Нижегородская область - это край, перспективный для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимает лечебно-рекреационный, культурно-познавательный и религиозные виды туризма.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 182 КБ |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 16
с углубленным изучением отдельных предметов»
VI Открытый конкурс детского творчества
Святая Арзамасская земля
Номинация:
Литературный конкурс
Тема: Мой край
Разработал:
учащийся 8 Б класса
Охапкин Ярослав,
15.11.2001 г.р.
Руководитель:
Куралева О.Г.,
т: 89648317235
г. Арзамас
2016 год
Нижегородская область - это край, перспективный для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимает лечебно-рекреационный, культурно-познавательный и религиозные виды туризма.
Нижегородская область имеет важное стратегическое положение и обладает по сравнению с другими областями рядом преимуществ. Огромное историко-культурное наследие Нижегородской области, представленное более чем 3 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, 396 из которых являются памятниками федерального значения.
Издревле сиявший золотыми куполами храмов город Арзамас на протяжении истории бережно сохранял традиции православного благочестия, гражданственности и патриотизма. Сегодня на Арзамасской земле возрождается святое православие, поднимаются из руин храмы и монастыри, вновь сияют золотые купола. Церковная жизнь в городе Арзамасе и Арзамасском районе не стоит на месте: возникают новые приходские общины, формируется система духовного образования и просвещения, развивается церковное социальное служение.
В настоящее время Арзамасское благочиние Нижегородской епархии – самое большое по количеству храмов и духовенства.
Актуальность темы заключается в том, что без знаний о святых местах родного города, нельзя чувствовать себя носителем православной культуры.
По итогам проведенного анкетирования меня заинтересовала тема: православные святые места города Арзамаса и Арзамасского района, и я решил провести исследование этих святых мест.
Взяв с собой фотоаппарат, я отправился на прогулку по городу, чтобы сделать фотографии православных святых мест.
Арзамас находится в 112 км от Нижнего Новгорода и в 140 км от Москвы, на правом берегу реки Теша, притоке Оки. Название города имеет эрзянское происхождение (эрзянский язык – один из мордовских языков финно-угорской семьи) и означает «милый» или «родная земля».
Арзамас был заложен как город-крепость в 1552 году по приказу Ивана Грозного. Однако официально город был основан только в 1578 году. Ему было «велено быть на государевой службе», и он сыграл важную роль в обороне юго-восточных границ России. В 1669-1671 годах он оказался одним из центров крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В XVIII веке Арзамас становится провинциальным городом, по численности населения лишь немногим уступая Нижнему Новгороду. Благодаря своему выгодному географическому положению, на пересечении десятка путей, Арзамас стал быстро развиваться. С середины XVIII века начинается «золотой век» Арзамаса, значительно увеличилось число его жителей, развивается торговля и промышленность. Арзамасские купцы быстро богатели [1, с 177].
Существующая ныне градостроительная структура Арзамаса сложилась в конце XVIII – первой половине XIX веков. В большом количестве возводятся церкви – к началу XIX века их насчитывалось 36, это церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Владимирской Богородицы и др. Построенные в стиле старорусской архитектуры, барокко, классицизма, храмы Арзамаса покоряли красотой и изяществом, причем многие из них по размерам и богатству отделки не уступали московским.
Свою экскурсию начнем с города Арзамаса, где сейчас насчитывается 22 церкви и 2 монастыря – Спасо-Преображенский мужской и Свято-Николаевский женский.
Многие из храмов были разрушены в 30-е годы. В настоящее время идет активное возрождение ряда церквей по целевой программе «Арзамасские купола».
Соборная площадь — главная площадь Арзамаса. Площадь является общественно-культурным центром города
Воскресенский собор
Николаевкий женский монастырь
Церковь Живоносного источника
Церковь Иконы Божией Матери Казанская (крестильная)
Магистрат
СЛАЙД № 5
Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе занимает доминирующее положение на Соборной площади. Величественный храм — главное украшение города — стоит на высоком холме, завершая ансамбль его главной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.
Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, как памятник героизму русских воинов.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма, ученика знаменитого архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа [4, с 258].
Основанием Собора является греческий четырехконечный крест. Ширина и длина здания равна почти 64 метрам, высота до центрального купола - 47 метров. Пять глав с прорезными окнами венчают это величественное здание. 48 колонн, по 12 с каждой стороны украшают храм. Четыре фронтона украшены живописью.
Святыни Собора:
В соборе огромное количество старинных икон:
– чудотворный Животворящий Крест Господень
– чудотворный резной образ Николы Можайского (одна из самых старых в Арзамасе - XVI век).
– Казанская икона Божией Матери,
–мироточащая икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»),
– икона Божией Матери «В родах Помощница»,
– икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами мощей, несколько образов Серафима Саровского.
Почти все из них, как ни странно, сохранились благодаря тому, что находились в соборе в ту пору, когда здесь размещался Музей атеизма.
Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (одна из самых старых в Арзамасе - XVI век).
Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших и происходящих по молитвам перед Крестом Животворящим: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. В частности усердные молитвы арзамасцев перед Животворящим Крестом остановили страшный пожар, начавшийся 26 апреля 1883 года в нижней части города. При сильном ветре огонь уничтожил значительную часть города, две церкви и уже подходил к Ильинскому храму. Тогда из церкви был вынесен Животворящий Крест и обнесен вокруг церковной ограды. После этого, ветер утих и пожар перестал распространяться.
СЛАЙД № 6
Рядом с Воскресенским собором сохранился единственный (из 5) действующий монастырь.
СЛАЙД № 7
Время основания Свято-Николаевского женского монастыря точно не установлено. Предположительно обитель возникла около 1580 года.
Известно, что в 1588 году в дар новому монастырю была принесена резная скульптура Николы Можайского. В дальнейшем, обители покровительствовал царь Василий Иванович Шуйский, который в свое недолгое правление успел подарить монастырю мельницу. Большую помощь монастырю оказывал также царь Михаил Федорович.
Первые строения обители просуществовали до большого пожара первой трети XVII века, когда, кроме монастыря, сгорела и арзамасская крепость.
Теплый Богоявленский храм вскоре был восстановлен на благотворительные средства и был единственным в обители около 30 лет. Лишь в 1683 году была отстроена и освящена первая каменная Никольская церковь [8, с 71].
Новый большой пожар случился в 1726 году. Однако трудами сестер и жителей города обитель вновь поднялась. На месте деревянной теплой церкви в 1738 году был выстроен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления. На первом этаже храма размещалась больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С 1764 года являлся общежительным женским монастырем III класса. До закрытия монастыря в ХХ столетии на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа.
В монастыре проживало более 200 насельниц. В 1918 году Арзамас стал ставкой Восточного фронта Красной армии. Здания Свято-Николаевского монастыря частично были приспособлены для размещения прибывающих частей. 15 сентября 1920 года насельницы обители объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству. Сестры артели вплоть до лета 1923 года выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной Армии, вязали сети для Главрыбы, мыли полы в помещениях органов власти, а также трудились на полях района.
Несмотря на лояльное отношение к большевикам, в 1928 году артель была разогнана, а монастырь закрыт. Церковные здания монастыря частично разрушили, частично стали использовать под жилье и различные светские учреждения.
В 1994 году монастырь был передан Нижегородской епархии, началось восстановление обители и возрождение монашеского делания.
В Свято-Николаевском женском монастыре находится одна из самых почитаемых чудотворных икон Арзамаса - Избавление от бед страждущих.
СЛАЙД № 8
В 1997 году в Свято-Николаевский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы [8, с 86].
Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела, эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице, сказав, что она вскоре будет обновляться.
Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах.
Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божьей и ручку Младенца.
В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения.
И только летом 2001 года очистилась надпись. Когда число паломников, приходящих к этой иконе стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался - образ пресвятой Богородицы источает само дерево. Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист.
Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит множество писем с просьбами помолиться перед этой иконой.
Еще одна чудотворная икона - Достойно есть, находящаяся в Свято-Николаевском женском монастыре, или как в народе ее прозвали – Изрубленная
СЛАЙД № 9
Икона Божией Матери «Достойно есть» Арзамасского Свято-Николаевского женского монастыря - своеобразное свидетельство эпохи богоборчества.
Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь [9, с 244].
Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаз Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли её на крестный ход.
Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами.
В народе икону прозвали «Изрубленной». Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые, только на лбу. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог и Его Пречистая Матерь поруганы не бывают.
Монахини говорят, что перед этой иконой нужно молиться за своих не родившихся детей.
На Соборной площади выделяется красное здание Магистрата, или ратуши, построенное в стиле барокко в середине XVIII века.
СЛАЙД № 10
Сейчас в его стенах музей Русского Православного Патриаршества.
СЛАЙД № 11
Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года.
Первый храм обители — Спасо-Преображенский собор — холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой Кремль-острог, обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов.
Именно после появления монастыря началось распространение христианства в Арзамасском крае. Монастырь имел значительные земельные угодья. Он был полностью выполнен из дерева, в том числе колокольня, на которой находились «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы — довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами.
С течением времени, Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, строились новые храмы и хозяйственные здания. Обветшавшие деревянные постройки разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.
Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе. Вторая церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С самого начала она строилась как теплая. Для отопления в подклете и самой церкви были устроены печи. За три века своего существования церковь многократно перестраивалась, сейчас она представляет собой одноэтажное ветхое здание [10, с 182].
Третья церковь над Святыми вратами во имя святого великомученика Георгия построена в 1684-1685 годах. На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось духовное училище, а в левом — братские кельи. Сейчас это одноэтажные развалины, хотя уже восстановлена Спасская часовня, примыкающая к зданию бывшего духовного училища.
Начиная с 1918-1920 постройки заняты под казармы, квартиры и склады, частично сломаны, позже на территории помещалась швейная фабрика, затем - архивный городок. В 2005 юридически восстановлен, но не на старой территории, а при Благовещенской церкви города.
Достаточно большое количество красивых храмов можно увидеть в городе Арзамасе, но мне хочется рассказать о строительстве нового деревянного храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Строительство храма стало большим событием для Арзамаса, так как церкви в городе не строились с середины XIX века. Новая церковь на улице Чехова была заложена 11 мая 2014 года. Чин на основании храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
СЛАЙД № 12
Я уже ранее говорил, что церковная жизнь в городе Арзамасе не стоит на месте. Восстановление храмов в городе я наблюдаю постоянно, а вот что происходит в Арзамасском районе, мне сложно сказать.
Для этого мне необходимо было отправиться по селам. За помощью обратился к родителям, и мы вместе отправились на экскурсию.
СЛАЙД № 13
Арзамасский район расположен на юге Нижегородской области. Арзамасский район граничит в северной своей части с Сосновским и Дальнеконстантиновским районом, на юге — с Шатковским, Первомайским и Дивеевскими районами, на западе — с Ардатовским районом, на востоке — с Вадским районом [2, с 78].
Административный центр Арзамасского района — город Арзамас, являющийся самостоятельной административно-территориальной единицей.
Площадь района: 2 017 км². Район имеет компактную форму, протяжённостью с севера на юг равна 40 километров; с запада на восток — 50 километров.
Наша поездка началась с юга Арзамасского района. Первое село, которое нас заинтересовало, это Абрамово.
СЛАЙД № 14
Абрамово – село в Арзамасском районе в нескольких километрах от Арзамаса. Памятник археологии федерального значения – Абрамовский могильник (VII - X вв., IV - V вв.). В Абрамове в 1818 году был построен тёплый каменный храм (престолы: главный – Рождества святого Иоанна Предтечи, правый придел великомученицы Варвары, левый – великомученицы Параскевы). Церковь была закрыта 1937 году, а в 1975 году уничтожена. Колокольня высотой в 36 метров была частично разобрана и использовалась как водонапорная башня. До наших дней дошла колокольня, в 2008 – 2010 гг. в селе был построен новый храм Рождества Иоанна Предтечи. 12 октября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил во вновь построенном храме Божественную литургию.
9 сентября 2011 года церковь была освящена. 4 июня 2012 года митрополит Георгий совершил чин освящения колокольни.
СЛАЙД № 15
Затем мы отправились на Родину бабушки и дедушки в село Водоватово.
Первая небольшая деревянная церковь была построена в Водоватове в 1652 году. В 1742 году жители купили в Арзамасе старинную церковь Воскресения Христова 1642 года постройки, срубленную из дуба. Она простояла в селе до 1800 года, а затем была продана в село Костылиху.
Эта церковь сохранилась до сих пор, и является сейчас памятником архитектуры. Первая зимняя церковь из кирпича была построена в Водоватове в 1772 году, а дострой колокольни, был завершен в 1861 году. Строительство летней начали в 1903 г., а закончили в 1916 г. При зимнем храме - высокая колокольня, на которой было 10 колоколов. Самый большой весил 212 пудов (3392 кг). Звон колоколов в праздничные дни разносился далеко окрест. В 1937 году сбросили все колокола. Большой колокол разбился на несколько частей. А язык (било) ушёл на полметра в землю. Потом разрушили и колокольню. Здание зимней церкви переоборудовали для торговли. А летний храм – собор в честь Обновления храма Воскресения Христова – использовался под зерновой склад.
Но наступили другие времена, и жители села усердно принялись за восстановление разрушенной церкви. В настоящее время летняя церковь имеет сейчас такой вид, какой и подобает иметь. Рядом с великолепным храмом из красного кирпича вознеслась новая звонница. Местные жители передали в храм старинные иконы, которые они долго хранили дома, а новый иконостас выполнен московскими художниками.
СЛАЙД № 16
После того как посмотрели церковь в селе Водоватово, мы отправились в Большое Туманово.
Достопримечательностью села является храм Покрова Пресвятой Богородицы.
СЛАЙД № 17
В 1733 году в Большом Туманове была построена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Современная же церковь была построена в XIX веке. Началось строительство в 1874 году, а закончилось в 1919 году.
Кирпичная церковь эклектичной архитектуры, строившаяся с 1874 и оконченная после 1904. Двусветный четверик, завершенный пятью небольшими шатровыми куполами, с трапезной, в которой были Покровский и Никольский приделы, и трехъярусной шатровой колокольней. Возвращена верующим в 1990-х, отремонтирована.
Заключительным селом в этой части Арзамасского района стало село Замятино, где мы увидели разрушенную церковь Казанской иконы Божией Матери (1810). В настоящее время в полуразрушенном состоянии.
Кирпичная церковь стиля классицизма. Однокупольный храм с прямоугольным алтарем, трапезной, в которой помещались Никольский и Флоро-Лаврский приделы, и колокольней. Закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана.
СЛАЙД № 18
Мы посетили лишь небольшую часть деревень и сел, которые находятся в южной части Арзамасского района, и тут папа нам предложил посмотреть ещё и северную часть Арзамасского района.
В Северной части Арзамасского района, мы обратили внимание на храм в поселке Ломовка.
31 мая 2014 года, в день памяти святых отцов семи Вселенских Соборов, в поселке Ломовка был заложен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Чин закладки храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
СЛАЙД № 19
После Ломовки мы отправились в деревню Протопоповка, где осмотрели Церковь во имя иконы Божией Матери «Не рыдай Мене Мати» 1819 года постройки. Церковь одноэтажная с двухярусной колокольней. Один из престолов храма носит имя преподобного Сергия Радонежского.
Храм закрыт в 1934 году. В советские годы церковный купол с крестом был сброшен, а из камня надстроили второй этаж и некоторое время использовали как школу.
Летом 2014 года в помещении бывшего алтаря были застеклены окна, оштукатурены стены, застелен пол, установлена входная дверь.
8 октября была совершена первая с 1934 года Божественная литургия. Попечение о храме было возложено на протоиерея Игоря Медведева.
12 октября 2014 года возле храма на бывшей церковной кладбищенской земле был установлен поклонный крест.
Да…Арзамас и Арзамасский район поражают своим несметным количеством церквей, монастырей и соборов семнадцатых-девятнадцатых веков, активно реставрирующихся в последние годы. Арзамас до сих пор не вошел в состав Золотого Кольца России, скорее всего, по причине своей удаленности от основных городов Золотого кольца. Тем не менее, он, безусловно, заслуживает этого.
Многие жители города и многочисленные гости, и паломники посещают православные святыни, молятся о благополучии родного города и России.
Знаю, что турфирмы давно самовольно включили Арзамас в свои маршруты по "Золотому кольцу России". Пример такого маршрута: "Муром - Дивеево - Арзамас - Владимир - Боголюбово - Суздаль - Юрьев-Польский - Переславль-Залесский – Сергиев-Посад ". Я отношусь к этому положительно. Почему бы и нет, если это поможет старинным русским городам развиваться в лучшую сторону, а людям лучше узнать нашу историю? Причем отлично вписывается в такие путешествия.
История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
История убедительно свидетельствует – храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции.
Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.
Список литературы
1. Бирженюк Г. М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ / Г. М. Бирженюк, А. П. Марков. - СПб., 2005. – 232 с.
2. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник. - М., 2008. – 124 с.
3. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. - М.: МАИК «Наука», 2006. - 602 с.
4. 11. История Русской Церкви. Книга восьмая. Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. Ч. 1. /Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 2006. - 799 с.
5. Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. - М.: Вече, 2011. - 512 с.
6. 1Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества: Учебное пособие. – СП: Лань, 2009. – 501 с.
7. Макарий (Булгаков), Метрополит Московский и Коломинский. История Русской Церкви. Книга вторая. / Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 2009. - 704 с.
8. Матюшкин В.Ф. Повседневная жизнь Арзамаса: История, биография. - М, 2007. – 123 с.
9. Низовский А.Ю. Самые знаменитые Монастыри и Храмы России. - М.: Вече, 2010. - 464 с.
10. Петряшин А.С. Арзамасские монастыри. – НН.: "Арзамасская типография", 2010. – 214 с.
11. Благочиние города Арзамас http://nikola-obitel.cerkov.ru/ (Дата обращения 11.11.2014г.)
Приложение 1
Анкета
Были ли святые места в Арзамасе в старину?
Есть ли сейчас святые места в городе Арзамасе?
Одинаковы ли святыни города Арзамаса для всех людей?
Знаешь ли ты, как относиться к святым местам?
Ты хотел бы узнать?
Хотел бы ты узнать как надо вести себя в святом месте?
Приложение 2
Обратимся к результатам анкетирования:
Анализ результатов учащихся
На первый вопрос 12 человек дали положительный ответ, 8 – не знаю и 4 человека - нет;
Вопрос: Были ли святые места в Арзамасе в старину?
На второй вопрос 10 человек ответили – да, 8 человек ответили – нет и 6 человек - не знаю;
Есть ли сейчас святые места в городе Арзамасе?
На третий вопрос 10 человек ответили – нет, 8 человек ответили – да, 6 человек ответили – не знаю.
Одинаковы ли святыни города Арзамаса для всех людей?
На четвертый вопрос 13 человека ответили – да, 9 человек ответили – нет, и 2 ответили – не знаю;
Знаешь ли ты, как относиться к святым местам?
На пятый вопрос 21 человек ответил – да, 3 ответили – нет;
Ты хотел бы узнать?
На шестой вопрос учащиеся ответили следующим образом: 16 человек – да, 4 – нет, 4 – не знаю.
Хотел бы ты узнать как надо вести себя в святом месте?
Как нарисовать небо акварелью
Дерево в снегу
Рисуем лошадь акварелью
Басня "Две подруги"
Фокус-покус! Раз, два,три!