В данной исследовательской работе представлено не только описание жизни питерской поэтессы Ирины Булановой, но и анализ ее прозаических произведений.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская рбота | 34.62 КБ |
VI Межрегиональный литературно-краеведческий конкурс
«На волжских просторах»
«Это след растаявшего детства».
Жизнь и творчество питерской поэтессы Ирины Булановой
Номинация: литературное краеведение
Выполнили: Кунавина Алена Александровна,
обучающаяся 9 класса
Синяпкин Николай Олегович, обучающийся 8 класса
Муниципального общеобразовательного
учреждения» Средняя общеобразовательная школа
с. Питерка Питерского района Саратовской области».
413320, Саратовская область, с. Питерка, ул. Строителей, д.6 кв. 2
Руководитель: Синяпкина Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Питерка».
89271137908
2019 г.
План.
В каждом населенном пункте есть люди, которые делают историю своего родного края. Кто-то совершает героический поступок, а кто-то пишет лирические стихи, которые трогают душу и задевают заветные струнки. Так и в нашем небольшом степном селе оставила «свой след растаявшего детства…» поэтесса Ирина Буланова. Изучая ее творчество, мы проникаемся состраданием, отбрасываем равнодушие и наслаждаемся игрой слов.
На уроках литературы мы знакомимся с творчеством русских и зарубежных поэтов и писателей, но незаслуженно обходим стороной своих родных земляков. А ведь наш питерский край богат такими талантливыми и самобытными людьми. Это Юрий Бозин, Галина Черябрикова, Ирина Буланова, Ольга Сехчина, Марина Кумарова, Людмила Колотовкина.
Но остановиться я хотела бы подробно на творчестве человека с тяжелой жизненной судьбой. Ирина Буланова, несмотря на все трудности, не потеряла любовь к жизни и осталась в нашей памяти чуткой, светлой и уникальной личностью.
Актуальность исследования определяется значимостью данной проблемы для современной молодежи. «Вечные темы» с нравственной проблематикой всегда остаются востребованными у читателей. А творчество Ирины Булановой ценно тем, что главные герои – это простые сельские жители, которые и сейчас живут рядом с нами.
Цели работы:
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, синтез, сравнение, интервьюирование.
Объект исследования: литературное краеведение.
Предмет исследования: творческое наследие Ирины Булановой.
Глава 1
«Тяжелая судьба»
Ни год, ни два, а полтораста лет
Встречает наша Питерка рассветы.
Попробуй, обойди весь белый свет
Милее на Земле поселка нет.
Поля без края, рукотворный дождь
Земля, как ты талантами богата!
Когда с тобой, одной судьбой живёшь
То всё душе и дорого, и свято
Эта песня И. Булановой, написанная к юбилею, пригрелась нам и стала визитной карточкой Питерки.
Каждый человек в Питерке знает семью Булановых. Стихотворения и рассказы печатались в местной газете. В 1999 году выпустили первую книгу стихов Ирины «Это след растаявшего детства», а в 2001 году книгу рассказов « Об этом не расскажешь никому»
Людмила Каримова, поэтесса, писала о семье так: « Пришла в дом - а в доме том - чудо: музыка, поэзия, прикладное искусство. Булановы той людской породы, от которой светло на Руси. В наше время грустное, когда… все смешано воедино, злоба и доброта, когда дружбу порой заменяют лицемерие…, особую ценность приобретает свет душевный, тепло особое, непреходящее».
В Питерской школе была создана музейная комната, посвященная Ирине Булановой. Стол, Святой уголок, книжная полка, карниз, все это было создано отцом Ирины - Юрием Геннадьевичем Булановым.
Фотоаппарат, фотопринадлежности, книги, подсвечник, бра, ваза с цветами, шкатулка, рукописи стихотворений, печатная машинка, магнитофон - все это было подарено семьей Булановых.
Мало кто знает, как родители Ирины боролись за ее жизнь. В детстве Ирина перенесла страшную болезнь - полиомиелит, что дало осложнение на ноги, неподвижность. В надежде на лучшее Мария Петровна едет с Ириной в Саратовский институт травматологии и ортопедии. Здесь Ирину кладут в больницу, мать оставляет работу и устраивается работать в эту больницу на должность санитарки. Здесь Ирина пережила шесть операций, три из которых были сделаны на позвоночник. В больнице она пролежала три года, два из которых в гипсе.
Когда Ирина вернулась домой, она была совсем неподвижной. Да, жизнь этой семьи – подвиг!
В Питерку Булановы переехали в 1980 году. Здесь Ирина оканчивает школу и поступает на заочное отделение института народного искусства и получает профессию «фотограф». Ирина хорошо вязала, шила, рисовала, создавала игрушки.
Однажды Ирине рассказали об Оле, девочке без рук, которая не хотела жить из-за унижений воспитателей детдома. Ирина в письме умоляла не делать ничего плохого себе. Она обещала забрать к себе и стать для нее старшей сестрой. Мама Ирины оформила документы на удочерение Ольги. Девочка не знала что такое клубника, котлеты, арбуз и многое другое.
Несмотря на свою болезнь, Ирина взялась за воспитание Оли. Она научила Олю ухаживать за собой, убирать постель. Было трудно, но Оля научилась делать все сама, ногами. Оля так говорит о своей сестре: « Я была глиной, из которой Ира вылепила человека»
«Если тебе плохо, найди человека, которому, хуже, и помоги ему»,- это стало кредо семьи Булановых. По переписке Ирина познакомилась со своим мужем Сергеем, он болен церебральным параличом. В семье его приняли как сына. Вскоре негнущиеся руки стали подвижными, способные выполнять элементарные движения. Значит, доброта лечит.
Моя рука лежит твоей руке,
Мои с твоими волосы смешались,
И кажется, на всей большой Земле
Сегодня только мы с тобой остались.
Главным увлечением Ирины были стихи. Писать она начала с 12 лет. Свое первое стихотворение Ирина посвятила маме. Ирина писала для себя, она не могла подумать, что ее стихи начнут печататься, но Мария Петровна отнесла ее стихи в местную газету «Сельская жизнь». Стихи напечатали:
-Что было самым трудным на войне? Спросила я
И дед ответил мне: - Что было самым трудным на войне?...
Что друг погиб, писать его жене. Она вдовой осталась в 20 лет,
И сорок лет на свете друга нет,
Но до сих пор, её встречая взгляд,
Я думаю, что в чем то виноват..
С той поры стихи Ирины начали регулярно печататься. В 1993 году талантливой поэтессы не стало, но память о ней жива в ее удивительно жизненных рассказах и стихах.
Глава 2.
Своеобразие прозаических произведений Ирины Булановой
Творчество Ирины многогранно. В своих произведениях она затрагивает самые разные темы. Сборник «Об этом не расскажешь никому» включает в себя 35 рассказов. И каждый из них – это маленькая история простого человека, которому не чужды человеческие страсти и грехи. Прозаические произведения Ирины чем-то похожи на небольшие рассказы В. Шукшина.
Попадая в какую-либо сложную жизненную ситуацию, герой размышляет, ищет различные пути выхода и иногда приходит к неверному решению. Но понимание неправильного шага приходит лишь спустя годы. Так, например, в рассказе «Верочка» главная героиня, совсем молоденькая девчонка стоит перед важным выбором в своей жизни. Из размышлений Верочки читатель узнает, что она отнюдь не невинная девушка, а легкомысленная девица, меняющая женихов. Даже забеременев, девушка не может определить, кто же отец ее ребенка. И именно в этот момент судьба подарила Вере встречу с парнем, который отличается от остальных. Это добрый, чуткий, понимающий Толик, которому Верочка нужна «не на одну ночь, а на всю жизнь».
Боясь потерять такого заботливого мужчину, девушка принимает решение - оставить новорожденного сынишку около детского дома. Казалось бы теперь девушка будет счастлива: она вышла замуж за Анатолия, у нее есть квартира и постоянный доход, муж души в ней не чает. Но судьба наказывает Веру. Забеременев в браке, молодая женщина теряет малыша, и впоследствии не может иметь детей. Что это? Кара за преступление или случайность? Я думаю, что все плохие поступки в результате наказываются. Так и в этом случае. Конечно, на помощь приходит Анатолий и предлагает супруге взять ребенка из детского дома. Вот тут-то Верочка не выдерживает и рассказывает мужу всю правду.
И опять поднимается тема всепрощения. Супруг вновь прощает Веру, так как любит ее и предлагает отыскать «их сына». Но судьба безжалостна. В конце рассказа понятно, что исправить эту ошибку уже нельзя. Осознание происходящего приходит к женщине лишь спустя 11 лет.
Множество рассказов Ирины Булановой рассказывают о жизни простых сельчанок. Как правило, у них есть муж, дети и куча проблем. Причем эти проблемы актуальны и в наше время. Взять хотя бы рассказ «Зоя». Главная героиня счастливо живет в браке. Счастье для нее – супруг Петр и шестеро детей. Но беда приходит внезапно. Заметив, что муж охладел к ней, Зоя узнает страшную правду: оказывается, любимый Петенька давно изменяет ей. Все перевернулось в сознании женщины. И единственный выход для нее – уйти из жизни. Но неудачная попытка расставляет все на свои места. Как могла она, несущая ответственность за маленьких детей, решиться на такой поступок. Отрезвление пришло мгновенно. Ну и пусть она осталась без мужа, но главное счастье – это ее 5 мальчишек и дочка. Происходит переоценка жизненных ценностей. И в данном случае героиня делает правильный выбор.
Еще одной из главных проблем, которые поднимает в своих рассказах Буланова, это проблема воспитания подрастающего поколения. Часто родители сами направляют детей по ложному пути и в результате вырастают маленькие эгоисты, которые превыше всего ценят материальные блага, не уважают старших и не имеют каких-либо моральных принципов. Рассказ «Птичка» как раз об этом. Совсем маленькая Светочка просит маму купить ей птичку, потом щенка. Но мать непреклонна «вбивает в голову дочери следующую истину: « … себя жалей, о себе думая! Как тебе лучше да удобнее. Других не нажалеешь». В результате в преклонном возрасте эту маму ожидает одинокая старость. Дочери не нужна старая больная мать. А пожилая женщина вдруг осознает, что нужно было купить ту птичку.
Заключение
Все рассказы Ирины Булановой читаются на одном дыхании и затрагивают многие волнующие темы. Это тема выбора, тема нравственных ценностей, тема любви и измены, всепрощения и ненависти. Всё это актуально и в наше время. Особенно ценно в данном исследовании, что изучая творчество местной писательницы, мы глубже понимаем суть произведений, нам близки ситуации, в которые попадают герои.
И самое главное, изучая эти нравоучительные рассказы, читатель делает свои определенные выводы. Это воспитывает в нас такие качества, как доброта, милосердие, уважение к старшим и любовь к людям.
Анкетирование как метод доказательства актуальности данного исследования. Чтобы убедиться в актуальности данного проекта для современного поколения, было проведено анкетирование среди учащихся 8-ых классов нашей школы.
Анкета
Варианты ответа «ДА», «НЕТ»
Респонденты: 8 классы МОУ «СОШ с. Питерка»
В 8-х классе в анкетировании участвовало 47 человек. Из них положительно ответили на 1вопрос - 47 ч., на 2 вопрос- 14 ч., на 3 - 14
Вывод: На примере одной параллели 8 классов можно сделать вывод, что юное поколение питерцев знает Ирину Буланову, но с ее творчеством знакомы немногие.
Использованная литература
Астрономический календарь. Июнь, 2019
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка