Цельнашей работы: показать, что истоки правильного питания были описаны в русских народных сказках
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_pushkarevoy_eleny.doc | 82 КБ |
Управление образования Администрации муниципального образования "Город Можга"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №4»
Исследовательская работа
«Формирование основ культуры правильного питания посредством прочтения русских народных сказок»
Выполнила ученица 6 класса
Пушкарева Елена
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Пономарёва Ольга Леонидовна
г. Можга, 2016 год
Содержание
Введение..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Понятие о культуре питания ..…….………………………….…...5
ГЛАВА 2. Формирование основ культуры правильного питания посредством прочтения русских народных сказок ...................................................................6
Заключение......................................................................................................10
Список литературы................................................................................................11
ВВЕДЕНИЕ
Что может быть прекраснее здоровья?! Оно помогает человеку осознавать свои огромнейшие физические и духовные возможности, позволяет воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, оно открывает перед каждым из нас неограниченные перспективы. Разве это не счастье — на протяжении всей своей жизни оставаться творцом, активным её созидателем?
Проблема сохранения здоровья граждан России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Но её нельзя решить только силой государства, необходима заинтересованность в этом деле всего гражданского общества и каждого из нас.
Недаром говорят, что всякие основы культуры закладываются в семье. С детства наши родители, бабушки и дедушки нас многому стараются научить, при этом используют различные жанры фольклора, самым распространенным из которых являются сказки.
Художественная литература вообще обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством в процессе воспитания культуры здоровья и становление основ здорового образа жизни людей: художественное слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Ребёнок переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делая его своим. В свою очередь этот опыт начинает влиять на поступки и действия ребёнка. В свою очередь мы предположили, что русские сказки смогут стать хорошим материалом для формирования основ здорового питания детей.
Сказка - весомая составляющая духовной культуры человечества. Она пытается поведать современному человеку аллегорическим образом с привлечением многообразных символов и метафор историю становления всего человеческого рода. [5]
И как тут не вспомнить высказывание известного российского учёного Д.С.Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей..." [1] Позволим себе продолжить цитату: «Литература способствует формированию основ здорового питания и, как следствие, – основ здорового образа жизни». Это и будет нашей гипотезой.
Цель нашей работы – показать, что истоки правильного питания заложены в народных сказках.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: русские народные сказки
Предмет исследования: кулинарные пристрастия рассказчиков
Новизна исследования заключается в том, что мы предприняли попытку показать новые возможности в прочтении сказок с целью формирования основ здорового питания.
Поставленные задачи обусловили и выбор методологии исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы как материал для уроков литературного чтения, для классных часов. К тому же полученная информация в ходе исследования может быть использована при оформлении проекта по теме «Каша Дружба» для участия в городском конкурсе детских проектов «Пишем кулинарную книгу» в рамках программы «Разговор о правильном питании».
ГЛАВА I. Понятие о культуре питания
Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». А.П.Чехов утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом, и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе».
А какого человека можно считать культурным в плане питания? Конечно того, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению своего здоровья.
Вообще понятие «культура питания» очень обширно и включает в себя такие пункты, как понятие правильного питания, знание особых свойств разных продуктов и их влияния на организм, умение выбирать и правильно готовить продукты, стараясь сохранить в них полезные вещества, а также и умение правильно подавать и употреблять готовые блюда.
Кроме того, культура приема пищи неотделима от режима питания. Он определяется временем и кратностью приема пищи, длительностью промежутков между ними и распределением калорийности по каждому приему. Для здорового человека оптимальным является трех- или четырехкратное питание, в зависимости от графика учебы или работы. Очень важным условием является продолжительность каждого приема пищи, который должен длиться 20-30 минут, не менее. Это не только позволяет есть аккуратно и красиво, но и тщательно пережевывать пищу и не переедать.
Культура приема пищи – это и сервировка стола, и культура поведения за ним, и умение пользоваться столовой посудой и приборами. Эти навыки необходимы не только в праздничные дни или во время посещения мест общественного питания, но и в будни. Они являются одной из характеристик культурного уровня человека.
В зависимости от того, какой характер имеет тот или иной прием пищи (семейный обед, завтрак на кухне, праздничный стол и т.п.), сервировка стола может быть различной. Но в любом случае для каждого человека на льняную или хлопчатобумажную салфетку ставится отдельная посуда и подаются приборы.
ГЛАВА 2. Формирование основ культуры питания посредством прочтения русских народных сказок
А случалось ли с вами такое: читая какую-либо книгу и наткнувшись на описание процесса готовки или поглощения героями особо вкусного блюда, вам остро захотелось повторить кулинарный эксперимент? Действительно, сколько раз вам приходилось зачитываться отрывком из книги, где рассказчик так аппетитно описывает трапезу, что ты буквально чувствуешь вкус и аромат каждого блюда? И даже начинаешь слегка завидовать книжным героям, которым повезло оказаться за таким столом. Да, кулинарные подробности читать порой очень увлекательно! Тогда начнем!
В ходе исследования были прочитаны сказки «Каша из топора», «Скатерть-самобранка, кошелек самотряс и двое из сумы», «Два Ивана», «Ванюши и царевна», «Лёгкий хлеб», «Сказка о царе Горохе», «Гуси-лебеди». В них мы встречаем такие русские блюда, как кисель, хмель, каравай, мёд, хлеб, но чаще всего в этих сказках упоминается каша. Действительно, отличный вариант для начала дня или начала сытного обеда. Классическим вариантом изображения этого сказочного блюда является всем известная сказка «Каша из топора»:
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.[3]
Почему именно каша так часто упоминается русским народом в сказках?
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – матушка наша».
Каша - это традиционное блюдо русского стола, самое распространенное русское блюдо. Само слово "каша" в древнем его значении означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш - "тереть"). Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу.
«Щи да каша — пища наша», — издавна говорили на Руси. И действительно, трудно переоценить роль каши в питании россиян. Каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Крупы – важный источник растительных белков и углеводов, последние представлены в основном крахмалом. В них содержатся довольно много минеральных веществ и витаминов группы В, поэтому продукты, получаемые из круп, широко применяются в питании детей. Есть еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и жирами.
Продолжим прочтение других сказок. Иначе выглядит «стол» в сказке «Скатерть-самобранка, кошелек-самотряс и двое из сумы»:
— Ничего мне покупного не надо, все у меня свое есть. Достал из-за пазухи скатерть, развернул и говорит:
Батюшки-светы, откуда чего взялось: наставились кушанья разные, меда душистые, вина сладкие, закуски, заедки всякие — стол ломится! Пей, ешь — душа мера!
Подобный сюжет прослеживается в сказке «Два Ивана». Вот как описываются кушанья в этой сказке:
Обрадовался Иван-бедняк, поклонился Ветру, домой побежал. Дома скатерть на стол положил и говорит:
-"Дай мне, скатерть - самобранка, поесть - попить".
Только сказано - на скатерти и пироги и калачи, и с мясом щи, и окорок свиной, и кисель овсяной.
Также упоминаются кисель, щи и каша:
- "Нет у меня ни муки, ни крупы, ни хлебушка. Возьми, коли хочешь, в погребе, на бочке блюдо киселя"…
- "Не будет тебе ни муки, ни крупы, а хочешь - возьми на полке в каморке вчерашние щи"…
Стал Иван-бедняк с детками жить-поживать, добра наживать. Теперь семеро ребят - все на лавочке сидят, кашу пшенную едят. Ложки крашенные, каша масляная.
При сравнении этих сказок мы видим, что в первой сказке накрыт более богатый стол, чем у простого народа. Разнообразие яств мы встречаем и в другой сказке «Ванюша и царевна»: «А на том столе уже дымится самовар. И каких только сластей-угощений не разложено: плюшки да бараночки, ватрушки да прянички, бублики с маком, блинчики с икрой, варенье из крыжовника, смородины, малины, рябины, клубники». [3] Как мы уже поняли, это был описан царский стол, простые же люди не могли себе позволить подобных угощений.
С древних времен русский человек привык употреблять преимущественно здоровую пищу. Именно этому учат нас русские сказки.
Часто в сказках употребляется хлеб. Примером этому может служить сказка "Лёгкий хлеб":
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
Хлеб - поистине, всему голова: это самая волшебная и самая желанная пища. Причиной каких только чудес он ни становится! Хлеб служит поводом к разборкам между бедным и богатым братьями, скупым мужем и женой, мужиком и чёртом… Хлеб – это настоящее сокровище. Одни бедняки кормятся краюшкой, которая не уменьшается, другие находят в хлебе золото.
А неурожай хлеба – для крестьян большая трагедия, которую, впрочем, способны понять не все. К примеру, когда одной сказочной царице доложили о голоде среди крестьян, она приказала: если нет у них хлеба, пусть едят пироги.
Не редко встречаются в русских сказках молочные реки и кисельные берега. Например, «Сказка о царе Горохе» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали куропатки, в то время жил- был царь по имени Горох».
В сказке «Гуси-лебеди» в поисках брата девочка обращается с вопросом к «молочной реке в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?» [4]
Истинно русский напиток кисель с давних пор пользовался большой любовью и уважением у проживающего на территории России населения. Многие задумывались, в чем собственно польза и вред киселя. Вязкая структура киселя самым благоприятным образом сказывается на состоянии желудка. Выпитый кисель обволакивает воспаленные стенки желудка, если вы страдаете язвой или наиболее встречающейся болезнью – гастритом. Приготовить вкусный кисель можно из свежих ягод, сиропа, молока, особенно полезен кисель, приготовленный на основе геркулесовой крупы. Именно такой кисель издавна на Руси считался самым вкусным и исключительно полезным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в сказках очень часто изображаются различные кушанья. Русский народ с древних времён предпочитает употреблять преимущественно здоровую пищу. И этот урок мы должны вынести из прочтения сказок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, но и о правилах здорового питания. Погоня за едой экзотической стала для современного человека еще одной забавой, способной отвлечь от ежедневных стрессов, вечно преследующих житейских проблем. Принимая эти кулинарные новшества, мы забываем о родной русской кухне, о том, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни.
Изучив вопрос о взаимосвязи литературы и кулинарии, можно сделать вывод, что рецепты, а также описание самих трапез и традиций в кулинарной культуре, сноски, поясняющие состав и значение блюда, содержащиеся в произведениях художественной литературы, выступают не только материальными свидетелями культуры быта народов, различных социальных групп, но и раскрывают многообразие эстетических представлений людей о красоте окружающего их мира и об их вкусах. Именно в русских народных сказках мы находим образцы не только вкусной пищи, но и полезной!! С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается еще в детстве и не расстается с ним никогда. В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни, наставляла к добру и справедливости, мужеству и героизму, любви и долгу. Ну а сегодня мы также выяснили, что, читая русские народные сказки, мы можем постичь секреты вкусной и здоровой пищи. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась «Литература способствует формированию основ здорового питания и, как следствие, – основ здорового образа жизни».
Я считаю, что мне удалось достичь поставленной цели и решить все задачи. А может и вам стоит прислушаться к советам сказок? Ведь не зря говорят: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – урок!»
Читайте сказки и будьте здоровыми и сильными, как сказочные богатыри.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. - Спб.: ТОО "Бланка", 1994
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
3. Русские народные сказки. Книга-игра. – изд. РООССА, 2012
4. Хрестоматия для младшей группы – изд. «Самовар», 2014
Интернет – источники
5. http://www.dissercat.com/content/skazka-filosofsko-kulturologicheskii-analiz#ixzz40MOYXEBy (дата обращения 15.02.2016)
6. http://useful-food.ru/kultura-priema-pishhi/ (дата обращения 15.02.2016)
Волшебные звуки ноктюрна
Нарисуем попугая цветными карандашами
Кто чем богат, тот тем и делится!
Как я избавился от обидчивости
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики