Цель иcследовательского проекта: доказать, что письмо как эпистолярный жанр учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.
Вложение | Размер |
---|---|
eryomenko_proekt.docx | 237.16 КБ |
ПАСПОРТ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Ф.И.О. автора | Ерёменко Дарья Валерьевна |
Муниципальное образование, ОУ | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, г.о. Можайск |
Ф.И.О. научного руководителя, его должность | Рамазанова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы |
К какой номинации относится («Русский язык» или «литература») | «Литература» |
Краткое обоснование актуальности и научной новизны | 1.Актуальность исследования обусловлена необходимостью вернуть утраченный интерес к эпистолярному жанру как к средству воспитания духовности, как образцу словесного искусства. Наш богатый и величественный русский язык обедневает, костенеет , а для того чтобы он продолжал «жить» и не терять всей своей красоты , мы должны прежде всего знать его и беречь в классическом варианте. 2.Научная новизна. В настоящее время существуют работы, посвященные эпистолярному жанру. Однако я решила изучить эту тему на примере своей школы и в этом заключается новизна моего исследования. |
Основные результаты или выводы | Письма помогают понять жизнь как отдельного героя, так и всей эпохи, целого поколения. В них можно более конкретно, почти детально описать особенности быта, людей. Они позволяют приблизить читателя к герою, создать более доверительную атмосферу и участия в происходящем. |
Научно-исследовательская работа
Предмет
Литература
Тема работы
Письмо: прошлое, настоящее, будущее…
Выполнил(а):
Ерёменко Дарья
учащаяся 8 «В» класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №1
Московской области г.о. Можайск
Руководитель:
Рамазанова Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №1
Московской области г.о. Можайск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение …………………………………………………………………....4
Цель работы………………………………………..........……………………...4
Задачи ………………………………………….….............................................4
Актуальность………………………………..…………….….............................4
3 . Основные особенности эпистолярного стиля………………………….…6
4. Письмо в произведениях искусства………………………….10
5. Практическая работа...…………………………………………..14
6. Заключение………………………………………………………………...17
7. Список использованной литературы ………………………………….....18
Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, Боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.
М.Ю.Лермонтов. «Валерик»
1. Введение
Послание обращено, по всей вероятности, к В.А.Бахметьевой (Лопухиной). Поэт рассказывает в нем о боевых действиях отряда генерал-лейтенанта Галафеева в Чечне. Письмо в конверте… Как это было? Скажите, а вам пишут «живые письма»? Ждёте ли вы почтальона с маленьким белым конвертиком, способным сделать вас самым счастливым или самым несчастным человеком на свете? Других способов передать свою любовь и заботу, согреть душу, растрогать до слёз, будучи далеко друг от друга, или разбить сердце — нет. Знакомый почерк, бисером рассыпанный по бумаге, выдернет вас из реальности и вернёт на мгновенье в окружение близких вам людей.
Цель иcследовательского проекта: доказать, что письмо как эпистолярный жанр учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.
Интерес к этому жанру обусловил задачи работы:
1) изучить истоки эпистолярного жанра и композицию письма;
2) отметить роль письма в художественных произведениях разных периодов;
3) раскрыть значение письма как семейной реликвии;
4) представить результаты исследования, осветить итоги практической работы.
Исследование данной работы лежит в области лингвистики.
Объектом исследования является письмо.
Предметом исследования является изучение роли письма в человеческом общении
Актуальность исследования заключается в том, что в наше время цифровых технологий коммуникативная связь между людьми осуществляется в режиме онлайн, будь то смс сообщения на телефоне, электронная почта на компьютере или общение в социальных сетях. Процесс вытеснения письма этими видами связи осуществляется особенно интенсивно. На этом фоне обесценивается такое понятие, как эпистолярный стиль. Люди перестают писать друг другу письма, теряется умение передавать чувства, эмоции словами, уменьшается словарный запас людей, пропадает логика построения текста. Невозможно почувствовать состояние человека в тот, момент, когда он пишет сообщение, потому что оно универсально. В письмах же раскрываются индивидуальные особенности тех, кто пишет, т. е. адресанта.
Гипотеза проекта: Электронная переписка, смс-сообщения, телефонные звонки упростили нашу жизнь, сузили расстояния в тысячи километров до нескольких секунд и практически вытеснили бумажную переписку. Письмо — это даже не фотография, которая фиксирует лишь эмоции и не позволяет выразить самое сокровенное, её нельзя перечитать заново, прочувствовать забытые чувства, как будто они были ещё вчера и понять состояние души.
Методы исследования: теоретический, библиографический, интервьюирование, анкетирование и социологический опрос, математико-статистический.
2. Историческая справка.
История происхождения эпистолярного стиля
Эпистолярный стиль (от греческого epistola – письмо послание) - это стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке. Этот стиль может быть составной частью других стилей, например, художественной литературы, публицистики.
Речь в эпистолярном стиле распространена в различных сферах деятельности и общения. Существует дипломатическая, деловая, коммерческая переписки. Такие виды переписок относятся к перепискам официального характера. К перепискам неофициального характера относится частная переписка. В научной сфере письмо является не только средством личного общения ученых, но и формой обмена информацией, разновидностью научной прозы. В публицистике эпистолярный стиль используется как особый жанр открытого письма, предназначенный скорее не конкретному лицу, а широкой общественности.
Начало эпистолярному жанру было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т.е. использовались для изложения нравственных предписаний.
Эпистолярная литература (от греческого epistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей»
Этот жанр развился из бытовой переписки, «превратив обмен корреспонденцией в повествовательный прием, «корреспондентов» – в персонажей, и подчинив «письмо» основным законам художественной условности».
Эпистолярный стиль Древней Руси- берестяная грамота – подлинно народная корреспонденция. Она использовалась и для частных писем, и для писем с деловыми и бытовыми вопросами, и для жалоб на правительство. Уже тогда придерживались законов построения письма. В письме «От Гостяты къ Васильви» обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты, созданное в XI веке – первый образец частного письма Древней Руси. Древнейшим образцом эпистолярного стиля также является хорошо известная переписка Ивана Грозного с Курбским в XVI веке. Формирование эпистолярного стиля в различных видах государственной и частной переписки происходит в эпоху Московского государства. С течением времени происходит развитие эпистолярного стиля в литературе: появляется эпистолярная проза, поэзия, публицистика.
Постепенно происходило развитие переписки делового, профессионального и личного характеров. Это обусловило издание особых руководств по составлению писем – «письмовников».
С развитием эпистолярного стиля появляется старейшее в России руководство с образцами переписки – «Приклады, како пишутся комплименты разные».
Издаются письма известных деятелей науки, государства и искусства, получившие резонанс в различных сферах духовной жизни и многих других.
3. Основные особенности эпистолярного стиля
Одним из важнейших принципов эпистолярного стиля является четкое соблюдение формальных признаков. Характерные особенности эпистолярного стиля:
· определенная роль адресата и адресанта, их точное обозначение;
· отражение социального положения, проявление авторского «я», индивидуальной речевой специфики;
· сочетание монологической и диалогической речи, устно-разговорной и книжно-письменной речи;
· соблюдение речевого этикета письма
Так, письма одного автора к разным адресатам различаются по тематике, стилю, тональности, потому что пишущий всегда учитывает личность, интересы, взгляды адресата, выражает свое отношение к нему. Например, исследователи эпистолярного наследия обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.
Почерк его писем к близким – жене, брату, друзьям — небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком, уж не говоря о стиле, написаны письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк холодный, официальный, с отточенными завитками.
В письмах, как в эпистолярном жанре, особенно ценится ясность и краткость. Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи:
· непринуждённость, естественность изложения;
· свобода выбора средств изложения;
· заинтересованность, индивидуальность автора и многое другое.
Частные письма, имея разное назначение, несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения, ставящего читателя лицом к лицу с мыслью, чувствами, настроениями пишущего. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, взглядах, душевной настроенности автора.
Письма известных людей составляют часть их наследия. Они знакомят читателя не только с жизнью и творчеством автора, но и рассказывают о его духовной жизни, широте интересов. Поэтому переписка имеет огромное значение не только в культурно-историческом отношении, но и в языковом, поскольку оказывается лабораторией, в которой осваиваются и оттачиваются обороты речи.
В письмах известных людей отражаются особенности стиля, проявляется личностное начало и эмоционально окрашенное отношение к излагаемому содержанию. Например, письмо А.С. Пушкина жене Натали:
20 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
«Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц — и сердечно тебя благодарю. С нетерпением буду ждать известия из Торжка. Надеюсь, что твоя усталость дорожная пройдет благополучно и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна. Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет. Теперь полно врать; поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя, особенно сначала; не люблю я святой недели в Москве; не слушайся сестер, не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй умеренно, ложись рано. Отца не пускай к детям, он может их испугать и мало ли что еще. Пуще береги себя во время регул — в деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения, женка. Кокетничать позволяю, сколько душе угодно. Верхом езди не на бешеных лошадях (о чем всепокорно прошу Дмитрия Николаевича). Сверх того прошу не баловать ни Машку, ни Сашку и, если ты не будешь довольна своей немкой или кормилицей, прошу тотчас прогнать, не совестясь и не церемонясь.»
Во время написания письма Пушкин находится дома, а жена его в отъезде. Поэт ласково обращается к Наталье Николаевне: «Ангел мой женка!» В этих словах видна невероятная любовь и нежность Пушкина к жене.
Дальше Пушкин углубляется в историю и говорит, что видел трех царей, и никто из них не сделал ничего хорошего для него. Он надеется, что сын не пойдет по его стопам, потому что, по его мнению, это ни к чему не приведет: «Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет».
В напутствиях Наталье Гончаровой, Пушкин выступает главой семьи, строгим отцом и мужем, заботящимся о своей семье человеком. Читатель видит, что в семье слово Пушкина – закон.
Ещё письмо А.С.Пушкина жене 8 сентября 1833.Казань.
«Мой ангел, здравствуй. Я в Казани с пятого, и до сих пор не имел время тебе написать слова. Сейчас еду в Симбирск, где надеюсь найти от тебя письмо. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону…Целую тебя. А.Пушкин».
К сожалению, писем Натали Пушкину найти не удалось, однако в нашем школьном музее я смогла найти копию письма Натали Гончаровой своему брату Дмитрию в Полотняный завод (имение Гончаровых). Она отправила его 16 сентября 1837 года, когда поэта уже не было в живых: «Вы любезно пообещали нам лошадей от Можайска, дорогой Дмитрий, и поэтому я полагаюсь на Вас и сообщаю, что мы должны выехать 28». Из письма выясняется, что дорога из Полотняного в Ярополец проходила через Можайск и что дважды, в конце августа и сентября, семейство Пушкина проезжало через наш город. Собственного экипажа у Натальи Николаевны не было, поэтому вынуждена была просить у брата. В Можайске семейство располагалось на постоялом дворе, который находился неподалёку от Никольского собора. (Это настоящее открытие!)
Письмо А.М.Горького сыну.
«Здравствуй ,сын ! Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять... Ну, всего хорошего, Максим!.»
Отрывок из письма В.А.Сухомлинского сыну.
«Добрый день, дорогой сын! Получил от тебя маленькое письмо... Ты просишь денег на транзисторный радиоприемник... Денег на нужную вещь никогда не жалко, но транзистор покупать я тебе просто запрещаю. Вот почему. Помнишь, я приезжал к тебе, мы были в сквере. Прекрасный парк, море зелени, но птиц нет. Их изгнали транзисторы...Нет ни тишины, ни музыки природы. Твой папа.»
Отрывок из письма русского поэта В.А.Жуковского С.Л.Пушкину.
«Я не имел духу писать к тебе, мой бедный Сергей Львович. Что я мог тебе сказать... Нашего Пушкина нет! это, к несчастью, верно; но все еще кажется невероятным...В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, бедный дряхлый отец; не говорю об нас, горюющих друзьях. Россия лишилась своего любимого национального поэта...»
Письма Д.С.Лихачева .
Это в большей степени монолог, у них нет конкретного адресата, что позволяет автору выйти на более обощенный , философский уровень. В них мы можем найти материал для рассуждения о духовной культуре, о красоте. Тон писем ровный и спокойный. Практический, на мой взгляд, совет дает молодежи Д.С.Лихачев: “Чтобы научиться писать, надо учиться писать!. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник”.
Эти письма о вечных ценностях. Для него проблема добра, справедливости и добродетели всегда стоят на первом плане. Д.С.Лихачев объясняет последовательность своих мыслей так :” Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего мира, к красоте ,открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях.”
.”Книга Д.С.Лихачева” Письма о добром и прекрасном” –это сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя.
4. Письмо в произведениях искусства
Из истории эпистолярного жанра в литературе
Впервые данный жанр использовал В.К.Тредиаковский( «Эпистола от российской поэзии к Аполлину (Аполлону)» (1735).
А.П.Сумароков продолжил традиции, написав несколько эпистол – произведений в форме посланий, письма(например, «О русском языке»).
М.В.Ломоносов также создал произведение в эпистолярном жанре- «Письмо о пользе стекла».
В конце 18 века Н.М.Карамзин написал «Письма русского путешественника», «Бедную Лизу».
В 19 веке традицию продолжили А.С.Пушкин « Дубровский», «Евгений Онегин», « Капитанская дочка»
Н.В.Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями»), «Ревизор»
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»,«Преступление и наказание»
А.П.Чехов «Ванька Жуков».
В 20 веке:
А.И.Куприн «Гранатовый браслет».
В.А.Каверин « Два капитана».
Как отдельный жанр в 19 веке и позже произведения в виде переписки героев встречаются редко. Но авторы вставляют в композицию произведений письма героев.
С какой целью авторы вводят в текст письма героев? Как кони помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова роль писем?
Роль писем в произведениях:
Помогают раскрытию характеров героев
В письмах легче выразить авторскую позицию
Выявляют отношения героев друг к другу
Письма помогают понять жизнь как отдельного героя, так и всей эпохи, целого поколения. В них можно более конкретно, почти детально описать особенности быта, жизни людей.
Письма позволяют приблизить читателя к герою, создать более доверительную атмосферу деятельности и участия в происходящем.
Способы использования писем в произведениях
Письма как основа композиции( Карамзин «Бедная Лиза», Ф.М.Достоевский «Бедные люди»).При помощи писем автор решает все задачи, которые ставил перед собой: они и основа сюжетных линий, в них намечены основные проблемы, поднимаемые писателем. Письма помогаю лучше и глубже понять характеры героев.
Письма как часть композиции. В письмах герои выражают свои чувства, мысли, пишут о планах (письма Онегина и Татьяны в романе А.С.Пушкина, письмо Ваньки в рассказе А.П.Чехова, письма отца Гринёва Савельичу в повести «Капитанская дочка», письмо, полученное городничим в «Ревизоре» Н.Гоголя )
Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу.
Любовь Татьяны к Онегину – это ее первое чувство. А письмо, которая она решилась написать, – первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью, в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна все же решилась написать письмо? Ведь в XIX веке не принято было девушке первой признаваться в любви, это считалось большой дерзостью. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесется Онегин к ее признанию. Фактически Татьяна вверяет Онегину свою судьбу, честь, репутацию.
В этом письме настоящая исповедь неопытного сердца, тревожные ожидания, сомнения («Кто ты, мой ангел ли хранитель или холодный искуситель?»), верность чувству («Нет, никому на свете не отдала бы сердца я»). Здесь в полной мере перед читателем предстает духовный облик Татьяны, ее отношение к любви.
Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия подлинной сути героев произведения.
Письма как основа композиции представлены в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Переписка ведется двумя героями, оказавшимися на дне жизни: Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой. Обозначение жанра произведения – роман – употреблено Достоевским в его старинном значении, которое предполагает любовную тематику, описание перипетий судьбы героев. В первом же письме Макара Алексеевича Девушкина говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях.
Первые же строки писем называют читателю героев: «Бесценная моя, Варвара Алексеевна!», «Милостивый государь, Макар Алексеевич!».
Письма Девушкина подчеркивают его незлобивость, скромность, нерешительность, доброту, сердечность. Он старается всячески поддержать Вареньку, успокоить ее. Сам герой никак не может выбраться из удручающей нищеты. Особенно трагично звучит эта тема в эпизоде с генералом, когда у Макара оторвалась пуговица и нечем было ее пришить.
Вместе с тем создается впечатление, что герои не слышат друг друга. Девушкин – маленький человек, «бедный человек», Варенька – скромная девушка, которая страшится «злых людей». Макар Алексеевич – ее единственная надежда. Герой любит Вареньку так, что тратит на нее все возможное и даже сверх возможного. Оба героя страдают в этом дисгармоничном мире.
Наконец, судьба маленького героя отразилась в рассказе А. П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя.
Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.
Жанр письма использовал в своих произведениях и А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка».
Письмо Петра Гринева родителям.
“Дорогие мои батюшка Андрей Петрович и матушка Авдоьтя Васильевна! Пишу вам в надежде, что поймете меня и благословите на брак с Марьей Ивановной, дочерью капитана Миронова, под началом которого я служу. Маша- чудесная девушка, я люблю ее больше жизни и хочу ,чтобы она стала моей женой. Матушка, батюшка ,когда вы увидите Машу ,вы тоже ее полюбите, потому что нельзя ее узнать и не полюбить. Родители Маши-простые и добрые люди. Отец ее, Иван Кузьмич ,комендант нашей крепости, честный и благородный человек, а Василиса Егоровна ,Машина матушка, очень добра со мной и относится ко мне , как к родному сыну. У Марьи Ивановны нет приданого, но это меня не страшит. Главное, что я ее люблю, и она любит меня. Молю бога и надеюсь на согласие ваше и родительское благословление. Остаюсь вам покорный сын ваш Петр Гринев”.
А вот письмо Петру от отца
“Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам… Отец твой А.Г ”
Письмо Марьи Ивановны Мироновой императрице Екатерине (отрывок).
Ваше Величество, добрейшая и милостивейшая государыня-матушка.
Верю, добрая наша государыня, что горестная моя история и слезы, пролитые мною над этим письмом, тронут Ваше великодушное сердце. Подтверждаю и свидетельствую, что невольный поступок прапорщика Гринева вызван только его добротой, благордством и любовью к бедной сироте, коей никто в пору жестоких событий и испытаний не мог помочь. Молю Ваше Величество рассмотреть дело прапорщика Гринева, в невинности коего я совершенно уверена, и в чьей верности российскому престолу можете быть уверены Вы.
Припадаю к ногам Вашим, милостивая государыня-императрица, Марья Ивановна Миронова.
Писано месяца марта 28 дня 1774 года близ Царского Села, в доме смотрителя».
Форма письма, его доверительный тон не оставляют сомнений в правдивости повествования. Вот причина того, что писатели используют этот жанр в своём творчестве.
Советская литература продолжила традиции “золотой ” русской литературы и жанр письма в ней тоже был распространён (В. Каверин “Два капитана”). Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма- обещания, исповеди, клятвы: «В землянке» А. Суркова, « Жди меня» К. Симонова.
Как видим, письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы.
5.Практическая работа
В настоящее время, с развитием современных средств связи произошло вытеснение письма. Может быть, общаться мы стали больше, но на самом деле это не так. Мы просто стали быстро обмениваться информацией.
Для того, чтобы узнать о значении письма в жизни современного школьника, мы решили провести анкетирование.
Участникам анкетирования (возраст 15-17 лет) предлагалось ответить на вопросы.
Считаете ли вы, что время письма прошло?
Как вы думаете, для чего пишут письма?
Как вы считаете, легко ли писать письма?
Писали ли вы письма?
Храните ли вы письма родных?
Хотели ли бы вы получить письмо в конверте?
Какие средства общения наиболее часто используются вами?
И вот, что мы увидели:
Вывод. Большинство обучающихся, принимавших участие в анкетировании, не испытывают потребности в написании писем, в некоторых семьях письма хранят бабушки и родители, понимая их ценность, но общаться дети желают через современные средства связи.
6. Заключение
В ходе работы над проектом мы доказали, что письмо продолжает жить, хотя его стали писать намного реже; конечно, содержание его изменилось: теперь оно более официальное, шаблонное, сухое. Приоритетным стало электронное письмо. Проект помог нам понять, что если написать текст на бумаге и тот же самый текст набрать на компьютере или передать при помощи SMS -сообщения, то мы почувствуем ощутимую разницу: электронное письмо – неодушевленное, в первую очередь, из-за отсутствия почерка, а написанное от руки – одушевленное, оно “живое”, в этом мы убедились во время проведения урока письма, попробовав написать письма родным и близким.
Сегодня создатели новых технологий пытаются убедить нас в том, что мы стали больше общаться, но на самом деле это не так! Не берусь предсказывать, что будет в будущем, но знаю одно — человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции. И не важно благодаря какому письму это произойдёт: бумажному или электронному.
Вывод. Письма помогают понять жизнь как отдельного героя, так и всей эпохи, целого поколения. В них можно более конкретно, почти детально описать особенности быта, людей. Они позволяют приблизить читателя к герою, создать более доверительную атмосферу и участия в происходящем.
Итак, эпистолярное произведение - это литературный жанр, выполненный в форме письма. Через послание к какому-либо лицу автор излагает свои взгляды, мысли. Эпистолярный жанр строится по особым ам: в нём необходимо наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, употребление местоимений, присутствие индивидуальности слога пишущего, эмоционально окрашенных слов, кратких и ясных фраз.
7.Список использованной литературы
1. Акимова Т. П. Лингвокультурологические характеристики эпистолярного текста (на материале писем классиков русской литературы XIX-XX вв.): диссертация доктора фил.наук - Волгоград, 2017- 483 с.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М.: 1983. 192 с.
3. Балакай А. Г. Эпистолярная фразеология русского речевого этикета
4. Боборыкин В.Г. В человеке должно быть все прекрасно. М.:1980. 431 с.
5. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
6. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины Х1Х века.
7. М., Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо/ В.Г.Ветвицкий //м: Просвещение, 1994г.
Спасибо тебе, дедушка!
Сказка на ночь про Снеговика
Привередница
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Что есть на свете красота?