Автор сочинения рассуждает о языковых нормах и их влиянии на язык. Ученица поднимает важную проблему засоренности лексического состава языка, предлагает методы продвижения и отстаивания языковой нормы в разговорной речи.
Вложение | Размер |
---|---|
Нужно ли соблюдать языковые нормы? | 14.79 КБ |
Нужно ли соблюдать языковые нормы?
Мини-сочинение
Автор: Соловьева Елизавета,
ученица 7а класса МБОУ СОШ № 55
Учитель: Петрова Н.В.
Языковая норма – это образец использования слов, словосочетаний и предложений в речи. Это явление предполагает хорошее знание правил из разных разделов русского языка. Нормы не придумываются конкретными людьми или организациями, они укореняются в языке, выводятся учеными-лингвистами, которые изучают их по художественным произведениям писателей-классиков, а также современных писателей, которые продолжают русскую литературную традицию, по публикациям в лицензированных средствах массовой информации. Языковые нормы сохраняют лексическое, грамматическое и стилистическое единство русского языка, его богатство и структуру, понятность языка художественных произведений разных эпох читателям разных поколений. Языковые нормы защищают наш язык от засоренности прежде всего лексической, потому что каждое поколение молодежи привносит в разговорную речь «новые» слова, отражающие социальные, политические и экономические изменения в стране, а с течением времени, когда уходят социальные явления, слова становятся непонятны для представителей другого поколения. Так, 90-е годы принесли в русский язык подобные слова: лавэ - деньги, ездить по ушам – говорить долго, неинтересно и неактуально, загрузить – заставить задуматься, классная тема – хорошая музыка, нулячий – совершенно новый, поднимать кипиш – суетиться, по ходу – видимо. Подобные слова отражают изменения в экономике страны, когда на первый план выходит необходимость у человека зарабатывать деньги, всеобщее обнищание страны и изменение морально-этических норм человека. Нулевые годы принесли в наш язык совсем другие слова: чел – человек, жесть – сильное впечатление, фри – бесплатно, наезд – разбирательства, тапки – обувь. В языке чувствуется влияние англоязычных слов, стремление к усечению слов и конструкций, что пришло, очевидно, из практики написания смс и других быстрых сообщений, когда человек не задумывается о правилах орфографии и синтаксиса, когда самое главное передача информации. В этом мы видим сильное влияние технического прогресса и интернет-технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь. Именно для таких явлений и нужна языковая норма, которая не позволит подобным сорным словам укорениться в речи, не смотря на всеобщее их употребление. Если допустить подобные слова в литературную речь, через 30-50 лет людям будут просто непонятны тексты Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, детям, изучающим их произведения в школе, придется составлять словарь таких непонятных литературных слов.
В связи с этим можно сделать вывод, что языковая норма не выживет в одиночестве, я имею в виду, если ее будут изучать только в школе. Я считаю, что мы изучаем нормированный язык на уроках русского языка именно для того, чтобы нести его к себе домой, просвещать своих родителей и друзей и сохранять языковые нормы именно в живой разговорной речи. Так, в своей семье я являюсь учителем русского языка для своих родных. Моя бабушка не любит слово «звонИт» произносить верно, я постоянно ее поправляю, таким образом, иногда она уже задумывается и вместо привычно «звОнят» произносит слово правильно. Все стразу это замечают, и я очень этому радуюсь, ведь это моя маленькая победа, мой вклад в сохранение языковой нормы, а в дальнейшем и самого литературного языка.
Я считаю, процесс сохранения языковых норм – это процесс длительный, сложный, но крайне необходимый, потому что испортить наш язык очень легко, а сохранить язык Пушкина и Лермонтова крайне сложно, так как этот процесс требует от человека самоконтроля, внимания к своей речи, ответственности за будущее русскогоязыка. И делать это необходимо каждый день, каждую минуту своей живой речи.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Золотой циркуль
Рисуем крокусы акварелью
Тупое - острое