноречивее любых слов говорит о печальных переменах в её взаимоотношениях с Есениным. Трудно сказать, почему и когда именно произошёл разрыв. Неделикатно было бы вторгаться в сокровенный мир двух дорогих друг другу людей. Можно только предполагать, каковы были причины, побудившие их разойтись. В известной мере виновато бурное время, разруха, лишения, неустроенность быта, частые разлуки, виновато окружение Есенина, сложившееся вскоре после переезда из Петербурга в Москву, в пору его увлечения имажинизмом. Вне сомнения одно: столкнулись два цельных сильных человеческих характера, и грянул «эмоциональный взрыв» такой силы, что отголоски его ещё долго слышались и в судьбе Есенина, и в судьбе Райх. «Никто не пожалел и не обернулся назад», - сказал в своё время поэт в «Марфе Посаднице». Нет, пожалуй, и жалели, и сетовали на себя, но вернуться к прежнему не могли. Для Зинаиды Николаевны драматизм усугублялся опасным недугом сына, которого едва удалось отстоять. Перенесённое нервное потрясение Райх в связи с тяжёлой болезнью сына не прошло бесследно и ещё долго напоминало о себе в годы, когда жизнь её могла показаться счастливой и безмятежной.
Нелегок был разрыв и для Есенина. Любил ли он кого? Я думаю, любил только первую жену… У него не было постоянной любви, кроме той…», - не без оснований замечает Георгий Устинов. На заре туманной юности, до женитьбы на Райх, было первое, неровное и тревожное чувство к Бальзамовой (не столько любовь, сколько потребность любви), были быстро мелькающие месяцы с Изрядновой, любившей преданно и беззаветно. После разрыва с Райх Есенин позволял любить себя, принимал заботы о себе - так было с Дункан, Бениславской, Толстой. Находил источник творческого воодушевления в красивых, чуть-чуть придуманных отношениях с Шаганэ Тальян, с Августой Миклошевской. Но подлинной любви, настоящей семьи уже не было. («Скучаю по своим детям», - жаловался он Ройзману на вопрос, что гнетёт его). «… Он не мог устроить свою личную жизнь, которая ему не удалась, и вот об этом он нередко в весёлые часы плакал… и в последние годы жизни говорил мне:
- Какая у меня жизнь? Где она? Да у меня даже своего угла нет!.. Нет у меня ничего!» - вспоминает Пётр Орешин. Даже в 1924 году, когда, казалось бы, всё уже улеглось, когда им владели иные чувства и страсти, Есенин вложил в стихотворение «Письмо от матери» такие вот горькие упрёки самому себе:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушёл в кабацкий омут.
В этом стихотворении раскрывается вся скорбь поэта, от потери самого любимого в жизни человека. Стихотворение было написано в 1924 году, когда Есенин уже осознал всю тягостность разгульного, пьяного, и по сути никчёмного существования. Вообще всё стихотворение «Письмо от матери» - это укор самому себе. Эти же настроения отразились в ряде произведений 20-х годов: «Годы молодые с забубенной славой…», «Письмо от матери», «Песня», «Собаке Качалова» и др.
Райх нашла в себе силы начать новую жизнь, заново построить семью, создать дом, где беспечально росли её дети, а друзья были окружены добрым вниманием, но прошлое все ещё имело власть над её чувствами. Они с Есениным, когда миновала острота разрыва, виделись на людях - в Париже, где Райх была с Мейерхольдом, а поэт с Айседорой Дункан и в Москве, и у Мейерхольдов, когда поэт приходил навестить детей. Смерть Есенина глубоко потрясла Зинаиду Николаевну. На групповом снимке, сделанном в Доме печати, когда Москва прощалась с поэтом, она едва держится на ногах, лицо её залито слезами. Шло время, но рана не заживала. В канун 10-летия со дня смерти Есенина, 13 декабря1935 года, Зинаида Николаевна подарила Гейман свою фотографию с надписью»: «…Тебе, Зинушка, как воспоминание о самом главном и самом страшном в моей жизни - о Сергее…». Это дружеское посвящение написано за четыре года до смерти Райх, в пору её широкой артистической известности, когда счастье, казалось бы, улыбалось ей, как немногим.
3. «Я искал в этой женщине счастья…»
(Сергей Есенин и Айседора Дункан).
Айседора Дункан - знаменитая американская балерина приехала в Россию летом 1921 года. Пригласили её для создания в Москве школы танца для детей из народа. Айседору сопровождала её ученица, приёмная дочь Ирма и камеристка Жанна. В 1924 году танцовщица была ещё в расцвете славы, но злые языки утверждали, что интерес к «босоножке» угас. Приглашение в Россию Айседора приняла как подарок судьбы. Она была вдохновлена идеей русской революции, и искренне верила, что революция «сделает людей гармоничными - через музыку Бетховена и греческие стили».
На одном из приёмов, организованных в её честь, Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. «В первом часу ночи приехала Дункан,- вспоминал Мариенгоф, - Красный; мягкими складками льющийся хитон, красные, с отблеском меди, волосы; большое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине. Маленький, нежный рот ему улыбался. Изадора легла на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и сказала: «Solotaia golova!». Потом, поцеловала его в губы: “Angel!”… Поцеловала ещё раз и сказала: “Tschort”. В четвёртом часу утра Изадора и Есенин уехали», - это одна из версий их знакомства. Есенин переезжает в особняк на Пречистенке. С этого времени особняк Дункан становится главным прибежищем поэтов-имажинистов. Позже Айседора скажет, что три года проведённые в России, не смотря на все невзгоды, были счастливейшими в её жизни… «Роман был ураганный и столь же короткий, как идеалистический коммунизм Дункан». До встречи с поэтом Айседора пережила трагедию. Двое её маленьких детей погибли в автомобильной катастрофе. Это была её незаживающая рана… И Айседора отдавала Есенину не только женские, но и материнские чувства. Она говорила, что Есенин напоминает ей умершего сына. Именно материнской ласки ему не хватало, и он искал её во всех встреченных женщинах. Не случайно все они были старше его. Разница в возрасте с Дункан была самой значительной - 18 лет. Есенину - 26, Айседоре - 43. Есенин звал её Изадора на ирландский манер, как называла она сама себя.
Танцы Айседоры сводили Есенина с ума. Особенно с шарфом. Без конца он просил её танцевать для своих друзей. «Замечательно она с шарфом танцует!» - говорил Есенин поэту Георгию Иванову.
12 апреля 1922 года в Париже умерла мать Айседоры Дункан. Танцовщица решила уехать из России на время. К этому её вынудило безнадёжное финансовое положение школы. Советское правительство перестало субсидировать школу. Нечем было платить за отопление. Айседора решается отправиться в турне по Европе с группой лучших учениц. Она приглашает Есенина и хочет подарить ему весь мир: Англию, Германию, Америку, Францию, Италию. Айседора надеется, что участие первого поэта России, как она везде будет аттестовывать Есенина, привлечёт к её гастролям внимание мировой прессы. Чтобы ускорить оформление документов, они решили зарегистрировать свой брак. Это произошло в Москве 2 мая 1922 года. 10 мая они вылетели в Берлин. Новость о том, что Есенин и Айседора Дункан сочетались законным браком, переданная прессой на весь мир, ошеломила многих. Все выступления, встречи знаменитой пары широко освещались в газетах, обрастали слухами. Но Есенин оказался плохим туристом. Его совершенно не интересовали достопримечательности европейских городов. Есенин проехал по всей Европе и Америке, будто слепой, ничего не желая знать и видеть.Но что интересовало жадно - это судьбы соотечественников, оказавшихся после революции на чужом берегу - без родины.
Есенин и Дункан возвратились в Россию в 1923 году в августе (поездка заняла 15 месяцев), а осенью разошлись. Брак с Айседорой распался. Сделав несколько безуспешных попыток вернуть Есенина, Дункан уехала из России. Дни Есенина были уже сочтены. Москва, Ленинград, гостиница «Англетер», где они с Айседорой провели медовый месяц...
После смерти Есенина, Айседора прожила всего два года. Её смерть в Ницце в 1927 году очень похожа на самоубийство - она погибла, задушенная собственным шарфом, конец которого ветром, на ходу попал в колесо. Юрий Анненков назвал её смерть таинственной предопределённостью. Поэт Георгий Иванов при известии о гибели Айседоры записал в дневнике: «Да. Бывают странными пророками поэты иногда… Как не согласиться - бывают…»
И разве не пророчество - эти стихи, написанные Есениным в Берлине 1923 году:
«…В роковом размахе
этих рук роковая беда…»
Есенин и Айседора, любовь и разрыв - и почти одновременная смерть.
«Не гляди на её запястья
И с плечей её льющийся шёлк.
Я искал в этой женщине счастья
А нечаянно гибель нашёл…»
«Пой же, пой. На проклятой гитаре»1922
Результатом знакомства Есенина с А. Дункан и их путешествия по Европе стал цикл «Москва кабацкая». Можно взять из него любое стихотворение, например «Сыпь, гармоника. Скука… скука…». В нём сразу ощущается резкая смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине (не говоря уже о создаваемом женском образе), всей структуры и мелодии стиха. Едва ли, однако, все содержащиеся в стихотворении выпады, вся потрясающая его лавина грубости и цинизма должны приниматься в своём прямом и единственном смысле. Невольно напрашивается мысль об известной нарочитости, демонстративности изображаемой поэтом картины (и употребляемой им лексики), о том, что он как бы выставляет на показ всю мерзость кабацкого омута, в которую он погрузился и который его ничуть не радует., не утешает, а ,наоборот, тяготит, недаром в самом первом стихотворении цикла («Да! Теперь решено, без возврата…») это пристанище названо «логовом жутким», во втором («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…») оно «чадит мертвячиной», а о развесёлых её обитателях сказано: «Бесшабашность им гнилью дана». В этом логове, как показывает поэт, и в других стихотворениях, нет места человеческой радости, нет и надежды на счастье. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человеку гибель, она губит его, словно чума: так бы и потонуло это всё в пьяном угаре, в дикой музыке грубых страстей и жестоких оскорблений, если бы не прорывы чистой душевности, не пронзительные нотки раскаяния, которые слышатся почти в каждом из звеньев «кабацкого» цикла.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
«Пускай ты выпита другим…»1923
Один из выдающихся современников поэта, Дмитрий Фурманов, писал: «”Москва кабацкая” веет ужасом, но пафос тут неподдельный и лиризм».
О каком пафосе и лиризме здесь идёт речь? О трагическом пафосе переживаний, связанных с ощущением кривизны и порочности избранного пути, с погружением в омут, из которого вырваться не так-то легко. Это трагическое чувство в сочетании с природной задушевностью, с исповедальной откровенностью, с неоценимым богатством таящихся в сердце «снов золотых» и рождает ни с чем не сравнимый, чисто есенинский лиризм.
Слёз и мук, кто ждал их, кто не хочет.
…………………………………………
Но и всё ж вовек благословенны
На земле сиреневые ночи.
III. Трагический финал жизни
Днем, накануне смерти, Есенин написал прощальное стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Есенин передал это стихотворение своему ленинградскому другу, поэту Вольфу Эрлиху, который вспоминал: "Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака: "Тебе". Устинова (приятельница Эрлиха) хочет прочесть. "Нет, ты подожди, останется один - прочитает..." Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель. Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развернута папка. Простились вторично". Стихотворение осталось в кармане у Эрлиха, но прочитал он его только на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.
Утром 28 декабря 1925 года поэта нашли повесившимся в номере ленинградской гостиницы "Англетер". Смерть поэта потрясла современников. "Сотни людей спрашивали меня; "Почему он сделал это?" - пишет друг Есенина Анатолий Мариенгоф и в своих мемуарах пытается найти ответ на этот вопрос.
«Где-то, когда-то мне довелось прочесть биографию шотландской принцессы XV века. Если память не изменяет, ее звали Маргаритой.
Умирая, принцесса сказала:
- Плевать на жизнь!
Ей было девятнадцать лет».
Никто не слышал последних слов Есенина. Да и вряд ли в унылом номере петербургской гостиницы "Англетер" в последнюю минуту он разговаривал с собой. Этой дурной театральной привычки я никогда не замечал за ним. Но с 1923 года, то есть после возвращения из свадебного заграничного путешествия (с Айседорой Дункан), весь смысл его существования был тот же, что и у шотландской принцессы:
- Плевать на жизнь!.." Далее Мариенгоф сожалеет о том, что почти все влюбленности Есенина были "для биографии":
Есенин - Шаляпина (дочь певца).
Есенин - Дункан.
Есенин-Толстая (внучка Льва Николаевича).
«А свою единственную любовь, по мнению Мариенгофа, - Зинаиду Райх, - Есенин упустил». "В последние месяцы своего трагического существования,- продолжает Мариенгоф,- Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли - вторая, третья, четвертая, пятая... Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить. ...К концу 1925 года решение "уйти" стало у него маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом. А выводы Мариенгофа таковы: "Есенинская трагедия чрезвычайно проста. Врачи это называли "клиникой". Он и сам в "Черном человеке" сказал откровенно: Осыпает мозги алкоголь. Вот проклятый алкоголь и осыпал мозги, осыпал жизнь". [А. Мариенгоф «Роман без вранья»] .
IV. Заключение.
Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам, с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения не выдающиеся, а в раннем творчестве - и не самостоятельные. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Есенин обладал этой способностью в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи. Поэт Н. Рыленков очень тонко подметил те обстоятельства социального быта, те исторические условия, которые придавали особое звучание любовной лирике Есенина в двадцатые годы. Он писал: «Безошибочным чутьём поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихи Есенина ». Но «жажда человеческой нежности» была присуща и самому поэту. Мы проследили этапы смятения и скорби поэта. Всё это он выразил в своих стихах. Есенин писал о том, что никогда не врёт в своих произведениях. Все его стихи, посвященные любимым женщинам - это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины, с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому-то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом - то и заключается его трагедия. Женщины в творчестве Есенина играют особую роль. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая, – все они расцветили жизнь Есенина, но все как-то прошли мимо и не перевернули его душу. Есенин сам произнес то, что является истиной в вопросе «Адресаты любовной лирики»: "Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство..." .
Библиография.
1) Автобиографии // Есенин С. А. собр. Сочинений в 5 тт. том 5 - М.: 1968 С. 7-26
2) Азадовский К. «Последняя ночь» // Звезда 1995 №9 С. 127 - 139
3) Базанов о Есенине // Русская литература 1974 №4 С. 19-35
4) Батыгин А. «В смерти Есенина виноват парад планет?» //Российская газета 1997 - 4 апреля С.32
5) Березарк И. Штрихи и встречи - Л.: 1928 С. 41 - 52
6) Бирюков В. Под узбекскими звёздами // Труд - 1999 - 23 ноября С. 5
7) Бланкоф Ж. Неизвестные автографы С. Есенина // Наше наследие 1990 - №3 С. 15-19
8) Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника, ч1. «Советская Россия », М., 1969, стр. 169 -170
9) Белоусов В. Г. Персидские мотивы (о стихах С. Есенина) - М., 1968
10) Варшавский Л. Г. Хомчук Н. И. К биографии поэта. З. Райх и С. Есенин // Русская литература - 1976 №3 С. 160 - 170.
11) Васильева Г. Есенин и Айседора // Мир женщины 1997 №3 С. 28 - 30
Рецензия
В исследовательской работе Чуприной Анны рассматривается любовная лирика
С. Есенина разных лет жизни писателя в прямой соотнесённости с фактами биографии, с образами тех женщин, которые вдохновили поэта на создание того или иного лирического шедевра.
Сам выбор темы и подход к её освещению не традиционен: каждый раздел основной части исследования посвящён той или иной избраннице Есенина и тем стихам, которые были посвящены ей (прямо или косвенно). Конкурсантка, обладая навыками журналистской работы, работы с библиотечным материалом, используя ИКТ, сумела обосновать филологический анализ интересными биографическими данными.
Не все адресаты любовной лирики Есенина представлены в работе, но цель такая и не стояла: во-первых, ученица раскрыла наиболее известные широкому кругу читателей и поклонников поэта имена, обойти которые было невозможно, они хрестоматийны, они у всех на слуху (это Анна Сардановская, Зинаида Райх, Айседора Дункан), во-вторых, рамки конкурсной исследовательской работы не позволили упомянуть всех «муз» Есенина.
Анна делает первые шаги в создании классификации любовных стихотворений Есенина в соответствии с их адресатами, выверяет степень освещённости взаимоотношений поэта и возлюбленной биографическими фактами (мемуары, дневники, научная и критическая литература).
Работа актуальна, самостоятельна, имеет практическую значимость, так как материалы её являются подспорьем учителю-словеснику для разработки уроков и факультативов по творчеству Есенина.
Приложение
Сергей Есенин
Анна Сардоновская
Зинаида Райх
Женщины в жизни Есенина
Айседора Дункан
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Пустой колос голову кверху носит
Сторож
Медведь и солнце
Лепесток и цветок