Томашова Валерия Выксунский район, г. Выкса, МБОУ СШ № 3, 8 «Б» класс «Образ матери в творчестве русских писателей и поэтов ХХ века» Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 3 Сухова Людмила Ивановна Цель: выявление значимости образа Матери в русской литературе XX века. Задачи: 1. проанализировать произведения русских писателей и поэтов; 2. уточнить особенности создания образа матери и его отражение в творчестве поэтов и писателей ХХ века; 3. доказать, что этот образ всегда будет присутствовать в искусстве слова. Методы исследования: 1. наблюдение, анкетирование, опрос, анализ, синтез, систематизация изучаемых явлений, восхождение от абстрактного к конкретному. Предмет исследования: особенности создания образа матери в творчестве поэтов, писателей и его интерпретация. Актуальность работы заключается в том, чтобы обратить внимание наших современниц на то, что, несмотря на никакие катаклизмы, первостепенной задачей матери является забота о ребёнке, так как именно с матери начинается человек. Основные результаты: мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.
IX ОБЛАСТНЫЕ «ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
ГЕРБ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
(методическая разработка урока литературы в 6 классе)
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 3 г.о.г. Выкса
Сухова Людмила Ивановна
2019
Герб литературного героя
(Методическая разработка урока литературы в 6 классе)
Цель: актуализация знаний обучающихся, полученных при изучении сказа Н.С.Лескова «Левша».
Задачи:
1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, воспитывать умение выслушивать мнения одноклассников, развивать навыки общения при работе в группах, в коллективном обсуждении;
2. Предметные: повторить литературоведческие термины; развивать умения и навыки самостоятельной работы с полученной информацией, выделяя в тексте самое главное; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; развивать этические чувства.
3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению; формировать любовь и уважение к окружающим нас людям посредством самовоспитания.
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | -Здравствуйте, ребята, предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и поздороваться друг с другом по очереди. - Сегодня мы продолжим разговор о герое литературного произведения. Кто же это такой? (Герой литературного произведения - это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж») | Дети выполняют просьбу учителя. Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию. | Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | 1. Ребята, предлагаю вам вспомнить текст сказа «Левша» и провести исследование, предметом которого будет главный герой этого произведения, Левша, а именно: его судьба, черты его характера. 2. Н.С. Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера. Поскольку литературный герой - это личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типичным героем), значит, и для него можно создать герб. 3. Вопросы классу: -что такое герб? (Герб – эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах) -что вы знаете о гербе? (Ответы групп) 4. Подумайте, а сейчас, в настоящее время есть ли народные умельцы, подобные Левше? | Учащиеся работают с текстом сказа Составляют синквейн Составляют кластер Просматривают слайды презентации Отвечают на предложенные вопросы | Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. |
3. Закрепление новых знаний ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | -А теперь я вам предлагаю, посовещавшись в группах, составить герб литературного героя. -Какой образ героя у вас возникнет при создании герба Левши? - Что можно изобразить на гербе Левши? -Какие символы вы бы использовали? Я вижу, что у вас уже есть идеи. Предлагаю воплотить их в жизнь. Не забудьте выбрать руководителя группы, который должен будет высказать общее коллективное мнение Первой группе необходимо создать словесный эскиз герба Левши, героя, созданного Н.С.Лесковым. А вторая группа пусть создаст герб современного Левши. (Работа в группах) | Учащиеся вспоминают правила работы над созданием герба% распределяют самостоятельно, если нужно, с помощью учителя, между собой обязанности в коллективной работе и создают герб героя. | Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания. Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли. Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы; умение выделять существенную информацию из представленных источников |
4.Самостоятельная работа и реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - Итак, а теперь я предлагаю поделиться получившейся работой со всеми. Наступила пора подвести итоги работы наших групп. (Приём «Галерея») | 1. Внимательно слушают выступления учащихся из других групп, высказывают, если необходимо, свои мнения об услышанном, задают вопросы. 2. Отвечают на вопросы учителя. 1.Учащиеся высказываются по данному вопросу, делают каждый для себя определённые выводы | Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; развитие умения публичного выступления |
5. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | 1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. 3. Создавая герб Левши, мы попытались отразить судьбу и характер литературного героя, созданного Лесковым. Л.Н. Толстой называл Н.С.Лескова писателем будущего, вкладывая в это определение мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского народа. Итак, ребята, наш урок мне хотелось бы закончить вот такими словами (читаются под музыку): чтобы осознать себя гражданином, человеку необходимо почувствовать сопричастность к судьбе своего народа. А эту сопричастность дает знание - знание истории, культуры, литературы и традиций своего Отечества, своей малой Родины Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания! | 1.Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. | Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Составим синквейн.
Синквейн требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк. Пример синквейна на тему «Каникулы».
Каникулы.
Светлые, весёлые.
Гуляем, расслабляемся, спим.
Отдыхать – не работать!
Счастье
Синквейн о Левше. Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. О ком пойдет речь?
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие. А какой Левша?
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Что сделал Левша?
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Короткой фразой выразите свое отношение к персонажу
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Назовите слово-ассоциацию, связанное с Левшой
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисунок 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Герб князей Волконских.
1890-е годы
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Герб рода Лесковых
Рисунок 6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 городского округа г. Выкса Нижегородской области
VII ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2018»
Образ матери в творчестве русских поэтов и писателей
ХХ века
Гуманитарное отделение
Секция филологическая
Работу выполнила:
ученица 8б класса МБОУ СШ № 3
Томашова Валерия Дмитриевна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 3
Сухова Людмила Ивановна
2018
АННОТАЦИЯ
Томашова Валерия
Выксунский район, г. Выкса, МБОУ СШ № 3, 8 «Б» класс
«Образ матери в творчестве русских писателей и поэтов ХХ века»
Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 3 Сухова Людмила Ивановна
Цель: выявление значимости образа Матери в русской литературе XX века.
Задачи:
Методы исследования:
Предмет исследования: особенности создания образа матери в творчестве поэтов, писателей и его интерпретация.
Актуальность работы заключается в том, чтобы обратить внимание наших современниц на то, что, несмотря на никакие катаклизмы, первостепенной задачей матери является забота о ребёнке, так как именно с матери начинается человек.
Основные результаты: мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 - 6
Глава 1. Образ матери в творчестве русских писателей и поэтов ХХ века . . . .7 - 14
1.1. Духовное воздействие матери на творчество Марины Цветаевой . . . . . . . .8 - 10
1.2. Мать - «милая, родная старушка» в творчестве Сергея Есенина . . . . . . . . 10 - 11
1.3. Материнская тема в творчестве Максима Горького . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 - 14
Глава 2. Результаты и их обсуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 -18
2.1. Анкетирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 - 16
2.2. Интернет-опрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 16 - 18
Выводы. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .19
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 -21
ВВЕДЕНИЕ
«Мама... Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм: не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас матери. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему с возрастом даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью,» - пишет в книге «Учебник жизни» священник Артемий Владимиров. Есть такая миссия на Земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, вводить маленького человека в мир и помогать делать ему первые шаги. Именно это вдохновляет писателей, поэтов на создание образа матери словом и звуками. При всем величии и многообразии русской литературы, ее гражданском и общественном звучании и значении - одна из святых страниц в ней, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, – это произведения о матери.
Ещё до появления письменности русский народ создал фольклор. Во всех жанрах устного народного творчества раскрывается тема материнства: сказки, колыбельные и обрядовые песни, пословицы и поговорки. Современным людям остаётся лишь восхищаться мудростью и остроумием наших предков: Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Образ матери уже в устной народной поэзии приобрел пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Только мудрая женщина-мать знает: сохранить семейный очаг, вырастить детей в атмосфере любви и согласии можно, если в доме царят любовь, доброта и есть общее полезное дело. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. В творчестве русских поэтов и писателей несложно найти произведения, воспевающие мать.
Сюда можно отнести автобиографические произведения А.М. Горького, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, И.С. Тургенева.
В связи с вышеизложенным мы решили посвятить исследовательскую работу теме матери, ее образу в литературе ХХ века, а именно: выявление значения образа Матери в русской литературе XX века. Нам было интересно понять, почему писатели, поэты, а также художники и музыканты нередко посвящают свои произведения матерям и делают их героинями рассказов, повестей,
поэм, картин. Мы считаем, что данная тема актуальна, так как наше время добавило определенные сложности и в без того непростые отношения "отцов и детей”. Мы знаем не только любящих сыновей и дочерей, но равнодушных и жестоких, которые часто обижаются на своих мам, отталкивают их со своей любовью. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает нас более чуткими, восприимчивыми. Эта любовь чиста и невинна, как капля росы поутру и ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством на Земле. Именно в материнской любви заключается живительная сила, способная совершать чудеса. Не в этом ли ее сила?
Для достижения поставленной цели мы должны были решить ряд задач, среди которых:
- проанализировать произведения русских писателей и поэтов;
- рассказать, какое место занимают женские образы в художественной литературе;
- уточнить особенности создания образа матери и его отражение в творчестве поэтов и писателей ХХ века;
- выявить личное отношение к маме;
- провести микроисследование «Взаимоотношения моих сверстников с мамой»;
- доказать, что этот образ всегда будет присутствовать в искусстве слова.
Для подтверждения собранных нами данных, мы выдвинули гипотезу, взяв за основу слова писателя Максима Горького: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя»:
действительно ли образ Матери в литературе XX века – это не только воплощение любви, счастья, но и вдохновения?
Наше исследование состоит из следующих частей:
введения, в котором попытались обосновать актуальность исследования, цели и задачи;
основной части, состоящей из 3 блоков, где на основе литературных произведений русских писателей и поэтов 20 века показан нравственный смысл и элементы именно «материнской точки зрения», противоположной проповеди аморальности, насилия, доносящей мысль о величайшей ценности человеческой жизни, о любви и сострадании;
заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы исследования;
списка использованной литературы.
Этапы работы:
ГЛАВА 1. ОБРАЗ МАТЕРИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ XX ВЕКА
XX век – это иная эпоха, в которой звучат мотивы, отличающиеся от мотивов XIX века. Образ Матери стал выглядеть еще более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войне. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Все она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия Родина» и «Мать» давно слились воедино:
<…>Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!..
Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом – жизнь.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа,
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего. Ему конца нет.
8
Встаньте!..
Я произношу его: «Мама!»
(Р. Гамзатов) [1]
Образ матери внес в XX век черты драматизма и трагизма и почти всегда звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на свете, то можно ли говорить о справедливости мира? Даже в самые спокойные времена над ней висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская Мать из дальних веков несет на себе печаль вечной страдалицы. Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своем счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего; может быть поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего лицо сострадательное, способное понять и утешить обойденного и непризренного,
поддержать слабого, вселить веру в разочаровавшегося. Поэтому все печальники и тянутся к ней с любой болью и жалобой, веря, что здесь поймут и разделят их горе. «Материнская точка зрения» всегда присутствовала в русском слове. Она открывала дорогу к свету из мрака отчаяния. Она живет в открываемой ныне вновь «Матери» А.М.Горького (в точке зрения Ниловны), и в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, в его Ильиничне и Наталье, в бессмертных посланиях, «письмах к матери» С.А. Есенина, в «Белой гвардии» М.А. Булгакова, в образе матери «светлой королевы», в «Последнем поклоне» В.П.Астафьева в образе бабушки. Перед кем еще мог так горько рыдать шукшинский Егор Прокудин, воистину «пластаясь на берегу», оплакивая свою изуродованную жизнь, как сказал В. Белов, свидетель съемок «Калины красной» на Вологодчине? Как лучик света мелькает в деревенской избе его мать, не узнающая сына, но помнящая его всегда.
Быть матерью – важная и ответственная миссия. Нам хочется обратиться к творчеству Марины Ивановны Цветаевой, у которой образ матери занимает особое место.
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С этой поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо
(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим! («Маме»)
В автобиографических очерках и письмах, стихотворениях Цветаевой можно найти много упоминаний о ее матери, Марии Александровне. Автору важно было подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери. «Мать – сама лирическая стихия», - писала Марина Ивановна. Искусство было средоточием внутренней жизни матери, страстью ее души. «Мать… - страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам – от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному:
К детским снам клонясь неутомимо
(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
Мать научила детей чувствовать боль – свою и чужую, сумела отвратить их ото лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех…» Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!». Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В.Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика». Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил, и главное богатство юной души. Духовное наследие,
завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери. Боль ее ранней потери, тоска сиротства сопровождали ее всю жизнь:
До убедительности, до
Убийственности – просто:
Две птицы вили мне гнездо:
Истина – и Сиротство.
Вывод: изучив творчество Цветаевой, мы поняли что, действительно, во многом благодаря матери в душе поэта жила память о детстве, как о «лазурном острове». Когда мы читаем рассказы, повести, романы, то следим за судьбой героев, ощущая присутствие автора: в тоне повествования, в «подборе» действующих лиц, в их оценке, в построении сюжета или когда писатель непосредственно говорит о себе и «от себя». Но мы обратили внимание и на нечто необыкновенное в стихах Цветаевой: в лирической поэзии на первом плане не события, а впечатления, чувства, переживания, раздумья поэта, высказанные какими - либо жизненными обстоятельствами. Исследуя тексты Марины Цветаевой, нас поразило то, что поэзия действует, прежде всего, и больше всего на эмоции читателя, настраивая его душу на одну волну с душой поэта. Содержание стихотворения выстрадано поэтом. Она как бы прикасается
к самым сокровенным струнам нашего сердца, заражает нас своим чувством. И мы переживаем вместе с поэтом, смотрим на мир его глазами. В стихотворения Марины Цветаевой речь в произведениях уплотнена, изобразительные средства сгущены, каждое слово имеет повышенное значение.
1.2. МАТЬ - «МИЛАЯ, РОДНАЯ СТАРУШКА» В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны пронзительной сердечности и воспринимаются не как стихи, а как изливающаяся нежность:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой и обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» Есенин проявляет тревогу и любовь к своей матери. Знак вопроса усиливает эмоциональность высказывания. Во второй строфе, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он жив. И заканчивается строфа теплым пожеланием: «Пусть струится…тот несказанный свет». Используемая поэтом лексика воссоздает картину ветхой избушки, в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины – матери. Поэт осознает, что мать знает о его погубленной жизни, о кабацких драках, о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучат ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она олицетворяет жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. С искренней нежностью Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный покой. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням:
Ничего, родная! Успокойся
Это только тягостная бредь.
Вывод: Лирика Есенина звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло к любящему человеку – матери. «Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери, - это драгоценные выражения русской лирики. Они стоят рядом с пушкинским посланием «Няне», - писал Марк Щеглов [11].
Как известно, в мировой литературе существует несколько устойчивых тем, которые повторяются из века в век в творчестве самых разных писателей и поэтов. Среди них - тема Родины, любви, природы, женщины в целом и женщины-матери в частности.
Для большинства из нас Сергей Есенин, в первую очередь, является певцом красоты русских просторов и старой деревни. Однако внимательный читатель заметит, что тема Родины в творчестве поэта тесно перекликается с темой матери (Родина-мать). Исследователи есенинских произведений отмечают, что на ранних этапах своего развития Есенин редко говорит о матери. Её образ если и встречается, то, зачастую, приобретает сказочное звучание и используется автором в стихах, написанных в мифическом ключе. На ранних этапах поэт
больше упоминает о дедушке с бабушкой, чей дом навсегда останется в памяти лирического героя как источник тепла и мира.
Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. Исследователи отмечают, что в стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны. Некоторые читатели убеждены, что поэт интуитивно предчувствовал скорую гибель и бессознательно искал защиты у той единственной женщины, которая всегда будет к нему отзывчива, милосердна и примет под своё крыло, спрятав от невзгод.
1.3. МАТЕРИНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО
Материнская линия, материнская точка зрения, сердечная боль матери – все это мы увидели, прочитав роман Максима Горького «Мать». Это одно из великих открытий писателя. Горький показал совершенно иную тему, не имеющую прямого отношения к работе Павла Власова и его друзей по подполью, - тема духовного, нравственного восхождения Ниловны, ее крестного пути, вбирающего «апокрифы о хождении Богородицы по мукам, мотивы народно – социальных утопий». Эта линия правдоискательства, материнская точка зрения, и сейчас не устарела. Без этого открытия не было бы многих достижений М. Шолохова в «Тихом Доне», М. Булгакова в «Белой гвардии». Не случайно Горький назвал свой роман «Мать». Мы считаем, что писатель хотел показать, что именно Пелагея Ниловна является ключевой фигурой произведения. Ее портрет напоминает русских женщин из народа, милых и добрых, но с печалью страха и молчания. Для самого писателя образ матери священен; он всегда преклонялся перед женщиной – матерью, перед великим чудом материнства ведь она дает жизнь, благословляет своих детей на добрые дела. Мы прочитали гениальный рассказ «Рождение человека» и маленькие, написанные прозой поэмы о матерях в цикле «Сказки об Италии». Но это прославление великого и вечного призвания женщины не было абстрактной апологией. Горький – всегда поэт, и социолог, всегда художник, мыслящий исторически, всегда психолог – аналитик. Для чего же Горький ввел в свой роман «Мать» образ матери? Мы считаем, что для того, чтобы показать ее сознательный приход в революцию; показать приход человека страдающего, обезличенного, душевным оплотом которого был только Бог. Горький доказывает эволюцией героини, что в сознании русского человека можно соединить
революцию и Бога. Русская женщина, щедрая на любовь, не понимала и не подозревала, какой выбор она сделала, подменив правду Бога правдой сына. Горький сопоставил конкретные социальные идеи с вечными идеалами материнства. Писатель показал в образе Ниловны Матерь, которая чувствует возможность изменить и улучшить мир, встав рядом с сыном и его товарищами. Но мы увидели своего рода и психологическую хронику, в которой столько душевных нюансов: тихая и покорная печаль женщины, забитой опустившимся, одичавшим мужем; такая же покорная и мучительная грусть, вызванная тем, что юноша – сын как будто бы двинулся по отцовскому – дикому и бесчеловечному – пути; первые в жизни радости, испытанные ею, когда сын сумел преодолеть эту «традицию»; первые тревоги материнского сердца при виде того, как сын «сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни». Автор не торопится. Он знает, что мгновенных обновлений души не бывает. И мы видим, как проходит день за днем в жизни матери, видим и ее тревоги, и ее сомнения, и возникавшее в отдельные минуты отчуждение от сына и его друзей, видим, как постепенно формируются в ее духовном мире новые настроения и понятия, как она, недавняя рабыня своего мужа, рабыня «хозяев жизни», обретает человеческое достоинство, находит, наконец, свое человеческое «я». Мы считаем, что блестяще разработанная диалектика материнской души свидетельствует о том, что Горький многое творчески воспринял от Льва Толстого с его непревзойденным умением раскрывать процесс нравственного становления, процесс нравственного обновления личности – такой личности, которая охвачена страстным стремлением преодолеть в себе все недостойное человека и приблизиться к возвышенному нравственному идеалу. В романе Горького извечное приобретает новый смысл и новую остроту, ибо оно показано в сложнейшем, драматическом социальном контексте, а идейные искания и прозрения женщины конца XIX – начала XX веков становятся трепетно – живыми, потому что они пронизаны извечным светом материнского чувства.
Вывод: Новаторство Горького проявилось и в изображении тех благородных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения: дружба сына и матери, их совместное участие в историческом деле. Павел оказал сильное духовное воздействие на Ниловну и общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Но влияние Ниловны на сына более значительно: общение с матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой, мудрой. Благодаря общению с матерью он достиг той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер.
Что может быть на свете священнее имени матери? Все самые дорогие святыни озарены ее именем, потому что с ним связано и само понятие жизни. В тяжкие годы войны в сознании народа понятия «Родина» и «мать» сливаются воедино. Матери благословляют своих сыновей на битвы ради спасения своей Родины. А можно ли остаться верным сыном, став предателем Родины? Можно ли изменить Родине, не изменив матери? Попытаемся найти ответ на эти вопросы в рассказе М.Горького «Мать изменника».
Героиня рассказа, Марианна, стала чужой в своем родном городе, потому что ее сын - предатель, предводитель врагов, осадивших город. Описывая тревожную жизнь осажденного города, автор говорит, что в домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ. Она переживала за предательство сына, выходила из города только ночью. В городе ее принимали за саму смерть, не хотели с ней общаться, но главное, что заставило ее уйти из города — это то, что она была «гражданка и мать» и она не хотела больше слышать проклятья в адрес сына. Она думала о сыне и о Родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец, еще недавно она смотрела на него с гордостью как на драгоценный свой подарок Родине как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города - гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.
Марианна пыталась пробудить в своем сыне чувство любви к Родине, своему городу: она пыталась убедить его, говорила, что это его родной город, где каждый камень знает и помнит его еще ребенком. Но не смогла заставить сына снять осаду и прекратить сеять смерть, ведь сын ни о чем не думал, кроме славы. Сердце матери болело и разрывалось между любовью к Родине и сыну, потому что сын убивал, а «мать всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна». То же сделала мать для того чтобы спасти свой родной город? «Человек — я сделала для Родины все, что могла. Мать — я остаюсь со своим сыном».
Вывод: горе матери, потерявшей сына, безмерно, страшное наказание, но страшнее этого наказания — это предательство сына - таков лейтмотив романтического рассказа М. Горького.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ
диаграмма 1
диаграмма 2
диаграмма 3
диаграмма 4
2.2. Результаты Интернет – опросника
диаграмма 1
диаграмма 2
диаграмма 3
диаграмма 4
диаграмма 5
В результате анкетирования мы выяснили, что у большинства моих одноклассников добрые, доверительные отношения с мамой (74% опрошенных). Ребята осознают, что ссоры с родителями возникают чаще всего по их вине. Но среди опрошенных есть и такие ребята, которые готовы переложить ответственность за конфликты на родителей, в частности, на маму. В беседе с этими одноклассниками я постаралась объяснить им, что в дальнейшем такие отношения могут перерасти в более серьезную проблему «отцов» и «детей»
ВЫВОДЫ
На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.
«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»
(В. Сухомлинский)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нужно оберегать самое дорогое и ценное в нашей жизни – руки наших матерей, дать им возможность чаще отдыхать и не забывать о том, что для того, чтобы нам жилось тепло и счастливо, материнские руки берут на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни! В наше суетное время мы перестали говорить добрые, ласковые слова самому родному и близкому человеку – Матери. Просто призываем всех: берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем и теплотой! Мы считаем, что все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. Мы подтверждаем выдвинутую гипотезу, так как действительно образ Матери в русской литературе XX века – это не только воплощение любви, счастья, но и вдохновения. Поэты и писатели следующего поколения обязательно примут эту тему для исследования, так как Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций. Мы считаем, что исчезновение «материнской точки зрения» сделают литературу нищей, не будет нравственного смысла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гамзатов Р. Мой Дагестан. // Издательство: Дагучпедгиз, 1985
2. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.
3. Горький М. Роман «Мать» // М., Издательство Т8, 2017г.
4. Горький М. Сказки об Италии и не только ...» - М.: Русская классика. Электронная книга.
5. Есенин С.А. Избранные стихотворения. - М.: Издательство Эксмо, 2005.
6. Кудряшова А.А. Своеобразие создания образа матери в автобиографической повести «Детство» М. Горького // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.
7. Мать: Стихотворения русских и советских поэтов о матери / Предисл. и сост. В. Коротаева. – М.: Мол. Гвардия, 1979.
8. Пушкин А.С. «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.
9. "Русская литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы", М.: "Дрофа", 1998, стр. 1159-1201.
10. Фонвизин Д.И. «Недоросль».// М., Правда, 1981.
11. Щеглов Марк. «Сергей Есенин в наши дни». - // Литературное обозрение. - М.: Изд-во «Правда», 1995, стр.68
12. Цветаева М.И. Избранные стихотворения. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
13. Цветаева М.И.Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт. – сост. Т.Ю.Максимова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
Приложение
Сергей Есенин Татьяна Федоровна Титова (Есенина)
Сергей Есенин с мамой Татьяной Федоровной
Мария Александровна Мейн (Цветаева) Марина Цветаева
Максим Горький Варвара Васильевна Каширина
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Лавовая лампа
О чем поет Шотландская волынка?
Рисуют дети водопад
Дымковский петушок