Изучение литературы Камчатского края- дело увлекательное. Самым примечательным является то, что мы встречаемся с писателями- земляками. Они являются нашими современниками и строгими судьями, добрыми наставниками и мудрыми учителями.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_korenev_radmir.docx | 34.36 КБ |
zaochnyy_konkurs2.docx | 19.24 КБ |
Школа юных литературных дарований.
Городской конкурс детских работ.
Исследовательская работа
ученика 9 «В» класса
МБОУ «Средняя школа №7»
г. Петропавловска – Камчатского
Водолажского Валентина.
Руководитель - Хлынцова Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Творчество какого камчатского писателя я считаю наиболее интересным?
Творчество Коренева Радмира Александровича я считаю наиболее интересным.
Камчатка- это мир очень интересных и одаренных людей. С каждым годом я все чаще совершаю открытия. Несколько лет назад я познакомился с удивительными повестями и рассказами Радмира Александровича Коренева.
Р. А. Коренев – известный камчатский писатель, наш земляк и современник. За его плечами огромный жизненный опыт. В прошлом – он капитан. Здорово, ведь этот человек побывал в двух кругосветных путешествиях. В настоящее время Радмир Александрович - член союза писателей СССР и России, лауреат многих литературных премий.
Читая о жизненном пути писателя Коренева, невольно задумываешься: насколько тяжела и полна испытаний жизнь этого удивительного человека. Родился в семье рыбака, рано осиротел, рос и воспитывался в семье дедушки и бабушки. В дни Великой Отечественной войны он был ребенком и рос в Приморье. Много потерь с детства… Выбора не было: достигнув 14 лет, имея за плечами образование 6 классов, отправился во Владивосток. Но приюта там не было: никто его не ждал, никто не поддержал. Пришлось бродяжничать, потому что не было ни родных, ни денег, ни жилья. Правильное и строгое дедовское воспитание дало свои плоды: «в глубине души все время что-то восставало против подобного хулиганского поведения». Наверное, повезло, когда Коренев Р.А. отправился в полярный рейс и дальше - в кругосветное плавание на теплоходе «Игарка». Интерес к настоящей работе был огромный: все свободное время проводил в каюте штурмана, пытался учиться судовождению и постиг всю штурманскую науку. Прибыв во Владивосток, он закончил штурманские курсы. Получив диплом, Радмир решил, что всю свою жизнь свяжет с морем.
Увлечения и интересы его были разнообразными: играл на гитаре, аккордеоне, пробовал сочинять стихи и песни. Участвовал в концертах самодеятельности, занимая первые места. Произведения молодого писателя и поэта вызвали интерес у читающей публики и некоторые из них были напечатаны в книге «Океанские горизонты».
По просьбе, настоянию и совету Евгений Валерьяновича Гропянова, издателя Камчатского отделения Дальневосточного книжного издательства, Радмир Александрович написал рассказ о собаке – «Рыжик». Этот рассказ опубликовали в журнале «Норд-Ост». Рассказ очень интересный. В нем говорится о собаке. «К животным я отношусь бережно,»- пишет о себе автор. В начале повествования Рыжик-это бродячий пес, совершенно безразличный ко всему: «ничейный, вольный, независимый». У Рыжика были умные глаза, внимательные, и это сбивало с толку. В первые месяцы он не хотел служить на охоте, доставать дичь, не старался охранять дом, хозяин пытался его обучать «собачьим премудростям». История такова, что Рыжик - это, оказывается , Трезор, пес, хозяином которого раньше был Вася Безуглый, капитан катера. Он не любил свою собаку и жестоко с ней поступил: отвез на Теплое озеро и бросил…Предал.. Как жаль!. А собака, вновь увидев своего хозяина, не смогла простить предательства прежнему хозяину: «шерсть встала дыбом, а в глазах заметались молнии». Рыжик сам выбрал хозяина, он научился служить, стал прекрасно охотиться. Автор полюбил Рыжика за его преданность: делил с ним и радости, и огорчения. А однажды Рыжик спас потерявшегося в тундре ребенка: рядом бродил медведь. Рассаказ «рыжик»- это верный совет всякому, кто хочет воспитатьь верного щенка, вырастить друга. Человеку надо любить животное, и оно будет служить верно и преданно. Станет настоящим другом.
Другой рассказ называется «Флотский». Он о жизни и судьбе человека и собаки. И тоже в центре внимания автора - история предательства: пса по кличке Флотский (Пупса) бросили во время отъезда, а он, обиженный и оглохший, пустился «за ними вплавь да вплавь». Судьба его , героическая и трагическая одновременно. Брошенный, никому не нежный, он находит приют у автора- рассказчика и верно ему служит. Флотский спасает его на охоте от лап разъяренного медведя, а во время охоты погибает в волнах Тихого океана. В этом рассказе автор говорит и о своей любви и преданности родному краю. Он говорит о том, что на Севере холодно, но этот край ему дорог: « крепко привязывает людей скупая на ласку природа». Он мечтает о Камчатке: хочет «лежать под золотым дождем листопада и смотреть в голубую даль моря».
Работая на танкере «Уфа», Радмир Александрович Коренев продолжал писать рассказы и повести, все они о собаках. Произведения писателя стали издаваться: сначала были напечатаны брошюры, а затем сборники.
В настоящее время Радмир Александрович Коренев - человек активной жизненной позиции. Он работает в Школе юных литературных дарований. Чем бы он ни занимался, работая на море или на суше, он не оставлял творческую деятельность. Он написал много очень интересных рассказов и повестей . Радмир Александрович говорит о себе, что зачарован природой Севера. Где бы он ни жил, всегда возвращается на Камчатку. Темы его творчества близки современному читателю. Они учат любви и бережному отношению ко всему, что нас окружает: к людям, к природе и братьям нашим меньшим, к родине – нашему Камчатскому краю.
Школа юных литературных дарований.
Городской конкурс детских работ.
Исследовательская работа
ученика 9 «В» класса
МБОУ «Средняя школа №7»
г. Петропавловска – Камчатского
Чертополоха Ильи.
Руководитель - Хлынцова Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Творчество какого камчатского писателя я считаю наиболее интересным?
Творчество Коренева Радмира Александровича я считаю наиболее интересным.
Его произведения, небольшие по объему, захватывают необычностью тем и сюжетов. Они являются частью литература Камчатского края. Можно утверждать, что это необычная страничка в жизни нашей страны и нашей малой родины.
Совсем недавно я познакомился с творчеством нашего земляка и с увлечением прочитал рассказы и повести, написанные Радмиром Александровичем Кореневым. Это талантливый человек, наш современник. В настоящее время он работает в Школе литературных дарований. Судя по рассказам и повестям Коренева, можно сказать, что это человек большой души. Он очень добрый. У него хватает любви на всех. Особенно он любит собак, этих верных друзей человека.
Радмир Александрович прожил довольно тяжелую трудовую жизнь. Все было: и радость, и разочарование, и открытия. Его детство было полно лишений и потерь. Очень рано осиротел. Воспитывался у бабушки и дедушки. Детство совпало со страшными годами Великой Отечественной войны. В 14 лет отправился во Владивосток, чтобы как-то прожить: не было ни жилья, ни денег. Удалось устроиться на судно, которое отправлялось в кругосветное плавание. Работая на судне, юный Радмир проявлял большой интерес к штурманской деятельности. Видя такое увлечение юноши, его поддерживали моряки и давали возможность постоять за штурвалом. Так он освоил основы штурманского дела, которое продолжил изучать, вернувшись во Владивосток. Повзрослев, Коренев решил связать свою трудовую деятельность с морем.
В свободные минуты писал стихи, сочинял рассказы, играл на гитаре. А находясь на берегу, старался участвовать в конкурсах самодеятельных артистов. О нем заговорили. А в газетах появились первые публикации.
Он писал о событиях и людях нашего края. Очень необычна и интересна повесть «Опасное затишье». Я читал не отрываясь. Эта повесть меня захватила. Очень необычное начало: в впервой главе я прочитал о сигнале тревоги – «сигнале бедствия» - SOS: «Охотское море отползло и зловеще затаилось, готовое наброситься на берег, как хищный зверь, в любую минуту»… Всё уничтожено, остался один безмолвный Живой свидетель страшной трагедии» - собака. «Услужливая память привела её к человеку». Необычна композиция: повесть в повести… Её автор - писатель Олег Кряжев.
История и современность в этом произведении – рядом. Страшные события 1952-го года нашли отражение в «Опасном затишье». В те годы Коренев Радмир Александрович работал на судне-китобойце на комбинате Подгорный. Когда в 1952 году было цунами, там смыло все Восточное побережье, особенно пострадал Северокурильск. После катастрофического цунами Коренев там остался зимовать. Мне кажется, что прообразом героя – писателя в повести был сам писатель. Даже фамилии перекликаются: Кряжев и Коренев. Это их роднит. О себе он говорил, что «особенно заниматься было нечем», и он «заинтересовался собаками и познал собачье общество, их привычки, иерархию в стае, их манеры».
В одном из интервью Коренев признается, что понял: «собачья стая – это тот же человеческий коллектив, там точно так же есть «начальники» и «подхалимы», сильные и слабые, глупые и умные, злобные и добрые». За весь период творчества по этой причине Радмир Александрович написал еще целый цикл рассказов о собаках.
Вся восточная окраина России (Камчатка, Курилы, Сахалин) подвержена частым стихийным бедствиям. Землетрясения и цунами - этот разгул стихии постоянно угрожает человеку. Страшные события 50-х легли в основу повести «Опасное затишье». Не случайно название повести. В нем заключено страшное ожидание: это действительный факт. Автор повести вводит ряд исторических фактов, подтвержденных сейсмологами и очевидцами тех трагических событий. Перед цунами вода уходит далеко от берега. В воздухе «стоит звенящая тишина», пугающая и настораживающая всех. И вдруг страшная толща воды обрушивается на берег, сметая и разрушая, губя и уничтожая всё на своем пути. Вот это страшное событие и описано в одной из глав повести «Опасное затишье». Цунами сокрушило и уничтожило все, погубило все живое, смыло многие поселки и город Северокурильск. А начинается повесть с описания человека и собаки.
Один из героев повести, писатель Кряжев, работает над рассказом о цунами на острове Парамушире, когда «гигантская волна разрушительным потоком хлынула в сонный город, поглощая дома и улицы». С горечью Кряжев говорит о маленьком «уютном поселке, в котором мирно спали рыбаки и рыбачки, а земля нервно подрагивала». Действительное событие, произошедшее в ноябре 52 года, описанное в повести, сломало и уничтожило человеческие судьбы.
В небольшой по объёму повести автор систематизировал материалы, изучив вопросы истории, географии, метеорологии. Он с интересам читал страницы книги Крашенинникова «Описание земли Камчатки» о «цунами века», которые «оставили после себя недобрую память».
Главным героем повести является Волин. Впервые мы знакомимся с ним, когда он, будучи военным разведчиком, находится в фашистском тылу. Это человек бывалый, за его плечами большой жизненный опыт. Сержант Волин выполнил боевое задание, и теперь его задача: «добраться живым». Автор наделяет его способностью шутить. Разговаривая с собой мысленно, он с юмором гранаты называет «закуской для гостей - немцев». Он посмеивается над ними: «боятся фрицы леса», а он в нем – как дома. Оказавшись в безвыходном положении, он оптимист и не унывает в трудной ( почти безвыходной ситуации): «моё слово последнее». Волин – патриот, он не может смириться с тем, что «немцы гадят нашу землю». Автор пишет: «Война заставила человека быть ловким и находчивым». Именно таким мы и видим Волина. Смекалка, находчивость, выдержка помогают разведчику Волину выжить. «Дорого вам будет стоить моя жизнь», - думает он.
Как и в многих произведениях Коренева, в этой повести рядом с человеком - собака. К Волину привязалась немецкая овчарка, которую он спас, освободив ее лапу из капкана. Именно она помогала найти след разведчиков, с группой которых должен был встретиться Волин. Разведчик, человек очень смекалистый, находчивый. Он находит слова команды для немецкой овчарки, заставляя её слушать команды. Волин считал, что с этим псом надо подружиться: «была бы дружба, а дружба на всех языках понятна». И пес, с трудом понимая русскую речь, вдруг стал верно служить разведчику. Случилась беда: Волин в темноте наступил на мину. Были тяжело ранены и он, и собака.
Если бы не Варя, жизнь Волина бы оборвалась. Она увидела его , почти без сознания, лежащего в ромашковом поле. Эта хрупкая девушка нашла в себе силы дотащить тяжелораненого. Более 2 месяцев терпеливо и старательно ухаживала она за ним.
Война сделала его «молчаливым и пасмурным». Выжил не только человек, но и собака. Немецкая овчарка одичала за дни болезни Волина. И что интересно – она родила и выкормила одного щенка, который был на нее похож - как 2 капли воды.
Закончилась война. Наступил 1946 год. Волин и Варя стали строить совместные планы мирной жизни. Они уезжают к нему на родину – во Владивосток. Напоминанием о войне служит щенок по кличке Динго, которого молодые взяли с собой.
Волин рад возвращению, глубоко в его душе живет чувство любви к родным местам. Ему хочется радостно кричать: «Здравствуйте, лес, поля, горы». Он замечает: «Первый раз с собой говорю, нет, не с собой - с родиной».
Волин постоянно размышляет. Он думает о совместной в Варей жизни. И понимает, что он благодарен ей за спасение, терпение, верность. Но любит он другую девушку, Анну. Несколько встреч с ней стали для обоих незабываемы. Поиски спокойной жизни и желание сохранить семью приводят их на Курилы. Волин устраивается работать бригадиром ставного рыболовецкого невода. У него много друзей. Все уважают в нем солдата и бывшего разведчика. Он старательно работает, в его бригаде порядок и дисциплина.
Однажды он встретил Олега Кряжева. Это молодой моряк. Он интересный собеседник. Работая на китобойном судне, он многое повидал. Когда Кряжев стал анализировать события, он понял, что с Волиным был знаком еще с детства, с 1937 года. Только не узнал: «сильно изменило их время». «серебряные нити вплелись в чуб Волина».
Страшная катастрофа – разрушительное цунами. Именно его предвещало «опасное затишье». Беда коснулась всех. «Морской вал охватил всё: обломал свои клыки о первые постройки, потерял силы, уползая, таща за собой обломки жилища». Ураган сокрушил, все разрушил и всех погубил. Эта страшная трагедия нарушила мирную жизнь рыбацкого поселка. Погибла Варя, ждавшая с нетерпением Волина. Динго пыталась служить хозяину, но он долго лежал без чувств, его последними словами была команда: искать Варю.
На протяжении всей повести рядом с человеко всегда собака. В начале повести - это Динго. Бродячая собака, поддавшись древнему инстинкту, приблизилась к человеческому жилью. Она понимала, что надо быть ближе к человеку. И Кряжев, заметивший её, заботится о ней, подкармливает ее. А в конце - Дик, ее щенок. Он – верный друг Кряжева.
Несмотря на трагический исход событий, жизнь продолжается. И в Приморье живет маленький мальчик, очень похожий на Волина (это сын Анны) . Такой жизнеутверждающей ноткой заканчивается повесть «Опасное затишье».
В тексте повести Радмир Александрович Коренев использует различные изобразительно – выразительные средства. Мне понравились необычные сравнения: «облака словно белые лебеди собирались в стаю», «паровоз как резвый конёк», «озеро как серебряная чаша с серебряной водой», «дым как гривы чёрного степного коня», а глаза у Вари открывались как «цветы на утренней заре». Очень поэтично. А метафоры очень запоминающиеся: «Мысли кружили пчёлами», «солнце падало в рощу», «губы у Вари вспыхнули вишнями», «пустота закрадывалась в души людей, потерявших кров».
Эта повесть о войне и о мире, о стране и о человеческих судьбах. В ней переплетены история и реальность. Так в повести раскрывается тема любви к природе, родине, ко всему живому. Автор - противник войны: он утверждает, что «мир создан для жизни», «мир не умирает», а «война никого не должна касаться».
Мне эта повесть понравилась. В ней судьба героев тесно связана с историей страны. Лирическое и трагическое переплетено. Она актуальна. Мы живем в сейсмоопасном регионе. Повесть «Опасное затишье» Радмира Александровича Коренева напоминает о страшных днях войны и стихийных бедствиях. Она учит быть бдительными, бережно относиться к природе и нашим верным друзьям – собакам. Автор напоминает и о хрупком мире, который надо беречь.
Заочный конкурс.
1 тур.
Работа Галицкой Валерии,
ученицы 5 «Б» класса
МБОУ «Средняя школа №7»
г. Петропавловска – Камчатского.
Первый тур конкурса - это ответ на вопрос: «Что знаю я о поэте Валентине Петровиче Пустовите?»
Валентин Петрович Пустовит – это наш Камчатский поэт. В этом году 7 ноября исполнилось70 лет этому замечательному человеку, поэту и историку. Мне известно о том, что Валентин Петрович много пишет. Издано немало книг: «А душа твоя все болит, болит…», «Солнце изнутри», «Трава под снегом». Все эти книги я прочитала. Стихи очень интересные. Поэт пишет обо всем, что интересует и волнует людей нашей страны: о дружбе, об истории, о мире, о любви, о природе.
Стихи Валентина Петровича необычные, как и неповторимая природа родного края. Наш Камчатский край – это то, что вдохновляло и вдохновляет поэта по день сегодняшний.
Мне очень понравилось стихотворение «Дождь зимой». Природа словно оживает. В.П. Пустовит использует эпитеты, метафоры, сравнения и прием олицетворения. Все вместе создает неповторимую картину нашей капризной природы: «дождь вялый»… «проедает, словно моль, снега одеяло». И «дождь …снова в тучу лезет, точно в шаль старуха».
От этого стихотворения веет грустью, но есть такие строки, в которых поэт надеется на лучшее будущее, на перемены: «Может, перестанет…Он ведь несерьезный, понарошку будто». Природа оживает, это не только описание дождливого дня, чему свидетелями мы часто являемся… Природа оживает, уходит грусть и печаль: «Проглянули звезды, И луна над бухтой». Оптимизмом веет и от других стихотворений. Мне кажется, что есть перекличка со стихотворением В.А. Жуковского «Море», с творчеством поэта 19 века.
Валентин Петрович всегда работает над собой. Он стал учителем в 1967 году, работал в сельской школе до 1992года, преподавая русский язык, литературу и историю в поселке Кировский Соболевского района. Кроме преподавательской работы, был корреспондентом и писал статьи в газеты «За высокие уловы» и «Камчатская правда». С 1993 по 2006 год был директором Камчатского центра документации новейшей истории. У Валентина Петровича есть статьи о репрессированных камчатцах и о белогвардейских отрядах.
Валентин Петрович работает над «Книгой памяти». Эта книга о камчатцах, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В наши дни В.П. Пустовит- член Союза писателей России (с 2006 года). Это талантливый поэт, человек удивительной судьбы. Я горжусь тем, что мы живем в одно время, мы- современники.
Заочный конкурс.
1 тур.
Работа Силкиной Анны,
ученицы 5 «Б» класса
МБОУ «Средняя школа №7»
г. Петропавловска – Камчатского.
Первый тур конкурса - это ответ на вопрос: «Что знаю я о поэте Валентине Петровиче Пустовите?»
2014 год необычный для нашего поэта. Валентину Петровичу исполнилось в этом году 70 лет. В.П. Пустовит живет на Камчатке с 1953 года. Приехав на Камчатку, он остался здесь навсегда. Здесь прошло детство и юность, вся сознательная жизнь. Вот уже 61 год Валентин Петрович является камчатцем. Не случайно говорят, что если кто-то побывал на Камчатке и полюбил наш край чистейших родников и действующих вулканов, тот никогда не забудет этот удивительный уголок земли. Валентин Петрович всей душой прикипел к Камчатке. Она вдохновляла и вдохновляет поэта на создание интересных статей и стихотворений. В.П. Пустовит- человек, хорошо образованный. Он окончил Камчатский педагогический институт и стал учителем русского языка, литературы, истории. Эти предметы он преподавал много лет в школе поселка Кировский Соболевского района (до 1992 года). Работая в школе, он писал статьи о тружениках Камчатки, о рыбаках. Став корреспондентом, Валентин Петрович печатал очерки и стихи в газете «За большие уловы» и в «Камчатской правде».
В 1981 году издан сборник «Трава под снегом»
В.П.Пустовит хорошо знает историю нашей страны и Камчатского края. В 1993 году он возглавил Камчатский центр документации новейшей истории, был его директором до 2006 года. Особый интерес Валентин Петрович проявлял к периоду 20-30 годов: он писал о репрессиях, об отрядах белогвардейцев, исследовал малоизвестные странички истории. Он является членом редколлегии , которая работает над «Книгой памяти», в которой по крупицам собраны материалы о камчатцах, об участниках Великой Отечественной войны.
Мне понравилось стихотворение «Боль». Оно о ветеранах. С болью поэт говорит об этих скромных людях, которые ничего не просили себе никогда, даже став инвалидами. Это стихотворение мне очень близко: у нас есть ветеран, с которым мы постоянно общаемся, он для нас- человек- легенда, именно он нам рассказывал о Великой Отечественной Войне. Это Геннадий Константинович Иванов, ленинградец, человек не унывающий, наш долгожданный гость( мы приглашаем его в гости на все наши школьные праздники, навещаем его часто, ведем шефскую работу). Он тоже, как и герой стихотворения, человек скромный: «привилегий для себя не требовал». Его привлекают «дали синие, от которых глаз нельзя отнять». Приехав на Камчатку, стал моряком-рыбаком. Стихотворение учит нас быть внимательными к людям, которые завоевали победу и отстояли свободу нашей Родины. Мы, молодое поколение, не должны забывать о ветеранах и всегда быть добрыми и гуманными, заботиться о них.
Валентин Петрович Пустовит написал много стихотворений, очерков. Они изданы в разные годы, многие стихи я прочитала, и мне очень понравились. Они открывают новые странички жизни страны и края, помогают нам погрузиться в особый поэтический мир, созданный этим замечательным поэтом, получше узнать поэта, его мысли и переживания ( «Безыдейный поцелуй», «А душа моя все болит, болит…», «Солнце изнутри» - это сборники, изданные в разные годы: 1994-2006 г.).
Я поздравляю Валентина Петровича с замечательной датой – с 70-летнием и желаю долгих и плодотворных лет жизни. Для меня он - и современник, и страничка истории нашего удивительного края.
Сказки пластилинового ослика
Сказочные цветы за 15 минут
Фокус-покус! Раз, два,три!
Рисуем акварельное мороженое
Притча о гвоздях