Эпистолярное размышление о роли учителя в жизни ребёнка, о становлении личности и важности первых школьных шагов
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_kuzmichyov.doc | 39.5 КБ |
Дорогая Любовь Петровна!
Пишет Вам Ваш ученик Артемий Кузьмичёв. Вы, наверное, удивлены: видимся каждый день в школе, и вдруг письмо? Просто захотелось доверить бумаге мысли, накопившиеся в последнее время и поделиться именно с Вами. Почему? Постараюсь объяснить.
В этом году на уроках литературы мы прочитали несколько произведений об учителях, написанных русскими писателями в разные периоды нашей истории. Больше всего мне запомнились «Уроки французского» Валентина Распутина и «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера.
С огромным удивлением я обнаружил, что поменялось в жизни людей многое: внешняя сторона жизни, политический строй, приоритеты, идеалы. Неизменным осталось одно: личность настоящего учителя. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»,- писал когда-то Л.Н. Толстой. По-моему, это вполне справедливо, когда речь заходит о наших учителях. О таких людях, как Вы, уважаемая Любовь Петровна, учительница первая моя!
Уже год я учусь в средней школе. Много интересных и познавательных уроков дали нам новые учителя, появились новые школьные предметы, новые товарищи и увлечения… А я всё чаще и чаще вспоминаю Вас, Любовь Петровна.
Помню, как 1 сентября на самом первом в моей жизни уроке мы отправились в путешествие в Розовую страну (страну Мечты) на корабле с алыми парусами; как загадывали желания и помещали их в общий воздушный шарик и с каким удивлением на последнем классном часе, вскрыв его, обнаружили, что мы сильно повзрослели и наши мечты наивны и смешны.
А ещё хочу признаться Вам в том, какими нечеловеческими усилиями мне далась каллиграфия! Глядя на мои раскривули-буквы, мама заставляла переписывать меня мои «шедевры» множество раз, попеременно мы рыдали по два часа в разных тональностях, мама выпила все стратегические запасы валерианы дома, и казалось, что борьба за красоту письма не кончится никогда… Но, добившись хотя бы чистоты и порядка в тетради, мама неожиданно смягчилась… Каково же было моё удивление, когда я узнал, что именно Вы, Любовь Петровна, нашли правильные, тактичные слова, чтобы умерить пыл моей мамы и не отбить у меня, уже было отчаявшегося первоклашки, желание к учёбе! Это сегодня на уроках «Обществознания» мы учим, что трудности, если они преодолеваются, способствуют становлению личности. Вот почему в трудную минуту рядом с ребенком должен оказаться взрослый, любящий родитель или мудрый учитель, способный не только помочь, но и объяснить, что это преодоление необходимо. Маленький человек должен знать, что он через маленькие свои победы идет к своим большим завоеваниям: «Сегодня я владею только этим уровнем, а завтра поднатужусь и…» Но без Вашей помощи, Любовь Петровна, я бы не справился. Вы последовательно вселяли веру в мои возможности, поддерживали ее посильными заданиями. И я старался. Скорее всего, в тот момент я боялся спугнуть Ваше доверие. Как-то в учебнике не оказалось страницы с заданным упражнением, и я отправился за учебником к Вам. Пришлось 2 часа караулить Вас около подъезда. Зато на следующий день я хвастался перед одноклассниками, что домашнее задание я выполнял по учебнику самой учительницы. Еще мне хорошо запомнилось, что Вы никогда не забывали сказать «спасибо» за хороший ответ, и надо было видеть, какую гордость вызывала эта похвала в каждом из нас. А ведь давно известно, что похвала, награда являются отличным стимулом для выполнения любой работы. И не каждый учитель решится похвалить ответ нерадивого ученика, о котором уже давно сложилось плохое мнение. Триумфом моих усилий стала оценка «отлично» по математике в конце учебного года. Она дала маленький старт моим будущим достижениям. Но без Вашего доверия, одобрения и поощрения я бы никогда не прошел этот путь. Вы часто говорили: «Поощрять надо за то, во что вложены труд, старания, пусть это даже не дает пока заметных результатов». Но, продолжу от себя, это рождает стремление жить, учиться, работать еще лучше.
А помните, как мы засобирались в Молодёжный театр на Новогоднее представление, долго репетировали свой спектакль, поставили его на школьной сцене и в праздничном предвкушении отправились посмотреть, как это делают профессионалы, и…просто онемели от разочарования, узнав, что в ночь накануне спектакля сгорела сцена и спектакль отменяется… Вы сумели тут же взять ситуацию в свои руки и так увлечь нас своим энтузиазмом, что мы ехали назад в таком весёлом настроении, что весь путь пели песни, позабыв про огорчения.
А наши «Весёлые старты»? А песни военных лет, их инсценировки? А наши расчудесные походы? А « Прощание с Букварём»? Вряд ли я упомню всё, что было интересного.
Дорогая Любовь Петровна, я и, думаю, все мои одноклассники счастливы, что первые школьные годы Вы были с нами. Мы испытывали к Вам не просто уважение, а трогательную привязанность и восторженное обожание. И всегда будем помнить слова М. Горького, которые Вы любили повторять: «Уже маленькая победа над собой делает человека сильней».
Знаете, Любовь Петровна, мы попали в хорошие руки: у нас классная жизнь не просто кипит, она бурлит творческой энергией. Мы ставим спектакли и проводим конкурсы на лучший сценарий (в пятом классе по моему сценарию поставили Новогодний праздник, а в осенью – «Осенние посиделки»!), мы много путешествуем (только вернулись из города воинской славы Ростова-на-Дону, были в Новочеркасске и х. Пухляковский), проводим то Месяц Высокой культуры, то Недели правильного питания (теперь мы знаем, как трудно быть учителем!). На днях отправились по казачьим хуторам и узнали столько интересного о привычных, казалось бы, вещах! Если б Вы знали, какое весёлое у нас было «Джентльмен-шоу» и «Голден-леди»! А как основательно мы готовимся отпраздновать День Победы! Всего и не перескажешь…
А захотелось мне всё это рассказать потому, что именно благодаря Вам, Любовь Петровна, наша классная жизнь такая насыщенная и весёлая. Вы приучили нас загораться идеями, не бояться трудностей, не стоять на месте и всё время идти вперёд. Наш классный руководитель любит повторять китайскую мудрость: «Каждое утро мы принимаем решение, как проживём будущий день – в счастье или в страдании». Мне кажется, Вы учили нас тому же самому: принимать на себя ответственность за своё настоящее и будущее. А разве это не самое важное в жизни?
Вот такое письмо-воспоминание у меня получилось. За годы работы у Вас было, наверно, немало таких сорванцов, как я. Уверен, что для каждого Вы нашли правильные слова. Очень буду рад продолжить нашу переписку.
Ваш ученик Артемий Кузьмичёв.
Рисуем кактусы акварелью
Кто должен измениться?
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Самый богатый воробей на свете
Дерево в снегу