Наша исследовательская работа посвящена изучению творчества можгинских поэтов Равиля и Галины Латыповых , создавших произведения о семье.
Вложение | Размер |
---|---|
Концепт "семья" в лирике Латыповых | 36.91 КБ |
Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» города Можги Удмуртской Республики
Исследовательская работа
«Концепт «семья» в лирике Равиля и Галина Латыповых»
Выполнил: ученик 7 а класса Шаповалов Данил
Научный руководитель
учитель русского языка и
литературы Пономарёва О.Л.
Можга, 2019г.
Введение …………………………………………………………………….... с.3
ГЛАВА I. Концепт «семья»: проблемы изучения………………….…с.7
1.1.Понятие «концепт» с точки зрения филологии и лигвокультурологии с.7
ГЛАВА II. Содержание концепта «одиночества» в творчестве М.Ю.Лермонтова………………………………………………………………. с.9
2.1. Понимание одиночества в индивидуальной картине мира М.Ю.Лермонтова…………………………………………………………….…с.9
2.2. Воплощение концепта «одиночество» в творчестве Лермонтова (на материале стихотворений поэта)……………………………………………с.11
Заключение……………………………………………………………………с.18
Источники информации………………………………………………………с.20
Наша исследовательская работа посвящена изучению творчества можгинских поэтов Равиля и Галины Латыповых, создавших прекрасные произведения о русских людях, о городе Можга.
Супругов Латыповых знают в нашем городе хорошо. Много ребятишек выросло на стихах можгинских самодеятельных поэтов. Они являются членами поэтического клуба «Инвис»: детские стихи и поговорки можгинской поэтессы Галины Латыповой заучивают наизусть малыши, их стихи печатаются в газетах «Можгинские вести», «В кругу семьи» и других.
36 лет они шли по жизни вместе, держась за руки и преодолевая трудности. «Семья для меня – все», - говорил Равиль Абдуллович. «Здесь я сформировался как личность. У меня – любимая жена, мы с ней всегда рядом». Тема семьи в творчестве поэтов была центральной.
В своих стихотворениях супруги Латыповы вспоминают о родителях, детях, чаще пишут о внуках:
«Мне уже не мало лет,
Но меня счастливей нет,
У меня пятерка внуков,
Я теперь богатый дед…»
Стихотворение «Богатый дед» Р.Латыпова.
Творчество супругов Латыповых до настоящего времени недостаточно изучено, поэтому наша исследовательская работа является первым опытом в сборе информации об особенностях литературного творчества можгинских поэтов Латыповых Галины и Равиля.
В центре нашего внимания оказываются образы бабушки, дедушки, внуков и родителей.
Гипотеза такова: мы считаем, что тема «семьи» в лирике Латыповых Равиля и Галины является основной.
Объектом исследования является лирические произведения супругов Латыповых Равиля и Галины, предмет нашего исследования составляет совокупность образов концепта «семья» в лирике поэтов.
Цель исследовательской работы определяется предметом и объектом исследования и представляет собой анализ парадигмы концепта «семья» в лирических произведениях супругов Латыповых Равиля и Галины.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) выявить основные образы, определяющие парадигму концепта «семья» в лирических произведениях поэтов;
2) проследить эволюцию развития темы семьи в творчестве поэтом по отдельности .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- описательный метод, который позволил передать особенности лирики можгинских поэтов;
- метод компонентного анализа использовался при исследования образов , определяющих парадигму концепта «семья» в лирических произведениях супругов Латыповых.
План исследования:
Актуальность работы определена недостаточной степенью изученности данной темы.
Научная новизна работы обусловлена выбранным ракурсом исследования и состоит в раскрытии типологии индивидуальной творческой системы можгинских поэтов Латыповых Равиля и Галины на материале художественных воплощений темы «семья».
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 4 наименований.
ГЛАВА I. Понятие «концепт» с точки зрения филологии и лигвокультурологии.
1.1 Различия «понятия» и «концепта».
Самыми распространенными терминами для названия ментальных образований являются понятия и концепты. С позиций обыденного употребления различия между концептом и понятием нейтрализуются, мы используем либо русское слово «понятие», либо латинское «концепт» для обозначения этих идеальных сущностей. В отечественной науке термин «концепт» стал употребляться лишь с начала 90-х годов XX века и используется для воспроизведения мировоззренческих, интеллектуальных и эмоциональных состояний личности, отраженных в ее творениях – текстах [4].
Для того чтобы определить семантику этого понятия обратимся к словарю. В Википедии сказано, что Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайшее с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми [3].
Давайте определим различия между «понятием» и «концептом».
1. Понятие – это мысль о предметах и явлениях, отражающая их общие и существенные признаки, а концепт — это идея, включающая не только абстрактные, но и конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки. «Концепты не только мыслятся, они переживаются» (Степанов, 1997,с.41).
2. Концепт – это точка пересечения между миром культуры и миром индивидуальных смыслов, это «сгусток культуры в сознании человека и то, посредством чего человек сам входит в культуру», с иных позиций концепт – это содержание понятия и спрессованная история понятия (там же, с.40, 42).
3. Концепт – это замещение значения слова в индивидуальном сознании и в определенном контексте (Лихачев, 1997, с.281), это личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения.
4. Концепт – это абстрактное научное понятие, выработанное на базе конкретного житейского понятия (Соломоник, 1995, с.246).
Мы видим, что по своей сути концепты характеризуют бытие во всей его полноте, от обиходного состояния до выхода на смысложизненные ориентиры поведения. Понятие же – это одна сторона концепта.
Таким образом, концепт можно определить через рассуждение, понятие или через образ, символ, участие в осмысленной деятельности, переживание эмоционального состояния.
ГЛАВА II. Содержание концепта «семья» в лирических произведениях супругов Латыповых Равиля и Галины.
2.1. Содержание концепта «семья» в лирических произведениях Равиля Латыпова.
Латыпов Равиль родился в селе Старый Мултан в татарской семье, был младшим из троих детей. Равиль Абдуллович инвалид по зрению с детства, по специальности слесарь-сборщик. До выхода на заслуженный отдых работал на Можгинском УПП ВОС, «Ветеран ВОС», «Ветеран труда РФ».
Равиль писал стихи, был прекрасным собеседником, охотно делился своими воспоминаниями о трудном военном детстве. Вот что он рассказывал о себе:
«Родился в селе Старый Мултан. Через несколько месяцев после моего дня рождения родители переехали в поселок Пычас, прожили мы там 13 лет. Когда мне исполнилось 7 лет, меня отдали в первый класс Пычасской школы, но из-за плохого зрения освободили от учебы на целый год.
И вот тут моё детство переплелось с войной… 22 июня 1941 года мы были в городе Можге на сабантуе. В самый разгар праздника объявили : «началась война!» В толпе людей началась неразбериха, плач, толкотня, мужчинам было велено явиться в военкомат.
Ушел и наш отец. Первое письмо мы получили со сборного пункта Шолья. На всю жизнь запомнил последнее свидание с отцом в Шолье (туда мы ездили с мамой). Несколько скупых писем с фронта, а потом пришла похоронка. Мама тяжело перенесла гибель папы: решила продать дом в Пычасе и переехать в Можгу».
О пычасском детстве родили стихи:
«Родом-племенем я из Пычаса,
Хоть уехал оттуда давно,
Но в душе он навечно остался,
Не забыл я его все равно.
Я Пычас вспоминаю немало
И в душе сохранил я его.
По дорожкам его пробежало
Босоногое детство мое.
Провела меня мама когда-то
Здесь бессонную ночь не одну,
Из пычасского военкомата
Провожали отца на войну.
Родной Пычас, я был твоим когда-то,
Хоть был я мал, но помню, как вчера:
Зеленый двор и небольшую хату,
И улицу с колодцем у двора».
В этом стихотворении Равиль вспоминает о своем детстве, оно наполнено грустью и печалью: воспоминание о погибшем отце, о родном доме и о матери.
«Много испытаний в жизни пришлось пройти, но жизнь не сломила меня,- вспоминал Равиль Абдуллович. Примером для меня всегда были мои родители. Когда я сам стал дедом, я часто вспоминаю о них, особенно о маме»:
«Если бы маму вернуть я сумел,
В лучшей из песен ее я воспел.
Словом бы нежным ее обласкал,
Маме своей я бы вот что сказал:
«Мама, ты Родины милой привет,
Отчего дома негаснущий свет.
Мама – источник добра и тепла,
Мама, ты жизнь всем народам дала».
Образ матери показан не только как воспоминания о маме, но еще и связан с понятием жизни. Мама, по мнению Равиля Латыпова, это источник добра и тепла, именно мама дала жизнь всем народам.
С уважением и признательностью спустя 65 лет после окончания Великой Отечественной войны вспоминает о своих родителях Равиль Абдуллович в стихотворении «Я сын погибшего солдата»:
«Я сын погибшего солдата,
Который долго воевал,
А в письмах коротко и сжато
О жизни воинской писал.
Он всю войну прошел сначала
И до конца тех трудных дней.
А мама фронту помогала-
Растила нас, своих детей.
Он так мечтал к семье вернуться,
Веселый, добрый папа мой,
Чтоб снова детям улыбнуться….
Но не пришли с войны домой.
Я Книгу Памяти листаю
И нахожу о нем слова,
Что он погиб, я это знаю,
Но память об отце жива.
С сожалением и грустью Равиль часто вспоминал о своем детстве:
«Бывает в жизни иногда
О детстве вдруг взгрустнется,
Ведь мысль о нем жива всегда,
В душе вдруг встрепенется.
И снова я туда иду,
Где детство проходило,
Где в городки играть, в лапту
Оно меня водило.
Но милых, близких и родных
Уж нет давно в помине,
Воспоминания о них
Живут в душе поныне.
Бывает в жизни иногда
О детстве вдруг взгрустнется,
Но знаю: детство никогда
Обратно не вернется».
Позднее героями стихотворений Латыпова Равиля становятся его близкие и родные: жена, внуки.
«Казалось, что жизнь идет своим чередом, и все как у всех, но в один недобрый день, 24 июля 2004 года, моя дорогая жена, моя любовь и счастье ушла из жизни» - вспоминал Равиль Абдуллович. – Мне казалось, что я похоронил вместе с ней свою любовь, радость и счастье. Тогда мне казалось, что не стоит дальше жить».
Жизнь подарила ему женщину-единомышленника, женщину-друга, которая его любила и всегда понимала. В память о Галине он написал «Оду моей жене», в которой жалеет о смерти жены. Равиль Абдуллович называет себя «птица однокрылая», с любовью и теплом вспоминает о совместной жизни с Галиной:
«..Вся жизнь прошла любовью обогретая,
По ней мы дружно шли Рука в Руке…»
Ярко выражено душевное состояние поэта:
«…Мне не забыть тебя, жена любимая,
Я безвозвратно потерял покой,
Остался я, как птица однокрылая,
Навеки с изувеченной душой».
Пережить это горе Равилю Абдулловичу помогли его близкие, его любимые занятия, клуб «Инвис» во главе с Вичужаниным А.Г.
Таким образом, анализируя стихотворения Равиля Абдулловича Латыпова, мы пришли к выводу, что строчки стихотворений наполнены автобиографичными данными. Главными героями стихотворений Р.А.Латыпова являются его родители, жена и внуки.
2.2. Содержание концепта «семья» в лирических произведениях Галины Латыповой.
Латыпова Галина Васильевна родилась в 1935 году в г.Можге, в русской семье, балы тоже третьим ребенком в семье. Росла здоровым ребенком, но в 2 года заболела корью. Последствия перенесенного заболевания – слепота. Когда Галинке исполнилось 5 лет, мама дала ей в руки деревянные спицы и стала учить вязать. Получилось. Дала настоящие спицы и девочка стала вязать. И до последних дней своей жизни Галина Васильевна вязала для своей семьи варежки, носки, свитера.
В 11 лет Галю увезли в Якшур-Бодьинскую специализированную школу. Училась там хорошо, потом закончила культпросвет училище в г.Ижевске. Всю жизнь выписывала специальную литературу, читала много. А когда работала на Сарапульском электроучастке, обучала грамоте незрячих рабочих. Галина Васильевна в совершенстве владеет письмом и чтением рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых.
С начала 60-х годов прошлого столетия имя Галины Васильевны Шушковой (Латыповой) на слуху у можгинцев.
Читатели старшего поколения помнят ее веселые, искрящиеся чувством юмора стихи. Большую часть ее творчества составляют стихи о детях и для детей. Это скороговорки, стихи-миниатюры, загадки, песенки:
«Взрослая»
Пять годков всего Аленке-
Моей маленькой сестренке.
А я взрослая совсем,
Через год мне будет семь.
Ее стихи и скороговорки используют в работе воспитатели детских садов:
«Карапуз»
Голопузый карапуз
По траве катил арбуз.
Ростом ровно был с арбуз
Карапузый голопуз.
Стихи Галины Васильевны печатаются в местной и республиканской печати. Большое место занимают в сборнике стихов можгинских поэтов «Город судьбы моей» и сборнике незрячих поэтов Удмуртии «Ожерелье судьбы».
Много лет Галина Васильевна работала в Можгинском отделении Всероссийского общества слепых, являлась активной участницей художественной самодеятельности. За большую общественную работу с инвалидами по зрению Галина Васильевна имеет нагрудный знак «Отличник Всероссийского общества слепых», награждена медалью «Ветеран труда РФ», за участие в художественной самодеятельности ей присвоено звание «Ветеран художественной самодеятельности Всероссийской организации слепых».
Галина Васильевна заботливая мама и добрая бабушка. Много стихотворений она посвятила своим родным и близким. Её стихотворения автобиографичны, поэтому часто героями стихотворений были их внуки:
«В гостях у бабушки»
Как у нашей Владушки
Маленькие ладушки.
Любит наша Владушка
Погостить у бабушки.
Для нее у бабушки
Пышные оладушки.
Прыгают оладушки
Ладе прямо в ладушки,
Жгутся и кусаются,
А Влада улыбается.
«Кушай, внучка Ладушка,
Вкусные оладушки?»
«Мысль семейная» прослеживается и в стихотворении «Песенка про пончик»:
«Бабушка Тане пончик дала,
Пышный, румяный и белый…»
Галина Латыпова с трепетом относилась к пониманию и целостности семьи. Семья, и каждый ее член в отдельности, занимал определенное место в жизни и сердце поэтессы. В каждой строчке каждого стихотворения на эту тему вы прочтете искорку теплоты, любви и заботы, которую автор с трепетом передает в детские сердца. Галина Васильевна, как никто другой умела донести до детских сердец и умов понятия любви, целостности, бережливости, ценности и другие. Дети, да, впрочем, и взрослые, читая ее стихотворения поражаются тому, что в них нет наставлений, а вот тонкая ниточка любви вьется среди строк и букв. Стихи Галины Латыповой легко заучиваются наизусть, дети с удовольствием их читают и повторяют:
«Хитрый Кирилл»
В женский день восьмое марта,
В день весны и красоты,
Дарят девочкам подарки,
Дарят девочкам цветы.
Наш Кирюша возмутился,
Взял и в женский день родился.
И ему восьмого марта,
В день весны и красоты
Дарят девочки подарки,
Дарят девочки цветы.
Ох, и умный наш Кирилл,
Всех девчат перехитрил.
Много было написано стихотворений – миниатюр, в которых раскрываются семейные взаимоотношения: «Таня, вымой чашки…», «Утром», «Мячик сам», «Кто чем занят» и другие.
В стихотворениях Галины Васильевны можно выделить еще одну особенность: в стихах, когда нет активных поступков ребенка или это плохие поступки («Про Клашу...»; «Еще про Клашу...»; «Растягай», «Художница», «Скульптор» и другие) повествование идет от третьего лица. Такой прием помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
Таким образом, анализируя стихотворения Галины Латыповой о семье, мы пришли к выводу, что эти стихотворения наполнены теплом, любовью и заботой о близких. Основными образами концепта «семьи» являются образ бабушки («Песенка про пончик»), внуков («В гостях у бабушки»), реже присутствует образ родителей (стихотворение «Утром»).
В исследовательской работе мы попытались определить концепт «семья» в лирических произведениях можгинских поэтов Латыповых Галины и Равиля.
Одним из художественных воплощений темы семьи в лирике Латыповых являются образы бабушки («Песенка про пончик»), дедушки («Богатый дед»), внуков, представленные в стихотворениях Равиля Абдулловича «Про Маринку», «Глупые калоши» и в стихотворениях Галины Васильевны «»Таня, вымой чашки…», «В гостях у бабушки». Реже встречаются образы сестер или братьев («Взрослая», «Хитрый Кирилл»), а также образ родителей («Кто чем занят», «Утром»).
В этих стихотворениях мы рассматривали состояние героев, взаимоотношения в семье.
В исследовательской работе мы постарались выявить особенности стихотворений поэтов. Мы заметили, что в стихотворениях Равиля Абдулловича чаще прослеживаются воспоминания о детстве, о его родителях, позже он пишет об ушедшей из жизни жене Галине. Его стихотворения наполнены грустью, печалью, воспоминаниями о прошлом. В «Трактате о семье» поэт раскрывает своё представление об устоях семьи.
Анализируя стихотворения Галины Латыповой о семье, мы пришли к выводу, что эти стихотворения наполнены теплом, любовью и заботой о близких. Галина Латыпова с трепетом относилась к пониманию и целостности семьи. Семья, и каждый ее член в отдельности, занимал определенное место в жизни и сердце поэтессы. В каждой строчке каждого стихотворения на эту тему вы прочтете искорку теплоты, любви и заботы, которую автор с трепетом передает в детские сердца. Галина Васильевна, как никто другой умела донести до детских сердец и умов понятия любви, целостности, бережливости, ценности и другие. Дети, да, впрочем, и взрослые, читая ее стихотворения, поражаются тому, что в них нет наставлений, а вот тонкая ниточка любви вьется среди строк и букв.
Много было написано стихотворений – миниатюр, в которых раскрываются семейные взаимоотношения: «Таня, вымой чашки…», «Утром», «Мячик сам», «Кто чем занят» и другие.
В стихотворениях Галины Васильевны можно выделить еще одну особенность: в стихах, когда нет активных поступков ребенка или это плохие поступки («Про Клашу...»; «Еще про Клашу...»; «Растягай», «Художница», «Скульптор» и другие) повествование идет от третьего лица. Такой прием помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
Таким образом, мы видим, что тема семьи преобладает в творчестве супругов Латыповых, а значит, наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Библиография
Интернет – источники
Этот древний-древний-древний мир!
Сказка про Серого Зайку
Марши для детей в классической музыке
Ручей и камень
Ребята и утята