Исследовательская работа по литературному чтению 2 класс по теме: "Путешествие по страницам детских журналов"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.05 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №1
Исследовательская работа
«Путешествие по страницам детских журналов»
Номинация «Человекознание»
Выполнили:
ученики 2 «В» класса
Астахова Арина
Кулыгина Елизавета
Плужников Артём
Руководитель: учитель начальных классов
Валаки Н.Н.
2018-2019 уч. год
Оглавление
1. Что же такое журнал? стр 5
2. Читают ли журналы наши друзья? стр 5
3. Любимые журналы родителей стр 6
4. Первые детские журналы стр 6-9
5. Обзор современных журналов для детей стр 10-11
6. Наш журнал «КАЗАЧАТА» стр 12-13
С самого раннего детства нас окружают книги, потому что взрослые приобщают детей к чтению. Сначала это были книги с коротенькими стишками, затем появились сказки. Еще не умея читать, мы рассматривали картинки в детских журналах, узнавали героев сказок, помогали им пройти лабиринты, находили отличия на почти одинаковых картинках. С тех пор журналы присутствуют в нашей повседневной жизни.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что чтение журналов прочно вошло в жизнь и детей, и взрослых.
Мы выдвинули гипотезу: чтение детских журналов может быть не только средством времяпрепровождения, но и способствовать расширению кругозора, развитию логики, внимания и творческих способностей.
Мы поставили перед собой цель доказать важность и ценность присутствия журнала в жизни ребенка.
Наши задачи:
-узнать, когда стали издаваться первые детские журналы и какой ассортимент детских периодических изданий имеется в наши дни;
-изучить детские журналы разных лет и создать свой детский журнал с учётом традиций детского чтения и современных подходов.
Методы исследования:
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
- подбор материалов в сети « Интернет»;
- чтение специальной литературы;
- беседы с родителями, учителем и одноклассниками;
- проведение анкетирования среди одноклассников;
- экскурсия в библиотеку;
-анализ личного опыта.
В первую очередь за информацией мы обратились к сети « Интернет», которая неоднократно помогала нам в поиске необходимых сведений. Мы были очень удивлены, что существует множество сайтов, зайдя на которые можно ознакомиться с выпускаемыми журналами, их направленностью, периодичностью выпуска и любыми другими вопросами.
Для себя мы сделали вывод, что теперь перед родителями значительно упростилась задача выбора журнала для своего ребенка.
II.Основная часть
Журнал – это печатное периодическое издание. В отличие от газеты журнал выходит реже (еженедельно, ежемесячно) и, как правило, содержит больше информации. Слово журнал произошло от французского journal, что в переводе обозначает дневник, газета.
2. Читают ли журналы наши друзья?
А с какими детскими журналами знакомы наши друзья?
Чтобы узнать, есть ли среди наших одноклассников любители журналов и что их в первую очередь привлекает в них, мы провели анкетирование. Результаты этого исследования отображены на слайде. Мы задавали вопросы учащимся 2а, 2б и 2в класса.
1. Читаешь ли ты журналы?
2. Есть ли у тебя любимый журнал?
3. Ты подписан на получение журнала по почте?
4. Покупаешь ли ты журналы?
5. Берешь ли ты журналы в библиотеке?
6. Чтение журнала – полезное занятие?
Подводя итоги, мы узнали, что большинство детей читают журналы, очень редко выписывают журналы по почте, но многие берут журналы в библиотеке. Все ребята считают чтение журнала полезным занятием, потому что журналы интересны, познавательны, расширяют кругозор и просто развлекают.
3. Любимые журналы родителей
Следующим нашим шагом были беседы со своими родителями и с учителем. Мы провели социологический опрос среди членов семьи: “Любимые детские журналы родителей, бабушек и дедушек”
Было очень интересно узнать, были ли в их детстве любимые журналы? Оказалось, что раньше не было такого огромного выбора журналов, как сейчас. Журналы выписывали по почте, большой популярностью пользовались журналы « Веселые картинки», «Мурзилка» и «Пионер». Оказалось, что и наши родители, и бабушки и дедушки, и учитель вспомнили свои любимые журналы, среди которых самый популярный «Мурзилка». Для них получение своих журналов было таким же счастьем, как для нас сейчас посидеть за компьютером. Они всегда прочитывали их с самой первой страницы до последней, обменивались с друзьями разными выпусками и всегда были готовы поделиться с теми, у кого их не было.
У нас появились вопросы:
Сколько лет журналу «Мурзилка», если его читали люди самых разных возрастов? Какие детские журналы популярны сейчас? Какими были первые журналы?
4. Первые детские журналы
Продолжая работу над проектом мы отправились в районную библиотеку имени Калинина. Там мы решили познакомиться с историей первых детских журналов, выяснить какие журналы имеются в библиотеке?
Детские библиотекари Анна Евгеньевна Попова и Лариса Яковлевна Мандрыкина подготовили для нас «Презентацию детской периодической печати” и провели библиотечный урок «Детские журналы: история и современность». Мы узнали много интересного о первых детских журналах.
Первым детским периодическим изданием в России стал журнал "Детское чтение для сердца и разума". Этот журнал положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки.
В России до 1917 г. издавалось около трехсот детских и юношеских журналов, в основном в обоих столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Некоторые такие журналы для детей издавались годами, другие быстро исчезали, иногда, после выхода первого журнала, так как издателям не хватало подписчиков и средств для продолжения публикаций.
Одним из детских журналов-долгожителей можно назвать «Задушевное слово», издаваемое М. Вольфом. После 1917 года большинство изданий было прекращено.
Первый советский детский журнал "Северное сияние", выходивший при поддержке М. Горького, предполагался как революционно-романтическое издание.
Например, «Северное сияние» опубликовало стихотворение «Завоеванные дворцы» — о дворцах, которые после революции принадлежали не царям, а народу; рассказ «Яшка» об отчаянном красноармейце, отказавшемся от рая, чтобы вернуться на землю воевать за правое дело. Именно на такой литературе, а не на волшебных сказках, по мнению создателей журнала, должны были воспитываться дети новой страны. Журнал выходил в Петрограде совсем недолго, около двух лет. Оформление выпусков было скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавляли две колонки текста. В период Гражданской войны на постоянный выпуск детского журнала в городе элементарно не хватало бумаги.
Журнал «Ёж» — в расшифровке «ежемесячный журнал» — был ярким проектом Самуила Маршака. В «Еже» творили поэты, не признававшие традиционные формы литературы, впервые публиковались Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий. Несмотря на то что журнал не отличался цветовым многообразием, он был богато иллюстрирован графикой и черно-белыми комиксами, для его оформления использовали разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии.
В «Еже» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. В нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств.
«Чрезвычайно интересный журнал» сначала выходил как приложение к «Ежу», но вскоре стал самостоятельным изданием. В первые годы его выпуском занималась команда «Ежа». Николай Олейников и Евгений Шварц много внимания уделяли публикации стихов, познавательных материалов и игр. Их адаптировали для читателей самого юного возраста. Например, в рубрике «Школа «Чижа» ребят учили аккуратно наливать молоко в стакан, резать хлеб и понимать, сколько времени показывают часы. Для развлечения публиковали ребусы, головоломки и инструкции, как сделать игрушки своими руками из подручных материалов. Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны.
Журнал «Пионер» был напрямую адресован истинному советскому ребенку — пионеру. «Пионер» появился в середине 1920-х годов и выходил вплоть до начала 1990-х годов. Несмотря на свое название, ранний «Пионер» был ярким литературным изданием. Для него писали сильнейшие детские авторы эпохи — Корней Чуковский, Самуил Маршак, Константин Паустовский, Лев Кассиль, Агния Барто. Была в журнале и особая рубрика «Кораблик», в которой уже сами читатели делились своим творчеством.
В «Пионере» впервые были опубликованы повесть «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Стихи о дяде Степе» Сергея Михалкова, и многие другие произведения. В журнале не было необычных иллюстраций — только реалистичные радостные советские пионеры, улыбающиеся дети из дружественных стран.
Иллюстрированный журнал «Мурзилка» предназначался для самых маленьких читателей. Есть версии, что издание появилось еще до революции, но официальная дата выхода первого выпуска — 1924 год. Значит в этом году журналу исполняется -95 лет. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику — маленькому лесному человечку во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал не долго, художник Каневский пририсовал шарф и шапочку, создав новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом.
Журнал стал долгожителем и успешно существует до сих пор.
В «Мурзилке» всегда было много занимательных игр, легких инструкций по созданию игрушек и поделок. Как журнал для самых маленьких — тех, кто только учился читать, — «Мурзилка» был щедро иллюстрирован. Оформление журнала было весьма разнообразным. Нашему классу очень понравился журнал «Мурзилка», мы взяли в библиотеке несколько номеров за разные годы, читали и обсуждали прочитанное в классе. Многим ребятам захотелось нарисовать или вылепить героя журнала. Так у нас в классе появились свои «Мурзилки» из бумаги, пластилина, полимерной глины, воздушного пластилина.
Мы узнали, что в нашей районной библиотеке им. Калинина в марте будут проходить мероприятия, посвященные юбилею журнала. Нас пригласили и мы обязательно посетим эти мероприятия.
Мы пришли к выводу, что детские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и веселые истории, и серьезная литература, и занимательные задачки, и развивающие конкурсы. Каждый журнал советской эпохи так или иначе выполнял и воспитательную функцию — на их публикациях росло поколение будущих советских граждан.
5. Обзор современных журналов для детей
Побывав в библиотеке и прослушав рассказ библиотекаря о разнообразии детских журналов, выпускающихся сейчас, мы поняли, что охарактеризовать каждый из них заняло бы отдельную исследовательскую работу. Поэтому мы занялись составлением перечня современных детских журналов.
Все журналы можно разделить на познавательные, развлекательные, журналы для девочек, журналы для мальчиков и развивающие.
Познавательные:
К первой группе можно отнести журналы «Филя», «Читайка», «Винни-Пух», «Филиппок», «Свирель», «Простоквашино», «Шишкин лес», «Юла», «Классный журнал», и многие другие. Эти журналы в доступной для детей форме рассказывают о природе и животных, об искусстве, истории и т.д. В них печатают рассказы и стихи современных авторов и классиков. Материалы объединяются в подборку по темам. Такие журналы включают в себя и развлекательную часть; в итоге юные читатели в игровой форме познают мир и одновременно приобщаются к миру чтения.
К развлекательным, например, относятся журналы «Микки-Маус», «Барби», «Том и Джерри», «Звездные войны: Войны клонов». Это подборка веселых комиксов с героями популярных мультфильмов. Возрастная аудитория - без ограничений. Эти издания предназначены для развлечения детей, развивающей информации в них нет, просто картинки с подписями.
Журналы специально для девочек и девушек - «Маруся» , «HelloKitty» , «Играем с Барби» , «Принцесса», «Феи», «Чародейки», «Ханна Монтана».
Журналы для мальчиков - «Хот Вилз», «Тачки», «Трансформеры», «Машинки», «Лего», «Супергонки».
Развивающие журналы – это «Узнавайка», «Лунтик», «Рюкзачок», «ПониМашка», «Смешарики», «Непоседа» и другие. Они предназначены для самых маленьких.
На уроке внеклассного чтения “Мой любимый детский журнал” мы познакомились с любимыми журналами одноклассников.
Мы изучили интересы одноклассников с целью определения содержания будущего журнала нашего класса.
6. Наш журнал «КАЗАЧАТА»
Изучив многие журналы, мы задумались:
-Какие вопросы жизни класса должны обязательно освещаться в нашем журнале?
Каким должен быть дизайн журнала?
Мы разбились на творческие группы, чтобы сочинять статьи к рубрикам, выбрали художников-оформителей, которые занялись подготовкой обложки будущего журнала, подбором иллюстраций к рубрикам.
И вот наконец, мы выпустили свой журнал «Казачата».
Мы хотим, чтоб каждый знал,
Как мы делали журнал.
В нём пустых страничек нет,
Сочинил стихи поэт.
А писатели для нас
Пишут сказку и рассказ.
Но одних рассказов мало.
Без картинок нет журнала!
Муравьишек и слонов,
Зимний лес и летний дождик
Нам нарисовать готов
Замечательный художник.
И корректор делом занят.
Время зря терять не станет:
Запятые он расставит
И ошибки все исправит.
Чтоб собрать материал
И придумать весь журнал,
Всё спланировать, учесть,
Даже самый малый фактор,
Человек особый есть,
Называется редактор.
Наш верстальщик очень ловок:
Текст, рисунок, заголовок –
Всё должно на место встать.
Должен он журнал верстать.
Всё готово. Наш журнал
В типографию попал.
И последний этот шаг
Будет тоже очень важным,
Без него нельзя никак!
Стал теперь журнал бумажным!
III.Заключение
В завершение своей проделанной работы хотим заявить, что мы добились своих целей и выполнили поставленную задачу. Детский журнал должен обязательно присутствовать в жизни ребенка, так как приносит огромную пользу в развитии. Чтение журналов по схожим интересам сближает детей и еще дает им возможность развиваться творчески и пробовать себя в разных направлениях. Тем самым подтверждается выдвинутая гипотеза: «Журнал – это не только средство времяпрепровождения, но и способ развития разносторонних навыков и способностей ребенка».
Учимся ткать миленький коврик
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Яблоко
Красочные картины Джастина Геффри
Рисуем пшеничное поле гуашью