В работе рассмотрен язык героев повестей М. Горького „Детство“, „В людях“, выявлено, какова роль языка в формировании и становлении героя, как эта роль провляется в речи героев.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.11 МБ |
Слайд 1
Язык в формировании и становлении личности Алёши Пешкова (по повестям А.М.Горького «Детство», «В людях») Работа выполнена учеником 8 класса Жуковым Дмитрием Руководитель Валузина Н.В.Слайд 2
Содержание. 1) Цель и задачи проекта. 2) О языке. 3) Вступление. 4) Влияние речи бабушки на формирование Алёши. 5) Язык как средство формирования культуры . 6) Язык деда как средство познания мира 7) Язык как средство характеристики героя.(Хорошее Дело). 8)Язык как средство характеристики героя.(Извозчик Пётр). 9)Язык как средство характеристики героя.(Повар Смурый). 10)Язык как средство характеристики героя. (Наталья Козловская). 11) Заключение. 12) Источники.
Слайд 3
Цели и задачи. Цель проекта: рассмотреть язык героев повестей М. Горького „Детство“, „В людях“. Задачи: 1) Выявить, какую роль играет язык в формировании и становление героя. 2) Как эта роль провляется речи героев.
Слайд 4
О языке. . Язык – это то, без чего никто из нас не смог бы обойтись ни дня, трудно переоценить его значение. Ведь с помощью языка мы общаемся между собой, выражаем свои мысли и желания. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, созданную человеком, хранит ее для человека и передает ее от человека к человеку, от родителей к детям. Язык – орудие познания, с помощью которого человек познает окружающий мир и культуру. Язык формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию. Язык диктует свои законы, как строгий учитель, навязывая заложенные в нем идеи, представления, модели культурного восприятия и поведения.
Слайд 5
Вступление. Алексей Пешков попал в дом Кашириных очень маленьким мальчиком, и поэтому большое влияние на него оказали окружающие люди, в первую очередь, бабушка, дед и другие обитатели этого дома. С детства он слышит их и учится понимать их слова. Повзрослев и став работать, Алексей сталкивался с разными людьми, но его тянуло к сильным, непохожим на других личностям, и именно их язык оказывал влияние на формирование героя.
Слайд 6
Влияние речи бабушки на формирование Алёши Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Ты гляди, как хорошо-то! — ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены. — Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто! Сказ Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно.
Слайд 7
Язык как средство формирования культуры. Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно. Именно Бабушка познакомила Алёшу с произведениями устного народного творчества.
Слайд 8
Язык деда как средство познания мира.. Привалившись ко мне сухим, складным телом, дед стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко. Дед рассказывал Алеше о своей жизни, о том, как в молодости он был бурлаком: „Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, согнувшись в три погибели, — косточки скрипят, — идешь да идешь, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится...“, но сумел выбиться в люди и даже стать начальником“.
Слайд 9
Говорил он и — быстро, как облако, рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной, — он один ведет против реки огромную серую баржу... Иногда он соскакивал с постели и, размахивая руками, показывал мне, как ходят бурлаки в лямках, как откачивают воду; пел баском какие-то песни, потом снова молодо прыгал на кровать и, весь удивительный, еще более густо, крепко говорил. Рассказывал он вплоть до вечера, и, когда ушел, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен. С помощью рассказа деда Алёша познавал новый, не известный ему мир.
Слайд 10
Язык как средство характеристики героя. (Хорошее Дело). Хорошее Дело – нахлебник, проживающий в доме деда Кашириных. Он был ученым-химиком и всё время проводил опыты. Его прозвали так потому, что он постоянно произносил эту фразу.Когда бабушка рассказывала былины, Хорошее Дело восхищался её знанием фольклора и говорил: „ Знаете, это удивительно, это надо записать, непременно! Это — страшно верное, наше..“ Эти слова говорят о том, что учёный понимал красоту фольклора, но не мог выразить это словами .
Слайд 11
Язык как средство характеристики героя. (Извозчик Петр). После Хорошего Дела Алексей подружился с извозчиком Петром. Сначала он мальчику понравился. «...Речь его была кудрява, изобилуя прибаутками: Как мужика ни положь - всё не хорош! Молись как хошь, а цена тебе - грош! И дьяк и повытчик, коли дурак - так не обидчик... Говорил он жужжащим голосом и будто ласково, но мне всегда казалось, что он насмешничает надо всеми“.
Слайд 12
Язык как средство характеристики героя (повар Смурый). Когда Алеша работал на пароходе,большое влияние на героя произвёл повар Смурый. Именно он приучил А. Пешкова к чтению.„Говорил он, точно лаял“. Вот тебе — разум, иди и живи! А разума скупо дано и не ровно. Коли бы все были одинаково разумны, а то — нет..“ Спотыкаясь на словах, он рассказывал истории из своей солдатской жизни. Несмотря нанеказистую речь героя, мальчик полюбил этого человека.
Слайд 13
Лучше всех рассказывала Наталья Козловская, женщина лет за тридцать, свежая, крепкая, с насмешливыми глазами, с каким-то особенно гибким и острым языком.Она отдала дочь учиться в гимназию и говорила: „ Чем больше науки, тем длинней руки, больше возьмут; а кем больше взято, у того дело и свято. Бог посылает нас сюда глупыми детьми, а назад требует умными стариками, значит — надо учиться! Когда она говорила, все молчали, внимательно слушая складную, уверенную речь.Речь Натальи говорит о том, что она умный, развитый и целеустремленный человек. Язык как средство характеристики героя. (Наталья Козловская).
Слайд 14
1)Большое влияния на Алешу Пешкова оказывала речь бабушки Акулины Ивановны. Она умела видеть красоту окружающего мира и передавать это словами. Ее сказки и истории любили не только близкие, но ими восхищались и другие люди. Её язык служил средством формирования культуры. 2) Дед рассказывал внуку о своей жизни „словами крепкими и тяжёлыми“ о том, как в молодости он был бурлаком. Его язык служил средством познания мира. 3)Алешу заинтересовал жилец деда Хорошее Дело. Он любил слушать былины бабушки и восхищался ими. 4) Речь извозчика Петра была кудрява, в ней было много пословиц, поговороток, и Алёша любил его слушать.. Заключение
Слайд 15
5) Повар Смурый не говорил, а как будто лаял, но именно он приучил Алешу к чтению. 6) Складная речь Натальи Козловской оказывала большое влияние на окружающих. Язык Хорошего Дела, извозчика Петра, повара Смурого и Натальи Козловской являлся средством характеристики героев.
Слайд 16
Источники. 1) https://ilibrary.ru/text/1539/p.1/index.html 2) https://ilibrary.ru/text/1854/p.1/index.html 3. https://infopedia.su/6x7c20.html
Развешиваем детские рисунки дома
Лепесток и цветок
Ветер и Солнце
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Свинья под дубом